Путешествие с арифметикой. Математическая пьеса-сказка.
методическая разработка по теме

Паничкина Светлана Александровна

Развить интерес к математике с помощью театрализованного представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическая пьеса-сказка

 «Путешествие с арифметикой»

Действующие лица:

Сергей, Алексей – современные мальчики, ученик 7-го класса

Алгебра и геометрия – сестры и великие науки

Арифметика – царица всех математических наук

Нгам и Арет – первобытные охотники

2  гарпедонапта - землемера

5 девушек - гречанок

Архимед

Ломоносов

Действие первое

            Открывается занавес. На сцене три молодые особы. Входит Чит.

Сергей(в сторону). Три девицы под окном пряли поздно вечерком… (обращаясь к дамам) Привет! Я – Сергей, а он – Алексей.

Геометрия. Извините, но вы для меня, молодой человек, лицо почти постороннее, а с незнакомыми я не разговариваю. (гордо уходит)

Алгебра. Похоже, что мы с вами где-то встречались, так примерно 4 раза в неделю, но вы, молодой человек, не слишком старались, поэтому я вас плохо помню. (уходит вслед за геометрией)

Арифметика. Привет! Хотя, обращаясь к даме, лучше бы всё же сказать «здравствуйте». В особенности если даме много тысяч лет от роду…

Алексей. Много тысяч? Но… Но тогда вам давно пора на пенсию!

Арифметика. Как это на пенсию?! Я служила людям тысячи лет, они и теперь без меня не обойдутся. Я же арифметика.

Мальчики озадаченно хлопают ресницами, пожимают плечами.

Арифметика (возмущенно). Что же ты молчишь? Или ты не слышишь? Я – А-риф-ме-ти-ка! Та самая, что изучают в школе. Ну предмет, предмет такой… ну ладно, сейчас увидишь. (Убегает)

Сергей (зрителям). Но у нас не было такого предмета. Мы русский язык и математику проходили.

Появляются алгебра и геометрия в коронах и мантиях.

Алгебра. Вот как, у них нет такого предмета! А примеры на вычитание и деление? А упражнения по сложению и умножению столбиком? Это что? Разве не арифметика?

Геометрия. Ещё совсем недавно школьники трепетали, заслышав это слово… И вот оно им почти неизвестно. Как забывчивы люди!

Алгебра. И всё почему? Да потому, что Арифметика добровольно впустила в младшие классы нас, своих сестер, Алгебру и Геометрию, и мы все вместе стали называться математикой.

Геометрия. Нет, что же это такое происходит? Сестра делает благородный жест, поступается собственным именем во имя пе-да-го-ги-чес-ко-го процесса, а о ней, видите ли, больше не хотят знать! Будто не арифметика – основа всякого счетного дела…

Алгебра. Будто не арифметика – одна из самых древних наук мира! Сестра, мы должны с тобой сделать из этого правильный вывод, а то и нас бесцеремонно выживут из школьной программы. (Обе уходят)

Гремит гром. Чит озирается. Звучит громовой голос.

Голос. Какой предмет ты изучаешь в школе, Чит?

Мальчики (вместе испуганно). Математику.

Голос. Перед тобой Арифметика – царица математики.

Сергей (озираясь). Где Вы, Ваше величество? (Арифметика появляется у него за спиной.)

Алексей. Извините, Ваше величество, боюсь, я был не слишком вежлив с вами. Но, честное слово, я не нарочно.

Арифметика. Так и быть, на первый раз придется простить твое невежество. Слушай меня внимательно. Сейчас мы отправимся с тобой в путешествие во времени. Я покажу тебе, как постепенно люди познавали числа. Но не думай, что ты увидишь все периоды моей истории. Она слишком сложна, а ты слишком мал. Будем помнить, что никто не может объять необъятного. Поэтому для путешествия выберем самый короткий путь.

Алекей (прыгая). Большое спасибо! Но когда мы пойдем?

Арифметика. Ах да! Вперед! (свет гаснет.)

Действие второе.

      Полная темнота. Слышатся голоса Чита и Арифметики.

Сергей. Я ничего не вижу!

Арифметика. Вполне понятно! Ведь мы с тобой находимся во тьме веков! Но ничего, сейчас я её немного разгоню. Раз, два, три… (Свет зажигается, Чит и Арифметика находятся сбоку сцены. В центре друг против друга стоят два человека в шкурах, потрясают копьями.)

Нгам. Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь (показывает  5 пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа, Мирдин возьмет 4 пальца (показывает) человек и подстережет слева, Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопись скоро лоси пойдут на водопой! Эгей! (оба убегают)

Алексей (ехидно). Это так вы выглядели в раннем детстве, ваше величество? Ну а что же делали первобытные люди, если им надо было использовать большие числа?

Арифметика. Это мы сейчас увидим. И знаешь что, зови-ка меня просто Ари и без всяких «величеств». Титулы устарели, а я всегда хочу быть молодой и современной.

         Снова появляются Нгам и Арет. Они идут медленно, Нгам прихрамывает. Оба счастливы: охота удалась.

Нгам. Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то сородичи будут сыты! Хей! Хей! Хей!

Арет. Мужчины племени храбры и сильны, они никого не боятся. Хей! Хей! Хей! (оба потрясают копьями)

Арет. Но ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?

Нгам. В охоте участвовали 2 руки, одна нога и 1 палец на другой ноге людей, а ещё я, ты и Эмирис. Это ещё 3 пальца. У меня есть жена (указывает на свой последний незанятый палец), 3 сына (пальцы начинает загибать Арет), 2 дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, 2 сына, дочь (Арет все это время загибает пальцы либо указывает копьем на соответствующие пальцы ног), покалеченный изюбром брат и ещё 4 члена его семьи. У Эмриса есть старые мать, отец и 3 брата. У Мирдина …

Арет. Подожди!

Нгам. А что?

Арет. Не могу подсчитать. Пальцев не хватает.(Оба тяжело задумываются. Вдруг Нгам поднимает руки.)

Нгам. Хвала духу леса! Он показал мне выход. Чтобы знать, как правильно разделить добычу, надо позвать сюда несколько человек из нашего племени. Тогда пальцев хватит! А другого выхода нет.

Арет. Да будет вечной твоя мудрость, о Нгам! (оба уходят)

Алексей. Вот это считари! Но всё же раньше было здорово, ходить на охоту интереснее, чем учиться в школе.

Арифметика. Так ведь только взрослые охотились, а дети учились.

Действие третье

Алексей. Ох, ну и жара! Где мы?

Арифметика. В древнем Египте, мальчик.

    В это время появляются два гарпедонапта (землемера). На экране – слайды с изображением земельных участков Египта.

1-й гарпедонапт. Опять этот жадный старик Ахмес жалуется, что мы неправильно восстановили его участок.

2-й гарпедонапт. Всегда ему кажется, будто мы уменьшили его поле. Даже если это так, то ему же лучше – меньше налог заплатит чиновникам фараона.

1-й гарпедонапт. Шутки шутками, а придется заново измерять его участок. Видишь, сидит под пальмой, финики жует и нас ждет.

2-й гарпедонапт. (разворачивает план, оглядывается, куда бы повесить его, увидел Чита, окликает его). Мальчик! Иди сюда, нечего без дела стоять. Ну и странно же ты одет. Ладно, подержи-ка свиток.

1-й гарпедонапт. Ну что, проверим угол. Три, четыре, пять.(проверяет узелки)

Алексей. Чего три-четыре-пять? А что они сейчас делают?

Ари. Завязывают концы веревки. Складывают треугольник, натягивают в местах узлов и раскладывают его на земле. У них получился треугольник с прямым углом, который кладут против большей стороны в 5 узлов. Треугольник со сторонами 3, 4, 5 вошел в историю математики под названием египетский.

2-й гарпедонапт. Ну вот, угол верный. Измерим границы.(измеряет шагами, сверяет с планом). Все верно! Ну, Ахмес, сколько времени из-за него потеряли!

Ари.  Да, в древнем Египте умели четко строить прямоугольники, прямоугольные треугольники, измерять их площади. Именно здесь зародилась великая наука – ГЕОМЕТРИЯ, ведь и переводится это слово – землемерие.

Действие четвертое.

Сергей. Мы в Греции? А вот там самые настоящие древние греки? (Показывает пальцем ) Что они делают?

Ари. Не указывай перстом! И не забудь поклониться!

Чит и Ари вежливо кланяются в сторону греков.

На сцену выходит группа гречанок с кувшинами, они весело болтают друг с другом и, смеясь, рассказывают стих “Легенда об Архимеде”: 

1.Преданье старинное знает весь свет,
  Как тешась горячею ванной,
  Открыл свой великий закон Архимед,
  Связав его с выходкой странной . . .

2.Сияющий выскочил вон Архимед
  Из ванны горячей, где мылся,
  И прямо из бани, как был не одет,
  Куда – то бежать он пустился . . .

 3. Картина, достойная кисти богов:
   По улице, солнцем нагретой,
    Пунктир оставляя из мокрых следов,
    Бежит Архимед неодетый.
4. Толпа сиракузцев несётся вослед,
    В восторге от бешеной гонки,
    И громко ликует, когда Архимед
    Выкрикивал “Эврика!” звонко.


5. Нашёл! Он нашёл тот желанный ответ,
   Который искал так упорно!
  “Нашёл!” - в упоеньи кричал Архимед,
  “Нашёл!” - повторяли задорно . . .

От группы греков отделяется один бородатый человек и направляется к Ари и Читу, гречанки, смеясь, убегают.

Алексей.  ( выкрикивает, снова показывая пальцем ): Это же Архимед!  Но он же умер более двух тысяч лет назад.

Архимед. Вы ошибаетесь, я не умер. Вы говорите о том печальном случае, когда презренный римский воин пронзил меня копьём. Он тоже думал, что Архимед умер, но жестоко ошибся. К сожалению, он помешал мне тогда дорешать одну задачу, которую я вычертил на песке. Я предупредил его: “Не трогайте моих фигур!” Но он был глух к науке. Знаете ли Вы имя этого мерзкого воина?

Сепгей. Понятия не имею . . .

Архимед. Ну, вот видите, я тоже не знаю его имени.

Ари. Зато люди помнят имя Архимеда и хорошо знают законы Архимеда.

Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.

Архимед: Рад слышать, что обо мне помнят. А открытые мною законы не мои, а великие законы природы! Они существовали задолго до меня. Всегда! Я только сумел их подсмотреть.

Ари. Вы заложили основы всех открытий, которыми гордится Ваш век.

Сергей.. Скажите, уважаемый Архимед, это правда, что Вы изобрели мясорубку?

Архимед: Не совсем так. Я изобрёл водоподъёмный винт, который применялся для перекачивания воды. А уж потом люди использовали моё изобретение для изготовления мясорубки.

Алексей. А правда, что Вы участвовали в войне с римлянами?

Архимед. В то время я уже был стариком, но мои изобретения очень помогли воинам, защищавшим Сиракузы. ( Архимед показывает рисунок оборонительной - подъёмной машины и зажигательного зеркала, объясняя, как они действуют.)

Алексей. Вот здорово!

Архимед: А сейчас прошу извинить меня – у меня важное дело. Может сегодня мне удастся найти точку , которую я так долго ищу.

Сергей. Какую точку?

Архимед: Разумеется, точку опоры. Если я найду точку опоры, то смогу перевернуть даже Землю!

Сергей. Каким образом?

Архимед: С помощью рычага. Когда – то, когда я жил в своём родном городе Сиракузах, я придумал эту очень простую машину . . .( уходит, помахав на прощанье рукой , а следом и все остальные греки )

Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку АРХИМЕДА

Умел сыскать в себе самом.

Алексей. А сейчас домой , в Россию!

Действие пятое.

Выходит человек в сюртуке и напудренном парике с гордой осанкой, в руках у него трость.

Ломоносов. Михайло Ломоносов, помор Архангельской губернии. Сугубо счастлив видеть своих соотечественников, побывавших в превеликом царстве чисел. Числа не токмо несметну пользу, но и великую радость несут человеку . . . Колико Вы преуспели в науке арифметика, юноша?

Алексей. Не очень уж много. Это трудная наука.

Ломоносов. Да, зело трудная! Небось самому приходится ума – разума набираться, книжки штудировать?

Сергей.  Мы в школе учимся. У нас есть учителя.

Ломоносов. Ах, в школе! И всё-таки трудно? Ага, понимаю. Учится охота, только времени нехватка. Я ведь тоже отцу помощником был, тяжёлый невод в море забрасывал да улов вытягивал. Ох, зело трудно было учиться. Да и денег на учение не было.

Сергей.  Нет, Михайло Васильевич, мне не приходится работать, я только учусь и иногда дома помогаю . А обучение в школе бесплатное.

Ломоносов. Сие мне непонятно. И не работаете, и учитесь бесплатно, и всё ещё говорите, что трудно науку постигать.Чудно! А мне приходилось самому по книжкам и грамоте, и арифметике учиться, да и то, когда на это свободное время оставалось. “Арифметика” Магницкого – замечательная книжка! Я ведь девятнадцати лет в Москву отправился. Пешим, в лаптях, с мешком за спиной! Вот как в наше время простым – то людям учение доставалось.

Алексей.  А я про Вас стихотворение знаю!

Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок,
Невесёлая дорога,
Эй, садись ко мне , дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь . . .
Не стыдися, что за дело –
Это многих славный путь.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик ,
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Ломоносов слушает, улыбаясь и кивая головой.

Сергей. А еще я помню Ваши стихи!

Открылась бездна звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне дна!

Ломоносов.  Радостно, что Вы помните и мои стихи! Кто сказал, что наука и искусство – разные вещи? По- моему, чтобы быть хорошим математиком, надо быть в душе поэтом.

Ломоносов.

У каждого из нас своя Прямая ,

Им пересечься только раз дано.        
И в их пересеченьи мы встречаем
Свою беду, судьбу, удачу, но . . .

Сергей (обращаясь к Ари):

О, математика, ты вечна!
Гордись, прекрасная, собой!
Твоё величье бесконечно,
Так предначертано судьбой!
Всегда овеяна ты славой,
О, светоч всех земных светил!
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил!

Ари:

Наш праздник завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!

Алексей.

Да, надо математику любить
И не считать ученье за мученье!
Всё в жизни пригодится, ты учись,
Учись и не жалей на то мгновенья!

   Песня «Гимн математике» (на музыку песни «Чему учат в школе»).

Уравнения решать, радикалы вычислять

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься - придет к тебе удача!

 

Геометрия нужна, но она ведь так сложна

То фигуры, то тела - не разберешься!

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,

Их учи - и результата ты добьешься!

 

Есть науки хороши

Для развития души,

Их и сами все вы знаете, конечно.

Для развития ума

Предназначена она -

Математика – и это уж навечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...

Пьеса-сказка "Когда раскрывается книга" (по мотивам произведений Шарля Перро)

Эта пьеса может быть поставлена для популяризации книги, чтения, проведения библиотечного урока....

Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Конспект урока по литературе в 5 классе.  Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...

Новогодняя пьеса-сказка "Сказочная птица"

Сказку использовала при проведении новогоднего праздника со старшеклассниками...

Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы

Урок литературы по теме "Самуил  Яковлевич  Маршак.  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы"...