внеклассное мероприятие Лишь слову жизнь дана
классный час (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие "Лишь слову жизнь дана" проводилось в 5 классе. Первая часть мероприятия представляет собой рассказ о том, как создаётся книга. О том, какой путь ей пришлось пройти, кто принимал участие в появлении печатного издания. Вторую часть можно сделать в форме викторины. Данное мероприятие можно провести и в 3 - 4 классах. Первая часть - остаётся без изменений, а во второй части составляются вопросы в соответствии с уровнем класса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_lish_slovu_zhizn_dana.rar1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Лишь слову жизнь дана».

(Путешествие  в прошлое книг).

Аннотация:

        Внеклассное мероприятие "Лишь слову жизнь дана" проводилось в 5 классе. Первая часть мероприятия представляет собой рассказ о том, как создаётся книга. О том, какой путь ей пришлось пройти, кто принимал участие в появлении печатного издания. Вторую часть можно сделать в форме викторины. Данное мероприятие можно провести и в 3 - 4 классах. Первая часть - остаётся без изменений, а во второй части составляются вопросы в соответствии с уровнем класса.

Цель:

- прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; убедить ребят, что книга источник знаний, которым пользуемся в жизни.

Задачи:

- знакомство с историей создания письменности и книги;

- закрепить умение выразительного чтения;

- развивать устную речь, внимание, память, чувство юмора.

Ход мероприятия:

Книга служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. В неё вмещены судьбы людей, страны и города. Она рассказывает о разных временах, о разных судьбах. Иногда о самой себе, о том, какой путь ей пришлось пройти прежде, чем она стала такой, какой мы привыкли её видеть.

Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времен  рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А еще они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги… И долгое время книги были рукописными.

Представляете, сколько уходило труда и времени на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. История русской письменности тесно связана с историей русского народа. От Киева до Новгорода, от Дуная и Днепра до Волги гремели устные сказания о богатырях. В теремах и избах рассказывались сказки, передавались исторические предания, пелись песни. В тихих кельях усердно переписывались летописи и жития, повести и хождения. Книга всегда была в почете на Руси. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни тем более книг. Все сказы про отважных воинов, все сказки про луну и солнце – все рассказывали вслух. Их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению. Народ хранил память о своих героях. Дошли до нас былина о Садко, рассказывающая о приключениях новгородского купца в подводном царстве, былина о новгородском воине-богатыре Василии Буслаеве и многие другие.  «Окном в исчезнувший мир» стали для нас берестяные грамоты. Снимая слой за слоем, археологи находят водопроводы и мостовые, мечи и шахматы, игрушки и вместе с ними – берестяные грамоты. Множество их найдено в Новгороде, Пскове, Смоленске. Новгородцы выдалбливали буквы острой костяной или металлической палочкой на куске бересты, верхнего слоя березовой коры. Чернила для рукописей делались из чернильных орешков, вишневого клея и пестрого меда. В рукописи 15 века из библиотеки Троице-Сергиевой лавры рекомендуется «…мелко истолочь чернильные орешки и просеять их через сито, затем полить кислым и пресным медом и смешать с вишневым клеем, после этого в раствор опустить 12 пластинок железа и поставить сосуд в теплое место на три дня. При этом смесь следует трижды в день размешивать, испытывая ее сладость языком и процеживать.» Цвет чернил получался настолько стойким, что не изменялся в течение столетий.
Перепиской книг занимались монахи, священники, дьяконы и «мирские люди».

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

В богатых монастырях или при княжеских дворах создавались мастерские, в которых переписывались, переводились и иллюстрировались книги. Переплеты рукописных книг изготовляли из досок, обтянутых тисненой кожей, шелком и бархатом. Богатые владельцы книг «одевали» их в драгоценные оклады из серебра, инкрустировали драгоценными камнями

Но эра летописи заканчивалась. В 1553 году по распоряжению Ивана IV, недалеко от Кремля, был построен Печатный двор. Руководителем Государственной типографии стал дьякон кремлевской церкви Иван Федоров, человек одаренный и образованный, хорошо овладевший печатным делом. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать. 1 марта 1564 года Иван Федоров выпустил первую книгу «Апостол», она была напечатана по образцу русских летописей с красивыми буквицами на страницах и заставками в начале главы. С этого дня отсчитывает свою историю отечественное книгоиздательское дело.

Просыпались по застрехам птицы,

Запевали третьи петухи.

Поднималось солнце над столицей,

Золотя шатровые верхи.

Царь спешил на стройку. Там умело

Возводили стены мастера

Для большого, для живого дела –

Первого Печатного двора.

Царский глаз, усталый, воспаленный,

Все искал: не кроется ль изъян…

Пред царем коленопреклоненный

Книжный мастер – Федоров Иван.

Царь Иван стал будто ростом ниже,

С мастером Иваном говоря,

Молодой, широкоплечий, статный,

Перед Грозным Федоров Иван

О палате рассуждал печатной:

Где поставит он печатный стан;

Пояснял он царственному тезке,

Как сушить печатные листы,

Как хранятся для печати доски

Да какие буквы отлиты…

Прочитаем один замечательный документ: рассказ английского епископа Ричарда де Бери. Этот епископ основал оксфордскую библиотеку, и вот что он пишет о посещавших ее молодых людях.

  1. «Есть школяры, которые настолько изгаживают книги, что лучше б повязали уж себе сапожный фартук и вытирали руки об него, а не о рукописи, расстилая и разглаживая их. А если приглянется им какое-нибудь место в книге, отчеркивают его грязным ногтем. Соломой пользуются для закладок. И над открытой книгой не стыдятся есть сыр, фрукты, размахивать наполненным стаканом. А если под рукой нет сумки, объедки оставляют в книгах. На книги опираются локтями и смятые тем листы разглаживают, сворачивая их в трубку вдоль и поперек… И прежде прочих из библиотеки следовало бы гнать взашей тех, кто, упражняясь в рисовании, марают поля каракулями – причудливыми буковками и мордами животных……». Все это происходило в 14 веке.
  2. «В гостях у сказки» - отгадай героя книг.

Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Библиотекарь читает загадку, дети говорят название и автора.  

Возьмите книгу в попутчики в любое путешествие, и мир распахнется перед вами во всем многообразии.

Наше путешествие подошло к концу. Мы надеемся, что книжный мир  стал ближе и понятнее. Во всех вопросах, заинтересовавших вас, вам всегда придут на помощь книги.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса

Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация  познакомит с авторами словарей и историей их соз...

Литературно-музыкальная композиция "Лишь слову жизнь дана"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции "Лишь слову жизнь дана" по повести А.С. Пушкина "Метель"  и музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова....

Сценарий Дня славянской письменности и культуры: «Лишь слову жизнь дана»

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пе...

Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана..."

Данный материала поможет учителю в проведении предметной недели русского языка и литературы....

презентация к проекту "Лишь слову жизнь дана..."

Презентация к проекту, посвященному Году литературы...

Праздник славянской письменности и культуры «Лишь слову жизнь дана»

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности, который мы празднуем завтра,24 мая. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгар...