Внеклассное мероприятие по математике "Математическая мазайка"
методическая разработка (6 класс) по теме

Предмет математики на столько серьезен, что надо не упускать случая делать его немного занимательным. Данная разработка поможет учителю математики разнообразить работу по предмету, сделает  его интересным и увлекательным.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 3 города Ершова Саратовской области»

Внеклассное мероприятие

«Математическая  мозаика»

(для учащихся 5-6 классов)

                                                                                                                  Автор: учитель математики  

                                                                                                                I   категории                    

              Захарова Марина                  

        Александровна

Ершов 2012

Игра «Математическая мозаика».

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы проводим игру «Математическая мозаика». Цель игры – популяризация знаний по предмету математика, мы хотим  узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этому предмету   и  проверим ваши знания по математике. Победители будут награждены дипломами и призами.

(Слайд 2)         Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным.

Б. Паскаль.

(Слайд 3)

Цели:  -развитие логического мышления, интуиции, внимания;

      - систематизировать, обобщить знания учащихся;

             -использовать знания в нестандартной ситуации;

              -развитие интереса к предмету

             -формирование навыков общения, умения  работать в коллективе.

Предварительная подготовка: создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами, помощь учащимся в организации команд и выборе капитанов; наглядном оформлении, подбор материалов для конкурса.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование:

компьютер и проектор,

компьютерная презентация «Математическая мозаика»,

вопросы викторины с ответами для ведущих  и жюри;

призы.

Ход игры.

1 ведущий. Сегодня вы пришли вот в этот зал,

                   Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,

                   Увидеть наш концерт и бал,

                   Умом своим на все взглянуть.

2 ведущий. Сегодня у нас будет проводиться игра «Математическая мозаика».

                    Ваша победа   будет зависеть от вашей удачи и, конечно же, от ваших знаний.

                 

1 ведущий. Итак, начинаем нашу игру. В игре принимают участие 2                                                                                                                                                                                                        команды. Приглашаем команды и предоставляем слово капитанам команд, чтобы они разъясняли нам свое название и поприветствовали членов жюри.

  2 ведущий   Приглашаем 1 команда. «БАМ»

                                              2 команда  «ОМУТ»

Приветствие команд.

- Попросим капитанов представить команды.
- 1) Команда БАМ (будь активным математиком).

Наш девиз: «Будем активно мыслить!»
(Приветствие):
- «Сегодня в  викторине мы выиграть хотим. И просто так победу  мы не отдадим. Придется попотеть и постараться. За каждое очко мы будем драться».
- К этому мы готовы.
(Песня): Если хочешь победить, то решайся.
Память, волю напряги,
Решать задачи ты старайся,
Если хочешь победить.
2) Капитан второй команды:
-
Команда ОМУТ (отряд мучеников умственного труда).
-
Наш девиз: «Пусть ум победит силу!».
(Приветствие):
- «Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания».
(Песня): Позабыто все на свете,
Сердце замерло в груди.
Только цифры,
Только знаки –
И победа впереди!

1 ведущий. 
- Мы видим, что команды готовы и рвутся в бой. Но прежде разрешите представить вам членов жюри. (Представляет).
Капитан команды БАМ: 
- Дорогие наши судьи,
Мы хотим вас попросить,
Справедливо, беспристрастно
Состязание судить!
Капитан команды ОМУТ: 
- Почтенное жюри – вы наши судьи,
И призваны, чтоб спор наш рассудить.
И в этом состязании нелегком
Сильнейшего из нас определить.

1 ведущий

Чтобы  спорилось нужное дело,

Чтобы  в жизни  не знать неудач

Мы в поход отправляемся смело,

В мир загадок и сложных задач.

2 ведущий

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден,

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко!

 «Разминка для ума»

          1 ведущий.    Первый тур нашей  игры – это разминка для ума. Каждой команде предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается  1 балл. Вопросы читаются сначала одной команде, затем другой. Когда вопрос прочитан, тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку, а капитан называет имя того, кто имеет право ответить.

         2 ведущий.    На вопрос можно ответить только один раз. Отвечает один участник. Если на вопрос дают ответ двое, то ответ не засчитывается.

(Слайд 5)

1.Исключите лишнее слово: разность, сумма, множитель, частное.      (множитель)

2. а х 0=?           (о)

3.Как найти площадь квадрата?           (S=а2

4.Найти среднее арифметическое чисел:15,10 и 5?           (10)

5.Перевести в проценты 0,4?           (40%)

6.Пешеход идёт 2 часа со скоростью 4 км/ч. Сколько км он прошёл?   (8км)

7.Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь?  (40 км)

(Слайд 6)

8.Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?        (3кг)

9.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей?        (8)

10.Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков?  (13)

  (Слайд 7)

1 ведущий

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

плюсы ставь а, так же скобки,

верим к финишу придёшь!

5 5 5 5 = 3            5 5 5 5 = 4             5 5 5 5  = 5          5 5 5 5  = 6          5 5 5 5 = 7

Пока команды думают над этим заданием , ответы пишут на листочках и отдают жюри, мы проведём конкурс с болельщиками.

(Слайд 8)

2 ведущий

Конкурс  «Самый внимательный»

Вызываются 2 болельщика от каждой команды. Нужно сосчитать сколько фигур на картинке следующим образом: первый квадрат, первый круг, второй квадрат, первый треугольник и т.д. Выигрывает тот,  кто больше насчитает.

Ответ: квадрат- 8;     круг-  9;        треугольник-7.

1 ведущий

Пока  жюри подводит итоги, мы  послушаем «Легенда о шахматной доске»

(Ученик готовит заранее выступление)

Индийцы увлекались большими числами. Легенды говорят о том, что наибольшим почетом в народных собраниях пользовался тот, кто лучше всех считал. Вот одна из индийских легенд о «шахматной задаче».

Когда царь Шерам познакомился с игрой в шахматы, он пришел в неописуемый восторг от такого мудрого изобретения. Узнав, что придумал ее один из его подданных по имени Сета, царь велел позвать его во дворец, чтобы достойно наградить за остроумную выдумку. Сета долго отказывался от награды, но, наконец, увидев, что повелитель начинает проявлять нетерпение, он попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так далее, за все 64 клетки, удваивая каждый раз количество зерен.

Царь разочарованно махнул рукой, обидевшись на изобретателя за его чересчур скромную просьбу, а Сета, лукаво улыбнувшись, отправился домой.

В какой же ужас пришел Шерам, когда ему доложили, что не только в его кладовых, но и на всей Земле не найдется такого количества зерна, чтобы расплатиться с Сетой. В результате расчетов получилось, что царь должен выдать в награду изобретателю шахмат количество зерен, которое в числовой записи выглядит так: 18 440 744 073 709 551615. Если эта цифра вам мало о чем говорит, то представьте себе зернохранилище, в котором поместилось бы такое количество зерна. При высоте 4 метра и ширине 10 метров его длина составила бы 800 миллионов километров – в два раза больше, чем от Земли до Солнца! Для такого урожая необходимо поле, которое превосходит по величине всю сушу земного шара в 28 раз.

2 ведущий

Слово предоставляется  жюри.

1 ведущий

2 тур нашей игры, это здоровьесберегающая математика.

Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Но при длительных морских путешествиях при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?

       На этот вопрос ответил в 1880 году русский ученый Николай Лунин, заметивший, что мыши, употреблявшие пищу, составленную из частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие обычное молоко, были веселы и здоровы.

"Из этого следует, что в молоке... есть и другие вещества, незаменимые для питания", - сделал вывод ученый.

  2 ведущий

     Еще через 16 лет нашёл причину болезни "бери-бери" врач Эйкман. Ему помогли... куры, бродившие по двору. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим "бери-бери". Стоило заменить его на рис неочищенный - болезнь проходила.

       Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".    

Исключительно важным является витамин С. В больших количествах он содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, петрушке, луке и др.

 

Ну, команды отдохнули? Теперь вам предстоит решать задачи. За каждый правильный ответ – 1 балл. Чья команда  решит больше задач, та и выиграла.

(Слайд 9)

Задача 1. Производство зубных щёток начато в 1780 году англичанином Вильямом Эдисом. Сколько лет прошло с тех пор?   (230 лет)

 (Слайд 10)

Задача 2. Всего-то 15 мышц задействовано, а сколько вариантов улыбки получается! Счастливая и печальная, добрая и злобная, открытая и хитрая, нахальная и извиняющаяся, одобрительная и ехидная…и это в 40 раз меньше, чем все мышцы человека.

          Сколько мышц у человека?         (600)

                       (Слайд 11)

Задача 3. Сегодня учёные утверждают, что от последствий курения на планете каждые 12 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок  (45 мин)?    (225 чел)

          (Слайд 12)

Задача 4.  Кроме овощей и фруктов много витамина С содержится в хвое сосны, примерно в 7 раз больше, чем в лимонах. Сколько лимонов надо взять, чтобы витаминов в них было столько же, сколько их содержится в 60 кг хвои?   (420 кг)

                             

                                  (Слайд 13)

Задача 5: Термин «витамины» (vita – жизнь, лат.) появился только в 1912 году. Долгое время эти биологически активные вещества оставались только во врачебном ведении, однако с 60-х годов прошлого века началась настоящая витаминная революция. Сколько лет прошло с момента появления термина «витамины»?(98 лет)

                                            (Слайд 14)

Задача 6. Средняя протяжённость капилляров в теле человека -10 000 км. Запиши эту длину в м.   ( 10 000 км = 10 000 000 м)

 (Слайд 15)

Задача 7: Из 14 кг свежих фруктов получается 3кг сушеных. Засушили 56 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Сколько получилось кг сушёных фруктов?                        (18кг)

 

Задача 8: Чтобы быть здоровым, человек должен употреблять каждый день 3 г белков на каждые 4 кг своего веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребёнка массой 44 кг на один день?                       (33г )

Жюри подводит итоги, а мы послушаем некоторые советы.

«Вредные советы". Проводят 2 учащихся.

1 ведущий

Если после дня, проведенного у компьютера, кружится голова, болит шея, краснеют и чешутся глаза, большинство пользователей сразу вспоминают страшные байки от радиации, исходящие от компьютера. Они не верят, что все это происходит по их вине. Мы воспользовались идеей замечательного писателя Григория Остера и придумали вредные советы для подобных горе-любителей компьютера.

Никогда не мойте руки, 

Монитор, клавиатуру. 

Это глупое занятие

Не приводит ни к чему. 

Вновь испачкаются руки, 

Монитор, клавиатура. 

Так зачем же тратить силы, 

Время попусту терять. 

Грязная клавиатура является источником распространения вредных микробов, поэтому надо регулярно протирать ее спиртом, не допускать сильного загрязнения. Грязь и пыль на мониторе ухудшает качество изображения, поэтому необходимо регулярно стирать с него пыль.

2 ведущий

Хочешь зрение улучшить- 

Сядь поближе к монитору, 

Лучше сразу носом ткнуться 

И сидеть так часов десять. 

И тогда уж через месяц 

Будет глаз как у орла. 

Чтобы глаза не уставали, и зрение не ухудшалось, надо сесть подальше от монитора, оптимально – 70 см. Зашторьте окна, чтобы не было бликов на экране, включите лампу с рассеянным светом. Обязательно делайте зарядку для глаз.

1 ведущий

Нет приятнее занятья, 

Чем, сутулясь сильно-сильно 

Посидеть у монитора. 

Тренируйтесь ежедневно, 

И наступит день счастливый- 

Вас в какое-нибудь царство 

Примут главным горбуном. 

У тех, кто неправильно сидит за компьютером, со временем будут возникать серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться. Надеемся, что наши «вредные советы» помогут вам быть здоровыми!

Слово предоставляется жюри

2 ведущий

Есть о математике молва,

что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе,

 Ты нам, математика, даешь;

1 ведущий

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодёжь;

Развивать и волю и смекалку.

 3 тур нашей игры  - Конкурс  «Юный конструктор». 

Это задание  командам, капитан называет имя кто будет отвечать, не выкрикиваем, задание не будет защитано. Каждый правильный ответ-1 балл.

(Слайд 16)

(Слайд 17)

(Слайд 18).

(Слайд 19)

2 ведущий

Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути.

Владеть он будет океаном:

Воздушным, водным и земным!

 4 тур  Конкурс капитанов . ( отвечают на вопросы по очереди, правильный ответ – 1 балл)

 (Слайд 20)

1). Сколько  часов  в  сутках?         (24)

2). Результат  умножения?         (произведение)

3). Наименьшее  натуральное  число?        (1)

4). Диаметр  окружности  8см,  а  радиус?    (4)

5). Как  называется  часть прямой,  ограниченная  с  одной   стороны?    (луч)

       

1). Сколько в часу минут?;        (60)

2). Результат деления?        (Частное)

3). Наибольшее натуральное число?        (нет)

4). Радиус окружности 5см. Диаметр равен?         (10см)

5). Как  называется  часть прямой,  ограниченная  с  двух  сторон?  (отрезок)

Жюри подведёт итоги.

 1 ведущий

Как воздух, математика нужна
Одной отваги мало. Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла,

И воину припомнилось на миг

Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых

О  яростном порыве наступления.

Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
“Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!

2 ведущий

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.  

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты.

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,          

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.          

Геометрия, алгебра - дети твои,    

С ними в жизнь претворяем мечты,  

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

Слово  предоставляется жюри

5 тур нашей игры  «Конкурс литераторов»

1 ведущий

Мы предлагаем вам задания, а вы поторопитесь, кто быстрее ответит на вопросы, тот и победитель ( Совещаются все члены команды, отвечает – один), а жюри оценивают наших игроков, правильный ответ – 1 балл.

(Слайд 21)

1.Назовите песни , где используются числительные? (Распрягайте хлопцы коней..)

2.Какая нота шестая по счёту в гамме?        (Ля)

3.Фамилией какого композитора называется популярный фильм  о собаке?             (Бетховен)

4.Какие сто букв останавливают движение транспорта?  (СТОп)

5 Как снаряд для прыжка в высоту превратить в число?  (шестЬ)

(Слайд 22)

2 ведущий

6.Назвать композитора. Его фамилия переводится с немецкого «ручей»?  (Бах)

7.Сказка Пушкина, в названии есть число 7?        ( О мёртвой царевне и 7 богатырях)

8.Русская пословица. В ней говорится о том, что целая группа людей махнули рукой на опоздавшего.  (Семеро одного не ждут)

1 ведущий.

 Наши команды устали и теперь я предлагаю болельщикам заработать дополнительные очки для свои  игроков, каждый правильный ответ-1 балл

6 тур игры «Математическая мозаика»- «Конкурс болельщиков»

(Слайд 23)

Вопросы болельщикам  команды «БАМ».

1. Когда произведение равно нулю?  (когда хотя бы один из множителей равен нулю;)

2. Радиус окружности 6 см. А диаметр?  (12)

3. Какую часть часа составляет 20 мин.?  (1/3)

4. Результат вычитания?         (разность)

5. На какое число нельзя делить?         (0)

6. Наибольшее двузначное число?         (99)

7. Прибор для измерения углов?         (транспортир)

8. Сколько граммов в килограмме?         (1000)

9. Сколько минут в часе?         (60)

10.Величина развернутого угла?         (180)

(Слайд 24)

2 ведущий

Вопросы болельщикам   команды «ОМУТ»

1. Результат сложения?         (сумма)

2. Сколько цифр вы знаете?         (10)

3. Наименьшее трехзначное число?         (100)

4. Прибор для построения окружности?  (циркуль)

5. Сколько сантиметров в метре?         (100)

6. Сколько секунд в минуте?         (60)

7. Результат деления?         (частное)

8. Сколько лет в одном веке?         (100)

9. Сколько нулей в записи числа миллион?  (6)

10. Величина прямого угла?         (90)

(Слайд 25)

1 ведущий

«Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.»

        Р.Сеф.

2 ведущий

Вот закончилась игра

Подвести итог пора.

Кто же лучше всех трудился,

На этот наш секрет

Жюри нам даст ответ.

                                                 (Жюри подводит итог)

Учитель:

Пока жюри подводит итоги, поиграем?

Поднимите руки вверх…Молодцы! И долго вы сможете их держать поднятыми?

Ну скажем пока  я пройдусь туда  и обратно   3 раза. Давайте проверим! ( Проходит 1,2 раза, а 3 раз завтра.) Сегодня мне, что то не хочется. А вы держите, держите руки, раз обещали!

1 ведущий

Слово предоставляется жюри. Награждение

2 ведущий

Вот они – команда победителей! Они проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем!

Учитель: Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно, мы узнали много нового и проверили свою эрудицию.

До новых встреч, друзья!

Задания для всех игроков, пока жюри подводит итоги

Выполните задание: Загаданное слово делится на части, причем каждая составляющая - самостоятельное слово. Вам надо отгадать эти части, затем их сложить, и вы сможете получить новое слово.

Итак, отгадайте слова:

Предлогом стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
(За + Дача = Задача.)

Игра – в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело.
(Поло + Вина = Половина.)

Первый можно завязать,
Если галстук папин взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская.
(Узел.)

Две ноты – два слога,
А слово – одно,
И меру длины
Означает оно.
(Ми + Ля = Миля.)

Первое – летом, весной выпадает,
Льдинками все то в садах побивает.
Ну, а второе – мужчин украшенье,
Нету у многих его, к сожаленью.
А вот все вместе – то мера углов,
Температуры горячих голов.
(Град + Усы = Градусы.)

Вначале – двойка. Далее – мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.
(Пара + Граф = Параграф.)

Оценочный лист


Приветствие

Разминка

для ума

Самый

внимательный

Здоровье

сберег

Головоломка

Дуэль

капитанов

Конкурс

литерат

Конкурс

болельщиков

итог

БАМ










ОМУТ










Список используемых источников

Внеклассная работа по математике.- Саратов: «Лицей», 2008. – 288с. – Альхова З.Н., Макеева А.В.

Математические олимпиады.5-6классы:учебно – методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ./ А.В. Фарков. – 4-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Экзамен», 2009.-198,(Серия « Учебно - методический комплект»)

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов/ Пер. К.Мишиной, А.Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 512с.,илл.

Классные часы.5 -6 классы / авт. – сост. Т.В.Шепелева и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157с.

http:// djrash.mylivepage.ru/   image/

http:// otvet.mail.ru/question/15983111/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...