Изготовление русской народной куклы Крупенички
план-конспект урока по теме

 

  •  Данный материал может быть использован на занятиях кружка по декоративно-прикладному творчеству. Цель занятия: формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать  куклу, используя глазомер, рассчитывать количество ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изготовление русской народной куклы «Крупенички».

Цель: сделать  куклу-оберег  «Крупеничку».

Задачи урока:

  1.   формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать  куклу, используя глазомер, рассчитывать количество ткани; 
  2. коррегировать познавательный интерес, восприятие геометрических форм и объединение части в целое, мышление, самостоятельность, мелкую моторику;
  3. воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость,  эстетический вкус.

Средства обучения:

  1. Учебные:
  1. лоскуты тканей для изготовления куклы
  2. образцы русских народных кукол
  1. Наглядные:
  1. обрядовые куклы, готовые изделия народных кукол
  2. образцы тканей (большие) для фронтального показа
  3. образцы зерновых культур для насыпной куклы
  1. Раздаточный материал:
  1. лоскуты тканей  
  2. инструкционные карты “Изготовление русской народной куклы”
  3. нитки “ирис”
  4. ножницы
  5. русские народные куклы  

ТСО: презентация “ Куклы обереги”.

 Словарь: понёва-юбка, состоящая из прямого полотна, стянутая верёвкой;

                  повойник – головной убор, тип чепца.

                                                                 

                                                        Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.

II. Содержание занятия. 

1.Настрой на работу.

- Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:

К большому терпенью придет и уменье.

 - Чему учит нас эта пословица?

 (Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)

 - Молодцы, вот так и нам на уроке будет терпение, настойчивость помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.

 Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

( “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.)

 Эти пословицы   будут служить девизом нашего  занятия.

2. Введение в тему. 

Обращаю ваше внимание на выставку  КУКОЛ.  Здесь вы их видите самые разные.  Кукла – это образ человека,  его маленькая копия.     Наши куклы  не имеют лица,   это древние творения человека  - куклы - обереги.  

Сегодня  мы продолжим речь   о тряпичных куклах-оберегах (презентация).

Внимание на экран.

   1слайд. На Руси широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы.   В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых.

 2 слайд. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом,   служили защите дома, семьи  от злых сил.

 3 слайд. У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу.

4 слайд. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред.

5 слайд. В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.

 Кукол  не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все  куклы, изготовляемые в семье —  обереги, они оберегали человека от несчастья.

  Давайте вспомним  те игрушки, которые выполняли на предыдущих занятиях. Попробуйте определить их название (презентация). (Слайды 6-21)

3.  Выступление учащихся о куклах оберегах.

4. Сообщение темы занятия.

Сегодня речь пойдет об игрушке особой – кукле - Крупенички  (другие названия «Зернушка», «Горошинка» ). Эта кукла – старинная насыпная игрушка, главная кукла в семье.   Делали ее после сбора урожая.  

На прошлом занятии мы уже начали работать над этой куклой и сделали заготовку.

 - Чем заполняли традиционно эту куклу?

 Зернушка  наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла -  Зернушка  помогает человеку верить в удачный год.  
Во время посева, 13 июня,     первые горсти зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

-Вспомните, что символизировала эта кукла? Эта кукла –    оберег на сытость и достаток  (хозяйственность),    символ урожая,  богатства, еды,  ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество.)  

 После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

Рассматривание образца. Крупеничка  выполнена в виде мешочка, наполненного крупой.

Одета в традиционный русский народный костюм. Наряд её многослойный: нижняя рубаха, юбка (панёва), передник. На голову покрыта косынка. Под косынкой  тесьма, которая выполняет  роль повойника (головной убор, вид чепца).

Определение последовательности работы.

Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты).  Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте  цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).

1.Обозначить шею с помощью нити.

2.Подвязываем юбку-панёву.

3.Мастерим ручки.

4.Привязываем ручки.

5.Привязываем передник.

6.Подвязываем обережный поясок.

7.Повязываем платок.

Работа у доски (определить последовательность).

5.Физ-ка.

 
6. Практическая самостоятельная работа. 

Сегодня вам предстоит изготовить   тряпичную куклу Крупеничку.

В первую очередь необходимо настроиться на то, что вы сейчас вы будете делать что-то очень важное.   Отбросьте все мысли, отвлекающие вас от процесса. Будьте только здесь и сейчас. Это лучшее состояние для создания куклы-оберега.

Перед вами изготовленная   на предыдущем  уроке  заготовка – туловище куклы,   а также ленточка - пояс, нитки, ножницы.

Повторение техники безопасности с ножницами.

Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила техники безопасности, собрать куклу. В этом вам помогут слайды, на которых изображена последовательность вашей работы. (Слайды 22-36).

Выберете себе детали куклы и за работу.

Можно на первых 2-х этапах работать вдвоем: один держит туловище куклы, а второй надевает платок и обвязывает его нитками в области шеи.

III. Итог 

  Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились!  Анализ выполненных работ.

Вопросы:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. Что было для вас трудно в практической части?

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла  не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Выставка готовых кукол.

Эту куклу-берегиню
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.

Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.

Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет!

                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление русской народной куклы

Презентация предназначина для 2-5 классов и для крушковой работы. Познакомить учащихся с русской нородной текстильной игрушкой.в...

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны. Изготовление традиционной русской народной куклы-оберега «Кубышка-травница».

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны 31 октября 2014 года в детской художественной школе №4 преподаватель живописного отделения Гуськова Элла Николаев...

Методическая разработка мастер-класса по изготовлению русской народной куклы-оберега из хлопчатобумажных материалов "ХОЗЯЮШКА-БЛАГОПОЛУЧНИЦА" 2014 год

       Методическая разработка мастер - класса по изготовлению русской народной куклы оберега из хлопчатобумажных  материалов "Хозяюшка - благополучница" 2014 год ...

Мастер-класс "Изготовление русской народной куклы "Коза""

Русская народная кукла "Коза" является обрядовой куклой - символ жизненной силы. Она участвует в обряде святочно-рождественского колядования. У славян - это и символ плодородия.Одевали куклу Козу в пр...

Урок мастерства "Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

На уроке обучающиеся научаться изготавливать народную куклу "Вепская кукла "Желанница"...

Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы "колокольчик".

В мастер-классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик" с фотографиями....

"Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега"

История появления русских народных кукол и их разновидность....