Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"
методическая разработка по теме

Макаркина Екатерина Валентиновна

Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_smi_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_podrostkov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №26

ДОКЛАД

учителя предмета ДКП (духовное краеведение Подмосковья)

Макаркиной Е.В.

«Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков»

Воскресенск, 2012

Современный человек живёт в медиапространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры.  Средства массовой информации проникли во все сферы жизни. Медиа стали средством производства  современной культуры.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние годы, привёл, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой – стал одним из важнейших факторов в формировании личных характеристик школьника.

Молодёжи и подрастающему поколению требуется информация для духовного роста, развития и формирования ценностной ориентации. Эта проблема приобретает особую актуальность в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру. Этот интерес проявляется в размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределённости, крушению авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию. Возникает задача создания условий для  наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в её решении принадлежит  духовно- нравственному воспитанию.

СМИ  образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы воспитания и обучения в учебных заведениях. Из получаемой из СМИ информации подросток берёт необходимые ему знания  о жизни в обществе, взаимоотношении людей и модели поведения, которые он проецирует на свою жизнь, поступки и решения, пытаясь воссоздать тот идеал, который ближе к его внутреннему «Я» или на который он стремится быть похожим в силу своих представлений о себе, жизни и окружающей его действительности.

 Динамика потребления продукции СМИ может служить показателем ценностных ориентиров молодого поколения. По данным социологических исследований, молодёжь предпочитает телепрограммы развлекательного характера, а также  посвящённые экономике и бизнесу.

Расширение сферы видео культуры ведет к изменению досуга подростков. В недавнем прошлом большую роль в воспитании творческой активности и духовно-  эстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры. С середины 80-х годов прошлого столетия стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях.

Если в минувшую эпоху передачи ТВ строились в соответствии  с возрастными, социальными, образовательными, профессиональными параметрами, что соответствовало ценностным структурам общества, то в постсоветский период  картина, которую представляют собой наши медиа, сегодня аморфна, расплывчата, вторична.

Раньше существовал чёткий образ – модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура СМИ. В настоящее время  нет достойного объекта для подражания  в современной литературе и видеокультуре отечественного производства.

Засилье западных кино и видеофильмов с элементами жестокости или  открытой ненависти, не даёт условий для позитивного самоутверждения молодёжи, предопределяют необходимость коррекции воспитательной политики, одной из важных задач которой должно стать формирование образа молодого героя в рамках СМИ.

За последние 40 лет в  мире было проведено более 1000 исследований, посвящённых влиянию телевидения на детей. Результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и неодушевлённым предметам.

 

Преподавая  предмет «Духовное краеведение Подмосковья» в 7 классе, я решила узнать  о роли телевидения в жизни моих учащихся. После проведённого анкетирования  было выяснено, что учащиеся  смотрят такие программы как: ТНТ, СТС, НТВ, МТ, Спорт, Муз-ТВ, 1 канал, Культура. Из 19-ти  опрошенных учеников 1-й канал смотрят 11 человек, НТВ - 12, Культура - 5. Целью моего исследования было ознакомление с содержанием передач, способствующих духовно-нравственному воспитанию учащихся, на этих каналах за последние две недели.

ВЫВОДЫ: программы передач на 1-ом канале не отличаются особым разнообразием. Зрителям предлагаются  такие передачи как « Контрольная закупка», «Модный приговор», «Криминальные хроники», 5 сериалов. Исключением можно лишь считать передачи: «Умницы и умники» (9.00), «Что? Где? Когда?» (22.10),которые способствуют интеллектуальному развитию учащихся, а также передачу православного направления «Слово пастыря» (9.45-10.00). Три последние вышеназванные передачи можно увидеть по телевидению лишь только 1 раз в неделю по субботам.

 С телеканалом НТВ дело обстоит значительно хуже. По моему мнению каналу НТВ присуща некоторая однобокость  в подаче материала негативного характера . Канал делает упор на сериалы и передачи, касающиеся криминальных разборок, негативных явлений в жизни человеческого общества. Передача «Чрезвычайное проишествие. Обзор» (9.30.) начинает повествование о криминальных хрониках.  Сериал «Ментовские войны-6» завершает основную часть этих хроник.

Что касается канала  Культура, можно отметить некоторые положительные его стороны, такие как:  отражение культурно-исторических традиций страны, знакомство с выдающимися деятелями науки и искусства, а также ознакомление с нравами  и бытом народов других стран. Заслуживают внимания д/ф «Мцхета. Чудеса святой Нины» (12.10, 19 марта), д/с «Красота книг» (13.20), д/с «Дневник большой кошки» (16.00), «Циркач стиха. Семён Кирсанов» (12.10, 21 марта), д/ф «Эдуард Розовский. Мастер света» (20.45, 21 марта), Третьяковка-дар бесценный!» (13.50, 22 марта),  «Царская ложа. «Мариинский театр» (17.30, 23 марта), «Библейский сюжет» (10.00, 24 марта), д/ф «Мамонты-титаны ледникового периода» (13.45, 25 марта), «Искатели. Фортуна императора Павла» (20.20, 30 марта), «Мир искусства.» Мстислав Растропович.  А. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. (17.35,28 марта), 75 лет Дому актёра. Юбилейный вечер.(20.05, 1 апреля).

Широкое распространение телевидения привело к изменениям в структуре газетно-журнальной периодике. Спад тиражей совпадает с увеличением числа наименований газет и журналов. Среди огромного количества журналов следует обратить внимание на такие журналы как: « Божий Мир», «Кораблик», «Виноград», материалы которых оказывают большое влияние на воспитание подрастающего поколения.

«Божий Мир» издается по благословению Святейшего  Патриарха Московского и всея Руси .Его цель- православное воспитание и просвещение .Материалы  этого журнала могут быть использованы в православных гимназиях, в школах- воскресных и общеобразовательных.

Детский журнал «Кораблик»  -  издание Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Предназначен для детей 10-14 лет. Рубрики «Добрая жизнь», «Когда взрослые были детьми» рассказывают о жизни ребят –в Церкви, в школе, в семье, в дружеском кругу. Помещает литературные опыты детей – читателей «Кораблика».

Православный образовательный журнал  «Виноград» освещает русскую и мировую культуру в свете православия и обращён к родителям, педагогам, ученикам, студентам. Редакцию  и авторский состав представляют  авторитетные специалисты, такие как профессор Волков А.А., проф. Перевезенцев С.В., всего около 400 авторов. Авторы ставят перед собой цель заполнить пробелы, образованные в результате  утраты духовно- нравственных корней. Журнал поможет читателям разобраться в вопросах образования, а  также восприятия. отечественной духовной культуры.

Разделы журнала: 1) Филология, 2)История, 3)Естествознание, 4)Воспитание, 5)Искусство, 6) Тема номера.

Всё вышеизложенное требует учёта особенностей информационных программ для использования в социально - педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность. Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека инфомационно – педагогическую культуру – один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а так же к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Доклад на тему: "Роль учителя физической культуры в обучении и воспитании учащихся"

доклад на тему: Роль учителя физической культуры в обучении и воспитании учащихся"...

Доклад на тему: «Роль подвижной игры в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ».

Доклад на тему:«Роль подвижной игры в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ»....

Доклад на тему "Семейные традиции - основа духовно-нравственного воспитания"

Доклад на тему "Воспитание семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания"...

Доклад на семинаре заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание

Доклад на  семинаре  заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...