проект для работы с учащимися основного и старшего звена
методическая разработка по теме

Ходунова Наталья Васильевна

Данный проект реализовывался в школе в течение трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sozdanie_shkolnoy_gazety.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    

                СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                      П.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

     Канина Наталья Васильевна

          Творческий проект

 Тема «Создание школьной газеты»

                                       

                                   

 

                                           Калининград

                                         2007 год

  В средней школе посёлка Железнодорожный Правдинского района обучается  519  учащихся. Большая часть детей заняты во внеурочное время в различных спортивных секциях, посещают кружки по интересам. Однако, несмотря на кажущуюся занятость детей и загруженность домашними заданиями, у них остаётся довольно много свободного времени, которое многие активные ребята, по неоднократным опросам, хотели бы проводить с пользой. В нашем посёлке практически нет таких мест, куда школьник мог бы пойти отдохнуть, встретиться с друзьями – единомышленниками, побеседовать на волнующие его темы, сделать сообща что-то интересное и, конечно, полезное. Я не беру в расчет еженедельные дискотеки в поселковом Доме Культуры и работу подросткового клуба, в который, при всём желании руководителя, не могут принимать всех желающих.

  Мы, взрослые, безусловно, понимаем, к чему может привести бесцельное времяпровождение, брожение по улицам после уроков учащихся старших классов, т.к. работающие в школе кружки рассчитаны в основном на школьников младшего и среднего школьного возраста.  Следовательно, назрела необходимость в изобретении и организации какого-то нового, интересного для ребят, коллективного дела.

  В нашей школе ребята увлекаются написанием стихотворений, рассказов: несколько лет назад были сформированы три класса-поэта (4 «Б», 8 «Б», 9 «Б»). За прошедшее с момента создания этих классов время ими уже выпущены по два  сборника стихотворений.

  Также в школе давно есть оформленный стенд «Школьные новости», на котором регулярно вывешивается различная информация (поздравления, план текущих КТД на месяц, итоги и т.д.)

  Наши ученики с охотой занимаются рисованием и фотосъемкой, посещая соответствующие кружки.

  Итак, некоторое время назад  группе педагогов школы пришла в голову мысль объединить эти полезные творческие дела в одно большое, новое дело. Администрация школы, и я в том числе, посовещавшись,  в конце прошлого учебного года решила, что ребят может увлечь идея выпуска в школе собственного периодического издания, школьной газеты.

  Конечно, речь шла не о тех стенгазетах, которые все школы выпускают с «доисторических» времён к каждому празднику и торжественно клеят скотчем к стене возле учительской, речь о газете более серьёзного плана и привычного взгляду читателя формата. Идея создания школьной газеты была вынесена на обсуждение учеников школы и получила одобрение с их стороны. Очень быстро была организована группа активистов – добровольцев, которые ушли на летние каникулы с конкретными заданиями, вопросами по поводу создания газеты, на которые нужно было найти ответы за лето, поскольку первый номер школьной газеты было решено приурочить к началу нового учебного года. Так родилась и сформировалась идея создания регулярно выходящей школьной газеты, на страницах которой получали бы освещение различные моменты школьной жизни, могли бы общаться ребята  между собой и с педагогами школы, могли бы попробовать свои силы в написании газетных статей и т.д.

  В нынешнем учебном году, что уже решено, газета будет издаваться периодичностью 1 раз в месяц, тиражом  в 25 экземпляров, объемом в 8   страниц (4 листа формата А4). Иногда возможны экстренные выпуски газеты, например, по итогам проведённых в школе мероприятий.

  Цели проекта «Создание школьной газеты»:

  1. освещение школьной жизни, привлечение младших школьников к чтению периодических изданий;
  2. выявить одарённых, способных творить детей, помочь им  в раскрытии их личностных качеств;
  3. организация досуга учащихся в свободное от учёбы время;
  4. привлечь внимание педагогов и других взрослых к проблемам, волнующим детей (газета должна отчасти играть роль некоего «окна свободного общения» между учителями и учениками);
  5. развивать в ребятах лидерские способности, учить грамотно и обоснованно отстаивать своё мнение, помочь в формировании своей точки зрения;
  6. научить юных журналистов азам журналистской деятельности, приобщить в процессе создания газеты к работе с компьютером и другими техническими средствами.

  При  достижении этих целей требуется решить следующие задачи:

  1. повышать речевую культуру юных журналистов, корректировать их умения формулировать свои мысли на бумаге;
  2. вырабатывать различные навыки, необходимые в работе журналиста;
  3. научить учеников использовать в работе над газетой компьютер, различные программы, повышая тем самым их информационную культуру;
  4. совершенствовать и развивать у ребят коммуникативные навыки (научить брать интервью, проводить опросы среди сверстников и взрослых);
  5. ввести в традицию ведение некой летописи главных событий школьной жизни;
  6. привлекать со временем всё большее количество ребят к активному участию в жизни своего класса и школы в целом;
  7. предоставить возможность поработать в газете всем желающим;
  8. развивать креативное мышление у ребят, развивать и поощрять такие черты характера, как самоконтроль, самопознание,  помочь детям поверить в собственные силы.

  Исходя из вышесказанного, главной задачей школьной газеты я считаю умение быть в гуще событий, способность оперативно и честно освещать важные и волнующие ребят события школьной жизни, способность заинтересовать читателей газеты опубликованными материалами, пропаганда здорового образа жизни, правильного взгляда на мир и т.д.

  Перед реализацией проекта, конечно,  надо учесть те ресурсы, которые нужно будет использовать в процессе создания школьной газеты. Это человеческие ресурсы, т.е. талантливые, желающие и умеющие работать  дети, к которым необходимо предъявлять определённые требования: грамотность, умение излагать свои мысли на бумаге и при непосредственном общении, коммуникативность, собранность, самостоятельность, возможно, нестандартность мышления. И, конечно, взрослые, педагоги и родители, которые будут помогать работе редакции школьной газеты. Также необходимо учесть имеющиеся в наличии в школе материальные ресурсы: наличие в школе кабинета информатики, оснащённого компьютерами, принтером, сканером; необходим цифровой фотоаппарат, желателен – диктофон. С учётом того, что в нашей школе имеются в наличии все эти необходимые для создания газеты технические средства, была распланирована дальнейшая работа. Конечно, хотелось бы иметь в школе собственную типографию, но, к сожалению, в ближайшем будущем этот вопрос не будет решён, т.к. у школы много более серьёзных проблем, на решение которых потребуются немалые деньги.

  Чего мы ждём от этого проекта?

  Думаю, проект создания школьной газеты поможет в следующем:

  1. развивать речевую культуру тех, кто будет участвовать в проекте, и тех, кто газету будет читать;
  2. познакомить членов редакции  и специальных корреспондентов с основами профессии журналиста;
  3. газета поможет сгладить острые углы в общении учеников и учителей;
  4. даст возможность регулярно знакомить всех учащихся с важнейшими событиями школьной жизни;
  5. совершенствовать уровень владения ПК среди школьников;
  6. научит применять разные приёмы литературно-публицистической  деятельности в процессе работы над газетой;
  7. члены редакционной группы научатся подбирать и обрабатывать  материал на любую тему, смогут воспользоваться приобретёнными навыками в дальнейшем;
  8. школьная жизнь станет более открытой, станет разнообразнее и интереснее.

  Чтобы понять, понравилась ли газета читателям, целесообразно сразу же после выхода и прочтения первого номера газеты провести анкетирование или устный опрос среди читателей, чтобы узнать их мнение о газете и, возможно, получить рекомендации.

  Идея создания газеты принадлежала, к сожалению, взрослым, значит, теперь  самое главное – надо суметь так организовать работу детей, чтобы дальнейшая инициатива исходила именно от них. Тогда ребята будут активнее включаться в работу, а взрослые должны лишь помогать, направлять, подсказывать. Руководителям проекта необходимо придерживаться такого принципа: «Минимум редактирования и возрастной цензуры – максимум свободы слова и печати»

  Итак, что же такое настоящая школьная газета? Это и источник  информации, и своеобразная летопись школьной жизни, и средство общения разновозрастного школьного народа. На страницах школьной газеты ребята могут поздравить друг друга с праздником, попробовать свои силы в роли журналиста, писателя и т.д. Газета – это целая маленькая жизнь. Необходимо помнить о том, что создатели газеты несут моральную ответственность перед читателями за содержание издания. Значит, нужно уделять особое внимание подборке материалов для каждого номера. Чтобы привлечь читателей, существует много способов, и вот некоторые из них: писать статьи на самые интересные для читателей темы, отвечать на вопросы, делать прогнозы грядущих событий в школе, а не просто описывать  то, что уже произошло.  

  Можно по согласованию с администрацией школы устраивать различные конкурсы и викторины с обязательным награждением победителей.

  Также для привлечения внимания можно  больше материалов сопровождать фотографиями с соответствующими комментариями, украшать газету рисунками, дружескими шаржами, яркими надписями и заголовками; можно использовать разные виды шрифтов или, например, выделять ключевые строки или целые абзацы статей.

  Главные требования к газете:

  1. яркость, полноцветность;
  2. грамотное написание статей;
  3. честность при подаче того или иного материала (т.е. использование проверенной информации)
  4. актуальность заметок;
  5. творческий подход;
  6. газета должна легко читаться;
  7. привлекательность фотографий и рисунков;
  8. разнообразие содержания;
  9. соблюдение сроков выхода газеты и соответствие анонсу.

  Финансовый вопрос:

Для нашей школы подходит один из наиболее недорогих  вариантов – это печать газеты на школьной технике на листах формата А4 в чёрно-белом и цветном вариантах с вставками рисунков и фотографий. Для начала понадобится:

бумага – 130 руб.

краска для принтера – 1600 руб.

краски, бумага, карандаши – 100 руб.

Итого: 1830 рублей.

  Сама газета обязательно должна быть бесплатной, доступной для прочтения: 1 экземпляр планируется вывешивать на стенд «Школьные новости», один – сдавать в школьную библиотеку, ещё один – оставлять в архиве редакции, остальные раздавать по классам для коллективного чтения и обсуждения статей на классных часах.

  Кто будет работать над созданием газеты?

  Конечно, дать путёвку в жизнь газете может лишь группа трудолюбивых и способных к творчеству ребят, преподаватели информатики, филологи, заместитель директора по воспитательной работе. Иногда при работе над определёнными статьями редакционной группе может понадобиться консультативная помощь школьного психолога, медицинского и социального работника школы.

  Во-первых, главный редактор, задача которого – продумывать тематику каждого номера газеты, распределяет темы статей между журналистами, контролирует их работу и следит за сроками сдачи готового материала в печать. Функции главного редактора возьмёт на себя заместитель директора по воспитательной работе. Он будет нести ответственность за своевременный выход газеты, за её содержание, но он не должен навязывать своё видение школьной газеты детям, создающим её.

  Во-вторых, помощник главного редактора, член школьного Совета старшеклассников, который обязан помогать главному редактору, осуществлять по необходимости связь между ним и рабочей группой.

  В-третьих, корректировщики, преподаватели русского языка, которые при участии  главного редактора исправляют возможные ошибки, разрешают печать материала или, наоборот, возвращают его на доработку.

  В-четвёртых, группа дизайнеров-художников, учеников школы, которые решают, как будет выглядеть каждая страница газеты, разрабатывают макет обложки каждого номера газеты. Также они делают рисунки к статьям на заданную тему с помощью графического редактора или, если это необходимо, рисуют рисунки от руки, сканируют и переводят изображение на экран компьютера. Для обработки фотографий они могут использовать Photo Editor.

  В-пятых, фотограф, школьник, который будет запечатлевать все важные моменты школьной жизни  и работать по заказу журналистов.

  В-шестых, неограниченная количеством группа журналистов и спецкорреспондентов, которые ищут темы для статей, проводят опросы, пишут заметки, берут интервью и т.д.

  В-седьмых, группа наборщиков, которые напечатают  уже обработанный материал в любых текстовых редакторах, например, в Microsoft Word, на школьных или домашних компьютерах с последующим перенесением готового к вёрстке материала на один, основной компьютер, где впоследствии будет осуществляться вёрстка газеты.

  И, наконец, верстальщик, преподаватель информатики, который на одном компьютере распределит материал по страницам и разделам и подготовит номер газеты к печати, используя Page Maker.

  Конечно, никто из работающих над выпуском школьной газеты не получает официальной заработной платы, т.е работает добровольно и безвозмездно, но можно, например, по итогам четвертей или полугодий поощрять по согласованию с администрацией школы наиболее активно и добросовестно работающих сотрудников газеты.

  Очень важно организовать преемственность работе редакционной группы: каждый год выпускники будут покидать школу и редакцию газеты, значит, необходимо, чтобы они успевали готовить себе смену, учили молодых и менее опытных сотрудников газеты продолжать общее дело.

  Проект «Создание школьной газеты» заключает в себе три ступени.

1. Подготовительный этап.

Направления деятельности:

а) создать творческую группу из преподавателей, готовых в свободное от основной деятельности время заниматься созданием школьной газеты;

б) решить с администрацией школы вопрос о доплате преподавателям, активно участвующим в создании газеты, как за кружковую работу;

в) создать группу добровольцев – активистов из числа учащихся школы (преимущественно старшеклассников), назначить ответственным за их работу члена школьного Совета старшеклассников, т.е. помощника главного редактора;

г) оформить положение о школьной газете;

д) подготовить необходимую материальную базу для регулярного выпуска газеты;

ж) сформировать группу внештатных корреспондентов из представителей каждого класса, умеющих работать творчески (по желанию).

2. Этап реализации проекта.

Направления деятельности:

а) распределить обязанности между членами редакционной группы, составление плана работы сначала на ближайшее время, например, на месяц;

б) определить структуру будущей газеты, её стиль (статьи газеты, которую будут выпускать дети, не могут быть написаны сухим официально-деловым стилем);

в) путём коллективного обсуждения найти название газете (например, «Зеркало». Почему? Смысл названия заключается в следующем:  зеркало – это и зеркальное отображение всех событий школьной жизни на страницах газеты; зеркало – это и прозрачность, честность, открытость работы создателей газеты для всех читателей);

г) произвести предварительную вёрстку газеты, продумать разделы, которые она будет вмещать в себя, ключевые темы разделов и т.д.( в газете обязательно должны быть информационная страничка, где будут освещаться прошедшие в школе (и не только) события и где будет помещён анонс следующего номера; литературная гостиная, куда юные дарования

смогут поместить свои работы; страничка «Вы спрашивали – мы отвечаем», посвящённая общению ребят на страницах газеты, их откликам на публикации и ответам редакции на вопросы читателей; развлекательная страничка – полоса ребусов, конкурсов, смешных историй, карикатур и т.д.;

спортивная полоса – новости спортивной жизни в школе и за её пределами и любые возможные разделы);

д) составление рейтинга популярности статей и разделов по итогам опроса читателей;

3. Заключительный этап.

Направления деятельности:

а) создание банка данных об умеющих творчески работать ребятах из каждого класса, из числа которых сформировать группу внештатных корреспондентов (по желанию);

б) провести анализ первых двух этапов работы, подведение итогов, формулирование рекомендаций;

в)   внесение необходимых корректировок в работу редакционной группы;

г) работа над совершенствованием  методов и форм работы редакционной группы.

Данный проект рассчитан на 1 месяц (сентябрь) с последующим анализом работы в начале октября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...

урок здоровья для учащихся среднего и старшего звена

Используя небольшой тест попробуем определить здоровы ли мы физически....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Сборник культурно-массовых мероприятий для учащихся среднего и старшего звена

В данном сборнике представлен многолетний практический опыт педагогов дополнительного образования в рамках разработки и проведения культурно-массовых мероприятий для учащихся среднего и старшего звена...

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕЙ ДИСКОТЕКИ для учащихся среднего и старшего звена

Проведение новогоднего мероприятия для учащихся  среднего и старшего школьного возраста всегда очень востребованная и актуальная тема для обсуждения  заместителей директоров по учебно-воспит...