Игра-конкурс "Береги позвоночник - основу жизни"
классный час (5 класс) по теме

Игра-конкурс "Береги позвоночник - основу жизни" создает условия для проявления и закрепления знаний и навыков учащимися по сохранению и укреплению здоровья позвоночника,  для формирования ответственности за свое здоровье, для получения дополнительной информации и расширения поведенческого репертуара по теме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozvonochnik.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ (VI вида) №49 «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

"БЕРЕГИ ПОЗВОНОЧНИК -  ОСНОВУ ЖИЗНИ"

ИГРА - КОНКУРС

для 5-8 классов

номинация «Ключ к здоровью»

Районный конкурс школьных игровых программ «Играй-класс!»

Автор:

педагог - организатор

 Сулина Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург

2010

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В нашей Школе здоровья осуществляется непрерывное валеологическое образование, пропаганда ЗОЖ, формирование культуры здоровья.  

В дополнение к этому  реализуется  программа игровой  деятельности учащихся "Здоровые дети - здоровая нация" во внеурочное время. Игра-конкурс «Береги позвоночник – основу жизни» проводится в рамках этой программы.

Почему игровая деятельность важна для учащихся?

Игра - стратегически тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Самое главное, что игра-это лучший из методов вовлечения детей в творческую деятельность, в игре происходит социализация ребенка. Она предполагает выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

Социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Знания, навыки и умения не передаются иначе как через осмысленную и эмоционально насыщенную практическую деятельность, в нашем случае - игру.

Игра предоставляет детям шанс проживать такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная реальность, и этот шанс должен быть использован.

В игре разноплановые задания, чтобы каждый ребенок мог самореализовать и развить то, что уже заложено или существовало изначально (задатки, способности, склонности, индивидуальные особенности). Так же в игре формируются те качества личности, которые еще не сформированы, но которые могут быть "сконструированы" в результате специально создаваемых педагогических ситуаций, опыта переживаний, опыта деятельности и отношений. Важно, что  детям нужно соблюдать правила игры, прообраз норм поведения.

Особенностью игры является наличие в ней проблемных ситуаций, в которых учащиеся предлагают свою модель поведения, а ведущий, корректируя и уточняя ответы, расширяет поведенческий репертуар играющих.

Актуальность данной игровой программы обусловлена значимостью проблемы формирования здоровья детей, так как на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым.

        Цель: активизировать знания и навыки учащихся по сохранению и укреплению здоровья позвоночника

        Задачи

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

             Образовательные:        

- дать учащимся дополнительную информацию по сохранению и укреплению здоровья;

Развивающие:

        - закрепить знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья;

- расширить поведенческий репертуар в проблемных ситуациях;

  1. способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности;
  2. развитие эмоционально-чувственной сферы детей        

 Воспитательные:

           - создать креативную среду как воспитательное пространство для формирования потребности детей в ЗОЖ;

  1. формировать ответственность детей за свое здоровье;
  2. помочь осознать народную мудрость ЗОЖ в пословицах, поговорках, частушках;
  3. формировать потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни

Условия реализации

Место проведения: Актовый зал

Время проведения: 30 минут

Участники: учащиеся 5-8 классов

Возможна предварительная подготовка к игре: разучить частушки, сделать эмблемы

        

СЦЕНАРИЙ

        Вводная часть:

Ведущий:

        В индийском учении центр Вселенной назван "горой Меру", а "горой Меру " человека назван позвоночник (опора всего организма). Современная медицина считает, что здоровый позвоночник гарантирует абсолютное здоровье.

        Есть поговорка: "Человек настолько молод и здоров, насколько молод и здоров его позвоночник".

        К сожалению, заболевания позвоночника  в списке болезней школьников занимают ведущие места. Для активизации знаний и навыков по сохранению здоровья позвоночника мы проводим сегодня игру «Береги позвоночник-основу жизни».

Осанка – показатель физической культуры и, в целом, здоровья человека.

        Покажите во время игры, как вы цените и бережете здоровье позвоночника.

 Включаем механизм удачи: 5 раз хлопаем ладонями, постучали аккуратно по груди, потерли руки, помассировали за ушами, потерли кулаком ладонь.

Основная часть:

Игроки  выбирают капитанов, название команды по теме игры.

Капитаны представляют команды. Приветствия команд: "Здоровому - все здорово", "Здоровым будешь - всё добудешь" (хором).

  1. Конкурс "Веришь ли ты, что …?"  (вопросы по позвоночнику для 2-х команд))

  1. Сколиоз - редкое заболевание среди детей и подростков? (нет)
  2. Изобретен прибор, который подает звуковой сигнал, если носящий его на шее, сутулится? (да)
  3. Состояние позвоночника улучшится, если будешь заниматься плаванием? (да)
  4. Правильная осанка способствует улучшению зрения? (да)
  5. Закаливание неблагоприятно влияет на зрение и осанку? (нет)
  6. Каждый третий ученик имеет нарушение осанки? (да)
  7. Многие дети не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник? (да)
  8. Следить за осанкой нужно только в детском возрасте? (нет)
  9. Искривление позвоночника может быть от легкой сумочки через плечо? (да)
  10. Избыточная масса тела перегружает позвоночник? (да)
  11. Полезно стоять, перенеся тяжесть тела на одну ногу? (нет)
  12. Для здоровья позвоночника нужно укреплять мышцы спины?
  13. Для здоровья позвоночника нужно следить за осанкой во время ходьбы?
  14. Для здоровья позвоночника нужно употреблять в пищу больше творога и других молочных продуктов, овощей и фруктов?
  15. Для здоровья позвоночника нужно избегать физических перегрузок?
  16. Для здоровья позвоночника нужно выполнять упражнения, развивающие его гибкость?
  17. сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки? (да) (нагрузка на позвоночник в положении сидя больше, чем в положении стоя. В некоторых школах дети начальной школы учились стоя)
  18. выработка и закрепление правильной осанки – это длительный процесс? (да)
  19. человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих? (да)
  20. состояние психики человека отражается на осанке, т.е. осанка – показатель психического здоровья? (да)
  21. с плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов человека? (да)
  22. человек способен сознательно корректировать свою осанку? (да)

2. Конкурс "Здоровье - лучшее богатство".

       Ведущий выдает карточки с началом и концом пословиц. Учащиеся составляют пословицу и  по очереди объясняют их.

           

            Забота о здоровье – лучшее лекарство.                                          

                    

            Сильный напрягся - сильнее стал, слабый напрягся - хребет сломал.

Физкультуру не любить - под собою сук рубить.

Лучшего средства от хвори нет - делай зарядку до старости лет.

Береги себя – пока здоров.

Болен - лечись, а здоров – берегись.

Кто к здоровью относится беспечно - болеет вечно.

Быстрого и ловкого – болезнь не догонит.

  1. Конкурс для капитанов "Дай совет"

Ведущий предлагает капитанам ситуации, в которых они дают совет другу или подруге. Например:

  1. звонит друг и говорит, что он долго учил уроки, и у него очень устала и болит шея, что делать?
  2. Резко поднял тяжелое ведро, заболела спина, что делать?

Капитаны отвечают, ведущий корректирует ответы, уточняет, расширяя поведенческий репертуар учащихся.

 Сценка 1

Ведущий предлагает участникам игры представить, что они переезжают на дачу и нужно нести много вещей. Вещи (рюкзак, сумка через плечо, ведро, пакет). Вещи нужно распределить так, чтобы нагрузка на руки и спину была наименьшая.

Ведущий наблюдает, как дети распределяют вещи, а затем комментирует их действия.

Например:

  1. когда вы несете тяжести, не вытягивайте руки в стороны - чем ближе они к телу, тем меньше напряжения испытывает спина
  2. разделите вещи на две части, примерно одинаковые по весу, и несите в каждой руке
  3. сумка через плечо - еще одна проблема. Если она легкая, то чтобы ремень не сползал, приходится приподнимать плечо. В конце концов спина искривляется. А если сумка тяжелая, мышцы шеи, спины и плеч испытывают ненужное постоянное напряжение. Для сохранения осанки нужно одевать ее так, чтобы ремень пересекал грудную клетку.

 Сценка 2

Ведущий предлагает представить, что нужно почистить полы и ковры пылесосом.

Девочки показывают, как они делают это. Ведущий комментирует.

        Например:

  1. Старайтесь не раскачиваться из стороны в сторону, когда пылесосите, держите трубку пылесоса прямо перед собой и двигайте ее вперед, не наклоняясь при этом, а работая только руками, при этом держать спину прямо.

 Сценка 3

Все дела в доме сделаны. Теперь соревнующиеся будут поливать растения в саду, взяв в руки два "полных" ведра. Ведра нужно  пронести  немного и поставить на пол. Затем полить растения. Ведущий комментирует действия детей, после выполнения задания, чтобы жюри оценило правильность.

        Например:

  1. Никогда не наклоняйтесь, чтобы поднять или опустить тяжести. Вместо этого приседайте, сохраняя спину прямой, пусть поработают мышцы ваших ног.
  2. Поливать растение рядом с собой, не тянуться к нему с тяжелым ведром.

4. Домашнее задание. Частушки

      Команды исполняют частушки по теме игры        

               За осанкой не слежу,                            

               Скрюченный весь день хожу.

               Чтобы мне здоровым быть

               Надо за спиной следить.

Каждый день стою у стенки

У меня болят коленки,

Но без устали стою

За осанкою смотрю.

На уроке я сижу,                 

На учителя гляжу.

Мне учитель говорит:

"Сядь ровней, не повредит!"

Утром, ровно в семь часов,

Я встаю с кроватки.

Для пробежки я готов,

А также для зарядки

Буду по лесу гулять,

Буду тело закалять.

Я здоровым быть мечтаю,

Свои мускулы качаю.

Очень любим свой бассейн,

Плавать обожаем все.

Приходите, всех зовём -

Дружно вместе поплывём.

Если очень захочу

В спорте кубок получу.

Это будет, а пока

Бегаю на ЛФКа.

Нужно спину так держать,

Чтобы ровненько стоять.

Люди смотрят не дыша:        

Ох, осанка хороша!

Ведущий:

Ребята, Владимир Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки конь – корова»

               5.  Конкурс "Хорошая осанка - лучший подарок себе" (музыка)

Игроки команд с утяжелителями на голове, держа спину прямой, шагают. Тот, у кого утяжелитель не падает, зарабатывает балл команде.

6.  Конкурс - перестрелка "Как ты заботишься о своем позвоночнике?"

Игроки разных команд по очереди говорят, что нужно делать, чтобы улучшить свою осанку и состояние позвоночника.

Например:

  1. правильно сидеть
  2. следить за осанкой во время ходьбы
  3. спать на жесткой постели
  4. выполнять упражнения на растягивание позвоночника
  5. выполнять упражнения, развивающие гибкость позвоночника    
  6. выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины
  7. избегать физических перегрузок
  8. употреблять в пищу больше творога и других молочных продуктов, овощей и фруктов
  9. следить за массой своего тела
  10. чаще бывать на свежем воздухе

7. Тест на гибкость: дети поворачиваются к жюри  спиной и сводят руки в "замок", сначала правая рука сверху, затем левая. Сколько учащихся выполнили задание - столько баллов команде.

  1. Задание на осанку.

 Ведущий говорит,  вся команда делает.

"Станьте уверенно и твердо на обе ступни, держа таз прямо внизу, выпрямите позвоночник, начиная от таза, расправьте плечи и выпрямитесь, направив макушку к потолку, грудная клетка при этом должна быть расслабленной. Вы дышите легко и свободно".

Ваш девиз: "Я принял правильную осанку сознательно". Эти слова дети проговаривают хором.

Жюри оценивает правильную осанку детей и четкость произношения девиза.

  1. Волшебный микрофон.

Молодцы! Играли отлично! А сейчас скажите в волшебный микрофон:

- что для вас было интересно в игре?

- что было важно для вас?

- что возьмете с собой в свою жизнь?

- о чем задумались?

- что узнали нового для себя?

- скажите несколько слов об игре

  1. Заключение.

Ведущий:

Подводя итоги игры, хочу вам сказать о том, что человек зачастую безуспешно лечится от каких-то болезней и даже опытные врачи не могут отыскать их причину. А причина-то может скрываться в нервах, хрящиках и сосудах нашего позвоночника. Позвоночник – основа, стержень, на котором держится человеческое тело и от которого зависит наше самочувствие и здоровье в целом. Если мы бережем позвоночник, заботимся о нем, лечим его, мы решаем одновременно множество проблем и продляем себе пору здоровья и активного долголетия. Берегите себя!

 Капитаны получают схему позвоночника и с командой в свободное время могут изучить, какие у человека могут быть проблемы со здоровьем, если позвоночник не в порядке. Покажите эту схему и родителям, чтобы они тоже берегли позвоночник и были здоровы.

        Заключительная часть

  1. Подведение итогов жюри, подсчет баллов.
  2. Награждение победителей.

Здоровья и успехов всем присутствующим, до новых встреч!

Инвентарь:

  1. Магнитофон
  2. Кассеты с музыкой
  3. Рюкзак 2 шт.
  4. Сумка с ручкой через плечо 2 шт.
  5. Ведра 2 шт.
  6. Пылесос или швабра 2 шт.
  7. Утяжелители для головы 10 шт.
  8. Призы
  9. Плакаты
  10. Карточки с пословицами

Список литературы:

  1. Блинков И.Г. Держите спину! // газета "Дорога в молодость и здоровье", № 5, август 1999, стр. 3-4.
  2.  Глушанок Т.Г. Тайны здоровья ребёнка. СПб, 1994.
  3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Укрепление организма. СПб,1997.
  4. Мудрое слово о здоровье (изречения, афоризмы, пословицы, поговорки). М. 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Основа жизни всей - любовь"

Главная тема литературной гостиной - любовь. Любовь к Родине, любовь между мужчиной и женщиной, любовь в семье....

Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»

Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии,  литературе, музыке....

Вода-основа жизни.

Химия. 11  класс. Презентация Вода-основа жизни....

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...