Викторина по физике "Физика в природе".
методическая разработка (8 класс) по теме

Рослова Тамара Анатольевна

Викторина по физике "Физика в природе" для учащихся 7-9 классов. Организация, задания и ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_viktorina_po_fi.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

викторина

        «ФИЗИКА

               В ПРИРОДЕ»

оформление доски:


Команда №1


МЕХАНИКА


ОПТИКА


ЭЛЕКТРИЧЕСТВО


ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ


Команда №2



записываем название команды и здесь же будут приклеиваться  вопросы, на которые команда верно ответила, с указанием набранных баллов, в конце конкурса все набранные баллы подсчитываются и определяется победитель.



здесь располагаются задания из указанного раздела, листочки с вопросами соответствующего цвета.







здесь располагаются задания из указанного раздела, листочки с вопросами соответствующего цвета.



здесь располагаются задания из указанного раздела, листочки с вопросами соответствующего цвета.



здесь располагаются задания из указанного раздела, листочки с вопросами соответствующего цвета.



записываем название команды и здесь же будут приклеиваться  вопросы, на которые команда верно ответила, с указанием набранных баллов, в конце конкурса все набранные баллы подсчитываются и определяется победитель.







здесь располагаем вопросы с вопросами, более сложные, чем загадки, стоимость которых – 2 балла.




здесь располагаем листочки с творческими заданиями, стоимость которых – 3 балла.

Основная идея викторины

               

             Две команды соревнуются между собой в знаниях основ физики, как науки о природе вещей, происходящих вокруг нас. Основная цель конкурса – популяризация предмета физики.

             

          На доске прикреплены листочки с вопросами и заданиями разных цветов. Каждый цвет соответствует определённому разделу физики. На листках с лицевой стороны указаны баллы за верный ответ на вопрос, который находится на внутренней стороне листа. Представители от каждой команды по очереди снимают лист с заданием, выбирая раздел физики по цвету листа и, ориентируясь на стоимость вопроса в баллах, сами определяют сложность вопроса, на который собираются отвечать. На подготовку команде даётся одна минута, после чего, если ответ верен, команда прикрепляет на своём поле на доске лист с указанными баллами. По окончанию конкурса необходимо просто подсчитать набранные баллы и определить победителя. Конкурс завершён, как только закончились вопросы.

 

МЕХАНИКА

(вопросы, стоимостью в 1 балл)

 

        

ОПТИКА

(вопросы, стоимостью в 1 балл)

 

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

(вопросы, стоимостью 1 балл)

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

(вопросы, стоимостью 1 балл)

Ответить на вопрос.

(стоимость – 2 балла)

Объясните явление.

(стоимость – 3 балла)

Подводим итоги:

 

Команда №1  

итого – 21 балл


Листочки с заданиями закончились

необходимо проследить, что количество попыток у команд было одинаковым







Команда №2

итого – 24 балла

Ответы.

Механика.

1 команда.

1.Лиса внезапно изменяет направление движения, собака же некоторое время по инерции движется в первоначальном направлении, поэтому не может следовать за лисой.

2.Когда человек споткнётся, то ноги останавливаются, а туловище продолжает двигаться, поэтому человек падает лицом вниз. Когда же человек поскользнётся, он падает преимущественно на спину.

3.Чтобы уменьшить сопротивление движению.

4.Трение способствует перемещению человека. Сухая горошина, являясь как бы подшипником, уменьшает трение между ногами человека и опорой.

5.На больших глубинах моря существует большое гидростатическое давление, которое уравновешивается внутренним давлением в организме рыбы. Если же рыба окажется на поверхности моря, то давление в организме рыбы не будет уравновешиваться внешним давлением, поэтому рыба раздувается, внутренние органы рыбы лопаются и рыба гибнет.

2 команда.

1.При резком выдёргивании корни растения не успевают прийти в движение и стебель обрывается. Остающиеся в почве корни сорняков снова быстро прорастают.

2.Закон инерции.

3.Каракатицы, спруты, кальмары.

4.Трение рыбы о руки мало, поэтому она выскальзывает из рук.

5.Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Когда кислорода в воде становится мало, они поднимаются к поверхности, которая соприкасается с воздухом, где кислорода содержится больше.

Оптика.

1 команда.

1.Когда светит солнце, то капельки воды, оставшиеся после полива на стеблях и листьях растений, подобно линзам, собираются световые лучи в одну точку и растение может при этом получить ожоги.

2.Совы видят только впереди себя. Совам, чтобы изменить направление взгляда, необходимо повернуть голову.

2 команда.

1. У многих рыб тёмная спинка и серебристое брюшко. Сверху тёмная рыб не видна на фоне темного дна. Из воды поверхность реки кажется зеркальной, а поскольку брюшко у рыбы серебристое, то её трудно заметить водным хищникам снизу. Горизонтальное расположение зрачков расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Это очень важно для животных, которые обитают на плоской открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

Электричество.

1 команда.

1.Электрический угорь, электрический скат, электрический сом.

2.Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервные системы, вызывая нарушения работы сердца и дыхания.

2 команда.

1.При поглаживании кошки происходит электризация руки с последующим искровым разрядом.

2.Волосы электризуются одноимённым зарядом, Как известно, одноимённые заряды отталкиваются, поэтому волосы, подобно листочкам султана, расходятся во все стороны.

Тепловые явления.

1 команда.

1.Засолка помидоров, огурцов, капусты основана на диффузии соли в эти овощи.

2.Грудь и брюшко, т.е. части тела, которые бывают погружены в воду, одеты у утки густым пухом, который сверху плотно прикрыт перьями, защищающими пух от воды.

Благодаря пуховому покрову тело утки окружено слоем теплого воздуха и не соприкасается непосредственно с холодной водой. Сохранению тепла помогает также подкожный слой жира, который у водоплавающих птиц развит сильнее, чем у сухопутных.

2 команда.

1.В цветах содержатся ароматические вещества, молекулы которых диффундируют в воздух.

2.У этих животных существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла (жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла).

МБОУ «Шлинская ООШ»

викторина

ФИЗИКА

В ПРИРОДЕ

для учащихся

7-8 классов

подготовила: Рослова Т.А.

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б

   

Лиса, убегая от преследующей её собаки, часто делает резкие движения в сторону как раз в те   моменты, когда собака готова схватить её зубами. Почему собаке трудно поймать лису?

Почему при прополке не следует слишком резко выдёргивать сорняки из земли даже в том случае, когда они слабо удерживаются в почве?

Как падает человек, когда споткнётся и когда поскользнется?

Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон используется ими при этом?

Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то её внутренние органы раздуваются и рыба гибнет. Чем это можно объяснить?

 Для чего некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники?

Почему человек может поскользнуться, наступив на твёрдую сухую горошину?

Почему живую рыбу трудно удержать в руках?

Существуют ли животные, движущиеся по образу ракеты?

Почему рыбы, живущие в аквариуме, иногда плавают у поверхности воды?

Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

Какая окраска рыб помогает им маскироваться от врагов?

Зрачки глаз у лошадей расположены горизонтально. А у кошек и лисиц, наоборот, - вертикально. Объясните почему.

Охотники рассказывают, что со стороны спины к сове можно подкрасться вплотную и даже схватить её руками. Почему иногда возможно это сделать?

Каких рыб называют живыми электростанциями?

На каком физическом явлении основывается засолка помидоров, капусты, огурцов и других овощей?

Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх?

Какие изменения вызывает ток в теле человека?

Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время оставаться в холодной воде и при этом не переохлаждаться?

Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела (38-40 С)?

Почему аромат цветов мы чувствуем на расстоянии?

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

Какова масса воздух в данном кабинете, если масса 1 куба воздуха равна 1,2 кг?

(1,2*4*5*3=72 кг)

Чему равен период обращения планеты Земля вокруг Солнца?

(1 год)

Как называется временное пребывание одного небесного тела в тени другого?

(затмение)

«Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть,

Холод злей акулы»

 Какова была температура воздуха? (-390С)

   Почему стрелки часов движутся именно по часовой стрелке?  (первые часы были солнечными и тень от колышка двигалась именно так))

За какой промежуток времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

(за сутки)

   Спичечный коробок находится на гладком столе. Если мы подуем на него, то он начнёт двигаться от нас. Значит, мы привели в движение коробок, не прикасаясь к нему. Выполните этот опыт.

    Возможно ли, заставить двигаться спичечный коробок вам навстречу подобным образом, не прикасаясь к нему? Продемонстрируйте.

(за коробком ставим ладонь и дуем на неё, поток воздуха от ладони заставит двигаться коробок нам на встречу)

 

 

 

 Если взять простую нить и поднести её к открытому огню, то она мгновенно сгорит. Это можно проверить.

    Если же нить намотать на гвоздь, то сжечь её будет уже проблематично. Почему? Проверьте на опыте.

 (металл отбирает тепло и чтобы сжечь нить, необходимо сначала нагреть металл)

            Перед вами полоска бумаги, надрезанная в двух местах:

             Если вы потяните за края этой полоски бумаги то, на сколько частей она разорвётся?

             А теперь проведите этот опыт. Объясните результат.

(полоска разорвётся на две части,, т.к. нельзя сделать абсолютно одинаковые два разреза, а там где тоньше там и рвётся)

         

        Возьмите в руки металлический и деревянный предметы.

Почему нам кажется, что металлический предмет холоднее, хотя температура обеих тел одинакова и равна температуре помещения, в котором они находятся?

(у металла удельная теплоёмкость и теплопроводность гораздо больше, чем у дерева и металл сильнее отбирает тепло у нас)

1 б

3 б

3 б

2 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа - викторина "Мы знаем и любим природу"

Занятие для младших школьников. Воспитывается любовь и бережное отношение к природе, расширяет знания о правилах поведения в природе....

Интегрированное воспитательное мероприятие д/о «Наш дом – природа» и театра кукол. Экологическая викторина – сказка про корову, шмелей, детей, клевер и кота Ваську."

Представленное мероприятие интегрированное, проводилось педагогами и учащимися двух объединений "Наш дом - природа" и театра кукол.Цели: Расширить представление детей о взаимосвязи живых существ в при...

Экологическая викторина "Мы- хозяева нашей природы"

Классный час для учеников 5 класса...

Экологическая викторина: "Узнаем больше о природе"

Уважительное и бережное отношение ко вскму окружающему.Знать о пользе некоторых растений для человека....

Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»

Конспект  викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»...

Биолого- географическая викторина « Знаешь ли ты природу»

Цель: воспитания интереса и любви к своей Родине. Развитие познавательной активности и ценностного отношения к природе....

Экологическая игра-викторина «ЗНАЙ И БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»

Командная игра, в ходе которой уточняются и обобщаются знания детей о растительном и животном мире Приморского края...