Программа "Я - гражданин"
методическая разработка на тему

Гражданское оспитание в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya-grazhdanin.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Я – гражданин».

Цель программы: создание необходимых организационно – педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности как значимого личностного качества у членов школьного сообщества, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности.

Ведущие направления деятельности.

  1. Создание  организационно – педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико – правовой и социально – экономической сферах. В частности:
  1. Ликвидация правовой безграмотности членов школьного сообщества путем просвещения  по правовой системе России, по основным отраслям и нормам права, по личным правам и свободам граждан.
  2. Информирование и разъяснение политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве.
  3. Профилактика противоправного поведения.
  4. Организация жизнедеятельности школы в духе уважения прав человека, толерантности как условии формирования правовой культуры членов школьного общества.
  5. Актуализация внутришкольных законов и норм жизни и гуманистически ориентированных, демократических механизмов  их поддержания.
  6. Формирование у членов школьного сообщества осознанной необходимости участия в демократических избирательных процессах путем реализации ими своего как активного, так и пассивного избирательного права.
  7. Развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать аргументы, строить контраргументы, выдвигать и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новых фактов и т.д.)
  8. Формирование основ экономического мышления, содействие в приобретении некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни.

  1. Формирование установки на приоритет духовно – нравственных основ жизнедеятельности как  в рамках школьного сообщества, так и общества в целом.
  1. Ознакомление школьников с духовно – нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям.
  2. Формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом и своим Отечеством.
  3. Профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодёжной среде.
  4. Побуждение учителей и родителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому.
  5. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни.
  1. Создание организационно – педагогических условий для актуализации активной социальной позиции членов школьного сообщества. В частности:
  1. Знакомство учащихся с методами и процедурами, принятыми в сфере общественно – политической деятельности.
  2. Осознание условий для профессионально – деятельностной самореализации ученика, педагога.
  3. Актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества.
  4. Развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного сообщества к решению социально значимых проблем.
  5. Формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать точку зрения, уважать, слушать и слышать аппонентов.

Данные направления  реализуются на различных уровнях:

  1. Учебном (в рамках курсов истории, обществознания, граждановедения, права и т.д.)
  2. Внеучебном ( организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и режиме проблематизации, критического осмысления – с проблемными феноменами культуры.
  3. Институциональном ( жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникла ситуативная гражданская ативность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними.
  4. Социально – проектном ( предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиям членов школьного сообщества и местных органов власти).

Сроки реализации программы.

 Программа реализуется в три этапа:

  1. диагностико – проектный (2007-2008 учебный год)
  2. содержательно- деятельностный (2008-2009, 2009-2010 учебные годы)
  3. рефлексивный (2010-2011учебный год)

Содержание деятельности на каждом этапе.

  1. Диагностико – проектный: коиплексное обследование уровня сформированности гражданственности у членов школьного сообщества и состояния гражданского воспитания в школе; обобщение опыта школы в организации гражданского воспитания; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданского воспитания отдельными классами, сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
  2. Содержательно – деятельностный: реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных, как внутри, так и вне школы.
  3. Рефлексивный: выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Ожидаемые результаты.

  1. Диагностический этап: получение целостной картины состояния гражданского воспитания в школе и сформированности гражданственности как личностного качества у членов школьного сообщества.
  2. Содержательно – деятельностный этап: активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.
  3. Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества; определение системы дальнейшей работы по гражданскому воспитанию школьников.

Участие классных коллективов в программе.

Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по её реализации.

Участники программы: учащиеся 1-11 класслв МОУ Тагайской средней общеобразовательной школы, педагоги, администрация школы, администрация поселения, сельский ЦКиД, сельский Дом детского творчества.

Общешкольный план дел на 2007-2008 учебный год.

В основе организации работы по программе лежит принцип выделения циклов и ключевых дел. Поэтому в течение года выделяются несколько центральных событий, среди которых ведущее место занимают месячник оборонно – массовой работы, месячник патриотического воспитания, неделя ОБЖ и декада, посвященная празднованию годовщины Великой Победы.

Месяц.

Мероприятие по плану классных руководителей

Общешкольное мероприятие

Участие в районных мероприятиях

Деятельность классных руководителей.

Сентябрь

Акция «Забота».(оказание помощи пожилым).

Выборы в органы ученического самоуправления.

Совещание по планированию работы по гражданскому воспитанию (зам директора по воспитат.работе)

Октябрь

Концерт ко Дню пожилого человека.

Ноябрь

«Великие даты войны.»

Конкурс рисунков, сочинений «Мы лишь слышали о войне».

Декабрь

Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»

Выступление лекторских групп учащихся 11 классов для учащихся среднего и начального звена по теме «Переломный момент в ВО войне»

Конкурс сочинений «Я- гражданин».

Январь

Конкурс рисунков «Подвигу народа жить в веках». День юного героя- антифашиста.

Акция «Пожелание ветерану»(адресные поздравления ветеранов ВО войны и тружеников тыла). Проект учащихся 9 кл.

Февраль

Тематические родительские собрания в классах.

Встречи с воинами – афганцами.

Экскурсии по городам – героям (заочное путешествие)

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Устные журналы по классам ко Дню Защитников Отечества.

Конкурс инсценированной военно – патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне».

Выпуск тематических газет, боевых листков.

Уроки мужества на базе школьного музея.

Просмотр кинофильмов про наступления под Москвой, оборону Москвы.

Военно – спортивные состязания.

Конкурс чтецов, посвященный годовщине Великой Победы.

Конкурс инсценированной патриотической песни.

День допризывной молодёжи.

Подговка и проведение МО кл.руководителей по теме «Формирование гражданско – патриотического сознания в контексте воспитательной системы школы»

Март

Анкетирование старшеклассников на предмет отношения к службе в армии.

Общешкольный конкурс рисунков «Подвигу народа жить в веках».

Общешкольный конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава».

Викторина на тему армии.

Выборы директора школы на День Самоуправления проведение недели агитации.

Проведение Дня Самоуправления

Подведение итогов месячника на совещании педагогов школы и заседании МО.

Апрель

Составление проектов «Моё село в будущем» и их защита.

Общешкольный конкурс проектов «Я – гражданин России»

Конкурс рисунков «Моё село в будущем».

Конкурс патриотической песни.

Май

Вахта памяти. Участие в митинге, посвященном годовщине Великой Победы. Поздравление ветеранов ВО войны. Встречи с ветеранами ВО войны. Игра «Зарница». Литературно –музыкальная композиция «Никто никогда не забудет в веках». Уроки мужества.

Участие в районных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.

июнь

День защиты детей и детства.

Фотококурс «Любимый уголок»

Конкурс рисунков на асфальте «Должны смеяться дети!»

Фотоконкурс «Любимый уголок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

урок по теме "Гражданин.Права гражданина"

Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными....

Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"

Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....

программа "Гражданин"

ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)...

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...