Классный час «Каким ты будешь?»
классный час (5 класс) на тему

Чикунова Людмила Борисовна

Цель классного часа: побудить учащихся задуматься над собой как личностью; постараться привлечь внимание учащихся к произведениям современной детской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Каким ты будешь?»

Цель: побудить учащихся задуматься над собой как личностью; постараться привлечь внимание учащихся к произведениям современной детской литературы.

Оформление: отрывки из стихотворений и художественных произведений читают заранее подготовленные учащиеся.

На доске заранее написана тема классного часа.

 Учитель: Тема  нашего  сегодняшнего  классного  часа:  «Каким  ты

 будешь?» Вы уже задумывались, ребята, над этим вопросом? Или чаще спрашивали себя: «Кем я буду?»

            Какие человеческие качества нужно в себе воспитать, чтобы стать хорошим специалистом в выбранной профессии?

             Какие качества нужны лётчику?

(Смелость, находчивость, умение дружить и приходить на помощь)

            Людям каких профессий ещё подошли бы эти качества?

(Всем военным, милиционерам, шофёрам)

            Каким вы представляете себе хорошего врача?

(Добрым,  внимательным,  знающим,  решительным)

            Ваше представление об учителе?

(Строгий, справедливый, образованный, любящий детей)

           Учитель:  Видимо, как много качеств нужно вырабатывать у себя, чтобы стать специалистом в выбранной профессии. Вы наметили свою будущую специальность. У большинства из вас эти планы, наверное. Ещё изменятся, но никто не упрекнёт вас за это, не скажет, что это плохо, а вот если, раздумывая, каким стать, вы решите выработать у себя такие качества, как доброта, честность, смелость, умение дружить. А затем откажетесь от них,– это будет плохо, и никто вас не похвалит за это. Наоборот, будут осуждать.

           Учитель: Вы помните из своего раннего детства стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»?

(Учащийся читает начало стихотворения)

            Кто же помогает детям разобраться в том, что хорошо и что плохо, что правильно, а что неправильно?

(Родители, учителя, другие взрослые люди. Но главное  –  книги)

             Какие книги самыми первыми помогают различать добро и зло, развивают чувство справедливости, заставляют переживать о героях? (Сказки)

             Какие сказки вы имеете ввиду?

(«Три толстяка» Ю.Олеши, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Золотой ключик» А.Толстого, «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова и много других сказок)

              Давайте теперь посмотрим инсценировку отрывка из сказки «Золотой ключик» А.Толстого «Девочка с голубыми волосами воспитывает Буратино»

(Мальвина, Буратино, Артемон, Летучие мыши(2), Автор)

               После просмотра обсуждение поведения Буратино за столом, во время диктанта, урока арифметики: чего нельзя было делать, как именно нужно было себя вести.

               Как вы думаете, ребята, является ли Буратино примером для подражания? (Конечно, нет)

               А теперь давайте выясним, какие книги, кроме сказок, учили нас решать вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

               Вы уже выбрали себе образец для подражания?

(Ответы самые разные: Золушка (трудолюбивая), Петя Ростов (добрый, мечтательный), Том Сойер (смешные проделки героев)

               Учитель: Читая книги, следя за героями, сочувствуя одним, осуждая других, вы уже научились многому для решения вопроса «Что такое хорошо и что такое плохо?». Вы размышляете, какими вам хотелось бы быть, и, конечно, обращаетесь к книгам. Вам хочется знать, что думают по этому поводу ваши сверстники. Вот, например, Маша Никифорова из книги В.Воскобойникова «Тетрадь в красной обложке» размышляет так: «У меня нет никаких увлечений, а это очень плохо. У Вити Ягунова – есть. Стихи пишет и в шахматы играет. У Наташи есть. Она собирает фотографии киноактрис и киноактёров. Ей мама даже из-за границы привозила фотографии. Мне родители говорят, что в моём возрасте не обязательно увлекаться и нечего переживать. Ещё я по радио слышала, что главное – это, чтобы человек был хороший, а увлечения не у всех бывают. Но как же тогда человек будет хорошим, если без увлечений? Тогда ему ничего не интересно. А когда ничего не интересно, тогда уж ясно, что хорошим быть невозможно. Когда человек скучает, он, по-моему, не бывает хорошим, потому что на всех злится. И я решила заставить себя увлечься».

               Учитель: Одни из вас согласились бы с Машей, особенно те, у кого уже есть увлечения, например, рисованием, музыкой, спортом, чтением. Другие, кого всё это не интересует, сказали бы, что и без увлечений можно быть хорошим человеком. Возник бы спор. Но чтобы поспорить с Машей или согласиться, нужно прочитать книгу «Тетрадь в красной обложке», потому что размышления Маши не оканчиваются на этом. Как многим девочкам, ей хочется быть красивой, и она думает: «Вырасти бы мне такой, как Светлана, красивой. Но я бы и тогда не стала воображать, потому что главное в человеке – это ум и доброта. Об этом я вчера слышала передачу по радио».

                Ум и доброта – главное. Возможно в той радиопередаче, которую слышала Маша, звучали строки С.Я.Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». ( Запись заранее сделана на доске) Задумайтесь, ребята, над этим. Что значит – добрый ум?

                 Учащиеся: Совершая поступок, нужно думать, хорошо ли будет от него людям или нет.

                 Учитель: А бывает злой ум? Что он может сделать, если дать ему большую волю?

                  Учащиеся: Может погибнуть мир.

Учитель: Итак, поступки, которые вы совершаете, должны приносить радость людям, пользу природе, помощь школе, нашему селу, государству. Но часто бывает, что ребята ошибаются, думая, что совершают хороший поступок. Так случилось с героями фельетона писателя В.Суслова из его книги «Покладистый Ложкин». Послушайте его и подумайте, в чём ошибается каждый из них.

(Заранее подготовленные ученики читают по ролям отрывок)

«Возвращались ребята в свою деревню. Из школы домой шли. И видят: черёмуха расцвела. Как-то вся вдруг. То просто зелёная стояла, а тут – белая. Красивая! Пахучая!

Побросали ребята портфели и – на черёмуху: ура – а! Впонедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И заставила писать сочинение на тему: «Добрый ли я человек?»

Лёша Скворцов написал: «Я человек добрый. Черёмуху я маме отдал. Огромный букет!»

Наташа Познанская написала: «Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черёмуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком».

Люся Телегина написала: «Быть добрым – это значит хорошо относиться к младшим и старшим. К животным, птицам, растениям тоже. И ещё любить природу. Великий русский учёный Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны её брать. Своими руками».

Миша Русаков написал: «Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черёмуху, я залез выше всех, потому что девочкам было не добраться, и помог нагнуть макушку, и они очень испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый».

Олег Рыбин написал: «Я самый добрый. Все ломали черёмуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шёл. И черёмуху не ломал. На ней нечего было. Разве это по-товарищески: сами всё обломали и мне ничего не оставили. Я человек добрый. Я бы им оставил».

Учитель: Не правда ли, каждый думал, что поступил хорошо: один подарил маме букет цветов, другая украсила комнату охапкой черёмухи в ведре, третий взял своими руками от природы то, что понравилось, четвёртый помогал девочкам, правда сломал при этом макушку дерева, но считает зато, что он ещё и смелый. И на вопрос учительницы «Добрый я человек?» все ответили утвердительно. А как вы думаете, ребята?

(Учащиеся отвечают на вопрос учительницы)

Учитель: Отношением к природе можно во многом определить доброту человека. Сейчас мы понаблюдаем, как работает на прополке огорода герой повести В.Арро «Вот моя деревня»

«Эх, работать надо по хозяйству, гляди-ка, сорняки как на огороде бойко растут! Когда мы с мамой пололи – в субботу, а они снова отросли, что за такая порода вредная!

– Не липни, не липни, да отвяжись ты, –  это я липучке-гадючке, – отстань ты от меня, кому говорю! А ты, бурьян-барабан, давай не колись, всё равно не поможет. Ну, не проси, травка-муравка, ты выросла, не проси. Ну, что, болван-одуван, выглядываешь, думаешь, тебя не видно? Вылезай, вылезай давай, ишь какой хвостище отрастил, а ты не путайся, лук, не путайся в это дело, стой и молчи. А ты, беда-лебеда, сколько раз говорил тебе, не толпись не старайся, всё равно вырву, поди вон, ишь расслюнявилась! А это кто ещё тут? Чистотел, вон чего захотел, ну-ка лучше полечи мне цыпки. Посиди, посиди пока, крапива, доберусь до тебя, сейчас только вьюнков вытяну. Ишь вы, вьюнки-долгунки, вредные какие, распутывай вас тут, а ты, лук, помалкивай, тебя не трогают, сиди и молчи…

Я, когда сорняки на огороде рву, всегда с ними разговариваю, как будто они живые, они, конечно, живые, но ведь не слышат ничего, с ними, что говори, что не говори. Но я говорю.»

Учитель: Доброта. Что же можно сказать о человеке, который относится к природе как к живому существу, разговаривает с растениями, для каждого находит ласковое словечко, знает по имени каждую травку, знает назначение каждой из них – от какой вред, от какой польза?

Именно так любить природу учат нас книги М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского. И мы с вами узнаём из книг, что тот, кто любит природу – добрый человек.

Как хорошо дружить с умным, добрым человеком. Все ли из вас умеют выбрать друга?

Хорошо иметь надёжного друга. На чём же строятся дружеские отношения? Послушайте отрывок из рассказа А.Крестинского «Наша с Волькой борьба». Герой рассказа выбирает себе друга и ради него отказывается от двух прежних друзей. Послушайте, что сблизило его с каждым из трёх друзей.

«Однажды – в четвёртом классе это было, не помню уже, при каких обстоятельствах, – я вдруг полюбил бороться. А у меня был друг – Ким Ольшанский, очень сильный человек. И вот, как только я полюбил бороться, дружба с Кимом потеряла для меня всякий интерес. Когда я смотрел на Кима, я сразу представлял себя на обеих лопатках. Бороться с Кимом не имело никакого смысла.

А раньше я с ним дружил и подчинялся ему во всём, вырезал вместе с ним картинки из книг и журналов, наклеивал их в тетради…

Но всё это было раньше, до того, как я полюбил бороться, я понял, что с Кимом мне больше не дружить.

Был у меня ещё один друг. Звали его Ратмир. А фамилия Лях. Мы с ним сидели за одной партой, пока нас не рассадили за вечный смех. Мы вечно смеялись.

У этого Ратмира Ляха был знаменитый отец. В молодости он бежал из царской тюрьмы.

Ратмир был очень хороший друг. Я любил сидеть за столом рядом с его знаменитым отцом, кушать разные восточные сладости и пить из большой пиалы крепкий, подёрнутый дымкой чай. Как только я полюбил бороться, он был маленький, как первоклассник. Я борол его одной левой, да притом опасался, как бы не переломать ему косточки.

И, наконец, был у меня ещё один друг – Волька, Воля, Вольдемар. Каждый раз, когда мы с ним встречались, мы боролись. Оба, нескладные, неловкие, мы пыхтели, шумно ворочались, вокруг падала мебель, если борьба происходила в комнате. И никто никого не побеждал. Силы у нас были равные…

Так мы дружили и боролись, не в пример другим, без всяких ссор, никто никого не побарывал – вечная ничья. Каждый день мы вставали с мыслью: «Сегодня!» Каждый вечер ложились с надеждой: «Завтра!» Это была прекрасная дружба. До сих пор мне радостно вспоминать о ней».

Учитель: Вопрос о выборе друга – очень важный вопрос. Умение дружить – одно из главных качеств человека. В размышлении над этим вопросом вам помогут книги писателей Г.Галаховой «Лёгкий кораблик – капустный листок» и А.Котовщиковой «Дядя Икс», большая интересная книга Р.Погодина «Рассказы о великих людях и хорошей погоде», книга Б.Алмазова «Самый красивый конь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "какие проблемы ждут нас после школы и как к ним подготовиться"

Классный час для учащихся 9,11 классов. Цель: повысить у учащихся готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выявить склонности учащихся к видам деятельности, знак...

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

Презентация на МО классных руководителей."Какие мы класссные руководители?"

Презентация на МО классных руководителей."Какие мы класссные руководители?"...

Классный час "Какое счастье - дружба!"

Цель данного классного часа -  раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства....

В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"

Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....


 

Комментарии

Чикунова Людмила Борисовна

Цель классного часа: побудить учащихся задуматься над собой как личностью; постараться привлечь внимание учащихся к произведениям современной детской литературы.