Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру."Великолепный музей - вершина духовной жизни человечества"
методическая разработка (8 класс) по теме

Яцкина Елена Александровна

Цель: способствовать формированию у обучающихся представления о памятниках русской культуры ХV-ХVIII в.в.,  о шедеврах древнерусского зодчества и иконописи. Воспитывать у потомков чувство ответственности перед великими предками, помочь  осознать свою связь с прошлым, которое представлено совокупностью высокохудожественных памятников истории нашей Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troice-sergieva_lavra.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бутырская  основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Внеклассное мероприятие

 

Великолепный музей – вершина

духовной жизни человечества…

Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру

Подготовила учитель

 классный руководитель 8 класса

Яцкина Е.А.

Бутырки 2013

Тема:    Великолепный музей – вершина духовной жизни человечества…

Цель:

Способствовать формированию у обучающихся представления о памятниках русской культуры ХV-ХVIII в.в.,  о шедеврах древнерусского зодчества и иконописи. Воспитывать у потомков чувство ответственности перед великими предками, помочь учащимся осознать свою связь с прошлым, которое представлено совокупностью высокохудожественных памятников истории нашей Родины.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выставка книг по теме мероприятия, фотоматериалы, запись колокольного звона из Троице - Сергиевой Лавры.

Форма проведения: заочная экскурсия.

Экскурсию   проводят специально подготовленные ученики: искусствоведы и музыковеды.  Исторические справки  даются учениками-историками. Сопровождается экскурсия демонстрацией презентации.

Ход мероприятия:

Вступление. Слово учителя.

     Троице-Сергиева Лавра известна всему миру. С каждый годом увеличивается здесь число паломников и туристов. Многие стремятся пытливым взором проникнуть вглубь веков, внимательно вглядываясь в исторические памятники русской культуры, чтобы по творениям ума, сердца и рук человеческих понять судьбы тех, кто нес в жизнь радость, мир, красоту.

     Здесь, на горе  Маковце, в центре Московской Руси, соединились византийская и русская традиции и вызвали к жизни много нового, неповторимого. Тихая в прошлом обитель стала Великой Лаврой.  С ней связывались нити духовного, историко-культурного и хозяйственного развития страны.  Без малого шесть столетий духовными подвигами, участием в жизни государства и событиях международного значения Лавра совершает высокое патриотическое служение.

      Представьте, что мы с вами находимся на Красной площади перед входом в Троице-Сергиеву Лавру. Сейчас мы пройдем по ее  территории и увидим удивительной красоты архитектурные памятники, исключительную коллекцию русской церковной старины, услышим перезвон колоколов Троицкой колокольни.

      Проведут экскурсию наши экскурсоводы: знатоки русского зодчества, искусствоведы, музыковеды. А наши историки помогут нам перелистать страницы истории нашего государства, с которыми тесно связана летопись Троицкой обители.

Историческая справка

        В 1337 году в ранее необжитом месте, в лесной чаще на возвышенности  -  "Маковце" Сергий Радонежский с братом Стефаном срубили скромную келлию, а потом и малую церковь. Так было заложено основание будущей Обители.

       В 1340 г митрополит Феогност прислал из Москвы священнослужителя , и храм был освящен во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Не выдержав

трудностей и искушений, Стефан ушел в Богоявленский монастырь. В пустынном уединении Преподобный Сергий прожил около двух лет в Богомыслии и молитве. Постепенно под его кров стали стекаться иноки, жаждущие подвигов пустынножительства.

       Различные события, связанные с жизнью обители, легли в основу местных легенд.  «Кругом Троицы, действительно, нет змей», - сообщают исследователи. И местное предание объясняет, что Преподобный Сергий заклял змей, и там, где слышен звон колокола его обители, змеи жить не могут. Троица избегла всех ужасов чумы XVII   и холерных эпидемий в XIX в, а также нашествия французов в 1812 г,- эти обстоятельства также послужили темой различных сказаний и объяснений.  

 

Искусствовед 1

      Мы входим через Успенские  ворота в Троице-Лавру. Здесь находятся архитектурные памятники,  давно снискавшие славу среди знатоков и почитателей древнего русского зодчества.  Существующий ныне архитектурный ансамбль Лавры складывался на протяжении более чем 4 веков, вбирая в себя уникальные сооружения XV - XVIII в.в. и являя собой пример композиционного совершенства, гармоничного сочетания  памятников разных стилей и эпох искусства.

       Проходим на древнюю площадь Троице-Сергнева монастыря» Здесь расположена самая ранняя из сохранившихся каменных построек  - Троицкий собор (1422 -1423), возведенный при преемнике Сергия Никоне, в память заслуг основателя монастыря.

      Лаконичные монументальные формы невысокого четырехстолпного белокаменного храма, опоясанные трехчастной лентой резного орнамента, мощный подкупольный барабан с десятью световыми окнами производят впечатление величия и силы. В то же время здание не кажется громоздким и приземистым. Троицкий собор признанно считается одним из шедевров раннемосковской  архитектуры.

      Прежде чем войти в собор, мы остановимся у входа, чтобы рассмотреть красочный портал собора Живоначальной Троицы, увенчанный каменным узорочьем.

 Искусствовед 2

     Роспись храма была поручена Андрею Рублеву, уже прославившемуся к тому времени своими работами во Владимире и Московском Кремле, а также другому именитому живописцу  - Даниилу Черному. Фресковая роспись, завершенная в 1427 г, не сохранилась: в 1635 г. ее сменили фрески и ныне украшающие стены храма.

     С творчеством Андрея Рублева "со товарищи" связан многоярусный, по сей день существующий в неразрозненном виде, иконостас, где представлены 42 произведения Андрея Рублева и мастеров его круга, а также  иконы XV -XVII в, Первый снизу, т.н. "местный" ряд (чин) некогда украшала знаменитая рублевская "Троица", которая находится ныне в Третьяковской галерее, замененная копией в 1929г.

      Следующий ряд, состоящий из двухметровых икон, а также расположенный выше "праздничный" и "пророческий" ряды также относятся к эпохе Рублева. Верхний,"праотеческий" ряд добавлен в XVI в., тогда же иконостас  был смонтирован в его теперешнем виде.

Искусствовед 3

     Мы считаем, что нужно более  подробно рассказать о главной храмовой иконе "Троице".

Во времена А.Рублева тема троицы, воплощавшая идею триединого божества, воспринималась как символ духовного единства, символ времени, символом духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. За это ратовал Сергий Радонежский, под влиянием которого формировалось мировоззрение А. Рублева.  Личность Сергия Радонежского  обладала особым авторитетом  для современников, и А.Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

     В основе сюжета "Троицы"лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму  божества в  виде 3-х прекрасных юношей - ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.

     В рублевской иконе внимание сосредоточено на 3-х ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого  помещена евхаристическая чаша  с головой жертвенного тельца, символизирующего  новозаветного агнца, т.е. Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь.

      Справа от иконостаса расположена рака, в котором хранятся мощи  Преподобного Сергия.

 Искусствовед 4

     Почти на одной линии с Троицким собором, к востоку от  него возвышается   изящная Духовская церковь  (1476 год).  Перед  нами редкий и самый ранний из сохранившихся в русском зодчестве пример сочетания в одном здании церкви и колокольни: в основании барабана располагается звонница на шести массивных столбах.

     Возводили это оригинальное сооружение  мастера-псковичи.  Духовская церковь необычайно ценна и тем, что, единственная из сохранившихся построек такого типа XV в., помогает представить внешний вид старой звонницы Московского Кремля, смененной затем колокольней Ивана Великого.

     Центральную  часть монастыря занимает здание Успенского собора, размером и формой повторяющее Успенский собор Московского Кремля.

Историческая справка

     Инициатором строительства, начатого в 1559 г., был Иван Грозный, но работы продвигались медленно – не хватало денег. Только   в 1581 г. после трагической гибели наследника престола, царевича Ивана, сраженного посохом в припадке отцовского гнева, монастырь, получив от Грозного крупную сумму "на помин души" покойного, смог завершить строительство. Освящен  был Успенский собор уже после смерти "грозного" царя, в 1585 году, но ещё сто лет стоял без росписи.

       Выполнили их в 1684 г. местные мастера и славившиеся в 17 веке по всей России стенописцы Ярославля. Имена 35-ти художников "дружины" перечислены в надписи на западной стене собора.

       Богатством и пышностью декоративного убранства отличается и

Надкладезная часовня  -  миниатюрное четырехъярусное сооружение, обильно украшенное белокаменной резьбой, росписью и цветной майоликой.

       В 1686 - 1692 г.г. у южной стены монастыря было воздвигнуто поднятое на высокий первый этаж здание трапезной с церковью Сергия, окруженное открытой галереей  - "гульбищем". Это одно из выдающихся произведений русского зодчества, выдержанное в традициях пышной архитектуры "московского барокко". Характер декоративного убранства постройки как нельзя лучше отвечал предназначению здания: в парадном зале проводились торжественные  церемонии и приёмы.

Историческая справка

      Петр I  благоволил к монастырю, оказавшему ему поддержку в сложной обстановке политической борьбы  конца 17 в. С начала правления Петра I  Сергиев Монастырь становится его основным прибежищем. Во время стрелецких мятежей в 1682 - 1689 г. Петр I   был   спасен от гибели в монастырских стенах. Управляя огромной Российской империей, он не раз потом находил в нем необходимую  поддержку. С 1682 г, по 17131 г. для государственных нужд было взято около 130 тысяч рублей.

      Начало правления нового монарха отмечено строительством в монастыре нескольких зданий, в том числе и трапезной. Не случайно одну из ее комнат мастера украсили алебастровыми медальонами. С  изображением победных баталий петровского времени.

Искусствовед 5

       Между трапезной и Духовской  церковью расположена одноглавая, необычной, восьмигранной, формы Михеевская церковь (1734), сохранившая модную в первой половине XVIII века форму двухъярусной кровли  «на   голландский манер".

       Вдоль западной стены разместился целый ряд построек: ризница, предназначенная для хранения монастырских сокровищ,  Казначейский корпус (административное здание), больничные палаты, предназначенные для проживания престарелых монахов, с возвышающейся посредине церковью Зосимы и Савватия.

      Рядом с больничными палатами располагается восьмигранная ротонда Смоленской церкви (середина XVII в.)

      Четыре открытых крыльца с широкими лестницами "на два всхода ", излюбленная в тот период бело-голубая окраска фасада сближают здание церкви с дворцовыми павильонами елизаветинских времен, придают творению Ухтомского легкость и выразительность.

Искусствовед 1

     Между  Смоленской церковью и Успенским собором возвышается композиционный центр ансамбля - величественная стройная колокольня, возводившаяся в течение 30 лет. 5 ярусов здания составляли 88 метров, превысив самое высокое здание  Москвы - колокольню Ивана Великого. Выдерживала колокольня около 50 колоколов.

     Изысканность пропорций, богатство декоративных элементов дают полное основание считать Троицкую колокольню шедевром русского зодчества  XVIII

века.

      У нас есть возможность услышать перезвон колоколов на троицкой колокольне. (Звучит   колокольный звон,  записанный в Троице-Сергиевой Лавре).

Музыковед 1

      К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: Глинка и Мусоргский, Чайковский и   Бородин, Римский-Корсаков и Скрябин, Глазунов и Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона от стандартных сигналов до образцов   колокольного искусства. «Борис Годунов» Мусоргского – опера, пронизанная  колокольным звоном.

Музыковед 2

      Колокольный звон мог возвещать радость, "петь о счастье", как в  стихотворении Г.Иванова:

Опять заря горит светла

Всех зорь чудесней,

Опять гудят колокола

Весенней песней.

О, Пасха красная, твой звон

Так сердцу сладок.

Несет нам разрешенье он

Всех, всех загадок!..

И утоленье скорби, бед,

Земных печалей.

Мы видим незакатный свет

Янтарных далей…

Весна и солнце - даль светла,

Прошло ненастье,

Пасхальные колокола

Поют о счастье…

Музыковед 1

А когда на русскую землю приходила беда, колокол звучал грозно и призывно. Поэт Д.Кедрин написал об этом так:

 …Леса, речушки, избы и покосцы

Виднелись с башни каменной вдали.

По большакам скакали крестоносцы,

Скот уводили и амбары жгли…

И рухнули перил столбы косые,

И   колокол   гудел   над    головой

Так, словно то сама душа России

Своих детей звала на смертный бой.

      Покинем ненадолго монастырь для того, чтобы осмотреть снаружи его мощные стены и башни  - ансамбль оборонительных сооружений средневековой Руси. Монастырь играл важную роль при защите подступов к Москве с северо-востока, что и обеспечило развитие в нем крепостного зодчества.

      Стены имели 3 яруса: нижний - делящийся на замкнутые помещения (казематы) с бойницами на уровне земли, второй - открытый с внутренней стороны, с бойницами для стрельбы, и третий - снабженную кровлей галерею, опирающуюся на квадратные зубцы. Орудия "огневого боя" - пушки и пищали размещались вдоль бойниц. В крепости имелись запасы "пушечного зелья"- пороха,  изготавливаемого здесь же, в монастыре, а также запасы ядер разного калибра, котлы для кипячения воды и смолы на случай осады.

Историческая справка

      В печальную годину смуты и разбоя в стране Троице-Сергиева Обитель показала пример стойкого стояния за честь русского народа.  Около 2,5 тысяч человек сдерживали 16 месяцев пятнадцатитысячное полчище  "тушинского вора" во главе с Яном Сапегой (1610 г.)

      "Защитники находили в  себе силы не только обороняться, но и организовывать вылазки…   Каждый из них, защищая монастырь, видел в   нем частицу Родины, сражался за честь Земли Русской, оберегая её от поругания.                                                      

 Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал символом чести Родины   в глазах  народа, превратился в общерусский центр отпора   захватчикам».

 Искусствовед 2

     А теперь вернемся на территорию Лавры к зданию с необычным названием  - ризница.

Историческая справка

      Узкие, едва заметные в чаше леса тропинки, соединявшие монастырь с первыми поселениями вокруг него, со временем превратились в широкие дороги, проторенные жителями окрестных деревень и слобод  и многочисленными паломниками. Жизнь и судьба их во многом определялась тесной связью с Обителью, являвшейся своеобразной школой. Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. Привитые монастырем художественные вкусы положили отпечаток, на всю последующую историю образовавшегося вокруг обители Посада (образован в   1782 г и назван Сергиевым Посадом).  На базе различных производств монастыря со временем в Сергиевом Посаде развилась художественная промышленность

      В "Географическом лексиконе  Российского государства" за 1773 г отмечалось: «Жители в слободе и по деревням трудолюбивы. Многие упражняются в рукоделиях, делают и продают резные крашеные и писаные деревянные вещи, ларчики, чашки, детские игрушки и т.п. До нас дошло предание о том, что Преподобный Сергий сам вырезал игрушки и раздавал их детям».

Искусствовед 2

       Троицкое искусство, соединившее в себе искусство  книги, резьбы по

дереву, кости и камню, тонкого литья и еще более тонкого ювелирного дела, требует отдельного разговора. Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители создали гимн своему учителю Преподобному Сергию.

       С древних времен на Руси православные монастыри были очагами культуры и просвещения. Троицкая обитель была одним из таких центров.

       Сколько любви, чувства прекрасного видится в тех носителях православного духа, которые умели сочетать в своих книгах  пурпур с небесной лазурью, чернила растворять с золотом, выражая тем определенное  отношение к  слову, которое они проносили через свой подвиг, и оно у них не расходилось с делом.

 Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. Тот, кто читал трагедию А. С. Пушкина ''Борис Годунов", помнит, наверное, такие строки:

Ещё одно последнее сказанье -

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

 И книжному искусству вразумил.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет  мой труд  усердный, безымянный,

 Засветит он,  как я,  свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

 Спасителя смиренно умоляют.

Искусствовед 3

       Большое  внимание уделялось художественному оформлению рукописных книг, они отличались не только выделкой бумаги, красивым почерком, или, как говорили в старину, начерком, но и специальными украшениями. В начале

рукописи или главы, а иногда и абзаца перед текстом делались заставки -декоративные или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте до трети.

     В конце книги или ее глав и разделов имелись концовки, подобные заставкам, но меньших размеров.  Разрисованные и увеличенные первые заглавные  буквы,  начинающие текст книги, получили название «инициалы». Украшением  многих рукописей служили миниатюры - раскрашенные от руки иллюстрации к тексту.

     На книгу смотрели как на дорогую святыню. Хранили их в так называемой монастырской казне, рядом с другими наиболее ценными предметами церковной утвари.

Искусствовед 4

      Сокровища, хранящиеся в ризнице, служили и помогали храмовому действу, подлинному, по словам П.А.Флоренского, синтезу искусств: архитектуры, монументальных росписей, иконописи. Сюда же органично включается слово, музыка, освещение,  и все это вместе производит грандиозное впечатление на пришедших в храм.

      Из произведений декоративно-прикладного искусства, хранящихся в ризнице, особо следует отметить изделия из золота и серебра, богато украшенные драгоценными камнями и эмалями и предназначенные для литургической службы: потиры, дискосы, митры, оклады евангелий и икон.

     Необходимо отметить, что такие дорогостоящие предметы изготавливались крупнейшими золотых и серебряных дел мастерами, как по заказам самой церкви, так и богатых людей, которые затем дарили ("вкладывали") их в соборы и церкви. Хранились такие предметы в ризницах и использовались очень редко, только в праздничные дни во время торжественных богослужений, придавая им блеск и пышность.

      В ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся драгоценные оклады на икону Святой Троицы, выполненные из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями.

 

Искусствовед 5

       Обратите  внимание на драгоценные потиры - чаши для причастия из золота и  серебра, украшенные рубинами, аметистами, сапфирами, изумрудами, гравировкой, чеканкой, эмалевыми вставками. Цветная эмаль (финифть) занимала одно из важных мест в украшении золотых и серебряных культовых предметов, в том числе и окладов Евангелий.

       Особое место занимают облачения священнослужителей: фелони, стихари, епитрахили, исполненные из парчи, бархата и шелка, богато украшенные разнообразной вышивкой золотой и серебряной нитью, т.н. "золотым" шитьем жемчугом с использованием драгоценных каменьев,  стекляруса, бисера и цветных стекол. Церковные облачения поражают красотой цветовых сочетаний, тонким пониманием декоративных возможностей вышивки разнообразием технических приемов исполнения и особенно мастерской работой.

Заключение. Слово учителя

      Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы покидаем территорию Лавры и останавливаемся на Красной площади, чтобы оглянуться еще раз на сверкающие купола,  на  устремленную в небо колокольню и подвести итог нашей экскурсии, ответив на следующие вопросы:

- Что сегодня привлекает русских людей в Троице-Сергиевой Лавре?

- Почему с каждым годом увеличивается здесь число паломников и туристов?

 

Многие, быть может, впервые здесь ясно осознают свою связь с прошлым, которое представлено совокупностью  высокохудожественных  памятников истории нашей Родины. Каждая пядь земли обители, каждый храм, каждая келья овеяны молитвами и трудами многих знаемых и безвестных тружеников.

Как бы от лица всех, кому дорога русская история, профессор В.О.Ключевский писал: «При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение. Это возрождение и это правило  -  самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или  теоретические, а положенные  в   живую душу народа, в его нравственное содержание …  Нравственное богатство наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они питательная почва, в них его корни, оторвите его от них - он завянет, как скошенная трава. Они питают не  народное самомнение, а мысли об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Литература

  1. Гусева Э.К.  А.Рублёв.Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом. –М.: Изобразительное искусство, 1990.
  2. Камелова Г., Побединская А. Русская церковная старина. //Журнал «Наше наследие», 1990, № 5.
  3. Лаврентьев А.В., Пуришев И. Б., Турилов А. А. Золотое кольцо России.- М.: Профиздат, 1984.
  4. Муравьёва А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII века. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Тельтевский П. Сергиев Посад. //Журнал «Юный художник», 1996, №4.
  6. Терехов В.В.  «Труд усердный, безымянный». // Журнал «Юный художник», 1991, №6.
  7. Троице-Сергиева Лавра. Общ. ред.  Архиепископа Волоколамского Питирима. Авт.-сост. Архимандрит Иннокентий Просвирнин. – М.: Издание Московской Патриархии, 1987.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Троицкие сидельцы" ( к 400–летию снятия осады Троице – Сергиева монастыря польско-литовскими захватчиками )

К середине XVI в., когда Москва ок­ружила себя кольцом городов-крепостей, Троице-Сергиев монастырь стал одним из форпостов на подходе к столице с северо-востока. На месте деревянной ограды монас...

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой".

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой" представляет собой визуальный дидактический материал, в котором дана историческая справка о Лавре, словарная ра...

Заочная экскурсия в кабинет Иосифа Бродского в музее Анны Ахматовой

Данная презентация предназначена  для учащихся старших классов основной школы. В ней можно познакомиться с Петербургским периодом жизни Иосифа Бродского, предметами ,обстановкой  .2600 экспо...

Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.

В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...

Забытый подвиг. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1608-1610 гг.

Забытый подвиг. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1608-1610 гг....