Программа кружка декоративно-прикладного творчества
рабочая программа по теме

    Кружковая работа необходима каждому ребенку для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - вышивке, художественному конструированию,   бисероплетению, аппликации из соломки, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира.
Программа разработана для  учениц  12- 15 лет.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dekoratovno-prikladnogo_tvorchestva.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

                       г. Ейск, Краснодарского края

Государственное специальное бюджетное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида г. Ейска Краснодарского края

                                                                 

                                                               УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №______

                                                                от «___»______________20   года

                                                                              Председатель педсовета

________________      _____________

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка_по декоративно-прикладному творчеству

Ступень обучения (класс)_основное общее,     6 - 9  классы

Количество часов   ____68                                Уровень  ___профильный____ 

Учитель __Чижова Ольга Юрьевна______________________________

Программа разработана на основе рабочей программы кружка по декоративно– прикладному  творчеству «Умелые руки»

Зуевой Т. Н.,2010г.

Пояснительная записка.

     В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности Кубани, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
    Кружковая работа необходима каждому ребенку для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - вышивке, художественному конструированию,   бисероплетению, аппликации из соломки, испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира.
Программа разработана для  учениц  12- 15 лет.

Цель
 настоящей программы: 
нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам ремесел Кубанского казачества;
активизация познавательной и творческой деятельности; 
подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел на Кубани, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники ремесла.
 

Коррекционные – развитие моторных навыков, регуляция функции мышления, пробуждение активности и устойчивости внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

 Воспитательные – привитие интереса к культуре своей малой Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.


   В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания.  При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей  рисования, математики.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный,  рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,     проблемно-поисковый, ситуационный.
   Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов,  34 занятия по 2 часа в неделю).

    Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества.
  2. Народные художественные промыслы родного края.
  3. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  4. Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
  5. Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
  6. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
  1. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
  2. Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.
  3. Технологию выполнения изделий в технике аппликации из соломки.
  4. Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
  5. Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
  6. Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
  7. Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

  1. Правильно организовать свое рабочее место.
  1. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  2. Работать с электронагревательными приборами.
  3. Выполнять правила техники безопасности.
  1. Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
  2. Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.
  3. Соблюдать последовательность работ  при выполнении аппликации.
  4. Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.
  5. Работать по шаблону.
  6. Изготавливать разные игрушки и сувениры.
  7. Приобрести навыки работы с лоскутками.
  8. Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
  9. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  10. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  11. Сотрудничать со своими сверстницами, оказывать друг другу помощь, проявлять самостоятельность.

 

Учебно – тематический план

к рабочей программе  кружка по декоративно – прикладному искусству

раздела

Название разделов

Количество часов

Вводное занятие

1

1

Макраме

9

2

Квиллинг.  

11

3

Аппликация из ткани.

10

4

Поделки из кожи.

10

5

Соломка         

10

6

Бисероплетение.

9

7

Традиционные народные куклы.

8

Итого:

68

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________________

«____» __________20___года

Государственное специальное бюджетное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида г. Ейска Краснодарского края

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий кружка «Палитра»

Классы   __5-9________

Учитель  Чижова Ольга Юрьевна

Количество часов:  всего   68  часов;                   в неделю     2   часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы  

Чижовой Ольги Юрьевны, учителя трудового обучения ГСКОУШ № 8            г. Ейска Краснодарского края, _____________________

                         Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

 Кол-во часов

            Дата проведения

Дата

По плану

Фактически

 

 Вводное занятие.

 

1

1

Общие сведения   о технике безопасного труда при работе с различными инструментами.

Раздел 1.Макраме

1

9

2

Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления.  

1

3

Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей.

1

4

Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».

1

5

Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком.

1

6

Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

1

7

 Выполнение работы «Овальное панно».

1

8

 Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов.

1

9

 Выполнение плетеного кулона.

1

10

Плетение панно с использованием плоских узлов.

1

Раздел 2.Квиллинг.

11

11

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1

12

Основные формы “капля”, “треугольник”.  

1

13

Основные формы   “долька”, “квадрат”.  

1

14

Основные долька”, “квадрат”, прямоугольник”.  

1

15

Конструирование из основных форм квиллинга.

1

16

Коллективная работа.

1

17

Композиция из основных форм.

1

18

Композиция из основных форм.

1

19

Изготовление цветов в технике квиллинга.

1

20

 Изготовление бахромчатых цветов.

1

21

 Коллективная работа. Композиция из цветов.

1

Раздел 3.Аппликация из ткани.

10

22

Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование.

1

23

Приемы работы с лоскутами.

1

24

Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов.

1

25

Подбор лоскутов.

1

26

Выполнение выкроек-лекал деталей изделия.

1

27

Изготовление панно «Весна идёт».    Раскрой лоскутов.

1

28

Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

 

1

29

Аппликация из бросового материала.

1

30

Аппликация из пряжи. Подбор рисунка.

 

1

31

Выполнение аппликации из пряжи.

1

Раздел 4.Поделки из кожи.

10

32

Материалы и инструменты. Способы соединения кожи.

1

33

Цветы из кожи. Ромашка.

1

34

Изготовление деталей розы. Сборка.

1

35

Цветы из кожи. Мак.

1

36

Декоративная бутылка «Розовый куст». Подготовка деталей.

1

37

 Приклеивание деталей. Оформление бутылки.

1

38

Декоративная бутылка «Казачий хутор». Подготовка деталей.

1

39

Сборка деталей. Окончательное оформление.

1

40

Декоративная композиция «Улитки».

1

41

Сборка деталей композиции.

1

Раздел 5. Соломка.

10

42

  Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе.

1

43

 Упражнения по окрашиванию соломки.

1

44

Выбор рисунка для панно из соломки.   Подготовка соломенных ленточек.

1

45

Подготовка соломенных ленточек.

1

46

Изготовление пластин из соломенных ленточек.

1

47

Перевод рисунка на пластины из соломки.  

1

48

Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.

1

49

Выполнение образца узора для панно.

1

50

Окончательная отделка панно.

1

51

Оформление панно в рамку.

1

Раздел 6. Бисероплетение.

9

52

Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения.

1

53

Изготовление схем листьев и лепестков. различных форм и размеров.

1

54

Плетение способом «скрутка».

1

55

Плетение способом «низание дугами».

1

56

Плетение способом «скрещенные оси».

1

57

Приемы закрепления цветов в сосудах.

 

1

58

Составление цветочных композиций.

1

59

Плетение браслета.

1

60

Плетение кулона.


1

Раздел 7.Традиционные народные куклы.

8

6 1

История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

1

62

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня».

1

63

Изготовление  куклы «Московка».

1

64

 Изготовление куклы «Девичья забава».

1

65

 Изготовление куклы «День-ночь».
 

1

66

 Изготовление сувенира «Домовичок».

1

67

Изготовление куклы «Подорожница».

1

68

Изготовление куклы «Веснянка».

1

                                                                                                                                                 

                                                                 Литература

  1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
  2. Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
  3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
  4. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.:«Легпромбытиздат», 1993.
  5. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
  6. Еременко Т. И. Иголка-волшебница. - М.: «Просвещение», 1998 г.
  7. Иванова А. А. Ручное вышивание. «Культура и традиции»,
  8. Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
  9. Скребцова Т.О. Кожа в интерьере: дизайн декоративной посуды.-Ростов н/Д :Феникс, 2006.-170с.
  10. Федотова М.В. Цветы из ткани. М.:«Культура и традиции», 2001 г.

  1. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград. Учитель, 2008 – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.

Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Сценарий VII районного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»

Данный сценарий может быть полезен педагогам-организаторам, а также тем, кто проводит массовые мероприятия массового характера...

Положение о выставке-конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Ветер творчества»

Выставка проходила в рамках окружного фестиваля "Юные таланты земли зеленоградской" в выставочном зале ГБОУ ЗДТДиМ....

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....

Публичная презентация опыта проведения мероприятия муниципального уровня Фестиваль декоративно-прикладного творчества "Творчество: традиции и современность"

В презентации отражены основные организационнные вопросы проведения крупного мероприятия. Максимально иллюстративно представлено содержание конкурсных и внеконкурсных мероприятий Фестиваля декоративно...