Воспитательная ситема класса
методическая разработка (11 класс) по теме

Эта воспитательная система дает целостоное представление о работе классного руководителя с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воситательная система класса414.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса
«Любовь и доброта
помогут нам всегда»

 

Структура воспитательной системы.

 

1.  Пояснительная записка

2. Нормативно-правовая база.

 3.  Особенности класса. 

4.  Цели, задачи и принципы воспитательной системы

5.  Законы и приемы воспитания.

6.  Составляющие компоненты.

7. Модель воспитательной системы

8. Перспективы развития воспитательной системы.

9.  Субъекты  воспитательной системы

10. Условия реализации.

11.  Ведущие направления.

12.Самоуправление в классном коллективе.

13. Блоки системы с 5-11 класс.

14. Критерии и методы изучения эффективности воспитательной системы.

15. Приложение №1 «Калейдоскоп творческих дел»

16. Приложение №2. Диагностический инструментарий.

                   

                       « Для воспитания детей нужен не великий ум,

                         а большое сердце – способность к общению,

                          к признанию равенства душ»

С. Соловейчик

                     «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,    надо принимать их как повторение своего детства,

                        чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить

                         жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»

                Ш. А. Амоношвили.

1.Пояснительная записка.

Мир живет в 21 веке. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Все в жизни будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека 21 века. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на её истинное место в обществе.

   Несомненно, роль классного руководителя  в воспитании порастающего поколения достаточно велика. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

   Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание- это создание условий для развития личности.

Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение цели.

Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самосознание, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который профессионально занимается воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание.
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности.
Основное в моей  деятельности  как классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив.
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Классный руководитель – член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями и психологом. Но по сравнению с другими педагогами он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика.
В любом классе, в том числе самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.

  Каждый раз, думая о проблемах воспитания, вспоминаю классиков педагогики. Сухомлинский писал: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке прежде всего хорошее» Трудный ребенок? Непослушный? Неподдающийся? Вот единственный способ исправить его: надо увидеть его хорошим и дождаться, пока он не станет стремиться к хорошему. Тогда он реально измениться к лучшему.

Я учитель литературы. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание и души детей. Я, прежде всего, стараюсь решать проблемы нравственного воспитания подростков. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, к родной природе – вот те качества, которые я стараюсь воспитывать у своих детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как и в семье, где его любят и ценят. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, принятии его индивидуальности. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, я как классный руководитель создаю  условия, чтобы ребенок проявил себя, ведь он не должен ощущать давления со стороны взрослых, а только лишь помощь старшего друга.

   Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на особенности личности каждого ребенка и с уважением отнесись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, помочь растущему человеку.

Мой 11-а – это дружный и сплоченный коллектив. Мы вместе уже 7 лет. С ними я пережила все трудности и радости формирования дружного коллектива. Во всем и всегда я стараюсь идти по жизни со своим учениками. Сколько счастливых мгновений пережито вместе с ними: победы, хорошо сданные экзамены, первая любовь. Каждый раз, чтобы ни случилось, входя в класс, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная, ведь мы «инженеры» человеческих душ.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе. Построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

       Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана, разработанная мною воспитательная система, составленная с учетом системного подхода к воспитательному процессу.

         

        2.Нормативно – правовая база:

1.Конституция РФ 1993 г.

2.Закон «Об образовании» 1992 г.

3. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2006/2010 гг.

4.Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ № 124 от 24.07.1998 г.

5.Закон об общественных объединениях № 82 от 19.05.1995 г.

6.Конвенция о правах ребёнка 1990 г.

7.Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

8. УК Российской Федерации 1996 г.

9.Закон о государственной поддержки молодёжи и детских общественных объединений № 98 от 28.06.1995 г.

10. Закон Краснодарского края о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних № 15-39

11.Закон «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних № 120 от 24.06.1999 г.

14.Приказ ГО 38/П от 06.02.2002 г. « Об официальных ритуалах а образовательных учреждениях»

15. Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16»

16.Положение о дежурстве по школе

17.Положение о внеклассных мероприятиях

18.Положение о методическом объединении классных руководителей

   3.Особенности класса.

Методы и формы работы с детьми очень разнообразны. Я на протяжении многих лет использую в 5-11 классах методику ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить трудовые навыки.
В старших классах перехожу к методике КТД и системе самоуправления, что позволяет осуществить развитие самоуправления в детском коллективе.
Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 11 - а класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе.
В классе 15 человек: 8 мальчиков и 7 девочек, здесь царит благоприятный психологический климат, нет нарушителей школьного и общественного порядка. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления  и соуправления. В классе нет конфликтных ситуаций, нет пропусков уроков без уважительных причин. Ребята любят экскурсии, поездки, увлекаются интеллектуальными играми, любят выступать на сцене. Многие учащиеся (более 50%) принимают участие в предметных олимпиадах на районных, зональных уровнях и становятся их победителями и призёрами.
Все учащиеся получают дополнительное образование на факультативах, курсах, в кружках и  спортивных секциях. Уровень обученности составляет 100%, качественный показатель – 65%.
Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (художественная самодеятельность, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, субботники, тимуровская работа, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, поздравления их с праздниками).
Ежегодно учащиеся принимают участие в решении проблем местного социума (уборка улиц, прилегающих к территории школы, побелка деревьев, благоустройство стадиона и парка Победы).
Большое внимание уделяю работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания (не менее 4-х за учебный год), индивидуальные беседы, заседания родительского комитета.
Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей). Например:

• Первые проблемы подросткового возраста.
• Компьютер в жизни школьника.
• Физическое развитие школьников.
• Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
• Поощрение и наказание детей в семье.
• О родительском авторитете.
• Нравственные уроки моей семьи.
• Книга в жизни школьника.
• Жизненные цели подростков.
• Как уберечь подростка от насилия.
• О трудностях учения.
• Ваш ребенок влюбился…

Родители – самые главные помощники классного руководителя в воспитательном процессе. Администрация школы ежегодно награждает активных родителей почетными грамотами и благодарностями.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.
Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе
.

4. Цели, задачи и принципы воспитательной системы.

Вся воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в воспитательной системе МОУ СОШ № 16, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания.

Цель воспитательной системы класса: создание условий для гармонично развитой личности, воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Задачи:

Способствовать развитию познавательных интересов учащихся

Способствовать формированию основ культуры общения

Развивать творческую деятельность через КТД

Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива( прежде всего через включение его в различные комитеты Школьной Думы.

Способствовать сплочению классного коллектива.

Принципы педагогического воздействия:

Воспитание – это жизнь рядом и вместе.

Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.

Человеку нужно быть нужным.

Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я запомню.

Позволь мне сделать – я пойму.

Уважение детского незнания.

5.Законы и приемы воспитания

Основные законы воспитания: 

ценностно- смысловое равенство ребенка и взрослого; 

творческое начало;

целостность педагогических процессов; 

демократизация воспитательной системы; 

эстетизация всей жизни учащихся. 

Приемы работы с учащимися:   

Проявление доброты и внимания к ученику.

Выражение поощрения ребенку.

Авансирование личности.

Прощение. 

Поручительство.

Организация успеха в учении.

Ожидание лучших результатов.

Убеждение. 

Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы. 

Пробуждение гуманных чувств.

Активизация сокровенных чувств воспитанника.

Помощь психологической службы.

        Цели обучения и воспитания должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.

               Это следующие качества:

Интерес к самому себе.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к себе самому. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Воспитательные мероприятия должны пробудить у него интерес поставить эти вопросы самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности.

Самопризнание себя как личности.

Классный руководитель должен помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности, Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость.

Управление самим собой.

Умение ученика управлять собой осознанно, а не безумно подчиняться приказу – одно из важнейших звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя.

Уважение чужого мнения.

Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникабельные умения. Важный момент, на который надо обратить внимание в воспитательной работе, это воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам, взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких – то элементарных вещей, неловкость в манерах  и поведении могут стать причиной взрывоопасной ситуации. Классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной, захватывающей жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела.

Любознательность и вовлеченность в деятельность.

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Они переживают так называемую информационную не насыщенность. Ученики желают участвовать активно – это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует качество личности – трудоспособность.

Эмоциональная устойчивость.

Школа наряду с семьей должна развивать положительные эмоции учащихся, а также управлять отрицательными эмоциями.

Мотивация действий и поступков.

Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности.

Приоритетные компоненты воспитательной работы помогут сформировать вышеизложенные качества.  

6.Составляющие компоненты   воспитательной

системы класса:

Информационно-аналитическая деятельность, с которой начинается и которой заканчивается любое педагогическое воздействие, рассчитанное на определенный временной период.

Воспитание в процессе обучения.

Внеурочная воспитательная работа по направлениям: гражданско-патриотическое, трудовое и профориентационное, нравственно-эстетическое, экологическое, спортивно-оздоровительное.

Деятельность ученического самоуправления.

Работа с родителями.

Работа со всеми вспомогательными службами страны

В результате модель воспитательной системы в классе можно выразить следующим образом:

                 

8. Перспективы  развития воспитательной системы

                                      

9.Субъекты воспитательной системы класса:

10.Условия для реализации концепции воспитательной деятельности

Классная комната – кабинет №14 русского языка.

Интерактивная доска и компьютер.

Система дополнительного образования: кружки, секции, факультативы.

ДОО «Новое поколение»

Органы самоуправления (Школьная Дума).

6. Наличие методической, психолого-педагогической помощи для воспитанников   и   воспитательного процесса.

7. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе.

8. Материально-техническое обеспечение школы и класса

11.Направления воспитательной деятельности:

                                                 

I. «ЗДОРОВЬЕ»

Цель:

- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание для будущего самоутверждения.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

- классные часы по темам: «Спорт в жизни людей», «Зарядка в стране Олимпиоников», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня»;

- спортивные соревнования: «Веселые старты», «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», «День здоровья»;

- сотрудничество с родителями;

- походы выходного дня;

- конкурсы газет по спортивной тематике.

II. ИНТЕЛЛЕКТ

Цель:

- оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявить свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

- создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Формы реализации:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные марафоны;

- тренинги интеллектуальных умений;

- диагностические исследования;

- конкурсы – игры.

                                                     III. ОБЩЕНИЕ.

Цель:

- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;

- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый – ученик (ребенок)»;

- учить учащихся приемам преодоления проблем в общении;

- создавать в детском коллективе одинаковые условия общения учащихся класса.

Формы реализации:

- социометрия;

- тематические классные часы: «Правила этикета», «Правила общения с окружающими», «Культура общения», «Вежливый отказ», «Волшебные слова», «Правила приличия в житейских ситуациях» и т.д.;

- праздники, конкурсы, ролевые игры;

- выбор актива класса. Актив класса более дееспособен, когда выбирается самими ребятами. Свои обязанности дети могут исполнять одну четверть. Разумная смена актива позволяет всем побыть в роли организаторов и исполнителей, выявляет лидерские способности;

- самоуправление в классе способствует формированию самостоятельности, умению слушать и слышать, высказывать свое мнение и предлагать решение.

                                                     IV. НРАВСТВЕННОСТЬ.

Цель:

- обучение учащихся пониманию смысла человеческому существования, ценности своего существования, и ценности существования других людей.

Задачи:

- формировать у учащихся нравственную культуру мира понимания.

Формы реализации:

- тематические классные часы: «Мои мечты и желания», «Друг в моей жизни», «Душевность и будущность», «Что значить быть счастливым», «Правда и ложь – какие они?», « Что такое характер»;

Предлагается: «Проект деловой творческой игры для старшеклассников».

«47 писем о Добром».

5-6 класс «Читай письма о Добром», «Как говорить», «Быть веселым, но не быть смешным».

7-8 класс «Читай письма о Добром», «Цель и самооценка».

9-11 класс «Читай письма о Добром», «Большое в малом», «Молодость - вся жизнь», «Уметь спорить с достоинством», «Искусство ошибаться», «В чем смысл жизни».

                                              V. Досуг

Цель:

- создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интересов  к внеклассной деятельности.

Задачи:

- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

- использование активных и не стандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

- развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

- празднование памятных дат календаря;

- посещение музеев, театров, выставочных залов;

- театрализованные представления;

- презентации: «День учителя», «День именинника», «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рыцарских турнир», «Масленица», «8 Марта», «День Победы».

                                                    VI. ГРАЖДАНИН

Цель:

- формировать у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностями и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- обучение решения задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

- формирование у учащихся правовой культуры;

- формирование у учащихся гуманистического мировоззрения.

Формы реализации:

- тематические классные часы: «Декларация прав ребенка», «На что мы имеем право», «День конституции», «Памятные даты»;

- уроки патриотизма и гражданственности.

Уроки патриотизма и гражданственности

        Сегодня гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.

        Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал В. Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

VII. СЕМЬЯ

Цель:

- максимальное сближение интересов родителей и педагогов  по формированию развитой личности.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;

- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

- тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях;

- праздники, спортивные состязания;

- походы, выезды выходного дня;

- дни творчества;

- индивидуально-групповые консультации для детей и родителей;

- тематические беседы;

- тематические собрания.

Вся система внеклассной работы немыслима без самоуправления в классе. О нем хочется сказать особо.

12.Самоуправление в классном коллективе

Выстраиванию межличностных отношений в классе в процессе коллективной деятельности поможет ученическое самоуправление, которое имеет структуру подобную школьной.

     На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.

 Создавая классное самоуправление, я ставила перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу данного самоуправления составляют комитеты, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умение управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. По словам Д. В. Григорьева, «в режиме самоуправления учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализации».

  Каждый учащийся – это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.

  Предложенная форма имеет ряд достоинств.

Во-первых, вовлечение в работу всех учащихся класса.

Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь.

В-третьих, появляется возможность реализации потенциала ребят.

В-четвертых, занятость во внеурочное время, так подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.

 При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.

    Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности. Здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

                             Схема классного самоуправления.


Совет класса:


1 Примерный алгоритм создания Совета класса.

Выбор совета класса в коллективе проводится в форме игры «Совет класса: Да или не обязательно?»:

А) Классный руководитель знакомит ребят с критериями подлинного самоуправления:

Участие подавляющего числа ребят;

Сотрудничество с учителями;

Общественная деятельность, имеющая результат;

Самоуправление не ограничивается одним днем.

Значимость самоуправления заключается в выражении и защите прав и интересов каждого члена коллектива.

Б) Работа в круге. Ребята по желанию продолжают фразу «Я думаю, что Совет класса может…» Когда все выскажут мнение, проводится индивидуальное открытое голосование о необходимости формирования Совета класса.

В) Определяется качественный и количественный состав Совета класса. Класс распределяется на группы на добровольной основе. После 2-3 минут  обсуждения на доске записывается Структура Совета класса, формируется его качественный и количественный состав, устанавливаются сроки полномочий. Ребята подбирают названия для каждого комитета. Учитель знакомит ребят с функциями Совета класса.

Г) Работа в микро-группах. Количество групп должно быть в 2 раза больше количества выбранных комитетов. Группы заполняют пустые листы с правами («Имеет право…») и обязанностями («Отвечает за…») каждого комитета. Затем эти листы передаются для доработки следующей группе. По окончании работы результаты зачитываются, формируется общий перечень прав и обязанностей секторов.

Д) Каким должен быть человек, которому мы можем доверить представлять интересы нашего коллектива? Учитель знакомит ребят с перечнем качеств, необходимых организатору (эти качества могут быть выработаны в процессе совместного обсуждения):

Компетентность – знание того дела, которое потребуется организовать.

Активность – умение действовать энергично и напористо при решении практических задач.

Инициативность- выдвижение идей, предложений.

Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с детьми.

Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.

Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.

Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях.

Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу.

Самостоятельность – независимость в решениях, уметь самому находить пути выполнения задачи.

Организованность – способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность.

Далее происходит открытое обсуждение кандидатур, голосование.

Е)Работа в микро-группах. Ребята придумывают шутливые приветствия членам Совета класса с обещаниями всесторонней поддержки.

Ж) Учитель благодарит ребят за работу и поздравляет с рождением классного самоуправления.

2.Функции Совета класса

1. Организовывать и проводить дела в классе и параллели.

2. Представлять интересы класса на Совете школы, в школьной Думе.

3. Доносить информацию до класса, чтобы класс был в курсе школьных дел и событий

4. Решать конфликтные ситуации в классе.

5. Следить за соблюдением учебной дисциплины в классе.

6.Распределять обязанности между одноклассниками при подготовке и проведении мероприятий.

7. Приобщать одноклассников к участию во внеурочных мероприятиях.

8. Принимать меры для сплочения классного коллектива.

3.Помощник классного руководителя.

Права:

Руководить работой класса в трудовых делах (устанавливать сроки, распределять обязанности).

Делать замечания в случае невыполнения одноклассниками своих обязанностей.

    Обязанности:

Следить за порядком в классном кабинете, за посещаемостью уроков, дополнительных занятий, внеклассных мероприятий.

Контролировать выполнение одноклассниками своих обязанностей.

Организовывать дежурство по классу и по школе с учетом индивидуальных пожеланий одноклассников

Производить контроль дежурства.

4. Комитет образования.

Права:

Контроль  выставления текущих оценок учащихся в дневники.

Подведение итогов успеваемости и обсуждение их.

Защита прав одноклассников в школе.

Призыв к дисциплине тех учеников, которые не выполняют Устав школы.

    Обязанности:

Следить за сохранением хороших отношений между учениками и учителями.

Вовремя ликвидировать конфликты учебного характера.

Создать комфортные условия для учебной деятельности.

Производить контроль дополнительных занятий. Программа осуществляет свою деятельность через работу секторов:

5.Комитет печати

 Направление, позволяющее ребятам научиться основам журналистской деятельности: сбору информации, её оформлению и подаче в газете.

Права:  

Освещать в средствах массовой информации текущие дела класса.

Обязанности:

выпуск газет

выпуск объявлений, открыток, листовок, молний

выпуск устных журналов

6. Комитет культуры.

Направление, объединяющее ребят, которые заражают всех своей энергией, весельем и задором, и которые организуют:

проведение конкурсов «Алло, мы ищем таланты!», «Рыцарский турнир», «Мисс Дюймовочка!», «Девицы- Красавицы», КВН.

концерты ко «Дню учителя», «Дню матери», «8 Марта»

вечера и дискотеки

экскурсии

праздники и утренники «Здравствуй, осень!», «Новый год», «Масленица», «Прощай, Букварь!», «Последний звонок»

                                                 7.Комитет спорта.

Направление, объединяющее ребят, увлеченных спортом, способных организовать спортивную работу в организации. Формы работы:

«Старты надежд»

«Большая олимпиада»

дни здоровья «Золотая осень», «День бегуна», «Зарница», «День туриста» и т.д.

                                         8.Комитет труда.

 Направление, объединяющее ребят, которые сами много умеют и способны научить других. Формы работы:

выставки рисунков и творческих работ

благотворительные ярмарки

 операция «Трудовой десант»

субботники

рейд «Живи книга»

операция «Первоцвет»

операция «Уют»

9. Шефский комитет

 Объединяет учеников-наставников, которые готовы в любой момент помочь младшим школьникам. Формы работы:

организация смотров художественной самодеятельности

помощь в организации конкурсов, праздников, утренников

проведение итоговых линеек

участие в подготовке и проведении классных часов

13.Блоки воспитательной системы с 5 -11 класс.

Раздел 1.

Расширение представлений о человеке

Человек и природа. Человек в его многообразных увлечениях.

Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как «психотерапевт».

Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных...

Круг интересов человека и его влияние на содержание жизни. Товарищество на основе этих интересов.

Формы работы:

Классные часы: «Природа и поэзия»; «Природа в живописи»; «Природа в музыке»; «Мое хобби»; «Наша домашняя коллекция».

Встречи с интересными людьми.

Посещение художественных и фотовыставок.

Экологические экспедиции.

Разбор художественных произведений (диспуты).

Раздел 2.

Развитие психических качеств личности, психорегуляции

Память, внимание, мышление, воображение, речь. Психосаморегуляция состояния (умение владеть настроением, эмоциями). 25 упражнений по В. В. Петрусинскому (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. - М.: Новая школа, 1994. С. 279 - 289).

Формы работы:

Занимательный аутотренинг.

Игры.

Упражнения.

Решение нестандартных задач.

Конкурс ораторов.

Конкурс сочинителей.

Защита проекта.

Тесты по самопознанию и др.

Раздел 3.

Освоение двух уровней этикета: "Не мешай окружающим людям",

"Будь приятен окружающим людям"

Первый уровень этикета: «Не мешай окружающим людям»

Культура речи человека: голос, лексика, стиль речи, обращение к собеседнику, умение слушать и выслушивать, умение ставить вопросы, умение благодарить за речевое общение, умение приносить извинения, умение не навязывать слушателям своего мнения.

Культура телодвижений: сдержанность, спокойствие, соблюдение дистанции, минимум жестикуляции, умение приносить извинения за неосторожные движения.

Культура общения с вещами и предметами: неприкосновенность чужой вещи, аккуратное хранение вещей, чистота места, удаление мусора из окружающей среды, своевременный ремонт вещей, минимум необходимых вещей, тактичность в оценке в адрес чужих вещей.

Культура общения с книгой: неприкосновенность чужой книги, соблюдение сроков пользования книгой, аккуратное и бережное отношение к книге.

Культура костюма: аккуратность, соответствие костюма ситуации, соответствие наряда наряду окружающих. Уход за обувью, уличная и домашняя обувь. Костюм и возраст.

Культура еды и застолья: пользование приборами, пережевывание пищи, пользование салфеткой, оценка в адрес предложенных блюд, аккуратность и неторопливость действий, соизмерение количества пищи с аппетитом, беседа за столом, тематика беседы, чистота стола после застолья.

Культура режима и распорядка дня: умение помнить об обещаниях, режим дня и ночи, режим работы и отдыха, умение уважать режим работы и отдыха других людей.

Культура поведения в различных местах: поведение в кинотеатрах, концертных залах, театрах, на художественных выставках, поведение в транспорте, в лесу, парке, поведение в квартире другого человека.

Формы работы:

1. Проигрывание ситуаций, ролевые игры, беседы.

2. Упражнения:

братиться к человеку с вопросом;

извиниться и перебить разговор беседующих;

принести извинения за оплошность движений;

пользоваться приборами во время еды: во время первого блюда, второго,десерта;

извиниться за небольшое опоздание, вежливо объяснить причину;

съесть конфету и найти место для обертки;

быстро выйти из комнаты в группе детей, не толкнув никого;

выслушать сообщение и задать уточняющий вопрос;

идти по улице навстречу друг другу;

пройти в театре на свое место.

Второй уровень этикета: «Будь приятен окружающим людям»

Принцип уважения человека.

Особое отношение к старикам, женщинам, детям. Причины такого отношения.

Принцип уважения при общении. Приветствие и прощание, благодарность за общение, пожелания и поздравления, комплименты и оценки, сувениры и подарки, знаки внимания, любви и заботы.

Уважение к собеседнику, похвала в адрес высказывания собеседника, высказывание противоположного мнения как возможного, умение вставить реплику, мимическое и пластическое одобрение слушателя.

Уважение к человеку во время трапезы за столом: приглашение к столу, пожелание приятного аппетита.

Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека: великодушное прощение и извинение, «незамечание» и тактичное исправление, остроумная шутка и оптимистическая вера в то, что ситуация поправима.

Формы работы:

Упражнения:

выразить почтение к старику;

произнести комплимент в адрес человека в разной социальной

роли;

произнести утреннее, дневное, вечернее приветствия;

высказать добрые пожелания при расставании;

вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие;

сервировать стол на несколько персон;

обратиться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю;

возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение;

сделать комплимент собеседнику по поводу его суждения;

встать при входе в комнату женщины, встать при обращении с

вопросом стоящего человека (старшего, женщины);

пропустить в дверях старшего, девочку, женщину;

преподнести и принять угощение.

Раздел 4.

Приобщение к здоровому образу жизни

Гигиена мальчика и девочки. Физическая культура.

Культура гигиены: чистота тела и свежесть кожи, гигиенические требования к рукам, уход за волосами, гигиена полости рта.

Формы работы:

Вовлечение в спортивные секции.

Оздоровительные игры в классе и на воздухе (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. - М., 1994. С. 165-178,307-324).

Туристические походы.

Беседы.

КТД «Осенний марафон», «Масленица».

Раздел 5.

Организация коллективной деятельности, развитие творчества

Самоуправление на уровне класса. Выборы совета класса. Обучающие игры. Игровые приемы работы с текстовой информацией по В. В. Петрусин-скому (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг.- М., 1994. С. 13-21).

Формы работы:

Собрание по выборам совета класса (избирательная кампания).

Объединение детей в различные группы, комитеты, службы, союзы, пресс-центры, комиссии и т. д. для осуществления классного самоуправления.

Работа в научных обществах.

Экспедиции (археологические, экологические и др.).

Творческие экзамены.

Предметные недели.

Развивающие игры за столом (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 147-154).

Участие в школьных кружках, секциях, объединениях по интересам.

Что нужно помнить педагогу-воспитателю о психологических

особенностях подросткового возраста

Раздел 1.

Расширение представлений о человеке

       (Человек в отношении к самому себе. Человек и семья)

Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявление и развитие. Способы защиты от посягания на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало как амальгированное стекло и как отражение отношения к человеку других людей. Коррекция полоролевого поведения (девочка, мальчик). Самовоспитание: содержание, способы.

Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как забота моего «Я».

Формы работы:

1. Ролевые игры.

2. Диспуты.

3. Конференции.

4. Беседы:

«Забота о родителях - дело совести каждого».

«Что значит заработать на свой хлеб?».

«Что такое духовное богатство человека?»:

Интерес к человеку определяется тем, как он выглядит, о чем думает, как говорит, что и каким образом делает.

Основные черты интересного человека: светлый ум, доброе сердце, чистая совесть, деловитость, нестандартность поведения и высокое качество деятельности. Связь между этими признаками интересного человека и духовностью.

Основные проявления духовности: глубина ума, возвышенность чувств, доброта намерений, полезность желаний, деликатность в отношении к людям, благородство души.

5. Беседы по самовоспитанию «Как работать над собой» (по книгам А. И. Кочетова «Организация самовоспитания школьников», 1990; «Как заниматься самовоспитанием», 1991; «Воспитай себя», 1982).

Раздел 2.

Развитие процесса саморегуляции. Формирование положительной Я-концепции

Саморегуляция - процесс управления человеком его собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Формы работы:

Занимательный аутотренинг (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 290-303).

Тест «Познай себя».

Тест-карта самооценки «Портрет».

Тест «Я» ~ реальное, «Я» - идеальное».

Раздел 3.

Овладение третьим уровнем этикета: помогай окружающим людям

Понятие сильного человека, помогающего слабому.

Виды помощи: физическая, финансово-экономическая, материальная, продуктивная, психологическая.

Оказание услуг постороннему: уступить место, передать билет, поднести ношу, достать вещь, протянуть руку, защитить от опасности, предупредить о неприятности.

Третий уровень этикета во время застолья: передать блюдо соседу, оставить лучший кусок другому, налить напиток девочке, помочь хозяйке подать и убрать со стола, отодвинуть стул вставшей соседки.

Помощь мужчины как знак внимания женщине, помочь подняться по ступенькам, найти свободное место, подать пальто, предложить руку, избавить от тяжелой ноши, предложить лучшее место, защитить от обидчика.

Помощь пожилому человеку. Оказание помощи родителям и родственникам. Помощь товарищам и друзьям,

Право на помощь. Позволение и оказание помощи. Анонимность поступка или доброго знака внимания.

Сочувствие как помощь.

Формы работы:

1. Классный час «История русского этикета».

2. Проигрывание ситуаций.

3. Конкурс знатоков этикета.

4. Упражнения:

Подать девочке пальто и помочь ей надеть его.

Протянуть руку перед канавой, ступенькой.

Обратиться с предложением поднести тяжелую ношу.

Протянуть общее блюдо соседу за столом.

В театре сдать в гардероб пальто спутницы.

Уступить незаметно место вошедшей женщине.

Оказать помощь плачущему малышу.

Предложить деликатно и тонко помощь опечаленному другу.

Броситься на защиту обиженного.

Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, донести книги, тетради.

Поддержать споткнувшегося.

Протянуть руку выходящему из автобуса.

Зашторить окно, видя, что свет мешает кому-то.

Посадить цветы «на радость людям».

5. Контрольные задания (варианты заданий написаны на карточках; поочередное предложение их ученикам обусловливает поочередное публичное выполнение контрольного задания-ситуации):

Вы немного опоздали на урок. Входите в класс...

Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей...

За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним с вопросом.

Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей.

Начните с ним разговор.

На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе... Найдите повод и слова для этого.

Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.

Один из присутствующих сказал, что 2х2=10. Отреагируйте, пожалуйста, на это суждение, если вам кажется, что это не так.

Вы постучались в дом. Вам открыли дверь, и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?

Вы пригласили к себе домой товарища. Он опаздывает, и вы нервничаете. Но вот звонок. Открывается дверь. Что скажете?

Раздел 4.

Приобщение к здоровому образу жизни

Здоровый образ жизни. Пагубное влияние на человека алкоголя, курения, наркотиков.

Формы работы:

1. Беседы, встречи с медицинскими работниками.

2. Классные часы:

«Красота - это здоровье?»

«Зубы и наше здоровье» и др.

3. Туристический поход «За здоровьем в лес».

4. Выписки из любимых книг по физкультуре, спорту, кулинарии «Мое здоровье и труд, отдых и здоровье».

5. Выпуск антиреклам, санбюллетеней,

6. Подвижные игры в классе (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 129- 144).

Раздел 5.

Развитие коллективистских отношений внутри класса

Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованность, эффективности и информированности.

Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлектив-ных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Члены коллектива требовательны к себе и друг к другу, не бросают начатое дело на полпути, осознанно подчиняются дисциплине.

Открытость - помощь новичкам и нечленам коллектива.

Коллективизм — наличие добрых традиций, защита интересов коллектива, принятие решений сообща.

Контактность - доверительные, дружеские взаимоотношения.

Организованность - бесконфликтное распределение обязанностей, обнаружение и исправление недостатков, решение возникающих проблем.

Информированность - знание задач, стоящих перед коллективом, норм и правил поведения, хорошее знание друг друга.

Эффективность - успешное решение имеющихся задач.

Раздел 6.

Повышение творческого потенциала

Творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческий человек. Технология творчества. Виды творчества: научное, техническое, художественное и др.

Формы работы:

Творческие экзамены.

Обучение игровым приемам работы с текстовой информацией (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 21 - 33).

Предметные недели.

Конкурсы.

Викторины.

Выставки.

Занятия в кружках, объединениях по интересам.

Практическое занятие «Развивай художественно-творческие способности».

Проект-мечта «От детской игрушки до изобретения».

Конкурс изобретателей и фантазеров.

Раздел 1.

Расширение представлений о разных способах

социального устройства жизни

Родина как место, где человек родился и познал счастье С    жизни. Природа Родины. Родной язык. Традиции, нравы, обычаи Родины. История Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенности жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения содействия благу Родины как элемент жизни современного человека.

Общество как социальная сфера человека. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными, духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия существования человека в обществе. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни.

Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители... Различия возрастные, национальные, религиозные, профессиональные, психологические, половые. Западноевропейская и восточная культуры.

Формы работы:

Политические и дискуссионные клубы.

«Круглые столы».

Пресс-конференции.

Экскурсии, путешествия.

Диспуты.

Встречи со специалистами в области права, историками.

Викторины.

Конкурсы.

Раздел 2.

Формирование представления о самосознании и

его месте в самовоспитывающей деятельности

Знания. Воспитаннику необходимо показать, какое место занимает самопознание в самовоспитательной деятельности, какова его роль в самовоспитании. В ходе бесед, сборов-разговоров, индивидуальных консультаций необходимо также всесторонне ознакомить подростка с основными приемами и методами самопознания, научить видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность. Педагог должен настроить воспитанника на понимание трудностей первого этапа самопознания, помочь в их преодолении.

Умения. Воспитанник учится планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, характером, волей; сравнивать себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками, сопоставлять оценки, которые дают ему товарищи, учителя, с собственными представлениями о себе; анализирует с помощью педагога свою деятельность (учеба, спорт, общение, труд и т.д.), внутреннее состояние, которое появилось в этой деятельности.

Формы работы - индивидуальные и коллективные беседы:

«Что ты знаешь о себе?»;

«Я и мы»;

«Будь наблюдательным к себе»;

«Мой режим дня»;

«Мои друзья»;

«Мои враги».

Целесообразно сразу обратить внимание на выработку умения проверять и контролировать свои поступки, мотивы, отношения, систематически фиксировать изменения, происходящие в поведении и в отношениях с окружающими. Это необходимо для того, чтобы у подростка на основе самоанализа возникло систематическое желание обобщать факты, определять перспективы работы над собой, постигать внутренние и

внешние мотивы своей самовоспитывающей деятельности. Важно показать, как составляется план самонаблюдения.

Формы работы:

Анкетный вопрос.

Самоанкетирование.

Уроки-тесты (совместно с психологом школы).

Психологические уроки-беседы на темы:

«Познай себя»;

«Сам себе психолог»;

«Где линия индивидуального предела?»;

«Моя воля»;

«Мой характер»;

«Расскажи мне обо мне».

Действия. Получив педагогическое обоснование своей самовоспитывающей деятельности, подросток определяет цель самовоспитания. Вместе с педагогом и родителями старается выделить в себе положительное и отрицательное. Начинает контролировать свой режим дня, а затем и любое дело, за которое берется. После выполнения под руководством старших сам сопоставляет то, что планировалось, с тем, что получилось; находит причины, которые породили несоответствие, размышляет, что можно было бы изменить, находит неудачи, определяет их причины, размышляет об успехах, определяет перспективы дальнейшей работы над собой.

Если что-то не получается или наступает разочарование, педагог должен подсказать приемы самоубеждения, самовнушения, научить приказывать себе, чтобы в дальнейшем этими приемами подросток владел сам.

Формы работы:

1. Практикумы:

«Правила счастливого человека».

Формулируется правило, а затем учащиеся разъясняют его сущность, способы и условия применения:

«Не впадайте в гнев!»

«Не оставайтесь наедине со своими неприятностями».

«Избавляйтесь от навязчивых мыслей делом, а не развлечениями».

«Не предъявляйте другим чрезмерных требований: каждому свое».

«Ежедневно 2 — 2,5 часа напрягайте силы физически. Движение -.пасение. Движение - лекарство. Упражнение, тренировка, самовоспитание - шаги к совершенству воли и характера».

 «Опирайтесь на достоинства человека, его возможности и способности, пренебрегайте мелочами и недостатками, если от них нет вреда для дела».

«Не судите да не судимы будете. Библейская заповедь в наш век».

«Настаивайте на главном, уступайте в мелочах, не делайте из них проблем».

«Трудитесь с полной самоотдачей - только так развиваются способности».

«Практикуйте контрасты: душ холодный и горячий, труд до пота и баня (сауна), работа и отдых, умственный и физический труд, радость и грусть (минорная музыка, театр, но не ссора, не скандал в доме)».

«Улыбайтесь всем всегда. Злость бумерангом возвратится к вам».

«Научитесь создавать настроение, менять его. Для начала научитесь переключать внимание с неприятностей на интересное дело, потом «лечите» свое раздражение, гнев любимой музыкой, прогулкой в лес и т. д.».

«Не начинайте курить или бросьте курить! Во всем мире этот порок высмеивается, порицается и наказывается. Курящая девушка - неполноценная мать, курящий мальчик неполноценно развивается, курящий юноша - неполноценный мужчина. Никому, никогда, нигде не верьте, что курение безвредно и украшает мужчину и женщину».

«Будьте всегда трезвыми! Все глупости и трагедии начинаются с первой рюмки вина».

«Будьте нетерпимы к своим недостаткам! Чем раньше от них избавитесь, тем лучше у вас перспективы на будущее: быть для любимого — любимым, для уважаемого - уважаемым, для родных - гордостью, для друзей - опорой, для врагов - силой, для себя - достоинством».

«Как изучать свои способности» (самопознание и самовоспитание одаренности).

«Гениями не рождаются» — беседа, построенная на анализе примеров самовоспитания выдающихся исторических личностей. Учащиеся разбирают прочитанные книги из серии «Жизнь замечательных людей» и приходят к выводам: все великие люди работали над собой с ранней юности, задатки превращаются в способности только при постоянных самоупражнениях, самотренировках, а талант развивается в результате особого образа жизни, насыщенного творческим трудом, и непрерывного самовоспитания.

2. Смотры:

«Дерзайте, вы можете!»;

«Алло, мы ищем таланты!».

Раздел 3.

Воспитание целостного отношения к медико-профилактическим мерам

как средству сохранения здоровья человека

Способы профилактики нарушений зрения, инфекционных и простудных заболеваний. Значение физических упражнений. Осанка. Стресс и выход из него. Прививки, их значение. Санация полости рта и др.

Формы работы:

1. Встречи-беседы с медицинскими работниками.

2. Занятия по коррекции незначительных отклонений.

3.Конференции.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Обследование специалистами.

7. Выпуск стенгазет, санбюллетеней, антиреклам.

Раздел 4.

Формирование отношения к этикету как норме жизни общества

Искусство и этикет. Искусство как зеркало этикета и история его развития. Искусство как школа приобщения к этикету. Внешний облик художественного героя и этикет. Этикет общения с искусством. Этикет поведения в театре, на концерте, на художественной выставке. Этикет художественных оценок и бесед об искусстве.

Спорт и этикет. Этикет об осанке, походке и пластичности человека. Спорт как средство формирования тела. Этикет спортивных занятий и спортивного костюма. Этикет поведения спортсмена. Этикет спортивных состязаний. Этикет спортивных побед и поражений.

Мужской этикет. Облик мужчины с точки зрения этикета. Внимание к женщине. Право на заботу о ней. Готовность к услуге. Понятия галантности, рыцарства. Правило этикета «Женщина всегда права». Рассмотрение этого правила. Границы проявления внимания к женщине. Благородство как неотъемлемое качество мужчины. Проблема физической силы как средства защиты.

Женский этикет. Внешний облик женщины. Роль этикета в формировании женственности. Строгие правила девочки, девушки, женщины. Роль зеркала в формировании облика женщины. Поведение женщины при нарушении мужского этикета.

Болезни и этикет. Этикет поведения больного. Этикет поведения окружающих больного. Запрет на вопросы о болезнях. Деликатный учет болезненного состояния человека. Соблюдение этикета как предотвращение болезни. Этикет больницы.

Природа и этикет. Природа как благо и ценность жизни человека и общества. Общение с природой: бережливость, уважение, защита. Элементы природы в доме человека. Цветы как знак внимания. Символика цветов. Этические правила вручения цветов. Правила букетов. Поведение человека на лоне природы.

Формы работы:

Тренинг.

Турнир.

КВН.

Раздел 5.

Формирование навыков коллективной творческой деятельности

КТД: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, ближайшее последействие.

Формы работы:

КТД в классе.

Общешкольные праздники.

Предметные недели.

Научные общества.

Творческие экзамены.

Игровые экспресс-тесты, творческие вечера (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг, - М., 1994. С. 82 - 94, 254 - 271).

     

Раздел 1.

Формирование идеала жизни

Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека.

Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, который призван обеспечить защищенность каждого человека.

Добро - все то, что является благом для другого. Внимание к другому как исходное основание жизни по законам добра. Содеяние добра как усиление и творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра.

Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни (истина — объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком). Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «пошлый здравый смысл».

Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни.

Красота в жизни человека (красота - все то, что представляет собой гармонию формы и содержания). Красота, помогающая полюбить жизнь.

Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человека. Красота человеческого лица («портреты красоты»).

Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте.

Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе.

Добро, истина и красота как характеристики жизни, достойной человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни.

Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиций добра, истины, красоты. Достойная и пошлая жизнь как антиподы; широкая палитра достойной жизни; многообразие видов пошлого существования.

Добро, истина и красота во взаимоотношениях мужчин и женщин:

общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, физические представления.

Формы работы:

1. Беседы:

«Красота истинная и искусственная».

Сравните несколько женских портретов, принадлежащих кисти разных художников.

Объясните слова американского поэта Уитмена; «Молодые женщины красивы, пожилые - еще красивее», сравните портреты женщин в разном возрасте, написанные Рембрандтом, Репиным и др. Что характеризует красоту девочки, девушки, женщины-матери, пожилой женщины, женщины преклонных лет?

Как поэты в своих произведениях описывают красоту женщины в разном возрасте?

«Когда добро творит зло».

Почему говорят: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад»?

2. Диспуты.

3. Классный час «Эталон красоты в жизни и искусстве».

Сравните высказывания. Какое из них справедливо, с вашей точки зрения:

«Когда величье поражает нас, уж красоту не видит глаз» (Дж. Байрон).

«То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может вызвать зевоту» (Д. Дидро).

«Он красавец, она красавица, почему друг другу не нравятся?» (Поговорка).

Раздел 2.

Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию

Увлечь всех воспитанников идеей начать систематическую работу над собой не просто.

Во-первых, необходимо узнать отношение самого подростка к самовоспитанию, выяснить, есть ли у него желание им заняться.

Во-вторых, педагогу потребуется помощь и поддержка родителей, близких, друзей воспитанника. Для привлечения семьи к формированию у подростков потребности в целенаправленном самовоспитании необходимо организовать педагогический всеобуч для родителей, цель которого - показать пути руководства самовоспитанием детей на разных этапах их работы над собой.

Тематика лектория для родителей:

«Единство воспитания и самовоспитания - важнейшее условие эффективности педагогического процесса в семье и в школе»;

«Личный пример родителей в работе над собой как необходимое условие успешного самовоспитания детей»;

«Педагогический такт родителей»;

«Оказание помощи детям в самоизучении и составлении про-раммы самовоспитания»;

«Формируем идеал самовоспитания».

Начать работу по самопознанию необходимо с разъяснения культуры самопознания, с осознания подростком целевых установок при самонаблюдении. Педагог должен помнить, что процесс самопознания организуется в спокойной обстановке, причем педагог должен помогать словом, постоянно подбадривать воспитанника.

Воспитатель выполняет роль консультанта: рекомендует увеличить или замедлить ход самонаблюдения, предлагает изложить первые впечатления и переживания в устной или письменной форме, проанализировать мнения друзей, родных, близких.

Педагогу следует часто разговаривать с воспитанником о его прошлом, заостряя внимание на значительных событиях, вспоминать мнения взрослых, родных, близких о подростке.

Если воспитанник отторгает идеал, предлагаемый педагогом, можно поручить ему составить свою «родословную» с этическими портретами предков. Необходимо приобщать учащихся к системному планированию собственной работы: изложить план на урок, на день, на неделю, на четверть. В основе деятельности педагога должно лежать уважительное отношение к воспитанникам, доверие к ним. Это поможет подросткам в начале работы над собой найти в себе хорошее и развивать его. Психологи рекомендуют побольше мечтать с детьми о будущем, развивать их фантазию, играя в игры «Я в будущем», «Мой город в будущем», «Моя Родина в будущем».

Формы работы:

1. Социально-психологические тренинги (см.: Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. -М., 1995).

2. Диагностические методы самопознания (анкета-тест «Познай себя», тестовая карта «Знаю ли я себя?», ориентировочно-диагностическая анкета интересов, «Уровень вашей общительности» и т. д.).

3. Психотренинг «Суггестивное самосовершенствование» (активизация резервных возможностей) (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 237-351).

4. Деловой тренинг общения: деловые игры-миниатюры (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 57 - 77).

Раздел 3.

Развитие творчества и самотворчества, самоуправления

Что такое творческий процесс? Четыре стадии процесса творчества (по Г.Уоллесу): подготовка, созревание, озарение, проверка. Качества творческой личности: чувство нового, интуиция, самокритичность, подвижность ума, смелость, независимость суждений, умение синтезировать и анализировать идеи. Что отличает творческую деятельность и высокий уровень мастерства? Эмоционально-эстетическая сторона творчества.

Формы работы:

1. Творческие экзамены.

2. Экспедиции.

3. Деловой тренинг.

4. Научные общества.

5. Кружки, секции, объединения по интересам.

6. Праздники, мероприятия.

7. Интеллектуальный марафон «Как стать изобретателем?».

Раздел 1.

Формирование идеала человека, жизненной позиции

Назначение человека в жизни - мыслить, содействовать благу других, созидать - как принципиальное отличие человека от животного.

Мир в его целостном восприятии. Гармония и единство мира, формирование вкуса к жизни в процессе его целостного восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на Земле.

«Отстранение» действительности как способ ее познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные в философских воззрениях на мир.

«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений.

«Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на Земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный.

Образ человека и образ жизни.

Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конечности жизни и фактор ее ценности. Понятия счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека.

Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие этой способности в практической деятельности.

Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни.

Формы работы:

Беседы.

Диспуты.

Знакомство с жизнью замечательных людей.

Раздел 2.

Формирование навыков безопасного поведения

Здоровый образ жизни: закаливание, нормальное питание, личная гигиена, хорошие бытовые условия и чередование труда с разумным отдыхом.

Коррекция поведения: разумное поведение в экстремальных ситуациях, в периоды болезней, физических перегрузок, умственного переутомления.

Саморегуляция чувств, эмоций, переживаний в стрессовых, конфликтных, драматических или трагических ситуациях.

Прогнозирование своей жизни и деятельности с учетом меняющихся обстоятельств, предвидение возможных трудностей, проблем: любые неожиданные травмы, события всегда сильнее разрушают нашу психику и здоровье, чем предвиденные.

Осмотрительность в знакомствах, связях и делах: свыше 90% убийств, насилий являются следствием неразборчивости в выборе друзей, знакомых, неразборчивости способов и средств достижения цели.

Уход от вовлечения в различные политические кампании - демонстрации, митинги, голодовки и т.д.: что допустимо для взрослого человека с устойчивыми политическими взглядами и целями, едва ли целесообразно для молодых людей, только вступающих в жизнь.

Формы работы:

1. Беседы.

2. Встречи со специалистами.

3. Психотренинг «Суггестивное самосовершенствование» (см.: Игры: обучение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 237 - 351).

16.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.

К числу таких критериев можно отнести:

Развитость познавательного потенциала ребенка;

Нравственную направленность личности;

Сформированность у учащихся первоначальных умений сапознания, самореализации и самоутверждения;

Креативность личности ребенка;

Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.

Диагностический инструментарий представлен в таблице.

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

2.Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Тест Н, Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение.

3. Коммуникативная развитость

1.Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

«Я в глазах других»( анализ портфолио)

Методика

 Р. В. Овчаровой

для выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Педагогическое наблюдение.

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному решению.

2.Стремление к творчеству.

Тестирование.

Педагогическое наблюдение.

5.Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2.Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Методика

А. Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Социометрия.

6.Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества.

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Методика А. А. Андреева» Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Методика Е. Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

        Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса(отдельных школьников и учителей, ученических и учительских коллективов, педагогического процесса в целом) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом.

        Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

        К методам педагогической диагностики относятся наблюдение, беседа, социометрия, рейтинг, тест, анкета, сочинение, педагогический консилиум, недописанный тезис, альтернативный тезис, рассказ с ошибками, ранжирование, шкалирование, ролевая игра, поведенческий срез, тест-рисунок, фантастический выбор, цветограмма, тренинг и др.

Предлагаемый пакет диагностик, составленный мною, позволяет оценивать результативность воспитательного процесса с 5-го по 11-й класс по каждому блоку программы.

        Диагностика проводится дважды, в начале учебного года и в конце, для определения эффективности воспитательной работы.

        При этом необходимо помнить, что результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, только выявляют развивающиеся тенденции, служат средством формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности, для выдвижения новых жизненных целей.

Предлагаемые наборы диагностик являются примерными; они будут совершенствоваться и пополняться по мере работы над программой.  

          Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех  компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:

-         нравственный;

-         познавательный;

-         художественный;

-         физический;

-         коммуникативный,

что не противоречит стратегической цели школы:

«Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»

Список используемой литературы.

Волжанина Т.А., Воробьева В.Д., Лужбина Т.К., Махнева Л.А., Филиппенкова Е.Ю., Забодаева Н.С.

Родительские собрания в школе.

            Волгоград, 2005.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. «Вако», Москва, 2004.

Дневник классного руководителя: 5-11 классы\ Ав. –сост. О.Е. Жиренко, Л. И. Гайдина. 6-е изд. – М.: 5 за знания.

Журнал «Классный руководитель» №4, 2006 год.

Журнал «Классный руководитель» №5, 2008 год

Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Волгоград, 2006.

Персидская И.В., Фонова Д.А., Лободина Н.В., Шепелева Т.В., Гулуева Т.С., Монастырская Т.В. Классные часы в 5-11 классах. Волгоград, 2006.

Сергеева В.П. Дневник классного руководителя. ЦГЛ, Москва, 2004.

Сухомлинский В. Не только разумом, но и сердцем. «Молодая гвардия», Москва, 1986.

Классный руководитель

Сотрудничество

Соучастие

Сопереживание

Взаимоуважение

Развитие коллектива учащихся

Развитие личности каждого ученика

Взаимозависимость

Цели

Субъекты

Деятельность

Отношения

Среда                      

Управление                                                                                  

                                                   

 влияние

                       влияние

                                   Влияние             влияние

Направления

деятельности

Семья

Досуг

Здоровье

общение

Интеллект

Нравственность

Гражданин

Дети

родители

психолог

педагоги

Социальный педагог

влияние

влияниеие

влияние

на

Цель

Личность, способная к позитивному преобразованию мира.

Комитет печати

Комитет образования

Комитет дисциплины

Комитет культуры

Комитет спорта

Комитет труда

Помощник

 кл. рук.

Шефский комитет

5-й

к

л

а

с

с

6-й -7й

к

л

а

с

с

ы

8-й – 9-й

к

л

а

с

с

ы

10-й

  к

  л

  а

  с

  с

11-й

  к

  л

  а

  с

  с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Воспитательная ситема классного руководителя (6, 7 класс)

Главное в организации воспитательной системы класса – создание условий для развития личности каждого ученика и коллектива в целом и формирования активной жизненной позиции, признания личности человека...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...