дополнительная образовательная программа "Лидер"
рабочая программа по теме

Лобзова Любовь Витальевна

Программа"Лидер" используется в работе детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" с 2006 года. Содержит Направления деятельности лидеров детской организации и формы работы по ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Утверждено                                

 Педагогическим советом                   

от «____» _____________ ____г.        

№ протокола ________________          

Утверждаю_____________________                

Директор ДДЮТ г. Новомосковска        

_________________ Л.Ф.Рязанцева        

«____»  _______________ 200__г                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ШТАБА  ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДОН»

«ЛИДЕР»

Возраст: 12 – 17 лет

     Срок реализации: 3 года

                                                Автор:  педагог-организатор

                         ЛОБЗОВА ЛЮБОВЬ ВИТАЛЬЕВНА

г. Новомосковск,

2004 год

I. Пояснительная записка

           Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.

     Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры XXI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для  успешного развития общества и государства.

      В наше время для подростков очень важно научиться свободно  высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к общественному мнению.

Настоящая программа предусматривает создание  условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, научиться быть ответственным за себя и  других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.

 Дополнительная образовательная программа «Лидер» рассчитана на детей и подростков, активно участвующих в городском общественном движении, имеющих опыт работы в школьных объединениях и проявивших лидерские качества. Уже известно, что мотивы лидерства как отражение стремления растущего человека к самостоятельности, проявляется у ребенка уже в раннем возрасте, и развивается в дальнейшем как устойчивое личностное качество, являясь средством самоутверждения и самореализации и проявляясь в разных видах общественно-значимой деятельности.

На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно юные лидеры примут на себя ответственность за решение социально-экономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества.

Лидер детской общественной организации – это личность, способная осуществлять эффективно и продуктивно формальное и неформальное руководство в группе, ведь стремление к объединению детей в большие и малые группы – естественная потребность растущего организма и формирующейся личности, при этом возникающие группы всегда иерархичны, т. е. делятся на «ведущих» и «ведомых».

Целью данной программы является – создание условий для гражданского  и духовно-нравственного становления детей и подростков через приобретение опыта деятельности в различных формированиях детского общественного движения, гражданских акциях.

Задачи:

  1. формирование гражданской, патриотической  позиции растущей личности;
  2. развитие социальной активности и оказание помощи в возможном выборе форм проявления гражданской позиции;
  3. выявление и развитие у подростков коммуникативных и организаторских способностей для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений (деловые контакты, сотрудничество, бизнес, управление, спорт);
  4. включение членов школьных детских общественных объединений в систему совместной творческой, поисковой, общественной деятельности, способствующей развитию и оздоровлению подростков;
  5. обновление содержания деятельности школьных детских объединений;
  6. расширение зоны деятельности и  внедрение социально значимых проектов;
  7. привлечение общественного внимания к деятельности лидеров детских молодежных объединений;
  8. формирование банка данных инновационных проектов школьных детских объединений.

Отличительной особенностью программы является то, что она реализуется на базе действующего штаба городской  детской организации «Дон»- «Лидер», который является ее выборным органом. Чтобы выполнять функции, определенные Уставом городской детской организации «ДОН», необходимо готовить грамотных, заинтересованных детей.

Функции штаба         «Лидер»:

  1. участие в организации смотра на лучшее  школьное детское объединение;
  2. организация творческих мастерских для обучения актива;
  3. подготовка и проведение коллективных творческих дел городской  детской организации «Дон»;
  4. представление ДО «Дон» на городских, областных и всероссийских смотрах, слетах и соревнованиях.

Программа рассчитана на три года и соответствует социально-педагогической направленности.

Группы комплектуются  по представлению детских школьных объединений, возрастному принципу и опыту практического участия  в общественном движении.

Программа состоит из блоков:

  1. «Азбука лидера»;
  2. «Лидер -  общение»;
  3. «Лидер – практика»;
  4. «Игра – инструмент лидера»;
  5. «Имею право!»

Занятия проводятся дифференцированно:  для полного состава штаба, отдельных звеньев и временных творческих групп (работа по проектам).

Следуя принципам преемственности, к проведению занятий для начинающих привлекаются обучающиеся 3-го года обучения.  

Для освоения практического блока применяется «коммунарская методика», которая является основополагающей в педагогике сотрудничества как основной используемой педагогической технологией.

Компонентами программы являются теоретическая и практическая подготовка детей к  деятельности, приоритет – разработка  и проведение КТД.

Результатом освоения программы должно стать:

  1. сформированность у обучающихся необходимых лидерских качеств;
  2. знание основных принципов общественного детского и молодежного движения;
  3. владение навыками организационно-массовой работы;
  4. наличие  практического опыта общественно значимых дел.

Первый год обучения

II.1. Учебно-тематический план

Блок

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1

«Хочу быть лидером»

  1. Основы лидерства;

6

3

9

2

«Азбука лидера»

  1. История детского движения в России;

6

3

9

3

«Лидер – общение»

  1. Этапы формирования коллектива;

7

11

18

4

«Лидер – практика»

  1. Секреты отрядного уголка;
  2. Законы, традиции, легенды орлятского круга;


3



3


3



3


6



6

                       

6

6

12

5

«Имею право»

  1. Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  2. Имею право и обязан;


1



2


2



1


3



3

3

3

6

6

«Игра – инструмент лидера»

- Возникновение и развитие игрового жанра;

- Народные игры;

- Игры с эстрады.

     1


2

4


1


6


4

2

8


8

6

12

18

Итого

34

38

72

III.1. Содержание программы

1. Блок «Хочу быть лидером»

Тема: Основы лидерства

Теория:

  1. понятие «лидер»;
  2. типы лидерства;
  3. взаимодействие в группе.

           Практика:

  1. игры на выявление лидеров;
  2. игры на сплочение коллектива;
  3. лидерский тренинговый курс.

2. Блок «Азбука лидера»

         Тема:  История детского движения в России.

         Теория:

  1. Скаутское движение.
  2. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны.
  3. Союз организаций Тульской области.
  4. «ДОН» - детская организация Новомосковска.

          Практика:    

  1. технология скаутинга;
  2. игры Российских скаутов;
  3. акция «Пионерский подарок»;
  4. пионерские игры.

3. Блок «Лидер - практика»  

         Тема: Секреты отрядного уголка            

        Теория:

  1. с чего начинается работа над отрядным уголком;
  2. моделирование отрядного уголка;
  3. информация, которая должна быть представлена в отрядном уголке.  

       Практика:  

  1. оформление макета отрядного уголка.

     

       Тема:  Законы, традиции, легенды орлятского круга.

      Теория:

  1. Изучение истории ВДЦ «Орленок;
  2. Законы и традиции орлят России.

      Практика:

  1. разучивание песен орлятского круга;
  2. игры ВДЦ «Орленок»;
  3. создание легенды своего отряда.

4. Блок «Имею право»

          Тема: Документы, определяющие права ребенка в России.

         Теория:

  1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  2. Декларация прав ребенка в России;
  3. Законы РФ и Тульской области, определяющие права ребенка;
  4. «Имею право»  и «обязан».

        Практика:                   

  1. Викторина «Знаешь ли ты?»;
  2. Круглый стол «Мир наших прав»;
  3. Встреча со специалистами Комитета соцзащиты.

5. Блок «Игра- инструмент лидера»

         Тема: Возникновение и развитие игрового жанра.           

         Теория:

  1. Роль труда в возникновении игры;
  2. Классификация игр по возрасту, месту действия, содержанию, физической и интеллектуальной нагрузке;
  3. Функции игровой деятельности.

         Практика:

  1. игровой тренинг.

         Тема: Народные игры:

         Теория:

  1. знакомство с играми разных народов;
  2. русские народные игры ( классификация.

         Практика:

  1. фольклорный праздник «Масленица»;
  2. проигрывание народных игр;
  3. разучивание детских потешек, скороговорок, считалок, загадок.

         Тема: Игры с эстрады.

         Теория:

  1. разновидности эстрадных игр;
  2. правила проведения викторины;
  3. аукционы и игровые конкурсы.

         Практика:

  1. Составление программы и организация конкурса «Самый умный»;
  2. Шоу-программа «День святого Валентина».

        Ожидаемый результат:

В конце первого года обучения подросток должен

 знать: свои основные права и обязанности; историю  развития детского движения в России; законы и традиции ДО «ДОН»;

уметь: проводить игры с залом, подвижные игры для младшего звена ДО «ДОН».

Второй год обучения

II.2. Учебно-тематический план

Блок

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1

«Могу быть лидером»

  1. Теория лидерства;
  2. Лидер и группа;

2


2

3


3

5


5

4

6

10

2

«Азбука лидера»

  1. Детские и молодежные объединения;
  2. Процесс и организация встречи (собрания, сбора);

8



6

5



5

13



11

14

10

24

3

«Лидер – общение»

  1. Понятие «общение»;
  2. Конфликт, пути выхода;
  3. Диалог;
  4. Ты и риск;
  5. Добро и зло, понятие толерантности;
  6. Гармония отношений мальчик-девочка;
  7. Деловое общение;

1


1

1


1


2


2


2

1


2

2


3


4


4


5

2


3

3


4


6


6


7

10

21

36

4

«Лидер – практика»

  1. КТД;
  2. «Пресс-центр» в детском объединении;

8


5

12


7

20


12

13

19

32

5.

«Имею право»

-Права и свободы  

 человека, сходства и

 различия;

-Сегодня ученик –

  завтра избиратель;

-Самоуправление в детском коллективе.

3



3



3

3



3



3

6



6



6

9

9

18

6

«Игра – инструмент лидера»

  1. Подвижные и малоподвижные игры;
  2. Основные формы досуговой деятельности;
  3. Роль ведущего – организатора игрового действия.

4


4


1

    5


    5


    5

9  


9


6

9

15

24

Итого

64

80

144

                   

   III.2. Содержание программы

  1. Блок «Могу быть лидером»

Тема: Теория  лидерства.

Теория:

  1. изучение методов определения лидера;
  2. формирование лидерской позиции;

Практика:

  1. лидерский тренинг.

Тема: Лидер и группа

Теория:

  1. формы и методы взаимодействия лидера в группе.

Практика:

  1. лидерский тренинг;
  2. игры на взаимодействие.

  1. Блок «Азбука лидера»

          Тема: Детские и молодежные объединения.

Теория:

  1. Правовые основы деятельности общественных объединений;
  2. Основные понятия детского и молодежного общественного движения;
  3. Различия между общественным объединением, органом ученического самоуправления и образовательным объединением. 

Практика:

  1. викторина «Мое детское объединение»;
  2. встречи с активами детских школьных объединений города.

Тема: Процесс и организация встречи (собрания, сбора)

Теория:

  1. Система организации встречи;
  2. Подготовка, процесс и содержание встречи;
  3. Проведение и завершение собрания;
  4. Обратная связь.

Практика:

  1. Организация и проведение сборов штаба «Лидер».

  1. Блок «Лидер – общение»

          Тема: Понятие общение.

Теория:

  1. Понятие  «общение»;
  2. Способы и виды общения.

Практика:

  1. Игра «Пойми меня»;
  2. Тренинг.

          Тема:  Школа толерантности

Теория:

  1. Добро и зло, понятие толерантности;
  2. Конфликт, пути выхода;
  3. Диалог;
  4. Ты и риск;
  5. Гармония  отношений мальчик – девочка

Практика:

  1. Игровой тренинг;
  2. Деловая игра «Посадка на планету Мобиус»                    
  3. Игра «Дебаты»;
  4. Игра «ДОМ»;
  5. Игра «Принимаю решение»;
  6. Техника мозгового штурма;
  7. Техника «Ковер идей»;
  8. Оформление плакатов, рисунков;
  9. Написание Эссе, стихов, посвященных 16 ноября – Дню толерантности.

Тема:  Деловое общение

Теория:

  1. Регламентированность;
  2. Деловой этикет;
  3. Речевой этикет.

Практика:

  1. Деловая беседа;
  2. Деловые переговоры;
  3. Телефонные переговоры.

  1. Блок «Лидер – практика»

Тема:  КТД – коллективное творческое дело.

Теория:

  1. Понятие КТД;
  2. Стадии КТД;
  3. Организация КТД;
  4. Формы и методы коллективного планирования.

          Практика:

  1. Организация и проведение КТД детской общественной организации «ДОН».

Тема: « Пресс-центр» в детском объединении.

Теория:

  1. Система организации «Пресс-центра»;
  2. Виды деятельности «Пресс-центра»;
  3. Как составить план номера;
  4. Организация рекламной службы «Пресс-центра».

          Практика:

  1. Игровые занятия «Вопрос - ответ», «Вертушка»;
  2. Выпуск стенной газеты;
  3. Планирование выпуска радио-журнала.

  1. Блок «Имею право!»

Тема: Права и свободы человека, сходства и различия.

Теория:

  1. Классификация прав человека;
  2. Поколения прав человека;
  3. Коллективные и «солидарные права».

Практика:

  1. Проведение акции детской организации «ДОН» «Имею право!»;
  2. Игра «Мир наших прав»;
  3. Анкетирование.

Тема: Сегодня- ученик, завтра-избиратель.

Теория:

  1. Демократические традиции в России;
  2. Понятие элективное право;
  3. Процесс и процедуры выборов, их соответствие историческим традициям страны.

Практика:

  1. Анкетирование;
  2. Деловая игра «Послание президенту»

Тема: Самоуправление в детском коллективе.

Теория:

  1. Основополагающие принципы (идеи) развития самоуправления;
  2. Ступени роста коллектива А.Н. Лутошкина.

                  Практика:

  1. Моделирование структуры органов самоуправления;
  2. Деловая игра «Бюрократ».    

  1. Блок «Игра – инструмент лидера»

                     Тема: Подвижные и малоподвижные игры-

Теория:

  1. Классификация подвижных игр;
  2. Сюжет, план, форма подвижной игры;
  3. Проведение подвижных игр;
  4. Малоподвижные игры.

Практика:

  1. Проигрывание подвижных игр;
    Практика проведения жеребьевки ,разучивание считалок;
  2. Разработка планов проведения игр для «Новогоднего праздника», «Дня святого Валентина», «Встречи с ветеранами».

Тема: Основные формы досуговой деятельности.

Теория:

  1. Характеристика сюжетно-ролевых программ;
  2. Основные виды сюжетно-ролевых программ;
  3. Композиционное построение игрового действия;
  4. Художественное оформление игрового действия;
  5. Игровые театрализованные конкурсы и их виды.
  6. Практика:
  7. Работа над разработкой сценариев игровых сюжетных программ;
  8. Проведение праздничных мероприятий детской организации  «ДОН»

Тема: Роль ведущего – организатора игрового действия.

Теория:

  1. Краткая характеристика особенностей игрового общения;
  2. Роль ведущего в организации игрового действия.

         Практика:

  1. Разучивание игр, проводимых с эстрады;
  2. Разучивание комплекса упражнений «Голосовая разминка»;
  3. Выступление в роли ведущих (соведущих) мероприятий.

        Ожидаемый результат:

В конце второго года обучения подросток должен

знать:

- основные вехи становления детского движения Тульской области и      

  города Новомосковска;

- различие понятий «детское объединение» и «детское самоуправление»;

- процесс организации сбора и выборов в детском объединении;

-этапы проведения КТД;

- организацию и построение деятельности детского пресс-центра;

уметь:

- организовывать общий сбор;

- оформлять стенную газету (пресс-центр) детского объединения;

- проводить  игровую  программу.

Третий год обучения

III.3. Учебно-тематический план

Блок

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1

«Я лидер»

  1. Понятие «лидерство»: роль и аспекты работы лидера;
  2. Метод взаимодействия;

4




4

6




5

10




9

8

11

19

2

«Азбука лидера»

  1. Как вести за собой;
  2. Основы организаторской деятельности;
  3. Портфолио лидера детской организации;
  4. «Что такое здоровье?» Организация в детском объединении направления «Здоровый образ жизни»;
  5. Основы менеджмента в детском объединении;

1



3



2




3



3

1



5



1




5



5

2



8



3




8



8

12

17

29

3

«Лидер – общение»

  1. Психология управления;
  2. Полемическое мастерство;
  3. Звучащая речь;


3


5


4


3


9


8


6


14


12

12

20

32

4

«Лидер – практика»

  1. Основы журналистики;
  2. Социальное проектирование;

8


10

6


12

14


22

18

18

36

5

«Имею право»

  1. «Я гражданин России»;
  2. Основы законотворчества;

2


2

3


3

5


5

4

6

10

6

«Игра – инструмент лидера»

  1. Игра в формировании правовой культуры подростков;
  2. Комплексные игры.

2




4

4




8

6




12

6

12

18

Итого

60

84

144

III.3. Содержание программы

1. Блок «Я-лидер»               

   

    Тема: Понятие «лидерство»: роль и аспекты работы лидера

   Теория:

  1. Типология лидерства по Р Кричевскому ( по типу групповой  

     деятельности);

  1. Типология лидерства по Л.Уманскому (по основе функций,

     реализуемых лидерами);

  1. Типолгия лидерства по А Чернышевскому (с позиции  

     организованности);

  1. Стиль лидерства (классификация К.Левина);
  2. Ситуационное лидерство

       

       Тема: Метод взаимодействия (МВ)

       Теория:

  1. Философия МВ;
  2. Роли МВ;
  3. Этапы МВ;
  4. Матрица критериев.    

         Практика:

  1. Лидерский тренинг;
  2. Игры на взаимодействие.

2.  Блок «Азбука лидера»

Тема: Как вести за собой.

         Теория:

  1. Алгоритм самоорганизации

                 

         Практика:

  1. Деловая игра «Как вести за собой».
  2. Встречи с активами детских школьных объединений города.

Тема: Основы организаторской деятельности.

Теория:

  1. Целеполагание;
  2. Методика организации мероприятия.

Практика:

  1. Игра «Без права голоса»      

 Тема: Портфолио лидера детской организации.

         Теория:

  1. Понятие «портфолио»;
  2. Портфолио на современном этапе;
  3. Функции портфолио;
  4. Классификация;
  5. Структура портфолио;
  6. Содержание портфолио;
  7. Критерии оценки портфолио.  

         Практика:

  1. Макетирование портфолио;

Тема: «Что такое здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ)?»

 Теория:

  1. Определение ЗОЖ;
  2. Нормы здорового поведения;
  3. Система организации направления «ЗОЖ» в детском объединении;

Практика:

  1. Игра «Что такое здоровье?»
  2. Организация и проведение спортивных мероприятий, агитбригад,

      акция «Спасибо, нет!».

Тема: Основы менеджмента в детском объединении.

 Теория:

  1. Понятие социальная группа;
  2. Формирование и управление развитием коллектива;
  3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы;
  4. Организация управления группой;
  5. Делегирование полномочий.

Практика:

  1. Игра «Домашняя экономика»
  2. Организация и проведение мастер-классов.

  1. Блок «Лидер – общение»

          Тема: «Психология управления»

Теория:

  1. Понятие  «психология общения»;
  2. Психологическая культура общения;
  3. Способы активного восприятия.
  4. Золотые правила психологического контакта;
  5. Имидж детского коллектива;
  6. PR – составляющая имиджа.

Практика:

  1. Игра «PR- агентство»;
  2. Тренинг.

          Тема:  «Полемическое мастерство»

Теория:

  1. Строение речевого аппарата;
  2. Качества профессионального речевого голоса;
  3. Интонации;
  4. Как вести беседу;

Практика:     

  1. Упражнения на дыхание;
  2. Упражнение на артикуляцию – мышечная тренировка;
  3. Речевая гимнастика;                    
  4. Игра «Говори, говорю»;
  5. Конкурс актерского мастерства;
  6. Ток-шоу, полемика, дискуссия.

  1. Блок «Лидер – практика»

           Тема:  Основы журналистики

Теория:

  1. СМИ. Роль СМИ в жизни современного российского школьника;
  2. Жанры в арсенале современной журналистики;
  3. Методы сбора информации;
  4. Подготовка материала: ремесло и процесс.

     Практика:

  1. Сбор материалов для публикации;
  2. Создание и выпуск газеты «Молодежный Новомосковск».

          

          Тема: Социальное проектирование

Теория:

  1. Система организации «Пресс-центра»;
  2. Виды деятельности «Пресс-центра»;
  3. Как составить план номера;
  4. Организация рекламной службы «Пресс-центра».

          Практика:

  1. Игровые занятия «Вопрос - ответ», «Вертушка»;
  2. Выпуск стенной газеты;
  3. Планирование выпуска радио-журнала.

  1. Блок «Имею право!»

     

           Тема: «Я – гражданин России»

Теория:

  1. Гражданские права и обязанности;
  2. Поколения прав человека;
  3. Коллективные и «солидарные права»;
  4. Использование правовых знаний

Практика:

  1. Проведение акции детской организации «ДОН» «Имею право!»;
  2. Конкурс «Лидер XXI века»
  3. Анкетирование.

           Тема: Основы законотворчества

Теория:

  1. Алгоритм создания;
  2. Понятие закон;

Процесс и процедуры принятия закона.

Практика:

  1. Анкетирование;
  1. Деловая игра «Жизнь, которую выбирают».

  1. Блок «Игра – инструмент лидера»

           Тема: Игра в  формировании правовой культуры подростков.

Теория:

  1. Правовые знания и игровая деятельность;
  2. Сюжет, план, форма деловых игр;
  3. Проведение деловых игр;

Практика:

  1. Практика проведения деловых игр;
  2. Разработка и проведение деловых игр, правовых акций в детской организации «ДОН».

           Тема: Комплексные игры.

Теория:

  1.  Характеристика комплексных игр;
  2.  Основные виды комплексных игр;
  3.  Отличительные особенности комплексных игр.

          Практика:

  1. Организация и проведение «Веревочного курса»;
  2. «Тим - билдинг» - игра на построение команды.

        

Ожидаемый результат:

В конце третьего года обучения подросток должен

знать:

- основы организаторской деятельности;

- основы социального проектирования;

- этапы создания портфолио члена детского объединения;

- жанры журналистики, формы сбора информации для детского  

  пресс-центра;

уметь:

- создавать социальные проекты;

- использовать правовые знания на практике (основы  

  законотворчества);

- вести спор и беседу;

- проводить ток-шоу, диспуты, «круглые столы»;

- организовывать и проводить деловые  и комплексные игры.


IV. Методическое обеспечение программы

Реализация программы предполагает различные формы занятий, которые зависят от уровня подготовленности детей, года обучения, содержания тем. На первом году обучения преимущественно используются игровые формы обучения. На втором и третьем годах обучения – конференции, то-шоу, деловые игры и проектная деятельность.

В ходе занятий используются технические средства: мультимедийный проектор, видеокамера, и СD-магнитофон.

Дидактический и методический материал разрабатывается педагогом совместно с детьми третьего года обучения и оформляется в приложениях к программе.

С целью создания благоприятного микроклимата в коллективе, изучения и учета индивидуальных особенностей детей к работе объединения привлекается педагог-психолог.


V. Литература:

  1. Из опыта реализации областной программы «Лидер»/ Авторы сост.: И.А. Розанов, Н.С. Черепанова и др. – Вологда, 2001. – 76 с. – (Серия «Давайте работать вместе». Выпуск 10);
  2. Мир создается нами. Настольная книга делегата./ Ассоциация юных лидеров – Мурманск, 1997. –
  3. Кристофер Э., Смит Л., Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. .: ил. (Серия «Эффективный тренинг»).
  4. Е.В. Горохова. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н. Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000. –
  5. Копилка РСМ – 2, - Оренбург: ОС РСМ, 2000.
  6. Республиканский лагерь активистов детских общественных организаций и объединений «Лидер-2002», Госкоммолодежи Чувашии, Чебоксары, 2002.
  7. В помощь активу старшеклассников. Программа «Лидер», Калужский областной комитет Российского Союза Молодежи, 1999 г.
  8. В помощь лидеру. Выпуск № 1, практические материалы из опыта работы клуба МДДиМ «Лидерский круг». Минск, 2002.
  9. Методики выявления лидеров. Выпуск № 1. ОООО РСМ -  Оренбург, 1998.
  10. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ин-т молодежи. – М.: «Социум», 2000. –
  11. Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация». – 2-е изд., исправл. и перераб. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 2001. –
  12. Школа социального менеджмента: сборник статей/ Под. ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2004.
  13. А. Шободоева. Движение девочек-скаутов. История и современность (книга для лидера). – Финляндия: Otava, 1997. – 146 с.
  14. Историческая справка о движении герл-гайдов и герл-скаутов. – М., 1993.
  15. Л. Ф. Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. 1995.
  16. Русские скауты: 1909-1969. – США, 1969.
  17. Д. Б. Элькунин Избранные психологические труды. – М., 1995.
  18. В. С. Преображенский. Скаутская энциклопедия. Выпуск 1. Роберт Баден-пауэел и история возникновения скаутского движения. – Омск, 1993.
  19. Энциклопедия для девочек. – Спб, 1994.
  20. Энциклопедия туриста. – М., 1993.
  21. Скаутинг: день за днем. - № 1- 49.
  22. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей. Москва, 1999 г.
  23. Сто отрядных дел. Методическое  пособие. Кострома, 1998 г.
  24. Технология  игры в XXI веке. Москва, 1999 г.
  25. Шмаков С.А. Лето. Москва, 1993 г.
  26. Что делать с детьми в загородном лагере. г. Кострома, 1993 г.
  27. Отрядному вожатому. ВДЦ  «Орленок», 1994.
  28. Программа «Региональное взаимодействие-95». ВДЦ «Орленок»,   д/л «Штормовой», 1995 г.
  29. Бедерханова В.П. “Педагогика наших дней”. Краснодар. Книжное издательство, 1989.
  30. “Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности”, под ред. Шадрикова В.Д. Издательство Саратовского университета, 1989.
  31. Иванов И.П. “Воспитатель коллективистов”. Москва, “Педагогика”, 1982.
  32. Иванов И.П. “Формирование юных общественников”. Ленинград, пединститут им. Герпена, 1969.
  33. Иванов И.П. “Энциклопедия КТД”. Москва, “Педагогика”, 1989.
  34. “Исследование проблем психологии творчества”. Москва, “Наука”, 1983.
  35. Коломенский Я.Л. “Человек: психология”. Москва, “Просвещение”, 1980.
  36. Лутошкин А.Н. “Как вести за собой”. Москва, “Просвещение”, 1986.
  37. Лутошкин А.Н. “Эмоциональные потенциалы коллектива”. Москва, “Педагогика”, 1988.
  38. “Общая психология”, под ред. Петровского А.В. Москва, “Просвещение”, 1986.
  39. “Педагогика”, под ред. Баранова С.П., Сластенина В.А. Москва, “Просвещение”, 1986.
  40. Программа "Лидер", Москва, "НПЦ СПО-ФДО", 1992г.
  41. “Психологический словарь”, под ред. Давыдова и др. Москва, “Педагогика”, 1983.
  42. Скалкова Я. “Методология и методы педагогического исследования”. Москва, “Педагогика”, 1989.
  43. Эксклюзивный материал УМЦ и педагогов ВДЦ "Орленок"
  44. А.Волохов, директор научно-практического Центра ЦС СПО (ФДО). «Выбираем свой путь!» (Программы деятельности детских и подростковых организаций.). – М., 1992 г. \\ Методический кабинет ДДЮТ.
  45. Игнатьева Л.Н., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем обучения кадров детского движения. «Информационно-аналитический материал о программах деятельности субъектов СПО (ФДО)».- М., 1991 г. \\ Методический кабинет ДДЮТ.
  46. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.
  47. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2002.
  48. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. – М., 2002
  49. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1997.
  50. Васильков И.И.. Всегда всем весело: Сборник. – М.: Молодая гвардия, 1985.
  51. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.    
  52. Игры – обучение, тренинг, досуг/ под ред. Петрусинского В.В.// В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  53. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: Нескучная энциклопедия/ Сост. Е.П.Гайдаренко. – Д.: Сталкер, 1997.
  54. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – С.-Пб, 1991.
  55. Развивающие игры: знания и сообразительность. – С.-Пб.: Дельта, 1998.
  56. Стадион Гинесса: Серия «Клуб эрудитов»/ Автор сост. Афансьев С.П. – Кострома: ИМЦ «Вариант», 1993.
  57. Тарасов С., Попов С. Игры для всех. –М.: Профиздат, 1991.
  58. Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М.: Магистр, 1992.
  59. Материалы программы «Игровая акция «Непоседа» Самарского ГМЦДиЮТ (Майстровский Ю.Р.)
  60. М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие» Москва «ВАКО» 2008.
  61. И.А.Агапова,  М.А.Давыдова «Мы – патриоты» Москва «ВАКО» 2008.
  62. «ОТЕЧЕСТВО: гражданское и патриотическое воспитание» Москва «ВАКО» 2009. (серия  «Педагогика. Психология. Управление»)
  63. А.С. Прутченков, Н.А. Парамонова, А.И. Сысоева «Концепция развития детских и молодежных общественных организаций на основе Всероссийской программы "Десять ключевых дел" Москва, 2008



Предварительный просмотр:

Детская общественная организация города Новомосковска

«ДОН»

                                                                 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Сердце России – Тульская земля»

Тема: технология внутреннего туризма

Организация заявитель: ДОО «ДОН» (г.Новомосковск, ул. Присягина, д. 9)

Автор и руководитель проекта: 

Лобзова  Любовь Витальевна

председатель Совета ДОО «ДОН»

География проекта: Тульская область

Сроки исполнения: 2011-2012 учебный год

Содержание:

Информационная карта общественного объединения  

2 стр.

Актуальность проекта                                                    

3-6 стр.

Позиционный анализ

7 стр.

Суть инициативы

7 стр.

Цель проекта

8 стр.

Задачи проекта

8-9 стр.

Основные принципы реализации проекта

10 стр.

Участники проекта

11 стр.

Основные теоретические положения

11 стр.

Содержание проекта

12-14 стр.

Ожидаемые результаты

15 стр.

Оценка эффективности реализации проекта

16 стр.

Бюджет проекта

17 стр.

XIV.

Аналитическая записка

18 стр.

I.   Информационная карта общественного объединения

Наименование организации

Детская общественная организация города Новомосковска «ДОН»

Адрес базирования

301650

Тульская область, г. Новомосковск,

ул. Присягина,  д. 9

Численность

29 детских школьных объединений общей численностью 6340 человек

ФИО руководителя

Лобзова Любовь Витальевна

Контакты руководителя

 Телефон: 8-48762-63603

8-910-702-91-42

I-mail: lobzova71@mail.ru


 II. Актуальность проекта

Любовь к родному краю, знание его истории –

основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.

 Д.С. Лихачев

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Малая Родина - это не только семья, дом, школа, это ещё и природа, которая окружает город, и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего Тульского края.  

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные русские праздники, появились новые, молодое поколение забывает народную культуру, народные игры, все чаще с помощью телевидения в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов привлечения интереса молодых людей к истории Родины, новых технологий, навыка самостоятельного движения в информационных полях,  универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Необходимо  воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Хорошим средством для решения этих задач является внутренний туризм. Молодые люди самостоятельно изучают особенности краеведения родного города и области с помощью специально организованных практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, города - своей малой Родины. Технология внутреннего туризма – важный фактор различных видов воспитания, она способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Специфичность технологии внутреннего туризма как раз и заключается в непосредственном "столкновении" подростков с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Романтика внутреннего туризма позволяет привлечь не только детей, но и их родителей, содействует сплочению детского и взрослого коллектива.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка,  смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Сейчас перед  нами стоит главная задача – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка внутреннего туризма приобретает в современных условиях важнейшее значение в       гражданско-патриотическом воспитании.

Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества являются составляющими гражданского воспитания.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города и области, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш Тульский край, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


III. Позиционный анализ

 

 

          

IV.  Суть инициативы

         Проект «Сердце России – Тульская земля» разработан в 2009 году и успешно реализовывался в ДОО «ДОН»  города Новомосковска Тульской области в течение двух  лет. В 2011 году проект доработан и обновлён.

 Тульская область  - край с богатой историей и архитектурой, имеющая  памятники федерального значения. Каждый район области  имеет своеобразную инфраструктуру и может быть объектом внутреннего туризма.

Члены ДОО «ДОН»  - носители различных  культур, общественные экскурсоводы для сверстников, родителей, гостей города – своеобразное молодежное туристическое агентство.

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание стратегии воспитательной деятельности с использованием ресурсов исторического наследия Тульской  области, направленной на формирование у молодого поколения  качеств патриота, гражданина и краеведа.

  1. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Задачи

Обоснование

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему

Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, потому что рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты их продолжение, значит, ты частица истории края, частица истории страны.

Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Актуальность задачи подчёркивает Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитание у молодежи чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

Осуществление  проекта позволяет познакомить подростков  не только с природой и экономикой города и области, но и с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях.

Новое поколение  – смена этим людям, и наша страна будет такой, какой её сделает молодежь. Важно осознать – от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я – достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.


  1.  Основные принципы  реализации проекта

1

Принцип историзма

Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

2

Принцип гуманизации

Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3

Принцип духовности

Проявляется в формировании смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина.

4

Принцип дифференциации

Создаются оптимальные условия для самореализации каждого участника проекта.

5

Принцип интегративности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и музеем, образовательными учреждениями  и др. При ознакомлении с историко-культурными особенностями города сочетаются разные виды деятельности.

6

Принцип системности

Устанавливаются связи по взаимодействию в реализации программ и проектов, а также в проведении конкретных мероприятий.

7

Принцип социальности

Ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации в обществе

  1.  Участники проекта

Проект предусматривает активное участие членов ДОО «ДОН» в возрасте от 9 – 17 лет.  Также в проекте принимают участие учителя, родители, педагоги дополнительного образования.

  1. Основные теоретические положения

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Наименование

этапа

Содержание

Сроки

реализации

Исполнитель

1

Начальный

  1. Обращение к активам детских объединений школ города, поиск единомышленников.
  2. Социологический опрос жителей города на тему: «История моего края- в истории моей снмьи»
  3. Подведение итогов социологического опроса.
  1. Экскурсионная программа «Поле ратной славы – Куликово поле»

Сентябрь

2011 г.

Штаб ДОО «ДОН»

«Лидер»

2

Основной

  1. Публикация итогов социологического опроса в СМИ.
  2. Размещение на улицах города рекламных листовок, объявлений, плакатов.

  1. Организация и проведение встречи представителей детских общественных объединений с  сотрудниками городской библиотеки.
  2. Работа школы  экскурсовода «МИГ – моя история города»
  3. Экскурсионная программа «Мир городской природы»
  4. Работа  краеведческой лаборатории «Искра» (История края)
  5. Лыжный поход «Куликово поле»
  6. Исследовательская конкурсно - игровая программа «Тульское чаепитие»
  7. Гражданско- правовой конкурс  «Мой фамильный герб»
  8. Проведение игровой акции «Автобус дружбы»
  9. Акция «История Тульского края в истории моей семьи»
  10. Обращение к жителям города через СМИ
  11. Экскурсионная программа «Ясная поляна»
  12. Экскурсия «Поленово»

Октябрь – ноябрь 2011 г.

Ноябрь 2011 г.

Ноябрь 2011- апрель 2012

Ноябрь 2011

Март-Июнь 2012г.

Февраль 2012 г.

Март 2012 г.

Апрель 2012г.

Май 2012 г.

Огр.комитет

Совет ДОО «ДОН»

Штаб ДОО «ДОН»

Совет ДОО «ДОН» и привлеченные специалисты

Штаб ДОО «ДОН»

Совет ДОО «ДОН»

3

Итоговый

  1. Подведение итогов проекта на фестивале "Сердце России – Тульская земля"
  2. Выпуск тематического номера газеты ДОО «ДОН» «Молодежный Новомосковск»
  3. Городская фотовыставка "Сердце России – Тульская земля"
  4. Размещение материалов акции в СМИ и  сети Интернет.
  5. Разработка программы последействия

Май 2012 г.

Май 2012 г.

Май – июнь 2012 г.

Июнь 2012 г.

Июль 2012

Совет ДОО «ДОН»

Пресс - центр

ДОО «ДОН»

Пресс-центр

ДОО «ДОН»

Пресс-центр

ДОО «ДОН»

Штаб

 ДОО «ДОН»

Совет ДОО «ДОН»


  1.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

  1. Внедрение проекта «Сердце Росси – Тульская земля» в деятельность ДОО «ДОН» города Новомосковска.
  2. Культурное пространство города и области  стало неотъемлемой частью краеведческой деятельности. Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания (инновационность форм, методов и средств гражданско-патриотического воспитания).
  3. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей как членов ДОО «ДОН», так и представителей других общественных объединений города Новомосковска;

В ходе совместной работы предполагается развитие целого ряда компетенций участников детского движения:

  1. политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и улучшении структур самоуправления ДОО «ДОН»;
  2. межкультурная компетенция, толерантность - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков, уметь препятствовать климату нетерпимости;
  3. коммуникативность – умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать.
  4. информационная компетентность - владение новыми технологиями, обеспечение компьютерной грамотности, умение владеть телекоммуникационными средствами.

  1. Оценка эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. сформированность гражданских навыков:
  1. умение работать и действовать индивидуально и  в коллективе;
  2. знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  3. умение принимать и защищать свои решения;
  4. готовность к участию в общественных делах;
  5. готовность к образованию;
  1. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  1. сохранение главной ценности - здоровья человека;
  2. патриотизм и любовь к Родине;
  3. права и свободы человека и гражданина;
  4. знание символики города, республики, страны;
  5. национальное самосознание;
  6. уважение чести и достоинства других граждан;
  7. гражданственность.

Качественные параметры:

  1. включенность каждого участника  проекта;
  2. качество отношений внутри детского объединения (отношения подростков  к реалиям жизни, к детскому объединению, к взрослым людям, совместным делам);
  3. участие в мероприятиях проекта;
  4. ответственность за проведение мероприятий
    XIII.   БЮДЖЕТ ПРОЕКТА        

Имеющиеся средства

Наименование

материала

Стоимость

Источник средств

1

Канцелярские товары

5000 рублей

Спонсорские средства

2

Оргтехника

 __________

Совет ДОО «ДОН»

3      

Картриджи для принтера

1800 рублей

Добровольные пожертвования участников проекта

4

Музыкальная аппаратура

___________

Комитет по молодежной политике администрации города Новомосковска

Совет ДОО «ДОН»

5

Автобус

____________

МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»

6

Аренда помещения для проведения занятий, мероприятий


МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»

Требующиеся средства

7

Фотоматериалы

2000 рублей

Спонсорская помощь ОАО «Акфа»

8

Призы для победителей мероприятий, проводимых в ходе акции «Автобус дружбы»

4000 рублей

Комитет по образованию и науке администрации город Новомосковск и Комитет по молодежной политике администрации город Новомосковск

Стоимость проекта: 12 800 рублей.

XIV. Аналитическая записка

Социальный проект «Сердце России – Тульская земля» был разработан председателем совета  ДОО «ДОН» Лобзовой Л.В.. Проект был принят советом ДОО «ДОН» в план городских мероприятий в рамках деятельности детской организации. Главной задачей проекта является – Создание стратегии воспитательной деятельности с использованием ресурсов исторического наследия Тульской  области, направленной на формирование у молодого поколения  качеств патриота, гражданина и краеведа.

 Основными делами этого проекта являются: создание молодежного туристического агентства, разработка творческих работ участников (составление экскурсий, разработки экскурсионных маршрутов, участие в творческих программах проекта), конкурсы, выставки рисунков и плакатов, фотовыставка «Сердце России – Тульская земля», сотрудничество с комитетом по молодежной политике, комитетом по образованию и науке.  

На данный момент проект осуществлен, обработан и в новой форме используется в работе ДОО «ДОН». Проект пользуется популярностью среди молодежи города, получил распространение среди общественных организаций города и района. В проекте участвуют такие молодёжные организации, как ДОО «ДОН», Новомосковское представительство «Скауты России», «Молодая гвардия Единой России», молодежные объединения образовательных учреждений, не входящие в состав ДОО «ДОН».

Проект «Сердце России – Тульская земля» поддержан на уровне администрации города в лице Комитета по молодёжной политике и Комитета по образованию и науке.

Заместитель председателя ДОО «ДОН»                       Л.Л. Марачева



Предварительный просмотр:

Статья

участника регионального этапа Всероссийского

конкурса лидеров и руководителей

детских и молодёжных общественных объединений

«Лидер XXI века»

Лобзовой Любови Витальевны

детская общественная организация города Новомосковска «ДОН»

«Родная земля в сердце каждого»

                                            Любовь к родному краю, знание его истории  –

основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

                                                                                                             Д.С. Лихачев

2012 год


Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, малая Родина.

Малая Родина - это не только семья, дом, школа, это ещё и природа, которая окружает город, и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего Тульского края.  

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества являются составляющими гражданского воспитания.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны. С сожалением замечаю, что слова патриот, гражданин, Родина теряют свой истинный смысл. Возвратить этим словам их трепетное первоначальное значение, я думаю, может только непосредственное обращение к истории.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм, ведь любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой живут, желание сделать жизнь на ней лучше.

Воспитание лучших человеческих качеств наиболее результативно тогда, когда подкреплено положительным примером. Знакомясь с родным городом,  его достопримечательностями, природой и историей ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

 Проект представляет собой интегрированный комплекс детского движения, дополнительного образования, школы и семьи, направлен на формирование гражданского сознания школьников. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, работу школьных музеев, а также экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи города и области, пеших походов, поездок.

Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов по истории города и области, школы, общение с участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности. Такой проект становится альтернативой воспитательной рутины, предлагая новые решения.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного города и области, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш Тульский край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...