Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.
методическая разработка (5 класс) по теме

 

Дети с проблемами в поведении.

Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними проблемами. Данная методическая разработка охватывает всех участников образовательного процесса для оказания помощи детям с проблемами поведения и формирования у них социальных норм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_asocialnogo_povedeniya.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида г.Городеца  Нижегородская обл.»

 Методическая разработка на тему:

Профилактика асоциального  поведения.

Воспитатель: Т.В Запылихина

План работы по профилактике асоциального поведения.

№ п/п

Содержание

Родительское собрание.

Тема: Что такое педагогический такт, и  в чем он должен проявляться у родителей.

Посещение семей в течение года.

Доклад на методическом  объединении.

Тема: «Дети с проблемами в поведении»

 Беседа с социальным педагогом.

Тема: Примеры асоциального поведения, правила и нормы принятые в обществе.

Беседа с психологом.

Тема: Ценности.

Серия классных часов.

Тема: «Пагубные привычки».

Классный час.

Тема: Правильный выбор.

Участие в общешкольных мероприятиях.

Оформление классного уголка.

I. Родительское собрание.

 Тема: Что такое педагогический такт, и  в чем он должен проявляться у родителей.

Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству при решении проблем ребенка.

Основную роль в формировании личности ребенка, его установок, моделей поведения, играют факторы эмоционального взаимоотношения между родителями и растущим ребенком. Отклонения в процессе развития, влекущие за собой, в том числе и нарушения поведения в подростковом возрасте, рассматриваются в основном сквозь призму детско-родительских отношений. Первоначальные механизмы, регулирующие  поведение человека, ценностные ориентации и мотивы формируются при взаимодействии ребенка с родителями. Сам факт влияния поведения родителей на формирование поведения ребенка очевиден, поскольку родители практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат моделями для подражания, могут поощрять или наказывать. Подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения ребенком поведения принятого и одобренного в его социальном окружении.  Поэтому нельзя рассчитывать на успешный результат профилактической работы без взаимодействия родителей с классным руководителем.

Доклад.

Каждый день в семье, где есть ребенок, возникают десятки педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, т.е. выступить в роли воспитателя.  Т.о. каждый родитель должен  в той или иной мере обладать педагогическим тактом. Педагогический такт подразумевает под собой сдержанность, уважение достоинства детей, проявление чуткости великодушия, не злоупотребление доверием детей, знание меры похвалы и наказания, соответствие требований  к ребенку внутренним убеждениям взрослого.  (Нельзя требовать от ребенка того, что сам не выполняешь.  Дети очень чувствительны ко лжи.)

В основе воспитания лежит принцип уважения к ребенку. Главное оставить свои амбиции и тем более абстрактные представления об идеальном ребенке и постараться создать условия адекватные его способностям и склонностям. Т.е. принять своего ребенка таким, какой он есть и любить его, не за то, что он хороший, а зато, что он просто у вас есть.

Мы взрослые не можем изменить окружающую нас действительность, но в наших силах научить наших детей справляться  с трудностями, решать возникающие проблемы, а не реагировать на них злом, агрессией  и леностью. Злость не мыслима при воспитании живого существа. Злость порождает крик, а  это самая простая и примитивная форма требования. Крик не достоин человека. ( Ребенок, на которого накричали утром, не способен  спокойно высидеть 5-6 уроков).

Бывает, что нам не хватает выдержки, терпения, когда мы занимаемся с ребенком.  Порой мы забываем, как трудно освоить новую деятельность, и требуем от ребенка нереальных быстрых результатов.

Мне хочется предложить Вам простой эксперимент.  Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите «Мой ребенок ученик».   Не правда ли просто?  А теперь возьмите ручку  в другую руку и напишите эту же фразу. Сравните эти две строчки. Как ровно и красиво написана строчка привычной к письму рукой и как неуверенно выглядит другая.  

Что касается меры в наказании и поощрении, то она должна быть в соотношении 30%(наказания)  к 70%(поощрения). В качестве наказания лучше использовать нравственную зависимость уважения, чем вызывая страх угрозами и физической силой. Т.к. ребенок имеет острую потребность в общении со значимым взрослым. В качестве поощрения  предпочтение отдается  также усилению внимания со стороны значимого взрослого -  эффективной похвале, которая подразумевает уточнение того, за что хвалят  (например: Ты просто молодец, что помог мне  убрать постель!), т.к. ребенок лучше усваивает конкретную информацию и в следующий раз он уже будет знать, в какой ситуации он хороший. Критикуя  поступки ребенка, не выносите оценок ему самому, т.е. «Ты плохой»,  оценку надо ставить за поступок, например: «Ты плохо поступил». Всегда проясняйте причины и мотивы поступка. Обязательно спросите, как он будет исправлять ситуацию? Позвольте ему самому выйти из положения, насколько это возможно. При этом оставайтесь в роли советчика, оказывайте моральную поддержку, помогайте и утешайте. Если ваш ребенок будет уверен, что  в целом,  несмотря ни на что, вы всегда были и будете на его стороне, он с большей вероятностью прислушается к вашим доводам.  

Если вам кажется, что  у вас уже нет сил и терпение на исходе вспомните упражнение, которое вы сегодня делали. Встаньте  на сторону вашего ребенка, не оставайтесь с проблемой наедине,   постарайтесь привлечь всех кто может помочь вам и вашему ребенку. Со своими трудностями вы всегда можете обратиться к учителю вашего ребенка к  специалистам школы, а  совместными усилиями  проблему решить легче.

Родителям были выданы памятки:

Как защитить ребенка от вовлечения в уличные  асоциальные группировки и столкновения с ними

Признаки включения подростка в группировку

  1. Изменение круга общения, появление новых друзей,  использующих жаргон, имеющих специфические клички, татуировки.  Их характеризует низкий уровень культурного и интеллектуального развития, специфические интересы («выяснение отношений» с представителями других группировок, употребление спиртного, покупка-продажа вещей и т.п.). Они неохотно рассказывают о себе, о своей семье, о том, где живут, какой номер их домашнего телефона, что делают.
  2. Ребенок становится скрытным, часто говорит неправду.
  3. Подросток старается разговаривать по телефону в отсутствии родителей, перемещая телефон в другую комнату или прикрывая трубку ладонью.
  4. Подросток поздно возвращается домой и не желает вступать в контакт, объяснять причины или делает это с насмешкой или “издевкой”. При попытке получить в резкой или грубой форме требует не вмешиваться в его (её) дела. Через определенное время перестает звонить и предупреждать, что задерживается, сообщать, где находится.
  5. Из дома исчезают вещи и деньги или обнаруживаются  деньги, чужие незнакомые вещи.
  6. Вы узнаете о существующих долгах ребенка перед родственниками, знакомым.
  7. В доме появляются и хранятся вне поля зрения взрослых ножи, кастеты, газовые баллончики, иные предметы, якобы для самообороны.
  8. Возникает ощущение, что ребенком, его действиями руководят.

          Несмотря на все трудности,  родители имеют все-таки возможность спасти своих детей от участия в группировках-бандах. Следующие советы помогут им в этом:

  1. Уделяйте время занятиям и разговором со своими детьми каждый день. Дети должны чувствовать, что родители их очень ценят и любят.
  2. Не   стремитесь оградить  ребенка  от «улицы», от дружбы  со  сверстниками.
  3. Если вы высказываетесь   негативно   о   его   товарищах, не  навязывайте  свою  точку  зрения  ребенку, а аргументируйте свое отношение к ним.
  4. Познакомьтесь со всеми друзьями своих детей и их семьями, запишите их адреса и телефоны. Если дети не дома, родители всегда должны знать, где и с кем находятся их дети и когда они должны вернуться домой.
  5. Попросите ребенка приглашать к себе  друзей,  так  чтобы  вы были в курсе, с кем он дружит и какие у его друзей интересы.
  6. Постарайтесь   познакомиться   с  родителями  друзей  вашего ребенка, приходите друг к другу в гости.
  7. Расскажите ребенку о том какие поступки нарушают закон и объясните какие  его  поступки  попадают что  он  не  должен  бояться сказать: "Нет!", если ему предлагают  их совершить.  
  8. Узнайте в местном отделении милиции, действуют ли какие-либо молодежные группировки в вашем районе.
  9. Детей привлекает участие в группировках тем, что они предлагают дружбу и поддержку. Уже с раннего возраста, с 4 -- 5 лет, старайтесь объяснить своим детям, что дружба такого рода опасна и вредна.
  10. Подготовьте своих детей к тому, как им следует вести себя, если их будут вовлекать в молодежную группировку. Лучше, всего не поддерживать таких разговоров, уходить и сообщать о них взрослым.
  11. Если вы заметили, что из дома стали пропадать деньги и вещи, поговорите с ребенком, не спешите считать его объяснения ложью. Если у Вас возникло обоснованное убеждение в том, что ворует ребенок, выясните связано  ли  это  с  болезнью (клептоманией) или он действует,  подчиняясь  давлению сверстников, группировки.  
  12. Если  вы  заметили,  что  ребенок  стал  скрытным, избегает  разговора  с  вами,  стал сторониться прежних друзей, постарайтесь выяснить причину. Если невозможно  узнать  у самого  ребенка,  поговорите с его прежними друзьями.
  13. Объясните ребенку, что если он давал клятвы в группировке, то если  он  поделится с вами информацией о действиях группы, это не будет их нарушением, а вы сможете при необходимости придти к нему на помощь.
  14. Если  Вы понимаете, что ребенок попал под негативное влияние группировки, и у него нет возможности  выйти  из  нее, возьмите отпуск и поезжайте с ребенком подальше от его новых друзей; отправьте ребенка к родственникам на некоторое время; постарайтесь   сменить   место жительства, переехать в другой район.  

Дайте  ребенку следующие рекомендации:

  1. Не приносить деньги или другие ценности в школу
  2. Избегать мест, где могут собираться члены группировок
  3. Не носить одежду как у членов группировки
  4. Не использовать употребляемый в группировке сленг
  5. Не наносить татуировки
  6. Выбирать друзей, не имеющих отношения к банде
  7. Не посещать дискотеки, кинотеатры, парки  и другие подобные места в одиночку
  8. В случае угроз со стороны группировки рассказать об этом родителям, взрослым, которым ребенок доверяет, психологу школы, сотрудникам милиции.
  9. Отказаться и постараться разорвать отношения с друзьями, которые предлагают совершить противоправные поступки: украсть, «покататься» на чужой машине, ограбить пьяного, сломать телефонный аппарат и т.п.
  10. Если  смысл предложения не понятен, рассказать о них родителям и другим людьми, которым доверяешь.

Как распознать употребление подростком наркотиков

  1. Неожиданное, резкое изменение поведения дома, в школе, техникуме (беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости или работоспособности, ничем не объяснимое позднее возвращение домой, часто в необычном состоянии, напоминающим алкогольное опьянение, но без запаха спиртного, трудное пробуждение по утрам);
  2. Неожиданная и немотивированная грубость, сонливость днем; неусидчивость, активная жестикуляция; нарушение координации движений: движения могут быть скованными или замедленными, а при некоторых формах опьянения (гашишем, снотворными, транквилизаторами) - размашистыми, резкими, грубыми, неточными. Обычно в состоянии наркологического одурманивания отмечается неустойчивость при ходьбе, пошатывание из стороны в сторону, человек не может пройти по прямой линии. В стоячем и сидячем положении, особенно с закрытыми глазами, покачивает туловищем.
  3. Исчезновение денег или ценностей из дома;
  4. Увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы;
  5. Появление “своих” денег (Втянувшийся в употребление наркотиков подросток может стать агентом (дилером) по их распространению).
  6. Необычный интерес к фармакологии в какой-либо форме: неизвестные Вам и ранее не встречавшиеся порошки, капсулы, таблетки, пустые упаковки (аннотации к лекарствам, списки телефонов и адресов аптек, фармакологическая литература, справочники).
  7. Смятая фольга, иглы и шприцы;
  8. Неожиданные перемены в настроения от активности к пассивности, от радости к унынию, от оживленного состояния к  вялому инертному;
  9. Необычные реакции: например, раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная раскованность и болтливость;
  10. Потеря аппетита,  снижение веса;
  11. Потеря интереса к вещам, которые  раньше были для подростка важными, - хобби, учебе, спорту, друзьям;
  12. Резкое изменение круга друзей;
  13. Немотивированность и  нехарактерные  приступы сонливости;
  14. Проявления скрытности в поведении;
  15. Лживость, отказ сообщать о своем местонахождении;
  16. Использование в непосредственном общении со сверстниками или по телефону слов из жаргона наркоманов;
  17. Неопрятность в одежде, Необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде подростка;
  18. Бледность кожи, одутловатое маскообразное лицо, землистый оттенок кожи, сальный налет на лице (у злоупотребляющих снотворными и успокаивающими средствами; при опьянении гашишем, снотворными, транквилизаторами, средствами бытовой химии к лицу приливает кровь, оно становится красным, отмечается и покраснение белков глаз; при опьянении эфедроном, опием кожные покровы неестественно бледные);
  19. Мелкие повреждения кожи - порезы, ссадины заживают долго;
  20. Изменения речи: подчеркнутая выразительность речи отмечается при злоупотреблении опиатами, эфедроном, гашишем. При других формах опьянения (снотворными, транквилизаторами, вдыхании паров летучих растворителей) речь чаще всего замедлена, невнятна, с нечеткой артикуляцией, словно у больного "каша во рту".
  21. Следы от уколов на теле по ходу вен (в области локтевых сгибов, предплечьях, кистях, стопах, щиколотках и т.п.).
  22. Поведение группы, в которую включен подросток: группа подростков стремится укрыться в различных укромных местах: летом - в парках, на детских площадках, дачах; зимой - на чердаках, в подвалах, лестничных клетках. Наблюдаются странные формы  поведение группы: неадекватные взрывы смеха, общая эмоциональная возбужденность, немотивированная агрессивность.

Не всегда указанные признаки свидетельствуют об употреблении подростком наркотиков. Однако их проявление которых должно стать поводом для внимательного отношения родителей к подростку и его проблемам. Не делайте слишком поспешных выводов, но не теряйте бдительности. Если у родителей возникает подозрение, что подросток находится в состоянии наркотического или токсикоманического опьянения, необходимо обратиться за консультацией к врачу-наркологу.

Литература для родителей

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как?

Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:

http://lib.aldebaran.ru/author/gippenreiter_yuliya/gippenreiter_yuliya_obshatsya_s_rebenkom_kak/

  1. Абрамов А. Микросоциология семьи, М., 1998.
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. Под ред. P.В. Тонковой Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Х. Хабинковой. М., 1984.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи, М., 1996.
  4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Вопросы психологии, 1982, № 4.

  1. Тингей К. Михаэлис. дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М., 1988.
  2. Министерство СЭН РФ Организация жизнедеятельности семьи, имеющей ребенка - инвалида. М., 1995.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:

http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=267

  1.  Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...»: Психотерапевтические истории для детей.
    Пер. с английского Г.А. Павлова — М.: Независимая фирма "Класс", 1996. — 224 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:

http://lib.aldebaran.ru/author/brett_doris/brett_doris_zhilabyla_devochka_pohozhaya_na_tebya/

  1. Кларк М. Большие проблемы маленьких детей. Эксмо, 2003 г.
  2. Безруких М.М. Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 312 с. ISBN 5-204-00217-0 (в пер.)

Скачать книгу можно, перейдя по этой ссылке:

http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=3188

  1. Перрон Р.  "Трудный" ребенок: что делать? 6-е изд. Спб.: Издательство "Питер", издание 6-е, 2004 год, 128 стр.
  2. Круглова Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе
    Спб.: Издательство "Питер", издание 1-е, 2004 год, 128 стр.
  3. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Издательство: Речь, 2005.
  4. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни М.: Знание, 1990. - 4,0 п.л. (в соавторстве с Н.Н. Толстых)
  5. Бурлаков И.Психология компьтерных игр. Независимая фирма "Класс", 2000. — 144 с.

II. Посещение семей в течение года.

Задачи:

  1. Обеспечение взаимосвязи школы с родителями, привлечение родителей к воспитательному процессу.
  2. Налаживание продуктивных контактов с родителями.
  3. Привлечение к проблемам семьи социальной службы школы.
  4. Оказание наркологической помощи родителям.
  5. Работа со службой участковых инспекторов по проблемам семьи.
  6. Взаимодействие с отдеом опеки и попечительства.
  7. Связь с детским домом.
  8. Участие в рейдах КДН, РУВД в семьи СОП.

III. Доклад на методическом  объединении.

Тема: Дети с проблемами в поведении.

Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с органическими проблемами.

Он не может  сосредоточиться на уроках, постоянно двигается, мешает  другим детям, влезет  в слова учителя, дерется на переменах.

Важно отметить, что беспокойное поведение, раздражительность и вспышки гнева могут появиться у любого ребенка в определенной ситуации. Однако необходимо обратить внимание на количество и частоту подобных случаев. Родители не всегда могут знать, когда явление выходит за пределы нормы, но если у них есть подозрения – стоит их проверить.

- Как определить аномальное поведение?

- Надо выяснить, когда начались эти явления: вслед за какими-либо особыми событиями, происходит ли это в школе или дома, как долго длится и насколько мешает. Необходимо выяснить  есть ли у ребенка проблемы с чувствительностью, особенно если речь о дошкольнике. Низкий или высокий порог чувствительности нередко приводит ребенка к избытку чувств и разрушительству. Ребенок с низким порогом чувствительности действует на окружение с огромной силой. В ответ он получает негативные оценки, чувствует себя непонятым и реагирует на это с отчаянием. Ребенок с высоким порогом чувствительности не любит прикосновений и шума и может реагировать на это беспокойным, гневным и упрямым поведением. Другое распространенное явление - это СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который характеризуется сильной импульсивностью и отсутствием тормозов. Когда такого ребенка не понимают и он переживает неудачи из-за нарушения внимания, его реакция может зачастую выливаться в приступы гнева.

Для  вспыльчивых детей характерно ощущение непонятости, "потому что ребенок, который чувствует, что его понимают и принимают, проявляет взаимодействие".

Замкнутый круг вспышек

С трех до шести лет такое плохое поведение начинает вызывать негативную реакцию окружающих, вследствие чего возникает замкнутый круг низкой самооценки, ускоряющей регрессию. Ребенок не реагирует на требования взрослых, страдает от неумения справиться с неудачами, от социальных трудностей, обманывает, портит имущество и иногда даже издевается над животными. Далее, в школьном возрасте, симптомы усиливаются, и к ним добавляется плохая успеваемость. В школе и дома его считают "плохим ребенком", и нередко он "содействует" своему негативному образу и ведет себя еще хуже".

- Самая большая проблема детей с нарушениями поведения в том, что действительно сложно проявить солидарность с ними и отождествиться с их страданиями.  Вам не хочется выяснять, что гнетет того, кто издевается над животными, избивает других детей, поджигает и крадет.

Угнетенность довольно часто может быть вызвана нарушением внимания, гиперактивностью, а иногда и депрессией, импульсивностью и агрессивными побуждениями. Из-за реакции окружающих возникают также психологические проблемы, такие как заниженная самооценка и ощущение неудачника. "Дети хотят преуспевать и нравиться родителям и окружающим. У ребенка, который чувствует, что он постоянно терпит неудачу, развиваются поведенческие расстройства". "Как только мы ломаем замкнутый круг, ребенок начинает добиваться успехов и удовлетворять себя и других, он не расстроен, и его сопротивление уменьшается. Маленькие дети более податливые, и еще есть возможность повернуть колесо назад. Когда коррекция  начинается в подростковом возрасте, приходится бороться со множеством сопутствующих проблем".

- Являются ли причины проблемного поведения врожденными, или же оно вызвано окружающей средой?

- Это очень индивидуально. Но в большинстве случаев мы замечаем сочетание факторов. Врожденным фактором может быть, к примеру, трудный характер – стиль поведения, с которым ребенок родился. У многих малышей с трудным характером в дальнейшем развиваются проблемы поведения. Важно отметить, что в этом нет родительской вины, но родители могут регулировать поведение малыша. Возможные дополнительные факторы – это болезни или патологии мозга, такие как черепные травмы или нарушение химического равновесия мозга. Фактором окружающей среды может быть также родительский стиль, например, недостаток внимания и тепла со стороны родителей. Я верю, что любой родитель любит своего ребенка, но не каждый способен выразить свою любовь путем, подходящим именно этому ребенку. Такие вопросы, как стабильность, распорядок дня, обучение нормам поведения и границам, также имеют существенное значение в этой связи. Ребенок с нарушением поведения не способен усвоить нормы общественного поведения, иногда по той простой причине, что его не научили этому родители. Когда мы говорим о границах, важно знать о двух сторонах медали. Есть дома, где вообще не существует границ: еда и сон в любое время и в любом месте; жестокость, которую никто не останавливает; а некоторые родители даже верят, что агрессивное поведение поможет ребенку устроиться в жизни. С другой стороны, чрезмерное наказание приводит ребенка к отчаянию, что также может привести к проблемному поведению.

- Может ли окружающая среда быть единственной причиной поведенческих проблем?

- Нет, но она может усугубить положение. Чем труднее ребенку сдерживаться, из-за внутренних причин, тем больше ему нужно лучшее окружение, родители, которые обратят внимание, когда он возбужден, устал или голоден, и загодя предотвратят взрыв. Надо быть очень чувствительными, и здесь скрывается ловушка: родители, которые с трудом организовывают свой собственный распорядок дня, конечно же, не смогут сделать это для своих детей. Так возникает замкнутый круг.

Сигналы тревоги

Нарушения поведения могут быть вызваны страхами, например, страхом одиночества, который приводит к отказу идти в школу или к друзьям и к настойчивому желанию быть дома с родителями. Есть и социальные страхи, когда ребенок боится и стесняется в присутствии других детей. Если родители пытаются заставить его завязать дружеские отношения с другими, его реакция может быть неприятна окружающим. Еще одна распространенная проблема, которую обычно вообще не замечают у детей, - это депрессия. Депрессия может быть выражена приступами гнева, раздражительностью, суицидными мыслями, расстройствами пищевого поведения, сна и снижением школьной успеваемости. По данным некоторых исследований, у детей может также проявиться биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз), выраженное нервностью и раздражительностью.

Что делать с ребенком?

Чтобы всерьез заняться проблемами поведения, рекомендуется комплексный подход. Если идет речь о проблемах чувствительности, можно применять  трудовую терапию. При нарушении внимания необходимо  лекарственное лечение. Во всех случаях необходима также параллельная психологическая помощь, которая включает в себя элементы коррекции поведения, страхов и настроения, а так же просвещение родителей. Родители  должны научиться исправлять формы поведения и отношений в домашней обстановке. Во время работы с  родителями  необходимо проверить  уровень взаимодействия между родителями и детьми и работать над улучшением их взаимоотношений. Необходимо привлечь обоих родителей к сотрудничеству со школой.  В коррекции  поведенческих расстройств большое значение имеет образ отца. Если родители научатся лучше понимать своего ребенка и определять его нужды – будет меньше разочарований и отчаяния".

Несмотря на то, что не всегда легко создать соответствующую детям обстановку и научить их избавляться от старых привычек, можно развить способность у "взрывных детей" справляться с трудностями, опираясь на то, что эти дети лучше всего реагируют тогда, когда они получают подходящую профессиональную помощь и когда их просто понимают.

IV. Беседа с социальным педагогом.

Тема: Примеры асоциального поведения, правила и нормы принятые в обществе.

Цель: Дать общие понятия асоциального поведения и представить формы альтернативного поведения принятые в обществе.

Практическая работа: Коллаж «Что такое хорошо и что такое плохо?»

V. Беседа с психологом.

Тема: Ценности

Цель: Развитие самосознания, самоидентификации, самореализации в своих жизненных позициях и ценностях.

Упражнение «Зеркало»

В парах один подросток — «зеркало», второй — его «отражение». Участники меняются ролями.

Упражнение «Кратное трем»

Ведется счет по кругу. Числа, содержащие «3» или кратные трем, не произносятся. Вместо этого участники хлопают в ладоши два раза.

Упражнение «Мои ценности»

Ведущий предлагает занять всем удобную позу, сидя в кругу, закрыть глаза и следовать в воображении за голосом ведущего.

Ведущий: «Мы покидаем Землю, и надо взять с собой 10 самых важных и нужных предметов, понятий в волшебный мешок... Обстоятельства изменились, и можно взять только 3 предмета, понятия. Что вы взяли?»

Обсуждение.

Притча «Меткое слово» (Пезешкиан И., 1996)

Один повелитель из древних времен размышлял над вопросами жизни. Поскольку его интересовала сущность добра и зла, он приказал своему слуге принести те органы, которые были бы лучше, ценнее и прекраснее всех.

Слуга принес сердце и язык зверя. Господин посмотрел на органы, подумал об их смысле и на этот раз послал слугу принести отвратительнейшие и худшие органы.

Тот пошел и снова принес сердце и язык. Повелитель удивленно взглянул на своего слугу: «Ты приносишь сердце и язык как лучшие органы, но в то же время и как худшие, почему?» Слуга уверенно ответил: «Если то, что чувствует и думает человек, идет от чистого сердца, и язык говорит только честно, в таком случае сердце и язык — ценнейшие органы. Человек, которому они принадлежат, чувствует себя здоровым и счастливым. Если же сердце закрыто и скрывает свои чувства, а язык говорит лживое и несправедливое, то оба органа становятся истинным наказанием для человека, которому они принадлежат. Раздор, который они исторгают вокруг, заполняют его и изнутри, и счастье и здоровье отворачиваются от него».

Обсуждение

Участников спрашивают, что больше всего они ценят:

  1. в себе;
  2. в друзьях;
  3. в людях;
  4. в жизни.

Притча «Не в деньгах счастье» (Лавский В. В., сост., 1997)

Ученик спросил мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон. Еду, но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Слуг, но не друзей. Женщин, но не любовь. Жилище, но не домашний очаг; развлечение, но не радость; учителей, но не ум.

И то, что названо, не исчерпывает список.

Обсуждение.

Упражнение «Кошелек»

Ведущий предлагает принять решение (сделать выбор), как поступить в ситуации:

Ты нашел кошелек с деньгами:

  1. 5 000 руб.;
  2. 50 000 руб.;
  3. 500 000 руб.

Притча «Счастливейший человек»

Было у одного богача все, что желают люди. Миллионы денег и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски и вина, и полная конюшня дорогих коней. И все это так наскучило ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку.

Только и было дело и радость — еда. Просыпался он и ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда — ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел так много и так сладко, что испортился у него желудок, и позывов на еду у него не стало.

Призвал он доктора. Доктора дали лекарство и велели ходить два часа на природе.

И вот ходит он однажды свои положенные два часа, и все думает о своем горе, что нет охоты к еде. И подошел к нему нищий.

—        Подай, — говорит, — Христа ради, бедному человеку.

Богач все о своем горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего.

Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал про еду богач, остановился.

Что же, есть хочется?

Как не хотеть, барин, страсть как хочется!

«То-то счастливый человек», — подумал богач и позавидовал бедняку.

Обсуждение.

VI. Серия классных часов.

Тема: «Пагубные привычки.

«Курение»

Сообщение об истории появления табака в Европе и России

 «В 1493 году Колумб привез в Европу табак. Первым европейцем, вырастившим табак из семян в Европе, стал Жак Нико. В 1560 году он преподнес сухие листья табака французской королеве Екатерине Медичи с рекомендацией нюхать их при головной боли. Нюхание табака быстро распространилось при дворе и было введено в круг придворного этикета. Для порошка были изобретены табакерки, которые делались из золота, серебра, драгоценных камней, становясь произведениями искусства. Так, с изысканным коварством, табакокурение делало свои первые шаги на Европейском континенте.

В XVI веке английские купцы завезли табак в Архангельск.

На Руси, в царствование царя Михаила Федоровича, уличенных в курении на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, на второй раз — отрезали уши или нос. После опустошительного пожара Москвы в 1634 году, причиной которого было признано курение, его запретили под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче борьба с курильщиками табака усилилась. Было велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на „козле" кнутом, пока не признается, „откуда зелье получено". Торговцев табака повелевалось „пороть, резать носы, ссылать в дальние города".

В Англии в конце XVI века виновные в курении подвергались казни через „отсекание головы", после чего головы казненных насаживали на шесты и выставляли для всеобщего обозрения на площадях.

Но борьба с табаком своей цели не достигла, основной причиной чего явилась корысть тогдашних правителей Европы. Они обложили торговлю табаком большими налогами и изрядно пополнили казну.

В России торговля и курение табаком были разрешены в 1697 году Петром I, который сам питал к табаку слабость.

В 1828 году из листьев табака было открыто вещество, которое назвали никотин, в честь Жако Нико.

Никотин представляет собой сильный нервный яд, который сначала очень резко возбуждает нервную систему, а затем вызывает ее паралич. Смертельная доза для человека мала и составляет всего-навсего 0,01—0,08 г, то есть одной капли достаточно, чтобы вызвать тяжелое отравление, а две — уже смертельны.

Воробей мгновенно погибает от соприкосновения с палочкой, смоченной никотином; ничтожное количество никотина, нанесенного на спинку лягушке, быстро ее убивает. Не далека от истины и фраза „Капля никотина убивает лошадь". Кроме того, никотин является наркотическим веществом, которое вызывает психологическую и физическую зависимость.

В среднем содержание никотина в табаке составляет 4%. В одной сигарете содержится от 0,2—2,2 мг никотина. Кроме того, опасны и другие продукты сгорания, образующиеся при курении табака: угарный газ, смолы, ядовитые для организма».

Ведущий предлагает рассмотреть следующие вопросы:

Почему одни подростки начинают курить, а другие — нет?

Альтернативы курению.

Ведущий продолжает свое сообщение, особо останавливаясь на следующих темах:

О влиянии никотина на организм человека.

О стадиях становления курильщиком (человек пробует, курит от случая к случаю, становится регулярным курильщиком).

О заболеваниях, вызванных употреблением никотина.

Упражнение «Убытки, понесенные вследствие курения»

Участникам группы предлагается рассчитать затраты на курение.

«Украденная жизнь»

В одной сигарете содержится 0,2—2,2 мг никотина. Одна сигарета укорачивает жизнь в среднем на 6 минут. Среднестатистический курильщик выкуривает за день пачку сигарет, то есть 20 штук.

  1. 1 день — 120 минут = 2 часа
  2. 1 месяц — 60 часов
  3. 1 год — 720 часов = 30 дней

        «Деньги на ветер»

Пачка сигарет стоит 10—20 рублей (в среднем).

  1. 1 день — 10 (20) рублей
  2. 1 месяц — 300 (600) рублей
  3. 1 год — 3600 (7200) рублей

Сколько можно купить на эти деньги: мороженого? шоколадок? бананов? и т. д.

Упражнение «Помощь другу»

Подросткам дается задание: помочь другу, который начал курить:

  1. советом;
  2. примером;
  3. рассказом;
  4. аргументами.

Закон: «Лучший способ бросить курить— никогда не начинать».

Пословица:

Есть три типа друзей:

Первые — подобно пище, без которой мы не можем жить. Вторые — подобно лекарству, которое нужно время от времени. Третьи — подобно болезни, которая вам вовсе не нужна.

Просмотр видеоролика о вреде курения.

VII. Классный час.

Тема: Принятие решений

Упражнение «Выстроиться по...»

С закрытыми глазами выстраиваются по росту. Далее выстраиваются по цвету глаз, волос.

Упражнение «Ассоциации»

Подростки пишут названия животного, дерева, строения, с ко
торыми себя ассоциируют. Листы собираются, зачитываются по оче
реди. Задача — узнать автора.        I

Притча  «Выбор между коровой и глиняным бочонком»(ПезешкианН., 1996)

Один крестьянин долго копил деньги, чтобы купить своей корове красивый глиняный сосуд для питья. Поразмыслив, он решил купить что-то вроде глиняного бочонка. В один прекрасный день рога коровы застряли в глиняном бочонке, и корова не могла вытащить из него голову. Крестьянин пришел в отчаяние, когда убедился, что не может вытащить голову коровы из бочонка. В своем горе он молил великого Аллаха о помощи.

Что оставалось делать бедному крестьянину? Разбить бочонок, за который он дорого заплатил на базаре? Или зарезать корову?

Он стоял как вкопанный, погрузившись в свои мысли. Потом схватил топор и отрубил корове голову. Он хотел спасти хотя бы бочонок, но понял, что и теперь не может вытащить голову коровы из него. В полном отчаянии он стал разбивать драгоценнейший сосуд.

Но когда увидел у своих ног осколки, горько стало у него на душе: он понял, что потерял и корову, и сосуд.

Обсуждение

Упражнение «Принятие решения»

Ведущий предлагает разобрать схему принятия решений.

 №    п/п

Этапы принятия решений

1

Четко определить и сформулировать проблему или ситуацию

2

Собрать и рассмотреть всю информацию, все факты о проблеме или ситуации

3

Подобрать возможные варианты решения проблемы или выхода из ситуации

4

Рассмотреть возможные последствия каждого варианта

5

Выбрать оптимальный вариант

6

Осуществить принятие решения

7    

Нести ответственность за свое решение

Подростки приводят разные ситуации и разбирают их по схеме.

Упражнение «Разбор ситуаций»

Ведущий раздает карточки с ситуациями.

Каждый подросток зачитывает одну из ситуаций и предлагает свое решение, остальные дополняют.

№ п/п

Ситуации

1

Твоя одноклассница забыла у тебя тетрадь с домашним заданием

2

Ты ушел из дома без ключей; вернувшись домой, обнаружил, что там

никого нет

3

Ты ушел из дома, оставив включенным кран с горячей водой в ванной.

Вернувшись, ты обнаружил потоп

4

В подъезде у лифта стоят два незнакомых человека неприятной

наружности                                      

5

Ты пришел в школьную столовую на обед, а у тебя вдруг

не оказалось денег

6

Ты долго с одноклассником сидел у себя дома у телевизора, у одноклассника разболелась голова

7

Ты с родителями приехал в огромный новый магазин и потерялся

8

На уроке соседи сзади мешают тебе слушать учителя

9

На перемене ты поранил колено

10

На перемене старшеклассники забрали у тебя деньги

11

Твой кот залез на высокое дерево и не может слезть

12

Класс собрался поехать на прогулку за город. Когда ты пришел на вокзал, двери электрички захлопнулись перед тобой

13

Ты остался дома с младшим братом (сестрой), он (она) плохо себя

почувствовал

 14

У тебя потерялась собака

15

На перемене произошел конфликт между твоими приятелями, ты

свидетель

Притча «Ученик мудреца и слон» (Лавский Б. В., сост., 1997)

В одном лесу жил мудрец, имевший большое число учеников. Он учил их истине: «Бог живет во всех вещах, и, зная это, вы должны преклонять колени перед всем, что увидите».

Однажды один из его учеников пошел в лес за дровами. По дороге он увидел мчавшегося навстречу ему взбесившегося слона. Человек, сидевший на слоне, закричал: «Сходи с дороги, сходи быстрее с дороги! Слон взбесился!», но ученик, вместо того чтобы убежать, вспомнил уроки своего учителя и начал рассуждать: «В слоне живет Бог, так же как и во мне. Бог не может нанести какой-нибудь вред другому Богу. Зачем мне бежать?»

Думая таким образом, он остался стоять на месте и приветствовал слона, когда тот подбежал ближе. Погонщик продолжал кричать: «Прочь с дороги!» Но ученик не двигался. Бешеный слон схватил его, поднял в воздух и изо всех сил швырнул на землю. Ученик остался лежать, весь окровавленный и без сознания.

Мудрец услышал о несчастном случае, пришел с другими своими учениками, чтобы отнести пострадавшего домой. Когда через некоторое время ученик пришел в себя, он рассказал, что с ним случилось.

Мудрец ответил ему: «Это правда, что Бог проявляется. Но если он был в слоне, он был также и в погонщике. Скажи, почему ты обратил внимание на слона, а не на погонщика?»

Обсуждение.

Упражнение: Коллаж «Твой выбор».

VIII.Участие в общешкольных мероприятиях.

Цель: Занятость подростков,  пропаганда активной жизненной позиции.

Мероприятия в которых ребята принимали активное участие:

  1. Акция «Школа без табака».
  2. Групповая беседа «Позитивное отношение подростков к ценности жизни».
  3. Конкурс рисунков: «Мы выбираем здоровье».
  4. Общешкольное родительское собрание: «Правовые основы воспитания, профилактика правонарушений; (беседа с инспектором ОДН).
  5. Групповая беседа 6-9 классы «УР РФ. Ответственность о правонарушениях.
  6. «Зарница».
  7. День памяти воинов-интернационалистов.
  8. «Джентльмен шоу» -  праздник, посвященный 23 февраля.

 

IX. Оформление классного уголка.

Цель: Использование средств массовой информации для просвещения учащихся.

Освещались следующие темы:

  1. Токсикомания.
  2. Табакокурение.
  3. Алкоголизм.
  4. Наркомания.

                                   

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем»

Положение, методическая разработка, презентация, памятка помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.

Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...

Методическая разработка занятия по профилактике конфликтного поведения

Групповое занятие проходило в рамках коррекционной программы "Профилактика конфликтного поведения".Цели занятия: профилактика конфликтов в группе.Задачи: Снижение напряжения в группе.Развитие самоконо...

Методическая разработка на тему "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению гр...

Методическая разработка на тему: Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Программа направлена на профилактику суицидальных наклонностей подростков....

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...