Внеклассная работа по предметам естественнонаучного цикла.
статья по теме

Сурина Ольга Юрьевна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по предметам естественнонаучного цикла.

Как  повысить  интерес учащихся к изучению школьных предметов?
Этот вопрос интересует многих учителей.
Один из  путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая  является неотъемлемой  составляющей учебно-воспитательного процесса.
Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников  возникает желание изучать предметы и после звонка.
Внеклассная работа по предметам имеет важное  воспитательное и образовательное значение.
В чем заключается идея, которую я хочу Вам представить сегодня? С одной стороны мое выступление это рассказ о довольно давно известной и распространенной форме внеклассной работы, которая применяется в разных школах – предметная  неделя. С другой стороны, я хочу представить не просто форму внеклассной работы, а отношение к ее реализации, которое мы формируем и у учеников, и у учителей.

 Предметные недели – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества учителей и учеников, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами, позволяют выявить одаренных школьников, воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности. 

В нашей школе предметные недели получили широкое  распространение и  проводятся по всем предметам. Мы знаем, что это непросто; мы знаем, насколько длительной, тщательной и продуманной должна быть подготовка. Но мы знаем и видим результат, поэтому и занимаемся этим

Для того  чтобы предметная неделя прошла удачно, необходимо:

  1. определить цели, задачи мероприятий, их содержание;
  2. определить направления деятельности  учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;
  3. составить план проведения Недели, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и ответственные.

При составлении плана Недели необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся к планированию Недели можно и нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывая их интересы, вопросы, предложения и пожелания.

Прежде всего, бесспорно, нужно подумать, для чего, с какой целью эта Неделя проводится.

Цели недели предметов ЕНЦ

 – развитие интереса к изучаемым предметам;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Задачами предметной недели являются:

  1. совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  2. вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;
  3. выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

Планирование недели.

Предлагаем вашему вниманию планы проведения Недели  предметов ЕНЦ, которые были воплощены в жизнь  в нашей школе.( Приложение)

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся. Учителя школы включают в план Недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с первого по одиннадцатый классы.

Хотелось бы отметить, что план Недели составляется на заседании МО учителей ЕНЦ.

С чего мы начали? При планировании предметной недели выбрали основную тему, идею, вокруг которой строится дальнейшая работа, продумали оформление недели: плакаты, доклады, рефераты, творческие работы, модели, презентации, флеш ролики, мероприятия для каждой параллели, общешкольные дела .

Каждый день предметной Недели был спланирован так, что он включал  мероприятия и по химии, и по биологии, и по физике, и по географии, и по экономике; различные формы работы. Они, как известно, привлекают школьников своей познавательной стороной и эмоциональной насыщенностью.

Опыт показывает значительно большую эффективность тематических недель, так  как в этом случае появляется возможность сконцентрировать материал одной темы и реализовать его в разнообразных формах внеклассной работы.

О проведении предметной недели учащиеся извещаются заранее, подготовка ведется  заблаговременно( за 3-4 недели).
О начале недели школьников извещают объявления во всех кабинетах естественнонаучного цикла и на информационных стендах, в которых помещается  план мероприятий.

В настоящее время очень много разработок различных мероприятий, открытых уроков можно прочитать в газетах, журналах, методической литературе, но в данном случае следует  быть осторожным  и не надо браться сразу за множество форм работы, мероприятий. На первый взгляд, все кажется интересным, разнообразным, но каждое мероприятие, каждый день «Парада естественных наук», и даже каждый час требует большой подготовки и продуманности. Необходимо рассчитать свои силы и силы детей. План Недели должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца. В противном случае у учащихся появляется неверие в реальность намеченного, исчезает интерес к работе.

Большое значение играют современные информационные технологии, они могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и проведении Недели.

По итогам предметной недели:

  1. определяются победители различных конкуров и викторин,
  2. наиболее активные участники награждаются памятными призами или грамотами;
  3. проводится набор учащихся в НАНО;
  4. проводится опрос, с целью выяснить, какие мероприятия особенно понравились, вызвали наибольший интерес

По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ прошедших мероприятий, организованных в ходе предметной недели. Определяются положительные и отрицательные моменты («успехи» и «неудачи»). Ставятся цели и задачи на дальнейшую работу по подготовке к следующей предметной неделе.

Хочу подчеркнуть, что проведение предметной недели – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели естественных наук  между учителями и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Руководящая роль учителей заключается в следующем:

  1. определение содержания работы;
  2. постановка учащимся заданий;
  3. указание основных источников получения знаний;
  4. помощь в выборе форм работы;
  5. консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
  6. изучение совместно с учащимися полученных ими сведений;
  7. участие в оформлении собранного учащимися материала;
  8. использование этого материала в учебной работе.

При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.

Утвержденным девизом было: «Удивление! Разнообразие! Творчество!»

В заключении хочется поблагодарить учителей, без  активно участия которых проведение описанных недель было бы невозможно. Большое спасибо замечательным творческим   коллегам  Ярочкиной С.И., Малыхиной В.А., Коваленко Н.П., Сивогривовой Н.Н., Киселеву Е.Д., Власенко В.М.    

Мы надеемся, что предметные недели станут для Вас и ваших учеников ярким и  интересным событием в учебной жизни

Приложение

Дата

Мероприятие

Класс

15.11.10

Презентация предметной декады.

1-11

16.11

«Чудеса химии».  Экскурсия в кабинет химии.

4

«Угадай-ка».  Конкурсы по биологии.

5-11

17.11

Экспозиция фотографий домашних животных «Зверье мое»

5-11

«Занимательная география» викторина

7

Районный тур олимпиады по экологии.

9-11

18.11

Посвящение в химики - «Чемпионат Национальной Химической Лиги».

9

19.11

Выставка книг «Вокруг химии, биологии, географии».

1-11

Конкурс «Лучшая тетрадь».

2,6,7,8

21.11

Районный тур олимпиады по экономике.

9-11

22.11

Галерея  «Цветы своими руками».

9-11

Выставка «Осенний этюд».

23.11

Урок «Учимся летать самолетами».

Внеклассное мероприятие «Невозможное возможно» (по предметам химии, биологии, физической культуре).

10

Экскурсия в кабинет биологии.

3

24.11

Игра «Последний герой».

8

Смотр «Самый Зеленый кабинет».

7-11

Районный тур олимпиады по биологии.

7-11

25.11

Акция «25 ноября – День отказа от курения».

1-11

«Исследование обитателей водоема» - представление проекта.

6-11

26.11

Внеклассное мероприятие «Виртуальное путешествие».

5,10,11

Районная экологическая конференция.

11

Дата

Мероприятие

Класс

10.11.10

Презентация предметной декады.

1-11

Конкурс «Весь мир в кармане»

5-11

Исследовательская работа «Тяжел ли школьный портфель?»

1-11

«Знаток химии» олимпиада.

8

«Своя игра» по предметам естественного цикла

10-11

Оформление стендового сообщения, посвященного 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

9

Просмотр видеофильма «Михайло Ломоносов».

1-11

11.11

Смотр «Самый Зеленый кабинет».

5-11

Экскурсия в институт токсикологии «Биология -наука XXI века».

7

Презентация «История табака».

9-11

Выставка творческих работ «Такая разная мозаика».

1-9

«Я знаю о Ломоносове» -виртуальная викторина

5-11

14.11

Конкурс «Лучшая тетрадь».

2,6,7,8

Первое заседание школьного научного общества «НАНО».

8-11

Представление проекта по экологическому направлению работы.

7-11

«По страницам научно-популярных журналов» устный журнал.

7-11

«Что такое нано?» - презентация.

11

15.11

«Здравствуй, физика!»

1-11

Посвящение в химики - «Чемпионат НХЛ».

2,6,7,8

Лекция геолога - тема «Минералы».

8

Районная научно-практическая конференция.

7-11

16.11

Экскурсия в мир естественных наук.

3-4

Диспут «Прививки: за и против».

8

Презентация «300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова»

5-11

17.11

Викторина «Занимательная география».

7

Экспозиция фотографий «Мое незабываемое путешествие».

5-11

Конкурс рисунков «Пернатые друзья».

5-7

18.11

Демонстрация видеоролика «Бросай курить».

5-11

Эколого-этическое мероприятие «Береги все живое»

5

Подведение итогов предметной недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

Статья «Интегрированные уроки биологии с предметами естественнонаучного цикла»

Предлагаю вашему вниманию теоретический материал по интеграции в современной школе....

Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.

Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии  и химии....

Образовательный проект "Интеграция предметов естественнонаучного цикла"

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естес...

Декада предметов естественнонаучного цикла

Сценарий открытия декады предметов естественно - научного цикла...

Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла

    Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...