Деловая исследовательская игра "Школьная перепись населения"
методическая разработка (8 класс) по теме

Наянова Валерия Владимировна

  2010 год – год переписи населения в России. Эту информацию ребята слышали не раз,  как на уроках географии, так и из средств массовой информации. Но показать всю актуальность данного процесса, раскрыть его важность для дальнейшего планирования и стратегии развития любого государства,  можно было лишь, смоделировав  данный процесс, представив в роли Государства родную школу. 

Цель: Сформировать представление о процессе  переписи населения и её значимости в жизни любого государства.

Задачи:

Образовательные:

1.      Выявить основные причины   проведения переписи населения в стране;

2.      Раскрыть актуальность проведения данной процедуры;

3.      Определить подлинную пользу данной информации для школы.

Развивающие:

1.      Планирование работы в группе и умение распределять обязанности;

2.      Уметь  анализировать проделанную работу и оценивать работу товарищей;

3.      Собирать, обобщать и выделять главное в собранной информации;

4.      Уметь проводить анкетирование, опрос, интервью, вести беседу, проводить презентацию по результатам проделанной исследовательской работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ села Бутурлинка

 Екатериновского района Саратовской области

Деловая  исследовательская игра «Школьная перепись населения »

Цель: Сформировать представление о процессе  переписи населения и её значимости в жизни любого государства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить основные причины   проведения переписи населения в стране;
  2. Раскрыть актуальность проведения данной процедуры;
  3. Определить подлинную пользу данной информации для школы.

Развивающие:

  1. Планирование работы в группе и умение распределять обязанности;
  2. Уметь  анализировать проделанную работу и оценивать работу товарищей;
  3. Собирать, обобщать и выделять главное в собранной информации;
  4. Уметь проводить анкетирование, опрос, интервью, вести беседу, проводить презентацию по результатам проделанной исследовательской работы.

В роли исследователей выступают учащиеся 8 класса в рамках  изучения географии России при прохождении  темы «Население».

Класс разделился на рабочие группы:

  1. Переписчики;
  2. Фотографы;
  3. Группа компьютерной обработки информации;
  4. Редколлегия;
  5. Оформители.

Применяемые виды проектной деятельности:

-информационная;

-исследовательская;

-творческая;

- ориентированная на практику;

-направленная на создание социально – значимого продукта, которыми, в  частности, могли бы воспользоваться учащиеся, учителя и администрация школы.

Содержание  исследовательского  проекта

   2010 год – год переписи населения в России. Эту информацию ребята слышали не раз,  как на уроках географии, так и из СМИ. Но показать всю актуальность данного процесса, раскрыть его важность для дальнейшего планирования и стратегии развития любого государства,  можно было лишь, смоделировав  данный процесс, представив в роли Государства родную школу. Практика проведения подобной игры у нас уже есть, мы так же проводили её в год последней переписи -  в 2002 году. Все ребята были проинформированы о предстоящей процедуре собственно самими переписчиками, а так же рекламой, листовками, объявлением на общешкольной линейке.

Для начала нам захотелось узнать:

  1. Кого в школе больше – мальчиков или девочек;
  2. Сколько голубоглазых, кареглазых и сероглазых;
  3. Кто преобладают - русые, рыжие, брюнеты.
  4. Ваш любимый  предмет в школе.
  5. Ваше любимое блюдо в столовой.

   Начав с таких полушуточных вопросов, мы решили исследовать и другие особенности жизни школьников. В нашу перепись мы включили как «классические» переписные вопросы, так и вопросы, которые по своему содержанию относились скорее к сфере социологических анкетирований и опросов. Мы составили свой переписной лист. (Приложение 1.) Нужно отметить, что опрос был условно анонимным, т. е. о самом «хозяине» ответов данного переписного листа знали только переписчики, но разглашать информацию они не имели права, с ребятами была проведена предварительная инструктивная беседа.   Инструкция для ребят так же предусматривала добровольность участия респондентов  в данном проекте: кто - то мог и  отказать нам в предоставлении своей информации. Очень важна тактичность и деликатность, уважение и соблюдение прав любого человека на своё мнение, свой образ жизни. Участникам опроса мы объяснили, что сведения о них нужны не сами по себе, а для составления массовой, больше обобщённой картины всей школы.

  Процесс сбора информации занял 4 дня.  Переписчики распределили между собой классы, которые они опрашивали. Девочкам достались младшие школьники, мальчикам посмелее – старшеклассники. Учитывая небольшой контингент учащихся нашей школы,  и дружелюбное отношение детей друг к другу -  противников опроса не было ни одного. Все отвечали на вопросы с интересом, ведь они фактически «играли» во взрослую жизнь. Но обработать информацию оказалось сложнее. Не так -  то просто,  было  из  массы ответов,  выбрать самые популярные и наиболее  часто встречающиеся.

Итоги и выводы

Обработанная в ходе работы информация показала следующие результаты:

  В нашей школе мальчиков больше, чем девочек. Результаты переписи 2002 года показали  те же самые результаты.

 Изменение национального состава населения России – одна из немаловажных проблем государственного уровня. По данным нашей статистики, около 97 % учащихся нашей школы – русские. Оставшиеся 3 % - украинцы, лезгины, и дети от смешанных браков.

  Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, мы выяснили, что среди них  преобладают русские, но отмечаются украинцы, молдаване, лезгины, мордва. А некоторые дети вообще затруднились ответить на этот вопрос.

  Людям нужно с детства прививать уважение к чужой культуре, дабы не возникало чувства, что люди другой национальности заведомо хуже. К этому же разделу можно отнести вопрос о вероисповедании. 100% ребят ответили, что они христиане. Отношение ребят к людям другой религии показало следующие результаты: 55% относятся к ним хорошо, 30,3% - нейтрально, в некоторых ответах просматривалось негативный настрой.

  Мы решили выяснить у ребят их отношение к такой злободневной теме, как преподавание Истории Религий в школе. 40 % учащихся отнеслись бы к этому хорошо,   27 % - плохо, остальные ответили, что отнесутся к этому «нейтрально».

  На вопрос, о желании изучать какой – либо иностранный язык почти 50% учащихся ответили, что английский, есть желающие изучать французский, и даже китайский.

   Демографическая ситуация в стране заставляет задуматься о будущем каждого из нас. Когда вопрос коснулся количества  родных братьев и сестёр наших ребят, то, как и ожидалось, в большинстве семей их оказалось не больше одного, т.е. семьи имеют по два ребёнка (57,5 %), один ребёнок – 18%, четверо детей-  6 %, трое детей – 12%, у одного только  десятиклассника оказалось 12 братьев и сестёр.

  Перепись так же показала занятость и образование родителей наших учащихся. Их средний возраст- 40 лет. Образование преимущественно среднее профессиональное. Большинство работающих  родителей заняты в бюджетной сфере: учителя, социальные работники. Папы работают, в основном, у индивидуальных предпринимателей. Конечно же велика доля безработных, родители пенсионеры только в одной многодетной семье. Но хочется добавить  к пройденным пунктам то, что, к сожалению, не все дети достаточно хорошо знают свою семью, занятия своих родителей, и даже их возраст. Над этим вопросом невольно задумываешься: если ребёнок не знает своей семьи, то что же дальше?..

  Оценку работы школы дали ответы ребят на вопрос о любимых предметах, внеклассных мероприятиях, желания или наоборот отсутствия такового посещать школу. Выяснилось, что большинству ребят нравится ходить в школу, потому что можно общаться с друзьями на переменах. Многие обосновывают положительное отношение к занятиям тем, что хотят стать образованными детьми. Некоторые школьники считают, что тут весело, интересно и приятно проводить учебное время.

  Ученикам не нравится, что занятия начинаются очень рано, некоторые жалуются на скучные уроки, выполнение домашнего задания и т. д. 25% учащихся устраивает в школе всё.

  Что касается внеклассных мероприятий, то ребята отметили мероприятия с использованием ИКТ, мультимедиа ит.п. Любят ребята тематические вечера, походы. Одним из наиболее популярных ответов оказался –«Занятия в спортивной секции». Самыми любимыми школьными предметами оказалась физкультура – 42%. На вопрос – почему? – они отвечали: «Не нужно писать, читать, учить уроки». Отмечались уроки географии, химии, информатики, алгебры, музыки.  

Мы решили так же узнать, нравится ли школьникам питание в нашей столовой. Что же хотят есть ученики? По данным нашей переписи, из всех блюд в меню 33,3% учеников больше всего  любят макаронные изделия с сосиской, 18% - суп, 12% - пшённую кашу, 10% - щи, 6%-картофельное пюре. Но ребята, как говорится, в кулуарах, отмечали, что в субботу они ходят голодными, так как столовая не работает, а уроков, как и в остальные дни по 6.

  Нас так – же заинтересовало любимое занятие ребят в свободное от учёбы время и планы в выборе будущей профессии.

  У 21%ребят любимое занятие – это простое  слушание  музыки, у 15% опрошенных – играть в компьютерные игры, столько же – рисовать, 12% ребят  занимаются спортом, 10% - рыбачить и т. д.

   В выборе профессии ребята показали себя так же  оригинально. Оказалось, что дети хотят овладеть 15 различными профессиями. Есть желающие стать врачом, поваром, ОМОНовцем, милиционером, космонавтом, следователем, учителем математики, парикмахером, режиссёром, менеджером, дизайнером, певицей, и просто известным человеком.  Проанализировав эту информацию, мы можем сделать вывод, что большинство школьников следуют при выборе профессии не коммерческим целям,  а зову сердца и творческому порыву.

  49% учащихся не скрыли от нас своей заветной мечты. Желания были самыми разнообразными: у старшеклассников – получить права на вождение автомобиля и конечно же приобрести сам автомобиль; для 15% - учиться на «5» и получить высшее образование; для 12% - побывать в космосе. Были желания стать художником, сходить в цирк, быть богатым, стать военным, полетать на самолёте и т.д.

   Выходя уже за рамки школы, те же восьмиклассники,  обратились в сельскую Администрацию с просьбой о предоставлении информации о населении всего села по данным на конец 2009 года. Нам не отказали и любезно предоставили нам интересные цифры и факты.

Социокультурный состав населения села Бутурлинка

Всего -384 человека

Из них женщины – 198

Мужчины -  186

Трудоспособное население – 124

Количество детей от 1,5 года до 6,5 лет – 13

Количество учащихся – 33

Пенсионеры – 95

Из них по старости – 88 человек

По инвалидности – 7 человек

Социальная пенсия – 1 человек

Участники ВОВ – 2 человека

Вдовы ВОВ – 4 человека

Ветераны труда – 31 человек

Численность детей в многодетных семьях от 0  до 3 лет -0

От 18 до 23 лет -3 человека

Обучающихся в ВУЗах- нет

Инвалиды: всего- 18 человек

Из них 1 гр. -2 человека

2 группы- 11 человек

3 группы – 5человек

Инвалиды детства – 2 человека

Из них по общему заболеванию – 2 человека

Трудовые  увечия – нет

Численность работающих – 110 человек

Стоят на учёте в службе занятости – 2 человека

Родилось – 2 человека

Умерло – 11 человек

  В заключении,  мы спросили у ребят о самом красивом, на их взгляд, месте нашего села. Ответы, как и ожидалось, содержали элементы неповторимой природы наших окрестностей: река Сердоба, лес, поля, парк Победы.

 По итогам проведенной переписи был организован, своего рода, творческий отчёт перед всеми респондентами,  в ходе которого указывались цифры, наиболее популярные ответы, схемы, диаграммы, фотографии. Нас слушали с огромным интересом. За проделанную исследовательскую работу учащиеся 8 класса были награждены грамотой.

Заключение

  Эксперимент вызвал бурную  положительную реакцию самовыражения не только у, собственно,  вовлечённых в работу ребят, но и  у всех тех, кто был к этой работе причастен: с 1 по 11 классы. Все ученики 8 класса, проводившего перепись,  работали с интересом,  самоотверженно, как одно целое. В ходе работы вырабатывались некоторые личностные качества: инициативность, умение работать в группе, признание прав каждого на индивидуальное мнение, стремление к лучшему результату.

   Такого рода мероприятия объективно могут показать картину,  начиная от внутренних и семейных проблем ребёнка,  до проблемы собственного самоопределения, особенно для старшеклассников, ведь многие из них, изучая экономическую географию,  оказываются совершенно не готовыми к встрече с реальной экономикой, в её конкретных, для них, проявлениях. Ведь не секрет, что одной из причин неудач на рынке труда является отсутствие у  выпускников адекватных представлений о будущей профессии, ведь зачастую они выбирают её в последний месяц – два занятий. Наша перепись заставила уже сейчас найти в себе «тягу» к какой – либо профессии,  задуматься о своей профессиональной предрасположенности.

  Обработанная информация полезна так же и для дальнейшего планирования работы школы, учитывая пожелания ребят. Ведь как было отмечено выше – мы моделировали работу Мини – Государства – Школы. Наша задача смоделировать и осуществлять работу школы,  направленную на удовлетворение пожеланий учащихся. В ребятах нужно  с раннего детства воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, в результате появится интерес к школе, к знаниям.

   В ходе проекта была достигнута главная цель – сформировано представление  о переписи населения и её немаловажности в жизни любой страны, а вернее в её планах, стратегиях, политики внешней и внутренней,  и многое, многое  другое.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перепись населения как важнейшая форма его учета"

Этот материал можно использовать при прохождении темы: "Население России"...

Перепись населения: события, факты, комментарии.

В работе описывается история переписи населения в нашей стране. Более побробно анализируется перепись 2010 года. Ученица провела исследование как проходил этот процесс в своем районе и селе, а также п...

проект "Перепись населения в школе №3 г. Гусь-Хрустальный"

Данный проект мы выполняли с учениками 9 классов, было интересно узнать о том, какие мы разные. Также окунулись в истории переписи в России, и изучали статистические данные о переписях населения...

Всероссийская перепись населения – не игра

29 сентября 2010 годабыл проведен классный час в 6 Б классе на тему «Всероссийская перепись населения – не игра»....

Исследовательская работа "Перепись школьного населения"

Был проведён опрос учащихся школы № 24 среди среднего и старшего звена. В нём приняли участие 142 человека. Они ответили на 13 вопросов. Авторы обработали результаты, сравнили и сделали свои выводы....