План-конспект внеклассного мероприятия на тему "Родительский дом-начало начал..."
методическая разработка (11 класс) по теме

Разработка представляет собой материалы по семейному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Красногорская СОШ № 1

План – конспект   открытого   мероприятия

по  воспитательной  работе

«Родительский  дом – начало  начал»

(Взаимоотношения  отцов  и детей  в  современной  семье)

Разработала

учитель русского языка и литературы

Наливайко Светлана Михайловна

Красная Гора

 2009


Цели: помочь  школьникам  постичь  ответственность  за  сохранение  гармонии  жизни  на  примере  произведений  литературы   19-го  и  20-го  веков;  способствовать  воспитанию  нравственных  основ  семейных  отношений,  чувства  долга  перед  родителями,  ответственности  за  их  старость.  

Оборудование:  запись  песни  «Родительский  дом»;  эпиграфы:  «Любовь  и  уважение к  родителям  без  всякого  сомнения  есть  чувство  святое»  (В. Белинский).  «Старость  не  может  быть  счастьем.  Старость  может  быть  лишь  покоем  или  бедой.  Покоем  она  становится  тогда,  когда  ее  уважают.  Бедой  ее  делают  забвение  и  одиночество.»

 ( В.А.Сухомлинский )

Ход  мероприятия

1. Слово  учителя.  Ребята!  Сегодня  мы  собрались,  чтобы  поговорить об  основе  основ  жизни  каждого  человека  -  о  его  семье,  о  самом  дорогом  -  о  наших  родителях, дедушках, бабушках,  других  родственниках,  составляющих  древо  жизни,  давшее нам  ум,  память,  сердце,…  саму  жизнь.

Вечные  проблемы  долга  и  нравственной  чистоты,  ответственности  родителей  перед  детьми  и  взрослых  детей  перед  пожилыми  родителями  всегда  волновали  лучших  представителей  общества (поэтов,  писателей  , педагогов,   политических  и  общественных  деятелей),  потому  что  этими  отношениями  определяется  духовное  здоровье  русской  нации  не  только  в  прошлом,  но  и  сегодня.

  Ежегодно  мы  отмечаем  день  семьи, любви  и  верности,  день  пожилых  людей,  день  матери.  Ведь  именно  она,  мать,  является  центром  семьи,  ее  фундаментом,  т.к.  дает  жизнь  новым  поколениям.  Именно  ей  посвятил  слова  нежности  и  благодарности  известный  поэт  20-го  века  Сергей  Островой.

2.Выразительное чтение  подготовленным  учеником  стих.                     С. Острового  «Мать»

 3.  Учитель:  А  кто  из  вас  хоть  раз  обращался  к  маме  со  словами  раскаяния  и  любви, как  это  делал  герой  Великой  Отечественной  войны,  подпольщик  Олег  Кошевой.

 4.  Ученик: «…Мама,  мама!  Я  помню  руки  твои  с  того  мгновенья,  как  я  стал  сознавать  себя  на  свете.  За  лето  их  всегда  покрывал  загар – он  был  такой  нежный,  ровный,  только  чуть-чуть  темнее  на  жилочках.  А,  может  быть,  они  были  грубее,  руки  твои, - им  столько  выпало  работы  в  жизни, - но  они  всегда  казались  мне  такими  нежными,  и  я  так  любил  целовать  их  прямо  в  темные  жилочки… Но  больше  всего,  на  веки  вечные  запомнил  я,  как  нежно  гладили  они,  руки  твои,  мои  волосы,  и  шею,  и  грудь,  когда  я  в  полузабытьи  лежал  в  постели.  И  когда  бы  я  не  открывал  глаза,  ты  была  всегда  возле  меня,  и  ночник  горел  в  комнате,  и  ты  глядела  на  меня  своими  очами,  будто  из  тьмы,  сама  вся  тихая  и  светлая,  будто  в  ризах.  Я  целую  чистые,  святые  руки  твои!  Оглянись  же  и  ты,  мой  друг,  оглянись,  как  и  я,  и  скажи,  кого  ты  обижал  в  жизни  больше,  чем  мать,  -  не  от  меня  ли,  не  от  тебя,  не  от  наших  ли  неудач,  ошибок  и  не  от  нашего  ли  горя  седеют  наши  матери?  А  ведь  придет  час,  когда  мучительным  упреком  сердцу  обернется  все  это  у  материнской  могилы.  Мама,  мама!..  Прости  меня,  потому  что  ты  одна,  только  ты  одна  на  свете  можешь  прощать, положи  на  голову  руки,  как  в  детстве,  и  прости…»

 5.  Учитель:  И  наши  матери  умеют  прощать.  Они  помнят  только  хорошее.  Они  живут  детьми  и  слов  ласковых  для  нас  не  жалеют  никогда.  А  мы?  Что  мы  сделали  и  делаем  для  того,  чтобы  наши  родители  чувствовали  сыновнюю  и  дочернюю  поддержку, внимание  и  заботу?  Пока  они  молоды,  здоровы,  равнодушие  детей  не  ощущается  так  остро.  Но  вот  приходит  старость  и  вместе с  ней…  одиночество.

6.  Ученица:  Мне запомнился  рассказ  В.М.  Шукшина  «Письмо».  Главная  героиня,  старуха  Кандаурова  тоже  живет  одна,  но  у  нее  есть  дочка-горожанка.  И  вот  мать  пишет  дочери  письмо,  где  хочет  помочь  ей  советом.  И  меня  здесь  больше  всего  поражает  то,  что  женщина  старается   разбудить  в  дочке  душевную  теплоту,  доброту,  отзывчивость,  хотя  сама  в  это  мало  верит.  Не  верит,  но  надеется.  И  в  каждом  слове  этого  письма,  словно  тень,  стоит  за  спиной  старухи  Кандауровой  одиночество,  с  которым  она  так  же  смирилась,  как  и  со  своей  судьбой.  

7.  Учитель:  Это  раньше  наши  предки  жили  большими  семьями,  когда  под  одной  крышей  уживались  несколько  поколений  рода.  Теперь  же  в  подавляющем  большинстве  дети  не  хотят  жить  вместе  с  родителями.  И  вспоминать  о  своих  престарелых  отцах  и  матерях  будут  только  в  нужных  для  них  случаях,  а  еще  хуже,  если  из  родного  дома  будут  приходить  телеграммы  о  смерти  одного  из  них.

8.  Ученица:  Мне  вспомнился  рассказ  А.  Платонова  « Третий  сын»,  где  именно  шесть  одинаковых  телеграмм  со  словами  « Приезжай,   умерла  мать.  Похороны  в  четверг.  Отец »  получили  шестеро  сыновей  и  в  течение  двух  дней  собрались  на  похороны  матери.  Уже  много  лет  они  не  съезжались  вместе   и  в  будущем  неизвестно, когда  съедутся.  Может  быть,  только  на  похороны  отца?..

9.  Учитель:  То,  что  мы    услышали,  конечно,  страшно.  Трудно  представить такие  вот  картины.  У  вас  у  всех  родители  еще  рядом.  Пусть  они  всегда  будут  с  вами,  а  вы  с  ними.  Но  помнить  о  своем  долге  перед  людьми,  подарившими  жизнь,  вырастившими,  воспитавшими   вас,  нужно  всегда.  Ведь  эта  связь  всегда  имеет  обратное  воздействие.         Осмысливая  услышанное,  каждому  из  вас,  ребята,  я  думаю,  хочется  подумать  и  о  собственных  взаимоотношениях  с  близкими  людьми.  Всегда  ли  мы  бываем  терпимы  к  их  нравоучениям,  снисходительны  к  слабостям,  внимательны  к  их  проблемам?

А  теперь  слово  вам,  ребята.  Кто хочет  рассказать  о  своей  семье,  о  родственниках,  о  традициях  рода  или,  может  быть,  поделиться  проблемами?

10.  Выступления  учеников.

11.  Учитель:  Через  несколько  месяцев  вы  закончите  школу,  вступите  своих    взрослую  жизнь.  И  не  за  горами  то  время,  когда  будете  создавать  свои  семьи.  Сегодня  хотелось  бы  узнать,  какой  вы  представляете  свою  будущую  семью.  Я  просила  поразмышлять  над  этим  вопросом  в  творческих  работах.

 12.  Чтение  и  анализ  учениками  своих  работ.

 13.  Учитель:  В  заключение  хочется  вам  напомнить,  что  ваша  будущая  жизнь  будет  зависеть  от  того,  какая  старость  ожидает  ваших  отцов  и  матерей.

 На  экране  демонстрируются   фотографии,  сделанные  во  время  посещения  Дома  милосердия,  на  улицах,  на  праздниках.

 14.  Учитель:  Всмотритесь  в  эти  лица.  Некоторые  из  них  могут  показаться  вам  знакомыми.  Ведь  эти  люди  живут  рядом  с  нами.  В  глазах  одних  стариков  мы  читаем  спокойную  уверенность,  что  доживут  они  свой  век  в  окружении  любящих  детей  и  внуков.         Другие -  полны  печали  и  одиночества.  Эти   снимки  сделаны  в  нашем  Доме  милосердия,  где  эти  дедушки  и  бабушки  коротают  оставшуюся  жизнь  в  окружении  таких  же  сверстников  и  работников  этого  учреждения.

 Чтобы  не  было  сиротства  детей  при  живых  родителях  и  престарелых  родителей  при  взрослых  обеспеченных  детях,  нужно  каждому  из  нас  начать  с  себя.

 Хочется  надеяться,  что  сегодняшний  наш  разговор  не  пройдет  бесследно,  а  станет  для  вас  уроком  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Природа - наши корни, начало человеческой жизни»

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса нацелено на привитие бережного отношения к природе и расширение кругозора детей....

План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"

План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "

Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия

Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия Математический бой для 5 класса

Математический бой для 5 класса.Цель: развитие математических способностей и интереса к математике.Оборудование: ...