О дружбе и товариществе.
методическая разработка на тему

Соловьева Светлана Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_druzhbe_i_tovarishchestve.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Вступительное слово.

- Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо.

  1. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

- Тема сегодняшнего воспитательского часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа.

    «…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или с Денисом?

 С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил с игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантациях, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!

 Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка стал подрожать ему во всем.

  Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

   Вот Мишка и придумал, сто действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».

   Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?

  1. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»

- Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»

Примерные ответы детей:

- С кем можно поплакать и помолчать.

- Кто может выслушать в трудную минуту.

- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.

-  Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

- Кто всегда первым говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.

- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами  и даже жизнью.

- Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?

IV.   Интервью «Расскажи о своем друге».

         - Может быть, кто-то уже нашел такого друга?

           - Расскажите о своем друге.

            - Что вас  связывает?

           - Что в нем вас привлекает?

           Примерные ответы детей:

          - Дружу с (И.Ф.). С ним интересно, он много читает.

          - Дружу с (И.Ф.). Нас связывают общие интересы, увлечения.

          - Дружу с (И.Ф.). Мы дружим еще с детского сада.

         - Дружу с (И.Ф.). Живем рядом, связывает спорт.

          - Дружу с (И.Ф.). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.

          - Дружу с (И.Ф.). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем.

  1. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».

- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова?

- И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

- А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый).

- О человек, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…(приятель).

-  Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажите…(товарищ).

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажите… (друг).

VI.   Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

            - Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах  содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает).

Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

   Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».)

Ситуация №2

 Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация №3

 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

- Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадет» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?

VII.    Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»

            - Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих

           друзей?  

         Примерные ответы детей:

    - У человека должен быть один настоящий друг.

     - Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.

   -  Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей -  сколько

   угодно.

    - Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.

   -  Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?

  Примерные ответы детей:

 - Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

VIII.    Деловая игра «Учимся сотрудничать».

- Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

  И в нашем коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

    - Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.

  - Всем претендентам нужно пройти испытание – за 5 минут собрать картинку из нескольких  деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

IX.  Дети составляют «дерево Дружбы».

- Мы с вами попробуем составить «дерево Дружбы», разобраться в его составных частях, узнать «ростки дружбы», что мешает ей быть крепкой, узнать какое место каждый из вас занимает в ней. Итак, за дело!

(Обратить внимание детей на плакат с нарисованным деревом)

-Обратите внимание на дерево, какое оно носит название?

-Почему корнем его является слово «группа»?

- Речь пойдет о групповой дружбе, о дружбе друг с другом. Задумайтесь на минутку, сколько разных составляющих включает слово «дружба»?

 

- А вот, что сказано в толковом словаре.

  (Зачитывается определение понятия «дружба»)

- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Как вы думаете, что характерно для дружбы?

(Ответы детей)

- Действительно, дружба – это верность, доверие , помощь, равенство, поддержка, взаимное уважение, правдивость, чуткость. А теперь возьмите листочек и напишите на нем «росток», который вы хотели бы иметь на нашем «дереве Дружбы».

(Каждый пишет свое понятие и закрепляет свой росток на «дереве Дружбы».

Еще раз сделать обобщение, опираясь на красочно оформленное «дерево дружбы». Дружба – это взаимная поддержка, взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдивая и искренняя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умением поставить себя на место друга.)

- Много стихотворений написано о дружбе, давайте послушаем одно из них.

 Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, он – твой друг.

Видишь, шторм ледяной утих

От тепла твоих рук.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

X.  Заключительное слово.

- «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба, войсковое товарищество.

Особенности воинского коллектива, традиции русского воинства, сущность войскового товарищества...

Конспект Классного часа в 9 классе не тему: "О дружбе и товариществе"

Классный час на тему: "О дружбе и товариществе"Цель классного часа:Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; ,дать представление отом, какие кач...

Презентация к классному часу в 9 классе на тему: "О дружбе и товариществе"

Презентация к классному часу на тему: "О дружбе и товариществе"Презентация содержит 23 слайда , на которых высказывания  о дружбе и товариществе великих людей, пословици и поговорк...

Час общения "О дружбе и товариществе"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-9 классов. Цели:- раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;- дать обучающимся представление о том...

Классный час "Дружба и товарищество - основа кадетского братства"

Классный час "Дру.ба и товарищество - основа кадетского братства" направлен на укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, спосо...

Классный час "Разговор о дружбе и товариществе"

Цели:Способствовать воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива;Развивать творческую активность...


 

Комментарии

Спасибо за интересный материал, который может быть использован как готовый классный час. Елисеева Н.Н.