Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении
методическая разработка

 

Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм  изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также предлагают показатели критериальной матрицы и перечень диагностических методик, которые можно использовать в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_monitoring.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации педагогического мониторинга в детском объединении

Для того чтобы отследить, проанализировать и оценить результативность работы детского объединения, необходимо применять педагогический мониторинг. Это поможет в дальнейшем скорректировать содержание деятельности в соответствии с условиями микросреды, запросами детей.

Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения,  соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.

Такой анализ дает возможность конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств.

Таким образом, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования деятельности.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:

  1. Определение цели и задач изучения;
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
  3. Выбор методик изучения;
  4. Подготовка диагностического инструментария;
  5. Исследование испытуемых;
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования;
  7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

При постановке цели и задач мониторинга необходимо учитывать  цели, задачи и ожидаемые результаты, которые прописаны в программе деятельности детской организации.

Важным этапом в организации мониторинга является определение  критериев оценки деятельности детской общественной организации.

Основу критериальной матрицы могут составить следующие показатели:

1. Динамика личностного роста школьников. Личностный рост мы можем определить как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям и самому себе.

2. Качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий (здесь итоговая оценка складывается из внешней оценки наблюдателей и самооценки организатора дел, из факта включенности школьников в работу в той или иной позиции (например, организатор, участник, зритель) и субъективного восприятия ими своей позиции, так и смысла, личной значимости дела или акции).

3. Уровень развития коллектива. Психологический климат в детской общественной организации. Изучение системы (межличностных отношений) отношений ответственной зависимости. Комфортность, защищенность ребенка в детской организации.

4. Удовлетворенность детей, педагогов, родителей жизнедеятельностью в детской общественной организации.

5. Качество взаимодействия со средой, окружающей школу в решении задач.

6. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности детской общественной организации (материально- техническое, научно- методическое оснащение, программное обеспечение, информационное).

В соответствии с выбранными критериями оценки осуществляется  подбор диагностических методик. Старший вожатый может использовать следующие диагностические методы: беседа, тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение и др. Главное, чтобы выбранные методики точно отвечали поставленным задачам и отражали критерии оценки, определенные вожатым.

Старший вожатый может использовать следующие диагностические методики:

- для оценки уровня развития коллектива - методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фишера, методика А.Н. Лутошкина «Определение стадии развития детского коллектива»;

- для диагностики лидерских и творческих способностей - тест «Экспресс-диагностика организаторских способностей», тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий), тест «Я – лидер», тест «Оценка уровня творческого потенциала личности»;

- для определения отношения детей к старшему вожатому - анкета «Взрослые в твоем ребячьем объединении».

Для вожатого очень важно определить качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий. Для этого он может провести миркоисследование «Как организуется деятельность в коллективе?», в котором ребятам предлагается ответить на вопрос «Как я участвовал в делах своего коллектива? Какую роль играл в подготовке и проведения дела: был организатором, выполнял задания при подготовке, был рядовым участником, был зрителем, слушателем или вообще не участвовал?».

Важным этапом в организации педагогического мониторинга является анализ и оценка полученных результатов. Обобщить результаты исследования можно в форме таблиц и графиков.

Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совещании, с родителями, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой активистов, т.е. в разной форме и разными методами. Все зависит от индивидуальных особенностей, возрастных особенностей, степени сформированности общественного мнения и защищенности личности в коллективе, авторитета актива и самого старшего вожатого, взаимоотношений педагога с родителями и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Организация педагогической практики в детском саду

Компьютер - специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В программе детского сада он представлен в качестве современного средства деятельности ...

АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»

Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения. Из опыта работы

Только некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Постоянн...

Информация о результатах промежуточного мониторинга в детском объединении 2018 г.

Результаты промежуточного мониторинга в детском объединении....