«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
методическая разработка (5 класс) на тему

Тузинская Галина Сергеевна

 

       ЦЕЛЬ:  Расширять и углублять знания по русскому языку; 

                     развивать мышление, воображение, речь;

                     воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 5

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

       ЦЕЛЬ:  Расширять и углублять знания по русскому языку;  

                     развивать мышление, воображение, речь;

                     воспитывать интерес к родному языку.

                                                        

Учитель:

                                                        Тузинская Галина Сергеевна

– 2009 –

Класс делится на три команды. От каждой команды по одному ученику идет в жюри (по желанию). Каждое задание оценивается (за каждый правильный ответ – 1 балл). Перед учениками лежат тетради, в которых они выполняют отдельные задания.

  1. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ:

Морфология, орфография, орфограмма, синтаксис, пунктуация, пунктограмма, фонетика, орфоэпия, графика.

Дается время на обсуждение и расшифровку терминов. Команды отвечают по очереди, при неверном ответе право ответа переходит к следующей группе.

     2. О КАКОМ ПРАВИЛЕ ИДЕТ РЕЧЬ В СТИХОТВОРЕНИИ?

В ЧЕМ ОНО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ?

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где «И», а где же «Ы».

      3. ВОЛШЕБНЫЕ КАРТОЧКИ.

Каждая команда вытягивает карточку с названием («имя» группы) и заданиями.

Задача: заполнить карточку и подобрать примеры к ней так, чтобы команды, не знающие вашего «имени», узнали его.

КАРТОЧКА  №1:         «СИНТАКСИС»

                            Придумай предложения, соответствующие схемам:  

                                                   1.

                                                   2.  

                                                   3.  

КАРТОЧКА  №2:    «МОРФОЛОГИЯ»

                             Продолжи фразу, приведи примеры:

  1.           Существительное – обозначает    …  ,

отвечает на вопросы    …   .

  1.           Слово обозначает действие, отвечает на вопросы  …   ,

это -    …   .

  1.           Слово отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, обозначает   …   , это -   …   .

КАРТОЧКА  №3:     «ФОНЕТИКА»

                             Найдите слова, в которых находятся рядом два

                             гласных звука:

           театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион,

           дуэт, оазис, пианино, каучук.

     4.   ИГРА   «3-й ЛИШНИЙ»

  1. Гореть, угорать, гора
  2. Море, морщины, морской
  3. Боль, большой, больница
  4. Вода, водник, водить

  1. «4-й ЛИШНИЙ»

Определить, какой раздел русского языка изучает такие слова:

  1. Подлежащее, глагол, дополнение, определение
  2. Обстоятельство, прилагательное, существительное, глагол
  3. Местоимение, наречие, сказуемое, предлог

  1. ДЛЯ ЧЕГО ПОНАДОБИЛОСЬ ВЫУЧИВАТЬ

                            СТИХОТВОРЕНИЕ?

Гнать, держать, дышать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

А еще терпеть, вертеть

И зависеть, и смотреть.    

  1. КТО ПЕРВЫЙ?

 

Задание всем командам, выигрывает та команда, которая ответит первой. Предлагаются слова, участники произносят звуки в обратном порядке, чтобы получить:

                 

                 Из слова лен – цифру (ноль)

                 Из слова лей – название дерева (ель)

                 Из слова лоб – название настила (пол)

                 Из слова люк – большой мешок (куль)

                 Из слова ток – домашнее животное (кот)

                 Из слова шел – неправду (ложь)

                 Из слова шей – просьбу (ешь)

                 Из слова куб – связку, охапку чего-либо (пук)

                 Из слова тол – прибор для измерения глубины моря (лот)

                 Из слова лед – материал для крыши (толь)

  1. КТО БОЛЬШЕ?

                                 

На доске стихотворение «Грустные вести». Участники команд исправляют ошибки по принципу кто больше.

Пришло письмишко мне,

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, И я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут…

На днях в лесу нашел я грусть

И очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить…

  1. ШАРАДЫ, АНАГРАММЫ, МЕТАГРАММЫ:

Учитель зачитывает шарады, анаграммы, метаграммы. Выигрывает та команда, которая ответит правильно и быстро.

ШАРАДЫ:  

  1. Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

                                                                                       (склонение)

  1. Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предмета.         (прилагательное)

АНАГРАММЫ:

  1. Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

                             (карп-парк)

  1. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

                             (насос-сосна)

МЕТАГРАММЫ:

  1. С «К» в полях меня найдете,

С «Г» романсы запоете,

С «В» в косички заплетете.

                             (колос-голос-волос)

  1. С «Ч» летаю над волною,

С «Л» не дам волкам покою,

С «М» рубашка-безрукавка,

С «З» скачу в лесу по травке,

С «Г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

                                (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

КАРТОЧКА  №1:         «СИНТАКСИС»

                            Придумай предложения, соответствующие схемам:  

                                                   1.

                                                   2.  

                                                   3.  

КАРТОЧКА  №2:    «МОРФОЛОГИЯ»

                             Продолжи фразу, приведи примеры:

  1.           Существительное – обозначает    …  ,

отвечает на вопросы    …   .

  1.           Слово обозначает действие, отвечает на вопросы  …   ,

это -    …   .

  1.           Слово отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, обозначает   …   , это -   …   .

КАРТОЧКА  №3:     «ФОНЕТИКА»

                             Найдите слова, в которых находятся рядом два

                             гласных звука:

           театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион,

           дуэт, оазис, пианино, каучук.