Тематический вечер "Первый ученый земли родной"
методическая разработка по теме

Чебодаева Вера Николаевна

Разработка тематического вечера о М.В. Ломоносове и Катанове Н.Ф.

Данная работа была отправлена на конкурс методических разработок, посвященных году Н.Ф. Катанова в Хакасии.

Будет интересен учителям-предметникам, классным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический вечер «Первый ученый родной земли»

 Чебодаева В.Н., учитель русского языка и литературы.

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов (9-11), посвященное личности первого хакасского ученого Н.Ф. Катанова и первого русского ученого М.В. Ломоносова. Мероприятие рассчитано на 2 часа.

Цели:

- воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия Н.Ф. Катанова, М.В. Ломоносова. 

- систематизация представлений учащихся о личности великих людей;

- развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание интереса к истории языкознания, чувства патриотизма;

- расширение кругозора учащихся.

Задачи:

- обобщить знания учащихся о жизни, творчестве, педагогической деятельности Н.Ф. Катанова и М.В. Ломоносова;

- развивать логическое мышление и речь учащихся;

- развивать творческое воображение учащихся;

- воспитывать интерес к истории родной земли, к известным людям;

- вырабатывать активную жизненную позицию.

Методы и технологии обучения: частично используется технология развития критического мышления, проблемное обучение, игровая технология. 

Форма организации познавательной деятельности учащихся: внеклассное мероприятие, тематический вечер

Оборудование: мультимедиа, плакаты (изречения), выставка книг, брошюр о Н.Ф. Катанове, М.В. Ломоносове, их труды, призы для участников игровой части вечера.

Ожидаемые учебные результаты

- формирование ключевых компетенций учащихся;

- обобщение знаний о великих людях родной земли;

- развитие интереса к языкознанию;

- воспитание бережного отношения к языку и культуре;

- развитие творчески активной личности.

Ход мероприятия

Вечер состоит из двух частей – тематической и игровой. Первая часть информативная, познавательная, вторая – занимательная, привлекает к активному участию всех зрителей.

Подготовка к вечеру идет за две недели, учащиеся обрабатывают информацию, готовят индивидуальные доклады по вопросам; оформляют кабинет плакатами. Материалы тематического вечера можно дополнить своим материалом.

  1. Тематическая часть (слайд 1).

Ведущий 1: Вот за что тебя глубоко

        Я люблю, родная Русь!

       Не бездарна та природа,

       Не погиб ещё тот край,

      Что выводит из народа

      Столько славных,

      Столько добрых, благородных,

     Сильных любящей душой.

      (Н.А. Некрасов)

Конечно, эти слова можно отнести и к великому русскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову (слайд 2), и к хакасскому ученому-просветителю Николаю Федоровичу Катанову (слайд 3).

Ведущий 2: В 2011 году мы празднуем 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Ребята, а чем ознаменован приближающийся 2012 г? (Ответы) Правильно, в новом году исполняется 150 лет со дня рождения Н.Ф.Катанова. Поэтому мы и решили рассказать вам об этих великих людях.

Ведущий 1: В их жизненном пути и научно-педагогическом наследии есть некоторые схожие черты, которые мы попробуем выделить. Например, М.В. Ломоносов – это первый русский ученый, Н.Ф. Катанов – это первый хакасский ученый. Остальные наблюдения вы узнаете из выступлений наших участников.

Участник 1:  Михаил Васильевич Ломоносов  —  первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который  дал физической химии определение, весьма близкое к современному,   и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представления о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики, заложил основы науки  о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера (слайд 4).

Участник 2: Николай Федорович Катанов – первый хакасский ученый, востоковед, выдающийся тюрколог, языковед, этнограф, профессор Казанского университета, новатор российского востоковедения. Его фундаментальный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня» (1903 г.) послужил основой сравнительного изучения тюркских языков, т.е. зарождению сравнительного языкознания в российской науке.

Участник 1: На  севере, в Архангельской губернии, в небольшой деревне Мишанинской, жил крестьянин Василий Дорофеев и его жена.  В 1711 году  у них родился сын  Михаил, который впоследствии был прозван Ломоносовым.  (Вероятно, потому что силы он был недюжинной).

Василий Дорофеев занимался рыбным промыслом. Когда Ломоносов подрос, отец часто брал его с собой на рыбную ловлю в Белое море. Мальчик с 10 лет помогал отцу. Бог наградил Ломоносова необыкновенными способностями. В две зимы он отлично выучился грамоте; учил его сельский дьячок. Выпрошенные у соседа три мудрых книги: славянская грамматика Смотрицкого, арифметика Магницкого и псалтырь, переложенный в стихи Симеоном Полоцким  стали вратами  учёности для юного  Ломоносова. Вскоре он  их выучил наизусть. В 14 лет юный помор  уже довольно сносно писал. В это время он лишился матери, с мачехой у него были плохие отношения.

Страстно желая учиться,  Ломоносов принял решение уехать в далёкую Москву. В декабре 1730 года, он тайно от отца, добыв себе паспорт и заняв у соседки 3 рубля, отправился  (пешком) вместе с рыбаками в Москву учиться.

Ему повезло, благодаря своему земляку, который служил дворецким, определиться в Заиконоспасское училище.

Много трудов, лишений и душевных ограничений приходилось переносить ему в это время.  Денег хватало только на хлеб и квас, бумагу и обувь,  «школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают на меня: смотрите-де, какой болван в 20 лет пришёл латыни учиться». После этого год учёбы в Киевской академии. Но и там своей любознательности он не удовлетворил.  Перечитав много книг  в богатой библиотеке при Киевской академии,  он вернулся в Москву. В это время из Академии Наук пришло в Москву требование прислать в Петербург 20 учеников  Заиконоспасского  училища. Отправили только 12.  Среди них лучшим был М.В.Ломоносов.

Участник 2: Катанов Н. Ф. (Пора – по-хакасски) родился 6 мая 1862 года в местности Изюм Аскизского района современной Хакассии в семье Федора (Хызыл) Катанова. В 1869 году было открыто первое одноклассное училище в с. Аскиз, куда пошел учиться Н. Катанов, учился здесь до 1876 г., летом занимался пастьбой телят и овец.

Катанов рано познал нужду и несправедливость, оставшись сиротой в 12 лет. Выполняя поручения дяди Ефима Семеновича Катанова по письмоводству при Аскизской думе, насмотрелся на несправедливые действия, поступки представителей власти. Детство и раннюю юность Катанов описывал скудно. Он рано призадумался над своей судьбой и жизнью соплеменников. Желание получить образование заставило его отправиться в далекое путешествие. В августе 1876 года 14-летний подросток отправился на лодке по Абакану и Енисею в Красноярск учиться в классической гимназии. Его оканчивали немногие. Н. Ф. Катанов окончил гимназию в 1884 г. С золотой медалью, единственный случай за всю историю существования гимназии, когда представитель «инородцев» получил высшую награду.

Будучи гимназистом, он проявил глубокий интерес к языку, обычаям и традициям, верованиям своего племени. В гимназии он изучал латинский, греческий, французский и немецкий языки. Под руководством своего учителя А.К. Завадского-Краснопольского Катанов изучает фольклор, языкознание. В период учебы в Красноярской гимназии он собрал и записал пословицы, поговорки, загадки, мудрые мысли своих сородичей. В 1883 г. Была опубликована его первая научная работа «Описание шаманского бубна и костюма сагайского племени».

Участник 1: М. Ломоносов с двумя товарищами был отправлен за границу в г. Марбург. Более трёх лет  неустанно трудился  Ломоносов.  Вскоре он овладел немецким и французским языками и с жаром предался наукам. Теперь-то он мог вполне утолить жажду к  знаниям. В упорном труде он видел свой долг (слайд 5).

Участник 2: С 1884 по 1888 Н.Ф. Катанов учится на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета, окончил его со степенью кандидата в мае 1888 г., что означало подготовку к научной карьере. Студенческие годы Катанова были посвящены полностью познанию изучаемых наук, несмотря на материальную нужду. Рассчитывать он мог только на себя, прирабатывал частными уроками. Н. Ф. Катанов остался при университете для подготовки к профессорскому званию. В этом же году под руководством Академии наук и ИРГО отправляется в ученое путешествие в Сибирь, Среднюю Азию, пределы Китая. В путешествии он пробыл 4 года. Многолетняя экспедиция принесла молодому ученому мировую известность, значительно обогатив тюркологию новыми сведениями о восточных племенах современной Сибири, Казахстана, Киргизии, Северного Китая и Монголии. На родной кафедре места для работы не было. Поэтому Н.Ф. Катанов в 1893 г. Уезжает в Казань в звании экстраординарного профессора восточных языков Казанского университета.

 Защитил магистерскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня», получил степень доктора сравнительного языкознания без защиты диссертации (слайд 6).

Участник 1: Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаические картины. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом” (Слайд 7, 8, 9).

Участник 2: Н. ф. Катанов – знаток турецко-татарских наречий, музейного дела и нумизматики, редактор, разработчик методических трудов по татарским наречиям среди российских и зарубежных востоковедов, декан археологического отделения Северо-Восточного этнографического и археологического института, профессор общественных наук. С юношеских лет Н. Катанов осмысливал вопросы инородческого образования. Трудясь преподавателем Казанского университета и Казанской духовной академии, он всеми силами старался помочь соплеменникам своим трудом. Катанов производил отбор материалов для народных календарей, давал рекомендации, помогал в переводах на русский язык, рецензировал отдельные произведения. Такая работа в своей основе имела громадное значение в распространении светских знаний. В рамках миссионерской педагогики Катанов в вопросе национального просвещения нерусских народов полностью придерживался их обучения на родном языке, видя перспективу развития их образования в сближении с русским народом (слайд 10).

Участник 3: Таким образом, мы можем выделить следующие схожие черты в жизни и деятельности данных великих ученых:

- для своего народа они были первыми учеными;

- с раннего детства занимались физическим трудом, помогали своей семье;

- рано остались сиротами;

- с детства испытывали интерес к книгам, увлекались чтением, стремились к знаниям;

- покинули родной дом для того, чтобы выучиться; отправились в далекое путешествие;

- во время учебы испытывали нужду;

- принесли огромный вклад в развитие науки  Российского государства;

- сыграли определенную роль в развитии образования России;

- есть университеты, названные их именем и др.

Ведущий 2: Наши участники-докладчики попытались познакомить вас с выдающимися людьми: М. Ломоносовым и Н.Ф. Катановым. Но, я думаю, вы уже имеете определенные знания по этой теме.

Музыкальная пауза (10 мин.)

  1. Игровая часть.

Игровая часть соответствует теме мероприятия. Учащиеся разбиваются на 3 группы по какому-то  признаку, например, по цвету одежды, по интересам, по росту. Можно заранее (на входе) раздать карточки с номерами групп. Обязательно выбор жюри из числа учащихся.

  1. Разминка (каждой группе задается по 2 вопроса; если группа затрудняется ответить, вопрос переходить к другой, оценивается по 1 баллу за правильный ответ).

- Где родился Н.Ф. Катанов? В чьей семье?

- Где родился М.В. Ломоносов? В какой семье?

- Сколько языков знал М. Ломоносов? А Катанов? Перечислите некоторые из них.

- Какой университет носит имя Н.Ф. Катанова? А М.В. Ломоносова?

- Назовите топонимические названия в честь этих ученых?

- Что общего вы увидели в жизнедеятельности данных ученых?

Остальные задания оцениваются по пятибалльной системе.

  1. И Н.Ф. Катанов, и М.В. Ломоносов сыграли большую роль в становлении языкознания. Попробуйте создать свой язык (учащиеся должны создать свой язык, например жестами, стуком, шифровкой);
  2. Мини-проект «Мой жизненный путь, как я его себе представляю» (задание на время, изобразить на плакате);
  3. Описание конкретной жизненной ситуации (конкурс красноречия):

- Представьте себе, что вы оказались в незнакомом городе, где ничего не знаете, знакомых нет, что вы будете делать?;

  1. Создание синквейна по проведенному мероприятию (слайд 10).

В заключение жюри подведет итоги мероприятия, победители награждаются.

Список использованных источников

  1. Султанбаева К.И. Николай Федорович Катанов – выдающийся ученый-востоковед, тюрколог, просветитель: монография.- Абакан, Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 г., 144 с.
  2. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением/ Н.В. Верескун, С.С. Грачева и др. – М.: Планета, 2011, 224 с.
  3. Материалы из сети Internet (vikipedia)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тематический вечер «Первый ученый земли родной» Автор: Чебодаева В.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ Катановской СОШ

Слайд 2

Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 3

«Звезда мировой величины» Николай Федорович Катанов Выдающийся ученый – востоковед, тюрколог, просветитель, этнограф, лингвист – полиглот.

Слайд 4

Диплом профессора химии Ломоносова Паспорт М. Ломоносова

Слайд 5

Дом, в котором М. Ломоносов жил в Мамбурге Мост Ломоносова

Слайд 6

Подпись Н.Ф. Катанова Памятник Н.Ф. Катанову, находящийся в г. Абакане, рядом с ХГУ имени Н.Ф.Катанова

Слайд 7

Грамматика на немецком языке Труды М.В.Ломоносова

Слайд 8

МГУ имени М.В. Ломоносова

Слайд 9

Мозаика «Полтавская битва» Мозаика «Пётр 1»

Слайд 10

«Катановка» - платежное средство, просуществовавшее в Хакасии 2 года

Слайд 11

Алгоритм написания синквейна в основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль; 2-я строка (два слова) – прилагательное, качества первого слова; 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова; 4-я строка – суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль; 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Слайд 12

Источники: - Султанбаева К.И. Николай Федорович Катанов – выдающийся ученый-востоковед, тюрколог, просветитель: монография.- Абакан, Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 г., 144 с. - Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением/ Н.В. Верескун, С.С. Грачева и др. – М.: Планета, 2011, 224 с. - Материалы из сети Интернет (wikipedia).

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрационный материал к урокам по творчеству М.Ю. Лермонтова "Прекрасны вы, поля земли родной!"

Данный материал содержит уникальные фотографии природы Тархан (родины великого русского поэта М.Ю. Лермонтова). Фото снабжены отрывками из стихотоврений М.Ю. Лермонтова. На фотографиях пре...

Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"

В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы...

По земле Родной.

Урок по разделу знаешь ли ты Башкортостан?...

Путеводитель по родному краю "Приютненская земля - родная наша сторона..."

Моя малая родина - село Приютное, которое находится в Калмыкии и расположено на федеральной трассе Ставрополь - Волгоград. Возникло оно благодаря царскому указу 1846 года "О заселении дорог на калмыцк...

Великие ученые земли Тюменской

Презентация о выдающихся ученых Тобольской губернии и Тюменской области...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 11 класса ( (для изучающих татарский язык как родной) издательство “Магариф-Время”, 2021 год.

  11 класс, родная (татарская) литератураУчебник: Хасанова Ф.Ф., Сафиуллина Г.М., Ахметзянова Г.М, Замалиева Л.Ф.Татарская литература.Учебник для общеобразовательных организаций среднего о...