Внеклассное мероприятие по математике"Турнир веселых и смекалистых" для 5 класса
методическая разработка (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие соревновательного характера для пятиклассников с целью повышения интереса к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_veselyh_i_smekalistyh_5_klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 для 5 классов по теме:

«Турнир веселых и смекалистых»

Цель:

- увлечь школьников математикой;

- способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

- математические газеты;

- ребусы на отдельных листах;

- бумажные «рыбки» с задачами, прикрепленные скрепками;

- «удочки» - это нить с магнитом;

- ручки, бумага для письма.

План мероприятия:

1. Приветствие

2. Обмен ребусами

3. Представление жюри

4. Задача на внимательность

5. Разгадывание ребусов

6. «Веселая рыбалка»

7. Индусская притча

8. Конкурс капитанов

9. Конкурс «Число в пословицах и поговорках»

10.Конкурс для болельщиков

11. Подведение итогов


Ход мероприятия

1. Приветствие

Команда 5а класса

Этот турнир ждали мы.

По нему стосковались умы.

Дружно будем задачи решать –

Мы хотим математику знать.

Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

Команда 5б класса  

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться.

За каждое очко мы будем драться.

Смекалку мы проявим и отвагу

И просим разгадать сию бумагу.

А если вдруг не повезет? –

Победа всех когда-нибудь найдет.

2. Обмен ребусами

Это свитки из бумаги. На них большими буквами написаны ребусы. Каждая команда, собравшись в кружок, тихо разгадывает.

Задача 5а:  

 ГУМ помножь на МГУ.

2 – значенье буквы  У,

Две другие – Г и М

Составляют  сумме 7.

Я бы сам нашел ответ,

Но, гляди, здесь цифр нет,

Справа звездочки одни,

Ты их цифрами смени

ГУМ * МГУ = *****

Напряги чуть-чуть свой ум

МГУ  найди и ГУМ.

Ответы:

ГУМ*МГУ

126

        612

          252  

     + 126

       756  

       77112          

 Задача 5б:  

Вместо звездочек в произведении поставьте цифры.

        **5

        1**

        2**5  

   + 13*0

      ***  

      4*77*      

          325

        147

        2275  

   + 1300

      325  

      47775        

3. Представление жюри

4. Задача на внимательность

Ведущий обращается к командам:

«Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходима еще и внимательность. С чего начинается условие задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского:

Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу двенадцать ребят,

У каждого по три лукошка.

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – 12 котят,

У каждого котенка

В зубах по 4 мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

Условие кажется простым, ребята быстро считают: 12 . 3 . 12 . 4. Ведущий слушает и потом сообщает, что они плохо выслушали условие и попали в положение Кондрата:

«Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград,

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему –  в Кострому».

5. Разгадывание ребусов

Команды заранее готовят различные ребусы и по очереди предлагают их к разгадыванию.

6. «Веселая рыбалка»

На столе или на полу «озере» разбросаны «рыбки». К каждой рыбке скрепками прикреплена задача. Ребята должны удочкой поймать рыбку. Но ребята не видят рыбок: с их стороны протянута занавеска. Рыбки видны только болельщикам. Рыбу ловят по очереди. Пока одна команда ловит, другая, уже поймав, обдумывает. Затем начинают отвечать.

Задачи для команды 5а класса:

1. Книга в переплете стоит 120 рублей. Сколько стоит книга, если она на 100 рублей дороже переплета? (110рублей)

2. По стеблю растения, высота которого 1м, ползет улитка. Днем она поднимается на 4дм, а ночью спускается на 2дм. На какой день улитка будут на вершине?(на 4)

3. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (Никакой, они будут на одном расстоянии)

4. Арбуз весит 4кг и еще пол арбуза. Какова масса арбуза? (8кг)

5. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)

Задачи для команды 5б класса:

1. Кирпич весит 2кг и еще пол кирпича. Сколько весит весь кирпич? (4кг)

2. От куска материи длиной в 200м каждый день отрезали по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (9дней)

3. Двое играли в шахматы 2ч. Сколько времени играл каждый? (2ч)

4. Спутник делает один оборот вокруг Земли за 1ч 40мин, а другой оборот за 100мин. Как это объяснить? (1ч 40мин = 100мин)

5. Одно число в 4 раза больше другого, сумма же этих чисел 20. Найти меньшее число. (4)

7. Индусская притча

Ее любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра Константин Сергеевич Станиславский.

«Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко.

 –  Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его потом магараджа. – Ты видел как тебя пугали?

 – Нет, повелитель, я смотрел на молоко.»

Ведущий продолжает: «Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Каким мощным оно бывает. Теперь проверим внимание членов команд. На каждую игру выходит 1 человек.»

  1. «Слушай одновременно нескольких».  Двое говорят одновременно два разных слова, а представители команд должны различить, кто какие слова сказал. Затем трое говорят одновременно три разных слова и т.д. Выигрывает тот, кто различил больше слов.
  2. «Каждой руке – свое дело». Играющим дают лист бумаги и в каждую руку по карандашу. Задание: левой рукой начертить 3 треугольника, а правой – 3 окружности.
  3. «Шагай – соображай». Участники стоят рядом с ведущим. Все делают первый шаг, и в это время ведущий называет число (для 5а – 6, для 5б – 5). При следующих шагах ребята должны называть числа кратные 6(5):   6,12,18,24,30,…(5,10,15,20,25,…). На каждый шаг по числу. Ведущий идет с ними в ногу, не давая замедлить шаг. Как только кто-то ошибся, он остается на месте до конца движения другого.                    

8. Конкурс капитанов

Вопросы капитанам (на размышление полминуты):

1. – В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? (ответ: этого не произойдет. Пароход поднимается вместе с водой.)

     – Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (ответ: электропоезд бездымен.)

2. – В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (ответ: 7.)

    – Петух, стоя на одной ноге, весит 5кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (ответ: 5кг.)

Игра для капитанов: «Цепочка слов». Ведущий называет одно слово. Первый капитан повторяет это слово и добавляет свое. Второй капитан повторяет первых два слова и добавляет свое и т.д. Один из судей следит за игрой, записывая слова по порядку. Выигрывает тот, кто назовет больше слов.

9. Конкурс «Число в пословицах и поговорках»

Команды по очереди называют пословицы, поговорки, в которых фигурирует число, цифра.

10.Конкурс для болельщиков

а) Задачи:

- Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)

- Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (по 1)

- Сосчитай, но только быстро. Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках? (10, 50)

- Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 40)

- «Волк, коза и капуста». Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин? (ответ: надо начать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается на берег и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.)

б) Ребусы

11. Подведение итогов

Оценки:

за 2 конкурс – 1 балл

за 4 конкурс (задача) – 1 балл

за 5 конкурс (разгадка ребусов) – по 1 баллу за ребус

за 6 конкурс (веселая рыбалка) – 1 балл за ловлю, 1 – за решение задачи

за игры в 7 конкурсе – по 1 баллу за игру

за конкурс капитанов – по 1 баллу за задачу, по 1баллу в игре

за 9 конкурс – до 3 баллов

за  конкурс болельщиков – от 1 до 3 баллов за задачи, по 1 баллу за ребус.

Литература.

1. журнал «Математика в школе», №3, 1988г;

2. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки»;

3. В.П. Труднев «Считай, смекай, отгадывай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике «Турнир знатоков математики»

Внеклассное  мероприятие  по  математике.«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достиж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5–9-х классов "Час веселой математики"

Всё мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией, которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих...

сценарий внеклассного мероприятия по математике "Клуб веселых математиков"

сценарий внеклассного мероприятия по математике "КВМ" для учащихся 10-11 классов...

Разработка внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 5-6 классов "Веселый математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Весёлый математический поезд"...

Внеклассное мероприятие по математике:«Турнир смекалистых» (5-6 классы).

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главн...


 

Комментарии

Носова Ольга Михайловна

Альфия Узбековна, спасибо! Прочитала Ваш материал.С удовольствием использую ! Приглашаю Вас на мой сайт, посмотрите альбомы. Может такие же спички, которые изготовили мои ребята,сделают и Ваши. Отличный тренировочный материал для мозга!И в кабинете всегда под рукой у ребят!