"Жизнь во славу Отечества"
классный час (9 класс) по теме

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 400-летию освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского

Жизнь во славу Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 400-летию освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского

Жизнь во славу Отечества

Возраст учащихся 15-16 лет (9класс)

Подготовила Гордова Елена Николаевна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №6 г.Богородска Нижегородской области

Цель

Воспитать личность – патриота России, способного на защиту государственных интересов страны.

Задачи

1.Показать единение русского народа, способное отстоять свободу и независимость Отечества в период Смутного времени.

2.Развивать стремление к интеллектуальному творчеству, умение высказывать

личную точку зрения, давать аргументированную оценку историческим событиям.

3.Воспитание патриотического сознания, развитие гражданских качеств подростков, чувства сопричастности к судьбе своей страны.

Оборудование: компьютер, слайды, музыкальная фонограмма хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, портреты К. Минина и Д. Пожарского, высказывания о патриотизме.

Ход

В самые трудные и судьбоносные моменты истории единение народа помогало отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в суровые годы Великой Отечественной войны, и в 1812 году, и в начале XVII столетия. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны. Сегодня каждый знает имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, возглавивших второе ополчение, спасшее Отчизну в тяжелую для России годину.

Заочная экскурсия «Наш край-сердце народного ополчения» (Приложение 1)

"Небосвод до боли синий,

Затуманил грустью взгляд...

На алтарь судьбы России

Брошу всё, чем я богат...

По природе русским духом...

Что не вытравить уже,

Жизнь, что знаю не по слухам,

Отпечатались в душе

На висках замёрзший иней,

Будто праздничный наряд...

Сколько бед на счёт России

И который век подряд?!

В суете борьбы кромешной

Я всегда с тобою, Русь!

За твою судьбу, сердешный,

И сражаюсь, и молюсь."

Это строки стихотворения Николай Чебуракова ученика 7-в класса нашей школы

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Ф.Тютчев писал

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней.

Подвиг К. Минина и Д. Пожарского всегда привлекал пристальное внимание писателей, музыкантов, художников, скульпторов и, конечно, историков.

Представление исследовательской работы «Образы К.Минина и Д.Пожарского в трудах историков» (Приложение 2,3)

Какое слово – патриот

Как много в этом слове смысла

За этим, словом весь народ

Отдавший жизнь своей Отчизне ( Челноков Е.)

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту. Создается народное ополчение. Это был пример единения, когда представители разных сословий и разных религий объединились ради выживания России. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью.

Давайте еще раз вспомним слова К.Минина,с которыми он обратился к народу

На экране проецируются слова Кузьмы Минина ,ребята читают их и высказывают свои мысли о том ,какова цель народного ополчения

Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение. Неужто бесчинству да насилию и конца нет? Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов? Граждане новгородские! Православные люди! Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей. И пойдет о нас добрая слава, и в других городах народ подымется! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Рухлядишку свою жалеем, а землю родную не пожалеем? Жизнь свою отдадим. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города-все соединятся с нами, и, Бог даст, мы прогоним врагов»

Прошло два столетия, но люди не забыли о заслугах ополчения 1612 года. Как только угроза опять нависла над нашей Родиной , вся Нижегородская земля объединилась в едином порыве защитить ее, а неприятелю дать жесткий отпор. В Отечественной войне 1812 года нижегородцы повторили подвиг своих предков , это показало связь между веками и поколениями. Ничто так не объединяет людей, как любовь к Отчизне и желание всеми силами уберечь ее от врагов . «Дело великое, дело народное» назвала свою презентацию о двух нижегородских ополчениях Ермакова Е.(Приложение 3)

На фоне музыкальной фонограммы хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки идет защита электронной презентации

(Приложение 4)

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. писал Н.Г.Чернышевский. Давайте обратимся к словарю, посмотрим, что значит слово «патриот»?

Согласно словарю Даля « ПАТРИОТ- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм -любовь к отчизне. 

В словаре Ушакова дается такое толкование «ПАТРИОТ патриота, м. (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике, культуре подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Так что же для вас патриотизм?

Высказывания ребят. Составление ассоциативного ряда «Патриот-это…»

Патриотами не рождаются, ими становятся. Великий историк Н. М. Карамзин писал « Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем  лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою».

Верю, что вы были сегодня искренними и ощущаете себя патриотами своей страны и готовы в лихой час встать на защиту Родины.

Методический комментарий внеклассного мероприятия «Жизнь во славу Отечества», посвященного 400-летию освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского.

Данное мероприятие проводилось с учащимися 9 классов (15-16лет). Главной целью являлось воспитание патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе своей страны, развитие стремления к интеллектуальному творчеству.

Подготовительная работа

  1. написание исследовательской работы «Отображение подвига Минина и Пожарского в культуре России», которая включила в себя следующие разделы Введение

1.Образы К.Минина и Д.Пожарского в работах русских историков. 2.Отображение подвига К.Минина и Д.Пожарского в литературе 3.Оперное искусство о Минине и Пожарском

4.Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на картинах и в работах скульпторов

5.Художественный фильм «Минин и Пожарский» Заключение

  1. Участие группы ребят в сетевом проекте «По следам Нижегородского ополчения», позволившем вновь пролистать страницы истории России 17 века, проявить свое творчество, умение работать с сетевыми сервисами Веб 2.0.
  2. Создание электронных презентаций

1.Второе ополчение (рассказ о предистории и содержании Смутного времени)

2.Руководители второго ополчения (биографические данные и жизненный путь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского)

3. «Моя малая Родина-Богородск» (история родного города, жалованного за «заслуги перед Отечеством» Кузьме Минину)

4. «Дело великое, дело народное» (сравнение нижегородских ополчений 1612 и 1812 г)

  1. Проведение на школьном сайте интеллектуальной игры «Созвездие талантов», посвященной 400-летию освобождения Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского.

Итогом этой работы девятиклассников стал внеклассное мероприятие «Жизнь во славу Отечества», в ходе которого ребята показали свое умение не только участвовать в исследовательской деятельности, но и умение представить свои результаты одноклассникам.

Чтобы обобщить полученные в ходе подготовительной работы знания о Смутном времени, была предложена виртуальная экскурсия по маршруту Богородск-Балахна-Нижний Новгород–Богородск. (В Балахне и в Нижнем Новгороде у памятника Минину и Пожарскому ребята побывали еще в осенние каникулы). Был представлен лишь один раздел исследовательской работы «Отображение подвига Минина и Пожарского в культуре России» -«Образы Минина и Пожарского в трудах историков» , который сопровождался мультимедийной презентацией. Еще раз читая призыв Кузьмы Минина нижегородцам ребята выделили главную цель Нижегородского ополчения - « Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю».

Яркой и эмоциональной стало представление электронной презентации «Дело великое дело народное», которое сопровождалось собственными стихами, мыслями, рассуждениями автора работы. « Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю».

Красной нитью через все действо звучали слова «патриотизм», «патриотическое сознание», «единение народа». В завершении при составлении ассоциативного ряда понятию «патриот» учащиеся сказали следующее: «Патриотизм должен воспитываться в человеке с самого рождения. Быть патриотом для меня значит любить свою страну такой, какая она есть и стараться сделать её лучше», «патриот знает историю своей страны, гордится своими предками», «готов к самопожертвованию ради блага или спасения России», «это человек беззаветно любящий свою Родину», «готовый к самопожертвованию ради Отчизны» «готовый на все ради блага свой страны». «Мы гордимся тем, что живём на Нижегородской земле, которая стала родиной второго ополчения, его сердцем. Наша земля дала стране такого истинного патриота, человека, беззаветно любящего свою страну, как Кузьма Минин.», «Патриотизм - исключительное чувство. Патриотизм – это чувство долга перед Родиной. Перед той страной, где ты родился, вырос. Для нас Родина – это именно то место, за которое ты чувствуешь себя ответственным, за благополучие которого ты переживаешь, волнуешься за жизнь его и развитие. Мы гордимся за свою страну и считаем, что в наших руках будущее России»

Это мероприятие вызывало у девятиклассников больший интерес. Было заметно желание активно участвовать в нем. Уже в процессе подготовки возникла атмосфера сотрудничества и творчества, которая побуждала подростков к поиску необходимой информации, к прочтению рекомендованных книг. Многим хотелось читать и сочинять стихи, создавать собственные электронные презентации, просмотреть фильм 1939 года «Минин и Пожарский»-экранизацию повести В. Б. Шкловского «Русские в начале XVII века». Материала оказалось так много, что ребята решили подготовить на его базе классные часы для 5-6 классов с той же темой «Жизнь во славу Отечества»

Приложение 1

Заочная экскурсия «Наш край-сердце народного ополчения»

Русь терпела всяческие беды,

Города тонули в смутном мраке:

В Новгороде ликовали шведы,

И Москвою правили поляки.

Разорялись земли государства,

Разрушались терема и храмы...

Самое дородное боярство

Оказалось неспособным самым.

Был наследник Грозного повинен

В том, что смутные настали годы...

В эти дни нижегородец Минин

Обратился к русскому народу.

Призывал он златом и булатом

Ополчиться против иноземцев,

Прозвучал его призыв набатом

И объединил единоверцев.

Собралось большое ополченье,

От врагов Москву освободило.

Таково в истории значенье

Слова, обретающего силу!

Со стихотворения Николая Глазкова начинаем нашу заочную экскурсию по маршруту Богородск- Балахна- Нижний Новгород –Богородск . Мы находимся на улице Минина г.Богородска. Кто такой Минин? Блестящий государственный деятель, гражданин, патриот земли русской. Тяжелое лихолетье начало 17 в. сыграло большую роль для закалки характера русского народа. Это время принято называть Смутным. Его истоки начали зарождаться еще в конце 16 в. В 1584 году Иван Грозный умер и не оставил твёрдого, надёжного наследника. На престол вступил его старший сын Федор Страной он фактически не управлял, так как был не пригоден к государственной деятельности. В 1591 г. младший сын Ивана Грозного и будущий наследник престола Дмитрий умер или был убит в Угличе. В 1598 году умер царь Федор I, наследника он не оставил. Таким образом род Рюриковичей прекратился. Новым царём стал Борис Годунов. Многие жители России плохо к нему относились, не любили его. К тому же в один из годов его правления случилась беда - очень плохой урожай. В связи с этим начался голод. Население Руси сильно сократилось. Во всём обвинили Бориса.

Смутное время набирало обороты. В начале 17 в. на русскую землю вступил с польским отрядом якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий (Лжедмитрий). Многие жители охотно присягали ему, вероятно они поверили ему или были слишком недовольны правлением Бориса. В Москве отказались поддерживать семью Годунова и впустили поляков. Поляки в то время очень часто воевали с Россией. Они просто не могли не заметить ту беду, в которой наша страна находилась. В 1607 на Русь из Польши двинулась армия якобы вновь спасшегося царевича Дмитрия (Лжедмитрия II). Поляки постепенно побеждали русские войска. В 1610 году Москвой стали править совет бояр (Семибоярщина). Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву. Угроза потери независимости нависла над нашей Родиной.

Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. "Минин" — первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией. Отойдя от родовой профессии, Минин перебрался в Нижний Новгород и стал посадским, торговал мясом и рыбой. Мы с вами были в г.Балахна у памятника К.Минину и в музее этого города.

Сердцем народного ополчения 1612 года стал Нижний Новгород. Осенью 1611 года, прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена. На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Кузьмы Минина

Известны его слова: "Православные люди! Если нам похотеть помочь государству, не пожалеем животов наших, да не токма животов… дворы свои продадим, жен и детей заложим… Дело великое!.. Я знаю: только мы на это поднимемся, многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев!" Горожане горячо отозвались на призыв, отдали пятую часть своего имущества на нужды второго ополчения. Затем были посланы за помощью в разные города грамоты с воззваниями : «…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати». Началось сплочение городов в едином порыве. И вот по одному человеку, по одной капли, из "останних" людей в государстве, стало собираться ополчение, которое в августе 1612 года во главе с князем Д. Пожарским уже стояло у стен Москвы. 22 октября патриоты-ополченцы штурмом взяли Китай-город, а 26 октября поляки сдались. Москва была освобождена. Народ отовсюду гнал чужеземцев.

За заслуги перед отечеством Кузьме Минину в 1614 году было жаловано село Богородское вместе с девятью окрестными деревнями Это наш родной город, и завершается наша экскурсия. Спасибо за внимание!

Приложение 2

Образы К.Минина и Д.Пожарского в трудах историков.

Работа учащихся 9-б класса МБОУ СОШ №6 г.Богородска Нижегородской области Писановой Ульяны и Тимаковой Лии.

Минуло Смутное время, но не порвалась живая связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новые бойцы вспоминали имена Минина и Пожарского. Время не заглушило славу освободительной войны 1612 года, а образы этих замечательных патриотов нашли свое отражение в культуре России.

Целью нашей работы – выяснить как отображен подвиг К.Минина и Д.Пожарского в исторической и художественной литературе.Занимаясь исследованием мы изучили работы известных историков В.О.Ключевского , Н.М. Карамзина ,Н.Н.Костомарова, наибольший интерес вызвала книга И.Е.Забелина «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время». Вызвало удивление изменение отношения к подвигу Минина и Пожарского в 20-40 годы 20века

В XIX веке внимание историков к событиям Смутного времени резко возросло. Тогда появились статьи и монографии о Нижегородском ополчении А.Малиновского, П.Мельникова, Н.Чичагова, М.Погодина, И.Забелина и др. История ополчения освещалась и в общих трудах по истории России Вл.Соловьева, Н.Костомарова и других. Но самое значительное место в изучении событий начала XVII века принадлежит С.Ф. Платонову. Он написал «Очерки по истории Смуты». Его концепция Нижегородского ополчения в начале XX века считалась наиболее совершенной и научной

В 1858 г. вышел из печати восьмой том "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьева. Восьмая глава этого тома содержит историю нижегородского ополчения и освобождения Москвы. Подробное повествование Соловьева современно и по сей день. Он отмечает скромность Д. Пожарского. Соловьев - не любитель рассуждать о характере своих героев, он предпочитает, чтобы за них говорили дела.

Согласно Н.И. Костомарову, Пожарский - человек порядочный, но мало способный к руководству: "Пожарский не имел таких качеств, которые бы внушали к нему всеобщее повиновение. Его мало слушали: в ярославском ополчении была безладица, происходили даже драки. Сам князь Пожарский сознавался в своей неспособности»

Кузьму Минина Костомаров рисует человеком сильным и энергичным, но готовым на все ради своей цели. Минин жестко, даже жестоко, отбирал пятую часть достояния на земское дело. Не допускал ни льгот, ни отсрочек: "Неимущих людей отдавали в кабалу тем, кто за них платил. Конечно, покупать имущество и брать в кабалу людей могли только богачи; таким путем вытягивались у последних спрятанные деньги. Без сомнения, такая мера должна была повлечь за собою зловредные последствия; изгнав чужеземных врагов, Русь должна была испытать внутреннее зло - порабощение, угнетение бедных, отданных во власть богатым" (2) 

Принижение спасителей России многих задело. С возражениями выступили М.П. Погодин и, особенно, И.Е. Забелин, написавший серию статей в "Русском Архиве" (1872) и на их основе книгу "Минин и Пожарский. "Прямые" и "кривые" в Смутное время" (1882). Статьи и книга Забелина больше, чем опровержение Костомарова. Забелин провел серьезное исследование о Минине и Пожарском и его суждения и выводы в основной своей части у историков сомнений не вызывают. Автор увидел качественную разность между людьми первого и второго ополчений. Он говорит о том ,что во втором ополчении «пришла очередь совершить подвиг "сироте-народу", ибо настоящих избавителей не виделось.» "Сироты" в лице старосты Кузьмы, и кликнули клич, что если помогать Отечеству, так ничего не жалеть: не то что искать чинов и личных выгод, а отдать свое - жен, детей, дворы, именье. Этот клич "выразил нравственный, гражданский поворот общества с кривых дорог на прямой путь". Они степенны, осторожны, потому медлительны, и на театральный взгляд вовсе незамечательны. Но когда люди работают не для себя, а для общего дела, они вперед выставляют не свою личность, а общее дело "Общее дело, которое несли на своих плечах ... Минин и Пожарский, совсем покрыло их личности: из-за него их вовсе не было видно, и они вовсе о том не думали, видно ли их или не видно".

В.О. Ключевский в характеристике героев Смутного времени в "Курсе русской истории" (1902), склонялся к позиции Костомарова. Пожарского он ставил невысоко, по его словам: "в рати кн. Пожарского ... только два человека сделали крупные дела, да и те были не служилые люди: это - монах А. Палицын и мясной торговец К. Минин. Первый по просьбе кн. Пожарского в решительную минуту уговорил казаков поддержать дворян, а второй выпросил у кн. Пожарского 3 - 4 роты и с ними сделал удачное нападение на малочисленный отряд гетмана Хоткевича". Общее заключение Ключевского о людях, спасших Россию, отдает снобизмом: "Московское государство выходило из страшной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди".(1)

Последней крупной дореволюционной работой, где рассмотрена роль Минина и Пожарского в освобождении Москвы, является книга П. Г. Любомирова "Очерк истории Нижегородского ополчения 1611-1613 гг.", опубликованная в 1913 г., затем дополненная и переизданная в 1917 г. В работе Любомиров подробнейшим образом прослеживает судьбу второго ополчения от его зарождения в Нижнем осенью 1611 г. вплоть до избрания в Москве царя Михаила Федоровича в 1613 г. Автор близок в оценке Минина и Пожарского к Платонову и Забелину. Он приводит доказательства, опровергающие летописное сообщение, что Пожарский потратил 20 тыс. руб., пытаясь добыть царский престол. Об этом сказал в пылу спора Ларион Сумин. Позже, оправдываясь в суде, он отрекся от своих слов о Пожарском и обозвал это обвинение "поклепом.

В 20-е - начале 30-х гг. в советской исторической науке господствовала "марксистская" школа М.Н. Покровского, отрицательно относившегося к русской истории и российской государственности. Еще в 1920 г. Покровский опубликовал два тома "Русской истории в самом сжатом очерке В 1921 г. вышло второе издание книги, ставшей единственным школьным учебником по истории в СССР. В этом учебнике Смута названа "крестьянской революцией", а Лжедмитрии стали ее вождями. Подавили революцию "агенты торгового капитала" - Минин и Пожарский.

В середине 1930-х гг. И. Сталин решил вернуться к идее преемственности российской государственности и русского патриотизма По его указанию стали переписывать учебники истории, наполняя их патриотическим содержанием. В свете новых идей Минин и Пожарский вновь стали героями, спасителями отечества. Начиная с конца 1930-х годов, научным и художественным работам о Минине и Пожарском был дан зеленый свет, однако десятилетиями результаты были скромными. Историкам трудно было сказать новое после трудов Платонова и Любомирова. В 1954 г. была издана популярная биография "Дмитрий Пожарский" П.И. Березова, дополненная по желанию читателей и вышедшая в 1957 г. под названием "Минин и Пожарский". В 1974 г. выходит из печати научно-художественная монография "Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени" Р.Г. Скрынникова.

Из советских художественных произведений о Минине и Пожарском самым значительным, по нашему мнению, стал роман В.И. Шамшурина "Каленая соль". О Минине и Пожарском пишут и в исторических исследованиях. К их числу относятся книга В.В. Каргалова "Русские воеводы XVI-XVII вв.", где есть глава о Пожарском, и монография В.Н. Козлякова "Смута в России: XVII век" о событиях Смутного времени, в том числе, об освобождении Москвы.

Историк Иван Забелин, давая оценку нижегородцам в эпоху Смутного времени, писал о том, что это люди умные, торговые, промышленные, умеющие всякому делу дать счет и меру, самостоятельные как сама Волга, на которой они жили и по которой хозяйничали своими промыслами, люди, которые во всю смутную эпоху ни разу не поколебались ни в какую сторону, первыми же поднялись по призыву патриарха Гермогена, всегда были самыми живыми побудителями на подвиг ко всякому доброму и прямому делу.

Мы считаем, что Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - настоящие патриоты. Патриот – тот, кто во имя интересов Родины, справедливости готов пойти до конца! Патриот – тот, кто не жалея сил, будет способствовать процветанию своего Отечества и при этом не будет требовать награды, считая, что успех правого дела, счастье Родины – это и есть самая главная награда. Единственная привилегия истинного патриота – право служить Родине. Такими людьми, на наш взгляд, были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Патриотизм русского народа особый. В нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности – словом, всего того, что на протяжении столетий воспринимается как русский национальный характер и душа народа, который свято привержен своему Отечеству.

Сегодня наше государство переживает непростой период. Много проблем предстоит решить. Решение их возможно только тогда, когда государство и общество – единый организм, сплав патриотов-единомышленников. Ведь настоящий патриот не тот, кто видит только заслуги Родины и государства, но и ошибки ее. Но не для того, чтобы лишний раз напомнить об этом, а для того, чтобы исправлять и не допускать их. Патриотизм проявляется в действии. И сегодня патриоты истинные, деятельные как никогда нужны. Чем больше будет таких людей, тем надежнее и увереннее наша страна будет продвигаться вперед. Мы гордимся тем, что живём на Нижегородской земле, которая стала родиной второго ополчения, его сердцем. Наша земля дала стране такого истинного патриота, человека, беззаветно любящего свою страну, как Кузьма Минин.

Патриотизм- исключительное чувство. Народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. Патриотизм – это чувство долга перед Родиной. Перед той страной, где ты родился, вырос. Для нас Родина – это именно то место, за которое ты чувствуешь себя ответственным, за благополучие которого ты переживаешь, волнуешься за жизнь его и развитие. Мы гордимся за свою страну и считаем, что в наших руках будущее России

Литература

1.Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время Русская симфония 2005 с 145-168

2.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX, М.: ЭКСМО, 2002, с. 434.

3.Ключевский В.О. Лекция 43. Курс русской истории. Часть III. // Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М.: Мысль, 1988, с. 58.

4.Костомаров Н.Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн.1. С.715-726

5.Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1937. С.393-402.

Материалы интернет:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/

2.http://www.samoderjavie.ru/zabelin

3.http://www.bibliotekar.ru/polk-13/22.htm

4.http://www.nnov.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Во славу Отечества Российского"

Девизом встречи знатоков военной истории пусть станут слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В нескольких турах игры – вопросы о полководцах, сражениях, словарь во...

"Во славу Отечества" ( участие актива школьного музея в городском конкурсе-игре)

В публикации отражено участие актива школьного музея в городской военно-историческом, музейно-краеведческом конкурсе-игра ?????  "Во славу Отечест , проводимый СПб ГДТЮ в рамках городс...

Игра в 10-11 кл. "Слава Отечества"

Данную игру рекомендуется проводить в рамках недели истории. Учащимся предлагаются проблемно-познавательные задания, связанные с именами великих полководцев, названиями крупных сражений из истории Рос...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Славься отечество, славься страна

Мероприятие, посвященное Дню России...

Жизнь во славу Отечества

Всякое время требует своих подвигов. Героические поступки совершаются и простыми людьми в непростых обстоятельствах. Нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, д...

Открытый классный час. «Гордость и слава Отечеству», посвящённый Дню защитника Отечества.

Открытый классный час. «Гордость и слава Отечеству», посвящённый Дню защитника Отечества....