Язык — это наша история
классный час (6 класс) на тему

Демченко Ирина Григорьевна

Язык — это наша история (Поговорим о доброте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Язык — это наша история14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык — это наша история, наше богатство, культура,

это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:

«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

 «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Впрочем, если человек идет в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то еще какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде…

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

Д.С.Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», в 19-м письме «Как говорить?», писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“». И еще он писал молодежи: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли». Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно».

В заключение позвольте привести еще одно замечательное высказывание Дмитрия Сергеевича о слове и языке.

«Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.

Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других, связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство „культурного осознания“ мира.

Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура».

А теперь, дорогие друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию

Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Героические страницы нашей истории" викторина для 7-11 классов по истории

"История не безупречна, но упрекать ее бесполезно. а вот изучать необходимо" В.Ключевской.  Вопросы викторины можно использовать как на уроке, так и во внеурочных мероприятиях....

Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю» (6 - 8 класс)

В ходе классного часа ученики совершают экскурсию в историю России (1941-1945г.) на поезде Памяти, посещая следующие станции: Знаменательная, Почтовая, Ленинградская, Памятная. Цель классного часа: пр...

Учебно-исследовательская работа "В наших фамилиях наша история"

"Что означает моя фамилия? Откуда она произошла?" Оказывается, ответить на этот вопрос помогает нам наука антропонимика, которая занимается изучением личных имен, отчеств и фамилий....

Классный час: "Афганистан далеко, но это тоже Страницы Нашей Истории"

Классный час: "Афганистан далеко, но это тоже Страницы Нашей Истории"...

Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.

На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...

экскурсия "КМК-это нашей истории строки"

Экскурсия о градообразующем предприятии г.Новокузнецка Кузнецком металлургическом комбинате....

« Награды России – особые и выразительные памятники нашей истории» (Из истории государственных наград России)

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся общеобразовательных школ Киреевского района Тульской области...