Классный час "День народного единства"
материал по теме

Аршинова Жанна Вячеславовна

 

 

Классный час "День народного единства"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_narodnogo_edinstva_klassnyy_chas.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок

уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения       Москвы народным ополчением»

День народного единства

Классный час

8 класс

                                                         Составила и провела:

                                                         Аршинова Жанна Вячеславовна.

 Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением

отдельных предметов», г. Губкина    Белгородской области.

                                                        Учитель истории и обществознания

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, становление демократического сознания, воспитание ответственности за судьбу Родины.

Задачи:

- пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ;

- воспитание учащихся в духе толерантности, с опорой на героическую историю прошлого и общечеловеческие ценности;

- развитие критического отношения к действительности.

Возраст: 8 класс.

Время проведения: 2 ноября 2012 г.

Место проведения: школьная библиотека.

Оборудование:

Книжная выставка «Не предать забвению».

Разделы:  «День Народного единства», «Поле русской славы».

Исторические справки о лицах-участниках событий Смутного времени.

Мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, презентация).

Фонограммы (увертюра к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» «Славься…», «Моя Россия»).

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Чтец 1:  Всё проходит. Остаётся Родина –
              То, что не изменит никогда.
              С ней живут, любя, страдая, радуясь.
              Падая и поднимаясь ввысь…
              И ещё немало будет пройдено,
              Коль зовут в грядущее пути.
              Но светлей и чище чувства Родины
              Людям никогда не обрести.

(Слайд 2)

Ведущий 1: Указом Президента в 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней – «День Народного единства».

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Звучит фонограмма увертюры к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» «Славься…»

Ведущий 2:  Ребята, прозвучал хор ликующего «Славься!..», раздался буйный перезвон колоколов из оперы «Жизнь за царя» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. В его опере выражена трагедия крестьянина-свободолюбца и одновременно трагедия силы русского народа. Народа – освободителя.

(Слайд 4)

Ведущий 3:  4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдаёт дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.

Ведущий 4:  Родина и единство… Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

Ведущий 1: Итак, давайте мысленно перенесёмся в начало XVII века.

(Слайд 5)

Биограф: После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, – не известно. То ли от болезни  умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца – тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович! Борис Годунов для страны много хорошего сделал, ещё больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё – неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

(Слайд 3)

Ведущий 2:  Началось оно с того, что в Литве вдруг объявился беглый монах и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! В истории отмечен как Лжедмитрий I.

Биограф: Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.

Пришедшие с Лжедмитрием I поляки, держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Всё это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришёл.

(Слайд 7)

Ведущий 3: С Лжедмитрием было покончено, но разорённое Российское государство находилось на краю гибели.

(Слайд 8)

В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II.

Биограф: К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более чем в двадцати русских городах.

(Слайд 9)

Ведущий 1: В июле 1610 года бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином, ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрёкся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи.

Ведущий 2: Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной».

(Слайд 10)

Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. Боясь восстания в Москве, и под предлогом её защиты в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошёл польский гарнизон с немалым числом литовских воинов. Лжедмитрий II не воспользовался ситуацией и не встал во главе народного движения против иноземцев. Уже в декабре 1610 года самозванец был убит.

(Слайд 11)

Ведущий 3: Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли». Зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Биограф: В феврале 1611 г. ополчение двинулось к Москве. Возглавил его «Совет всей земли». Главную роль в ополчении играли казаки под руководством атамана И. М. Заруцкого и князя Д. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. Ляпуновым. Ополчение овладело Белым городом, но поляки удержали Китай-город и Кремль.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

(Слайд 12)

Осада затянулась. В лагере осаждающих росли противоречия. Принятый 30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова «Приговор всей земли» запретил назначать казаков на административные должности и потребовал вернуть владельцам беглых крестьян и холопов. Возмущенные казаки убили Ляпунова. Дворяне покинули ополчение, и оно распалось.

Ведущий 4: Наступила осень 1611 года. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезённую из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество.

(Слайд 13)

Ученик в роли гонца:  Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало ещё на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идёт великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»

(Слайд 14)

Ведущий 1: Всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти её.

Чтец 2:   От бескрайней равнины Сибирской
               До Полесских лесов и болот
               Поднимался народ богатырский,
               Наш великий российский народ.
               Выходил он, свободный и правый
               Отвечая войной на войну,
               Постоять за родную державу,
               За могучую нашу страну.

Чтец 3:   В дни крамол, смут из пепла, из обломков 
               Россия встанет. Близок день. 
               Спасителей любовно восхвалят, 
               Проливших кровь за счастие народа. 
               И, будучи горды героями, их подвиги 
               Навечно в памяти потомки сохранят.

(Слайд 15)

Ученик в роли Кузьмы Минина: Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце моё разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага! Пока же начнём собирать для воинов деньги. Я отдам всё, что за долгие годы нажил тяжким трудом».

Биограф: Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли. Увлечённые речью Минина, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду.

Под знамёна ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце  февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды.

Чтец 4: Главное – вместе!

              Главное – дружно!

              Главное – с сердцем, горящим в груди!

              Нам равнодушие не нужно!

              Злобу, обиду прочь гони!

(Слайд 16)

Ведущий 2: 1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в Кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского первый пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать своё национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

(Слайд 17)

Ведущий 3: В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям-освободителям – Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник на Красной площади в городе Москве.

(Слайд 18)

Чтец 5:   «Добрый памятник поставлен
                Двум героям всей страной
                В знак того, что был избавлен
                От бесчестья край родной».
                                                       (Н. Кончаловская)

(Слайд 19)

Ведущий 4: Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Он, спасая царя, завёл отряд поляков в непроходимое лесное болото, за что и был зверски убит.

Чтец 6:   «Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! –
               Сусанину с сердцем вскричали враги: –
               Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
               Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
               Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
               Но тем Михаила тебе не спасти!

                Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
               Всё дале и дале седой их вожатый.
Чтец 7:   Уж солнце высоко сияет с небес –
               Всё глуше и диче становится лес!

                И вдруг пропадает тропинка пред ними:
               И сосны и ели, ветвями густыми
               Склонившись угрюмо до самой земли,
               Дебристую стену из сучьев сплели.

                Вотще настороже тревожное ухо:
               Всё в том захолустье и мертво и глухо...
Чтец 8:  «Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.
              «Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.

                Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
               Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
               Предателя, мнили, во мне вы нашли:
               Их нет и не будет на Русской земли!
Чтец 9:  В ней каждый отчизну с младенчества любит
              И душу изменой свою не погубит».

               «Умри же! – сарматы герою вскричали,
              И сабли над старцем, свистя, засверкали! –
              Погибни, предатель! Конец твой настал!»
              И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!
              Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
              Она для России спасла Михаила!

Биограф: По словам митрополита Климента, управляющего делами Московской Патриархии, «Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!»

Ведущий 1: Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства является праздником добра, днём заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

(Слайд 20)

Чтец 10:   В День единства будем рядом,

                  Будем вместе навсегда,

                  Все народности России

                  В дальних селах, городах!

                  Вместе жить, работать, строить,

                Сеять хлеб, растить детей.

Чтец 11: Созидать, любить и спорить,

                Охранять покой людей,

                Предков чтить, дела их помнить,

                Войн, конфликтов избегать,

                Чтобы счастьем жизнь наполнить,

                Чтоб под мирным небом спать!

Звучит песня  «Моя Россия».

Ведущий 1: Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

(Слайд 21)

Ведущий 2: Всего Вам доброго!

Библиографический список используемой литературы:

1. Истомин С.В. Минин и Пожарский [Текст] / С.В. Истомин. – М.: Белый город, 2006. – 48 с.: ил. – (История России).

2. Орлова Н.Г. Самозванцы [Текст] / Н.Г. Орлова. – М.: Белый город, 2002. – 47 с.: ил. – (История России).

3. Русская смута начала XVII века: От противостояния к единению [Текст]: материалы межрегиональной научной конференции (26 июня 2007 г.) / под. ред. проф. Ю.Ю. Иерусалимского. – Ярославль, 2007. – 143 с.

4. Соловьёв В.М. Минин и Пожарский [Рассказ] / В.М. Соловьёв. – М.: Детская литература, 2005. – 16 с.: ил. – (Книга за книгой).

5. Смутное время [Текст] // Н.О, Майорова / Русская история. – М.: Белый город,  2006. – С.78-83.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

Классный час "День народного единства"

Классный час даёт представление о новом празднике, его роли для сохранения единства народа...

разработка классного часа о дне народного единства

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...

Классный час "День народного единства"

Классный час в форме беседы с проведением викторины. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». В разработке кратко рассказано об и...

Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"

Материал разработан  по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...