Материал для внеклассной работы "Математика и оборона страны"
материал по теме

Леденева Надежда Васильевна

В данном  материале показывается ,как можно использовать возможности предмета математика  для патриотического воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_oborona_strany.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»

Математика  и оборона страны.

Материал для внеклассной работы по математике.

Подготовили учитель математики  Леденева Н.В.

                                          Ст.Новотроицкая 2010г.

      История  Великой Отечественной войны показала, что математика сыграла  большую роль в осуществлении оборонной  мощи  нашей  страны и играет огромную роль  в повышении  оборонной  мощи в настоящее время.

     Начало использования математических знаний в военном  деле относится к глубокой древности. Известно, что в Древнем Вавилоне  арифметические  сведения  употреблялись при подсчете необходимых запасов для армии, геометрия  использовалась  при  строительстве  укреплений и при подсчете  объема  необходимых земляных работ. В знаменитом  диалоге  Платона «Государство»  говорится о том, что  арифметика  и геометрия  необходимы  каждому  воину. «Арифметика и счет  целиком касаются числа. Значит  они  принадлежат  к тем познаниям, которые  мы искали…Воину их необходимо  усвоить для  воинского  строя, а философу- для постижения   сущности»

      Создание  математического анализа, дифференциального  исчисления- в значительной  мере  было  связано  с  задачами, выдвинутыми  артиллерией, и что  позднее, в свою очередь  развитие  новой математики  оказывало  огромное  влияние  на  прогресс  самой артиллерии. Во все  времена  считалось, что офицер-артиллерист одновременно  является  хорошим  знатоком  математики. Об  этом  сказано  в  одном  из  древнерусских сочинений  по  артиллерии.

       Для создания  Советской армии необходимо  было наряду с подготовкой  командного состава  создать  крепкую  оборону. И  проблемы  артиллерии  по-прежнему  оставались  решающими.Наряду с ними  появились  задачи, связанные  с созданием  собственной авиации, бронетанковых сил, радиосвязи. Они требовали не только привлечения известных и уже хорошо  разработанных  математических методов, но создания   новых методов исследования. Для решения  проблем обороны страны еще перед    Великой Отечественной войной начали широко использовать  математические методы. Особенно серьезно  применяли теорию дифференциальных уравнений, теорию вероятностей ,математическую логику, теорию функции комплексного переменного. Из прикладных математических дисциплин были теоретическая механика, аэродинамика, математическая физика.

        Без математики, без ее укоризненного  знания  и притом в весьма широком объеме не может  быть  ни хорошего штурмана, ни артиллериста, ни   связиста, ни строителя  Базой же  любого математического образования  является  хорошо   усвоенный  курс  математики  средней школы. Обратимся к фактам. Великая Отечественная война. 23 июля 1941года  состоялось  внеочередное  расширенное  заседание  Президиума  Академии наук СССР. Советские ученые  заявили, что отдадут все  свои  знания , все  свои силы , энергию  за дело  нашего  народа ,за победу  над врагом. Математический институт Академии наук разрабатывает штурманские таблицы, которые  находят  широкое применение  на фронте в боевой практике авиации дальнего действия. Расчеты всех  дальних полетов, выполняемые  по этим  таблицам  значительно повысили точность самолетовождения.

Идет жестокая война. Фронт   требует   увеличения  эффективности огня артиллерии, повышения меткости  стрельбы. Эту  проблему успешно решает математик А.Н.Колмагоров. ПО заданию  главного  артиллерийского  управления он использовал свои работы по математике в области теории  вероятностей  для  определения наивыгоднейшего  рассеяния     артиллерийского снаряда. Это еще не все. Теория вероятностей  использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших  методов  нахождения  самолетов, и для указания путей, позволяющих  избежать  встречи с подводными  лодками  врага  .Математика помогла  рассчитывать , сколько нужно  сделать  одновременно  выстрелов по самолету противника, чтобы  иметь наибольшую вероятность сбить его. Во всем этом заслуга А.Н.Колмагорова. Во время Великой Отечественной войны появилась и такая проблема, как  обеспечение  устойчивости  снарядов при полете.  Эту  сложную  математическую задачу  успешно  решил  член корреспондент Академии Наук  СССР Н.Г.Четаев. Он  предложил наивыгоднейшую  крутизну на резке  стволов орудия, что позволило  обеспечить  устойчивость  снарядов.

  Война  требовала  большой  скорости  самолетов. Но увы. При освоении  больших  скоростей  авиация  столкнулась с внезапным  разрушением самолета  из-за  вибрации  особого  рода  флаттера. Опять новая проблема, которую надо решать. И тут  на  помощь  приходит  математика   За решение   данной  проблемы  берется  группа  ученых во главе с М.В.Келдышем. Она разработала  математическую теорию флаттера . Сделано большое дело. Самолеты  обеспечены  надежной защитой  от появления вибрации.

        Большая роль  в деле  обороны  нашей  Родины  принадлежит  выдающемуся  академику А.Н.Крылову, чьи  труды  по  теории  непотопляемости и качки   корабля  были использованы  нашими славными  Военно-морскими силами. Он создал таблицы  непотопляемости , в которых  было рассчитано, как повлияет  на корабль затопление тех или иных отсеков. Эти таблицы дали возможность  спасти  жизнь многих  людей

  На современном этапе    на вооружении  Российских войск  находится    множество ракет  различного назначения, атомные  подлодки, самолеты-ракетоносцы и др., управлять которыми   невозможно без знания  математики, ИКТ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов: «Математика и оборона страны»

Данное мероприятие показывает взаимосвязь математики с вооруженными силами. Содержит исторические данные о ВОВ....

Методический материал для нетрадиционного урока - путешествия в страну Баскетболию

Методический материал для проведения интересного урока физической культуры. Материал содержит план конспект урока, брошуру для учащихся, карточки с заданиями, домашнее задание....

Математика и оборона страны

Внеклассное мероприятние, задания которого можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках на военную тематику....

Теоретический материал к занятиям. Тема 12 Англоговорящие страны.

Лекции, опорные конспекты к занятиям для студентов СПО и НПО. Тема 12 Англоговорящие страны: географическое положение, климат, флора и фауна, национальные символы, государственное и политическое устро...