Научно-исследовательская работа "Наши земляки - немцы Поволжья"
творческая работа учащихся (7 класс) по теме

Ананьева Олеся Александровна

Данная работа будет интересна жителям села Чусовитина, учащимся 7-9 классов, руководителям музеев, учителям географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Ленинск - Кузнецкого муниципального района

МБОУ «Чусовитинская СОШ»

  ТЕМА: НАШИ ЗЕМЛЯКИ - НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ

Работа на районную конференцию исследовательских работ учащихся

«Эколого-краеведческие чтения - 2012 им Ф.Д. Кравцова»

                НОМИНАЦИЯ: «ЗЕМЛЯКИ»

                                                                 Москалева Влада, ученица 7 класса

                                                          МБОУ «Чусовитинская СОШ»

                                                          Дом, адрес: 652591, Ленинск Кузнецкий                                      район, с. Чусовитино, ул. Школьная, 19

   

                                               Научный руководитель:

                                                        Будникова Ирина Васильевна,

                                      учитель географии

                                              Адрес: ул. Школьная, 17

Ленинск - Кузнецкий район, 2012


                             СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________

ГЛАВА I. История появления немцев в России, Поволжье, Сибири_______

1. 1.Появление немцев в России, Поволжье_________________________________

1.2.Расселение поволжских немцев в Сибири_______________________________

ГЛАВА II. Культурные традиции, обряды, обычаи немцев_______________

2.1.Рождество - один из самых значительных праздников года ________________

2.2.Свадебный обряд____________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ_____________________________________________________

Введение.

Современная жизнь приобрела очень быстрый темп. Люди спешат, торопятся, хотят много успеть, но при этом не хватает времени для встреч. Живого общения становится меньше, люди забывают о своих корнях, не задумываются о своей родословной. А ведь известно, что человек не знающий своих корней, истории предков, малой родины, не может по-настоящему любить свой народ, свою Родину. И чем дальше уходит время, тем актуальнее становится тема, кто все видел, кто может рассказать обо всем увиденном, прочувственном.

Рядом с моим селом есть деревня, в котором в конце тридцатых годов прошлого столетия появились немцы. Поэтому мне стало интересно, как в далекой Сибири в деревне Семеново появились немцы, как вообще они появились в России.

Целью моей работы является исследование появления немцев в России, Поволжья и деревни Семеново.

В ходе работы постаралась решить следующие задачи:

1.Изучить появление немцев в России, Поволжье;

2. Выяснить причину и дату появления немцев в деревни Семеново;

3.Исследовать культурные традиции и обычаи немцев, проживающих в деревни Семеново, сохранившихся поныне.

Для исследования использовала следующие методы: анализ литературных источников, изучение архивных материалов, в том числе и семейных реликвий; интервьюирование жителей села немецкой национальности.

 ГЛАВА I. История появления немцев в России, Поволжье, Сибири.

1.1. Появления немцев в России, Поволжье.

В начале своего исследования постаралась выяснить, как появились немцы в России. Свои поиски начала с литературных источников и выяснилось, что еще Иван Грозный  в 16 веке призывал иностранцев и даже позволил построить вблизи Москвы лютеранскую и кальвинистскую церкви и сам слушал проповеди. Немцы основывали заводы на Волге, в Костроме. Иностранным торговцам были даны привилегии при условии, чтобы не скрывали от русских ни одного из секретов своего производства. Может быть, это и стало началом появления первых немцев в Поволжье.

Петр I окружал себя иностранцами, переносил целиком промыслы, ремесла, приказывал переводить иностранные книги, и речь была пересыпана иностранными терминами. Даже одежду носил он голландскую и немецкую. В числе его сотрудников были иностранцы. Во время царствования Анны Иоанновны «господство было в руках немцев».

Плановое поселение немцев осуществлялось во времена правления Екатерины II, Павла I, Александра I.

В России было огромное количество неиспользованной плодородной земли. Чтобы ее освоить, Екатерина II издала Манифест от 22 июня 1763 года, в котором  иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. В нем говорилось:

1. «Всем иностранцам дозволяем, в Империю нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех наших Губерниях»;

2. «Всем прибывшим в Империю нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно»;

3. «не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию никаких в казну нашу податей платить и никаких обыкновенных служб служить»;

4. «Поселившиеся в России иностранцы во все время пребывания своего ни в военную, ни в гражданскую службу против их воли определены не будут».

И немцы освобождались от налогов сроком до 30 лет, а в других областях - на срок до 10 лет. Земли колонистам передавались во владение «на вечные времена», но наделы наследовал обычно младший сын. А вот продавать или передавать без ведома общинного управления нельзя было.  Колонисты могли в любое время покинуть царскую империю, они были свободными, а не крепостными.

Эти привилегии, обещанные царем людям, жившим в нужде и лишениях в Гессене, что на юго-западе Германии, казались привлекательными. Еще из Баварии в 1763-1767 годах шла основная волна переселенцев. Они образовывали колонии под Самарой и на Волге. Заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года, а некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года. По Волге до Саратова было заложено 104 поселения. В Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27 000 душ. На правом берегу Волги было основано 45 колоний и на левом берегу 57. Таким образом, немцы Поволжья являются выходцами из Гессена, но есть и из Пфальца и Вюртемберга. Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло 8 человек. У всех немцев в России со временем развилось четко выраженное сознание Малой родины.

Занимаясь земледелием, в первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овес и кукурузу. Их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к подъему жизненного уровня. Своими силами строили церкви. Школы в немецких поселениях также способствовали сохранению самобытности немецкой культуры. Преподавание  велось на немецком языке вплоть до 1891 года. Школы, церкви, строились на общественные деньги.

Таким образом, поволжские немцы - это выходцы из Германии, ставшие гражданами России.

В то время немцы жили во взаимопонимании с русскими. Но вот во второй половине XIX в кругах дворян, политиков и интеллигенции стала возрастать неприязнь ко всему немецкому. Их привилегии и хозяйственные успехи вызывали зависть. В 1874 году на немцев была распространена воинская повинность.

В 1923 году была образована Автономная советская социалистическая Республика / АССР/ немцев Поволжья. Центр -  город Энгельс. Население составляло 605.6 тысяч человек.

1.2. Расселение поволжских немцев в Сибири.

         Насильственное переселение немцев из европейской части СССР в Сибирь проходило в основном с августа 1941 года по январь 1942 года.

        28 августа 1941 года Президиум Совета СССР издал Указ о «выселении» немцев из Поволжья. В нем российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск. 34 000 волжских немцев были размещены в вагоны для перевозки скота и в нечеловеческих условиях отправлены в Сибирь.

                Но и до смерти своей едва ли я

                    Позабуду тот день и год,

                    Когда в Сибирь или куда подале

                    Поволжских немцев выселяли

                    Не тех, кто побывал в судебном зале,

                    Не хутор, не деревню - весь народ.

                                                   В.Савельев.

        Женщины и дети определялись в убогие временные пристанища и были подчинены строгому надзору органов безопасности (спецкомендатуры). Мужчины в возрасте 15-60 лет и женщины, если у них нет детей до трех лет, призывались в трудармию, где обращались с ними как с предателями Родины. Трудармия - это лагеря принудительных работ, окруженные высоким колючим забором с вооруженной охраной. Ее упразднили в 1946 году. И только в 1955 году был издан указ «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и их семей, находящихся на спецпоселении». Но вернуться в Поволжье правительство не разрешило.

        Из рассказов жителей немецкого происхождения, моих земляков, выяснила, как они были отправлены в Сибирь.

        Из рассказа Фейлер (Груздева) Берты Карловны 1931 года рождения. Берте Карловне было 10 лет, и она училась во втором классе, когда их семью выселили из Саратовской области Унтервальского района деревни Нейт: «Жили хорошо, можно сказать богато по тем временам. Одежда была всякая. И босиком не ходили. Домашнее хозяйство большое: коровы, овцы, куры, гуси. Огород много чего давал. Мы не ленились, работали, не покладая рук вместе с взрослыми». За свою жизнь Берта Карловна работала во многих местах: и комбайнером, и телятницей, и дояркой, и разнорабочей, и за овцами ходила. (Приложение 1).

        Фейлер Фридрих Карлович (1926 год рождения) и Давыд Карлович (1941 год рождения). До выселения в Сибирь жили в Саратовской области Унтервальского района. Фридрих Карлович закончил шесть классов, когда вышел указ о выселке немце из Поволжья. В 16 лет забрали в трудармию, где он работал на железной дороге в Пермской области. Работа тяжелая по 12 часов в сутки. За такой труд давали повышенный паек хлеба по 800 грам. Здесь он отработал восемь лет. Затем отправили в Иркутскую область, также в трудармию, на заготовку леса, отработал четыре года. Только в 1953 году Фридрих Карлович вернулся в деревню Семеново, где работал до пенсии. (Приложение 2).

        Семья Шмид была репрессирована осенью 1941 года из Саратовской области Унтервальского района деревни Сосновки. Супруги Шмид Гермена Александровна и Эдуард Карлович имели двоих детей. Одно из дочерей, которая сейчас проживает в деревне Семеново, Эрне Эдуардовне было два года, когда ее привезли в Сибирь в село Тараданово Крапивинского района. Жили в квартире, где проживало еще шесть семей. Продуктов не было, меняли у местного населения на вещи, ели сырой картофель. Эрна Эдуардовна закончила 7 классов и пошла, работать, кем только не приходилось работать и кочегаром, и разнорабочей, и возила обеды на поля. С 1956 по 1960 годы работала комбайнером. В 1960 году вышла замуж за Эбаур Андрея Давыдовича, тоже репрессированного, и переехали в Семеново со своими родителями. Где и живут, по сей день.

        Семью Эбаур репрессировали осенью 1941 года из Саратовской области. Супруги Лидия Кристиановна и Давыд Давыдович в Саратовской области жили богато, имели двух коров, курей-40 штук, трех свиней, хорошую одежду, постель. Колхоз, в котором они жили, был богатым. В семье было трое детей: Ольга, Лидия, Андрей.  Лидия Кристиановна умерла в 29 лет еще до выселения семьи в Сибирь. В 1942 году Давыда Давыдовича забрали в стройбат, дети остались с бабушкой и мачехой. Семья приехала в деревню Семеново, где им пришлось испытать все тяготы жизни. Лидии Давыдовне было 11 лет, и она все хорошо помнит. В деревни их местные жители ненавидели, называли фашистами. Особенно ей запомнился один мальчик, который не пропускал случая навредить им. Вещи, в том числе и матери, были обменены еще в дороги, поэтому у них нечего небыло. Просили у местных жителей собрать мерзлую картошку с огородов, но и этого им не разрешали. Как выжили в таких условиях? Одному богу известно. (Приложение 3).

        Берта Фридриховна Вайланд родилась в селе Обермунжу Марксовского района Саратовской области в 1935 году. Но прожить на родине ей пришлось не долго. Когда ей исполнилось четыре года, пришлось взять один узел теплых вещей и матрац из верблюжьей шерсти и уйти из дома. Горько и обидно было покидать родной дом, который строили пять лет, а пожить в нем пришлось только два месяца. Вместе с новым домом осталась вся живность: конь, верблюды, две коровы, куры, утки. До станции все семьи шли 20 километров пешком, потом посадили в вагоны-скотовозки и до места добирались почти два месяца. Еду давали только взрослым два раза в день, когда прибыли в Тульскую область город Кимовск поселили в бараке, мужчин забрали в трудовую армию. Берта Фридриховна начала работать в 15 лет. Работала мотористкой в шахте, швеей на фабрике, старшим стрелочником на железной дороге, литейщиком на машинах под давлением. В село Чусовитино приехала в 1981 году. (Приложение 4).

        Таким образом, из рассказов моих земляков  выяснилось, что все они были депортированы из-за их немецкого происхождения в начале войны 1941 года. Однако все эти люди добросовестно трудились, честно жили среди русского населения, создавали и создают интернациональные семьи. Эти люди сохранили традиции своих предков, но и чтят традиции той страны, в которой живут. Они давно считают себя русскими. И все они стали жертвами войны, развязанной гитлеровской Германией.

ГЛАВА II. Культурные традиции, обряды, обычаи немцев.

2.1. Рождество -  один из самых значительных праздников года.

        Слово Рождество (Вайнахт) означает «освященная ночь». Рождеству предшествует четырехнедельный пост - Адвент. Смысл его - подготовка к рождеству. К празднику старались закончить все работы по дому. В доме устанавливалась елка, украшенная самодельными игрушками, сладостями: пряниками, конфетами. В честь елки пели песню «О, Танненбаум».

        24 декабря, вечером, взрослые и дети шли на праздничную литургию. Ужинали после моления не очень плотно. Многие готовили детям нуклиз: резали хлеб небольшими кубиками, толкли мак с сахаром, все перемешивали, а затем заливали кипяченым молоком, которое стояло в печке.

2.2. Свадебный обряд.

        Невесту сватали, сразу договаривались о дне проведения свадьбы. В день свадьбы невесту наряжали в белое платье, на голову надевали венок из мелких восковых цветов. Белые туфли. Жених в черном костюме, белой рубашке. На груди с левой стороны длинная белая лента, завязанная бантом, и цветок. Во время дарения жених и невеста сидели посередине комнаты, принимая подарки. Деньги прикреплялись жениху к карману костюма, невесте дарили подарки невестины родственники: вышитые полотенца, постельное белье. Родня жениха дарила подарки, предназначенные для мужчины: инструменты, одежду, домашних животных. После вручения подарков веселились, пели песни, танцевали. Друг жениха вел свадьбу. На свадьбе столы накрывали в зависимости от достатка семьи. Обычно жаркое, котлеты, свекольное повидло, пироги.

        С наступлением ночи подруги снимали с невесты свадебный наряд и надевали обычную одежду.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        В ходе исследования выяснила, что немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. В советское время численность немцев в деревне Семеново была гораздо больше, с начала 90 - х годов многие немецкие семьи выехали на жительство на свою историческую родину - Германию. История немецкого народа во многом  трагична и печальна.

        Работая над темой, изучала литературу, встречалась с людьми немецкой национальности, которые делились воспоминаниями, показывали семейные фотографии, награды.

        Из бесед узнала, что они помнят свои корни, соблюдают традиции и обычаи. Многое они пережили: репрессии, ссылку, голод, холод, унижение. Но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Имеют награды за свой труд. Судьба многих из них может служить примером для человека любой национальности.

        В ходе исследования и анализа полученного материала, сделаны выводы:

1.Поволские немцы в Сибири обрели новую родину, и многие годы мирно уживаются с коренными жителями и создают интернациональные семьи.

2.Несмотря на большие трудности, немцы Поволжья добросовестно трудились, за что многие были отмечены наградами.

3.Немцы в Сибири сохранили национальную культуру, обычаи.

        Поставленной цели по сбору и систематизации материала по истории появления поволжских немцев в деревне Семеново достигла. Кроме того, собрала материал по традиционным обрядам и праздникам. Мой материал поможет детям и взрослым узнать многое о своих односельчанах.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Документы из семейных архивов

2.Винс Г. Немцы в России и СНГ 1763 - 1997, Москва.: Штудгарт 1998.

3.Вормсбехер Г. немцы в СССР.// Знамя, № 11, 1988.

4. Российская энциклопедия. 2000.

5.Материалы школьного музея.

6.Личные архивы немцев с. Семеново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока

На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели:  формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...

Урок межнационального мира и согласия. Традиции немцев Поволжья.

Разработка урока по теме: "Традиции немцев Поволжья"....

Научно- исследовательская работа по теме: «Трудовая армия» как военизированное использование принудительного труда российских немцев с. Солнцевки в годы ВОВ»

Тема исследования: «Трудовая армия» как военизированное использование принудительного труда Российских немцев с. Солнцевки  в годы ВОВ.     Объект исследования:...

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Немцы Поволжья

19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской губернии и Самарской губернии была образована первая в РСФСР автономная область — Автономная область Немцев Поволжья ...

Научно-исследовательская работа по немецкому языку на тему: "Особенности невербального общения немцев и русских"

Отправляясь в путешествие за границу, важно быть знакомым с нюансами общения с представителями той культуры, в которую Вам предстоит окунуться, с их менталитетом, особенностями поведения, которые, без...