Внеклассное мероприятие "Моя профессия - воспитатель"
методическая разработка по теме

 

Данное мероприятие направлено на формирование  понимания сущности и социальной значимости профессии воспитатель, знаний о свойствах и качествах личности, необходимых будущему воспитателю.  Это тем более важно для начинающих педагогов, чей выбор профессии бывает случайным.Выбранная форма тренинга позволяет развивать у студентов умение оценивать свои качества личности с точки зрения выбранной профессии,  самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, умение работать в команде.Используемая в мероприятии презентация позволяет иллюстрировать тренинг, поддерживать интерес к обсуждаемой теме.Рассчитана на обучающихся  начальных курсов колледжа, выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также может быть использована классными руководителями для формирования профессиональной направленности будущих воспитателей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya__professiya__-_vospitatel.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБОУ СПО КИНЕШЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка внеурочного мероприятия  

«Моя профессия  - воспитатель»

Сивагина Е.Ф.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

2012

Технологическая карта мероприятия

Цель:  формировать  понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, к ней устойчивый интерес к ней;

формировать знания о свойствах и качествах личности, необходимых будущему педагогу;

развивать умение оценивать свои качества личности с точки зрения выбранной профессии,  самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

развивать умение работать в команде.

Форма: педагогический тренинг.

Методы: беседа, работа в командах, обсуждение.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточные карты для команд и индивидуальные для студентов.

Литература: Красницкая Г.С. и др. Практикум по дошкольной педагогике. -М., Академия, 1997 г.

Сценарий:

        Слайд 1. Тема сегодняшнего классного часа «Моя профессия - воспитатель».

Однажды, в автобусе мне довелось услышать разговор девочки примерно 6 - 7 лет и её мамы. Девочка сказала: «Мама, когда я вырасту, я буду воспитателем!» Мама: «Это очень сложная работа, надо много учиться!» На что ребёнок возразил: «Только ругай да наказывай!».

        Очень своеобразное впечатление о воспитателе сложилось у ребёнка. Действительно ли это так, как говорит ребёнок? (выслушиваю ответы студентов, прошу их мотивировать свою точку зрения).

        А действительно, каким же должен быть воспитатель, чтобы не получить подобного отзыва? Какое лицо у этой профессии? В чём сущность профессии воспитатель, какие  качества личности, необходимые педагогу в его работе. В какой степени эти качества выражены у вас?

 Для того чтобы ответить на поставленные вопросы,  чтобы вы сознательно готовили себя к выбранной профессии,  для того, чтобы вы не были воспитателями, которые «которые только ругают и наказывают» мы  отправимся в путешествие в мир профессии воспитатель.

Для удобства  разделимся на команды – экипажи по 4 человека (деление на команды). В каждой команде, пожалуйста, выберите организатора  - командира экипажа. Для каждого экипажа приготовлена карта маршрута, которую экипаж заполнит во время путешествия. (Приложение 1) Заполнив эту карту, вы получите научную характеристику труда воспитателя.

Поможет нам в нашем путешествии дифференциально - диагностический опросник (ДДО), разработанный специально  в области психологии профессий Климовым Е.А.

        Слайд 2. Согласно дифференциально-диагностическому  опроснику Климова Е.А. любая профессия может быть охарактеризована по 4 параметрам:  предмет труда, цель труда, орудия  труда, условия труда.

Дадим  характеристику  профессии воспитатель по этим параметрам.

Слайд 3. Рассмотрим предмет труда .

Предмет  труда – это то, на что направлен труд человека. Существует 5 сфер человеческой деятельности и соответствующие им  5 типов предметов труда: природа; техника; человек; знаки; художественный образ.

        Представьте себе воспитателя, которого и дети любят, и родители уважают, и педагогический процесс идёт успешно, да и самому воспитателю работа в радость.         Как вы думаете, что является в его работе главным - природа, техника, человек, знаки, художественный образ? Что на первом, втором местах? Что на последних?  Попробуйте в 1-й колонке записать это, начиная с самого главного предмета труда воспитателя и кончая наименее важным предметом труда воспитателя? (экипажи  обсуждают и заполняют первую колонку)

Слайд 4. Что у вас получилось? (капитаны представляют результаты обсуждения в своих командах, ответы обсуждаются, обосновываются, можно предложить сравнить идеального воспитателя с реальными склонностями студентов, наметить пути их совершенствования). Конечно же, на первом среди предметов труда воспитателя стоит человек. Но кроме этого в работе с детьми воспитатель в равной степени использует природу и художественные образы (например, литературы, музыки). Приобщая детей к математике,  родному языку и многому другому воспитатель обращается к знаку. И конечно же, современных детей трудно представить без техники. Но среди этого самое главное – это человек.

Слайд 5. Что является целью труда? Цель труда – это тот результат, к которому стремится в своей работе человек.

Однажды был проведён опрос среди первокурсников педучилища. Их спросили «Что, по их мнению, делает воспитатель ДОУ?» Многие ответили: играет, гуляет с детьми, кормит их, укладывает спать и т.д. Конечно, это так, но и не так. Воспитатель - профессионал не просто гуляет с детьми. В своей работе воспитатель решает определённые цели.

        Существует 3 класса целей труда:

  1. Познавательные (гносиологические). Для воспитателя это изучение детей, оценка знаний и умений дошкольников, определение их возможностей, их состояний.
  2. Преобразующие задачи. Для воспитателя это изменение уровня обученности и воспитанности ребёнка, формирование их черт и качеств личности.
  3. Изыскательские задачи. Для воспитателя это постоянный поиск и нахождение наилучшего решения воспитательно-образовательных задач.

Во 2-й колонке разместите эти цели в порядке их осуществления. (обсуждение в экипажах).

        Слайд 6. Что у вас получилось? (ответы обсуждаются, обосновываются).  Вероятно, работа с детьми начинается с их изучения. Затем педагог выбирает способы работы с детьми, исходя из их особенностей. И только после этого приступает к воспитанию и обучению детей.

        Слайд 7. Что является орудием труда воспитателя?

Под орудием труда понимают то, чем работает человек, что усиливает его профессиональные возможности и способности. Существуют следующие группы орудий труда:  

  1. ручные инструменты,
  2. машинные (станки с ручным управлением, машины, компьютеры), автоматические (автоматизированные системы),
  3. функциональные (внешние :выразительные средства поведения, речи, организм человека) и внутренние (входящие в сознание, удерживаемые в памяти зафиксированные в речи правила, принципы, планы  методики).

        Слайд 8. Чем пользуется воспитатель? Запишите свой ответ в 3-й колонке, начиная с наиболее возможных орудий труда воспитателя. Что у вас получилось? (ответы обсуждаются, обосновываются). Конечно же основные орудия труда воспитателя – это функциональные орудия труда. Очень часто приходиться пользоваться ручными орудиями труда. Использует воспитатель и машинные орудия труда (например, технические средства обучения). И практически не используется автоматические орудия труда.

Слайд 9. Условия труда воспитателя

Все  условия труда подразделяются на 4 больших группы: бытовые, открытый воздух, необычные (по землёй, под водой и т.д.), повышенная моральная ответственность.

        В 4-й колонке перечислите условия труда, в которых приходится работать воспитателю, начиная с наиболее значимых.

Слайд 10. Что у вас получилось? (ответы обсуждаются, обосновываются). Главное, что характеризует условия труда воспитателя – это повышенная моральная ответственность.  Трудиться же воспитателю приходиться в привычных для детей  бытовых условиях ДОУ и бывать с ними  на свежем воздухе. А вот в необычных условиях воспитателю трудиться не приходиться.

        В результате нашей работы каждый из вас получил своего рода карту, характеризующую профессию воспитатель.

        Это профессия, где . . . (прошу студентов закончить характеристику, опираясь на полученную таблицу)  главный предмет, на который направлен труд воспитателя – это человек. В своей работе воспитатель решает гносеологические, изыскательские и преобразующие цели. Преимущественно в своей работе воспитатель пользуется функциональными орудиями труда и работает в условиях повышенной моральной ответственности.

        Каждая из характеристик профессии воспитателя требует от него соответствующих качеств личности. Давайте попробуем определить, каких качеств  требует от воспитателя предмет, цели, орудия, условия труда воспитателя. Сейчас в составленных вами картах в каждой колонке впишите по 5-10 качеств  личности воспитателя, необходимых воспитателю, связанных с предметом, целями, орудием, условиями труда воспитателя. (Ответы обсуждаются. Вместе со студентами заполняется 11 слайд, используется интерактивная доска или компьютер).

        Итак, мы с вами обсудили особенности труда воспитателя, каким должен быть воспитатель. Переоценить значение труда воспитателя очень трудно! Слайд 12.

А сейчас попробуйте оценить, какие из названных качеств необходимых воспитателю есть у вас, оцените степень его выраженности. Если есть, то впишите его в индивидуальную таблицу из общей и попробуйте, используя десятибалльную систему, оценить степень выраженности этого. Максимальное выражение – 10 баллов и далее по уменьшению качества у вас. Если нет то ставьте  «-» на индивидуальных картах. (Приложение 2).

        Посмотрите, чего больше? Чего не хватает?

        Сделайте вывод насколько вы готовы к выбранной профессии, сколько ещё предстоит освоить и работать над собой, чтобы стать настоящим воспитателем, которого будут любить дети.

Что нового вы узнали сегодня на классном часе о выбранной профессии, о себе? Повлиял ли сегодняшний классный час на ваше отношение к выбранной профессии? Каким образом?

  Надеюсь, что сегодняшний классный час помог вам лучше узнать свою профессию, и определить своё место в ней.

Приложение 1

Предмет труда

воспитателя

Цель труда

воспитателя

Орудия труда воспитателя

Условия труда

воспитателя

Качества личности воспитателя

Связанные с

предметом труда

Связанные с целью труда

Связанные с орудиями труда

Связанные с условиями труда

  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. …....

  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. ……
  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. …....
  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. …....

Приложение 2.

Качества личности воспитателя, которые есть у меня.

Связанные с

предметом труда

Связанные с целью труда

Связанные с орудиями труда

Связанные с условиями труда

  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. …....

  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. ……

  1. ……
  2. ……
  3. ……
  4. ……
  5. ……
  6. ……
  7. ……
  8. ……
  9. ……
  10. …....

1.……

2.……

3.……

4.……

5.……

6.……

7.……

8..……

9.……

10.…....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Моя профессия - воспитатель"

Эссе на тему: “Моя профессия – воспитатель».      Данное эссе я написала, когда представляла себя на конкурсе «Воспитатель года 2007» .      Когда меркнут дне...

Моя профессия - воспитатель

             Из опыта моей педагогической деятельности. Каким должен быть педагог – воспитатель?       Знания, полученные  в институте, ма...

Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»

      Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответств...

Эссе "Моя профессия-воспитатель школы-интерната"

В этой работе, которую я готовила на конкурс профессионального мастерства,мои рассуждения о формировании человека, педагога, его роли и значении....

Моя профессия – воспитатель (эссе)

Эссе воспитателя интерната...

"Защита профессий" Воспитатель.

Сценарий агитбригады на конкурс "Защита профессий"...

Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"

Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"...