Образовательная программа "Юный комбинатор".
рабочая программа по теме

Николаева Нина Алексеевна

Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, в  школе являются творческие математические объединения.

Программа творческого объединения  «Юный комбинатор» содержит традиционные темы занимательной математики, особое внимание уделено вопросам, не входящим в школьный курс обучения и вопросам геометрии.

Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся.

Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).

Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы объединения, направленных на развитие  у учащихся интереса к математике, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskogo_obedineniya_yunyy_kombinator.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Новодугинский Дом детского творчества

Образовательная программа

«Юный комбинатор».

Возраст обучающихся: 12 – 15 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

ПДО Николаева Н. А.

2012 – 2013 учебный год.

Пояснительная записка

Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, в  школе являются творческие математические объединения.

Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий творческого объединения, как ведущей формы дополнительного математического образования  и  форм работы  по  повышению  уровня  математических  знаний, требующих  обновления и теоретического обобщения.


Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Данная программа поможет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на определенном  этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, используемые в системе работы объединения , направлены на развитие  у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Программа творческого объединения  «Юный комбинатор» содержит традиционные темы занимательной математики, особое внимание уделено вопросам, не входящим в школьный курс обучения и вопросам геометрии. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся.

Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).

Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы объединения, направленных на развитие  у учащихся интереса к математике, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в школьных олимпиадах, районных, всероссийских  математических конкурсах.

Цели и задачи программы:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  2. интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  3. развитие у обучающихся интереса к математике, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания;
  4. развитие творческих способностей и склонностей;
  5. формирование навыков самостоятельного труда при поиске путей из трудных ситуаций.

Ожидаемые результаты

В результате занятий объединения  «Юный комбинатор» обучающиеся должны:

  1. правильно употреблять математические термины;
  2. получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  3. получить первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью возможных вариантов;
  4. научиться анализировать готовые таблицы и диаграммы и делать соответствующие выводы;
  5. уметь применять приемы решения комбинаторных задач умножением;
  6. научиться оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента;
  7. принять участие в школьном туре математической олимпиады, а также во всероссийских заочных олимпиадах.

Продолжительность реализации образовательной программы - 1 год.
            Программа рассчитана на детей 12-15 лет.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

        Основные формы проведения занятий:

  1. Комбинированное тематическое занятие:
  1. Выступление учителя или обучающегося;
  2. Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
  3. Разбор решения задач;
  4. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
  5. Ответы на вопросы учащихся;
  6. Домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования.

3. Заслушивание рефератов, докладов, сообщений обучающихся, составление презентаций.

4. Просмотр видеофильмов по математике.

        Формы подведения итогов: итоги подводятся после изучения каждой темы в виде зачетов, тестов, творческих заданий, игр.

Содержание

тематического плана

№ п/п

ТЕМА

Общее кол-во часов

В том числе

теоретические    часы



теоретические часы

практические часы

1

Вводное занятие. 

Математическая смесь.


Математическая смесь

2

1

1

2

Из истории математики

4

2

2

3

Это интересно!

18

6

12

4

Комбинаторика

20

4

16

5

Развиваем гибкость ума через решение задач.

14

-

14

6

Геометрия – витамин для мозга.

12

2

10

9

Итоговое занятие

2

-

2

10

Всего

72

15

57

Содержание.

1. Вводное занятие.

Теория. Меры безопасности, санитарно-гигиенические правила работы. Устав школы, правила внутреннего распорядка и общие правила поведения, пожарная безопасность, способы и средства предотвращения пожаров и взрывов, оказание первой помощи. Режим работы кружка и его программа. Тестирование.

Практика. Математическая смесь.

2. Из истории математики

Теория. Счет у первобытных людей.

История развития математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама.

Практика. Решение задач.

3. Это интересно!

Теория. Запись цифр и действий у разных народов.

Действия с римскими цифрами.

Составление выражений, восстановление знаков действий.

Головоломки. Приемы устного счета. Числовые ребусы.

Нахождение закономерностей. Секреты арифметических фокусов

Практика. Решение задач, головоломок. Составление задач с римскими цифрами. Составление ребусов Проведение математической олимпиады.   Мини-доклады, презентации.

Тема 3. Комбинаторика

Теория. Элементы комбинаторики.

Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения. Перестановки

Сочетания. Случайные события  и их вероятности.

Задачи на определение «Худшего случая».Принцип Дирихле.

Круги Эйлера. Графы.Применение графов к решению задач.

Практика. Решение комбинаторных задач. Написание мини – рефератов, составление презентаций.

Тема 4. Развиваем гибкость ума через решение задач.

Практика .Решение задач методом «с конца».

Решение задач на все действия с дробями. Задачи на свойства четных и нечетных чисел. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Логические задачи.

Построение фигур одним росчерком карандаша.

Тема 5. Геометрия – витамин для мозга.

Теория. Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части, игры с пентамино.

Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Геометрические построения с помощью циркуля и линейки: построение середины отрезка, серединного перпендикуляра, построение угла, равного данному, биссектрисы угла.

Лист Мебиуса. Кроссворды и чайнворды.

Практика. Решение задач. Творческие работы по составлению кроссвордов и чайнвордов.

6.Итоговое занятие. Игра «Математический калейдоскоп»

Литература.

  1. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. М. «Наука», 1975.
  2. Шварцбурд С.И. Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах. М. Просвещение, 1974.
  3. Яковлев А.Я. Математика? – Забавно!.М. «Знание», 1992.
  4. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя. М. Просвещение, 1991.
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
  6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.     Книга для учащихся 5-6 классов. М. Просвещение, 1998.
  7. Журнал « Математика в школе»
  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Пособие

     для учащихся 4-8 классов средней школы.  М. Просвещение, 1988.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"

Рабочая программа кружка "Юный информатик"...

Образовательная программа "Юный турист"

Программа имеет туристско-краеведческую направленность .  Актуальность данной программы обусловлена необходимостью организации активного отдыха детей на основе познавательной и интерес...

Образовательная программа «Юный географ»

Объединение по интересам «Юный географ» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого производятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Объ...

Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"

Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...

Образовательная программа "Юный журналист"

Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....

Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»

1. Пояснительная записка.     1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...

Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...