Деловая игра "Биржа знаний"
методическая разработка (5 класс) по теме

Шеленкова Наталья Александровна

Игра «Биржа знаний» проводится в течение 5 дней среди учащихся пятых классов. На период игры учитель и 4 его ассистента из числа учащихся учредили Коммерческий математический банк (КМБ). Банк выпускает в обращение 2 вида ассигнаций - «таланты» и «доллары». Перед началом игры КМБ выдаёт всем ученикам по 10 «талантов». Перед учащимися встаёт вопрос - как ими распорядиться? Можно, конечно, в игре не  участвовать - «зарыть таланты в землю». Но, как показала практика, большинство учащихся избирали другой путь - вкладывали свои «таланты» в тот или иной вид соревнований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnaya_rabota_igra_birzha_znaniy.zip38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 1571

Внеклассная работа по математике.

Деловая игра «Биржа знаний»

для учащихся 5 – х классов.

                                                        Работа учителя математики

                                                        ГБОУ лицей № 1571

                                                        Северо-Западного округа г. Москвы

                                                        Шеленковой Натальи Александровны

г. Москва

Деловая игра «Биржа знаний».

Введение.

Игра «Биржа знаний» проводится в течении 5 дней среди учащихся пятых классов. На период игры учитель и 4 его ассистента из числа учащихся учредили Коммерческий математический банк (КМБ). Банк выпускает в обращение 2 вида ассигнаций - «таланты» и «доллары». Перед началом игры КМБ выдаёт всем ученикам по 10 «талантов». Перед учащимися встаёт вопрос - как ими распорядиться? Можно, конечно, в игре не  участвовать - «зарыть таланты в землю». Но, как показала практика, большинство учащихся избирали другой путь - вкладывали свои «таланты» в тот или иной вид соревнований.

Основная цель участника - в ходе игры обменять указанную сумму «талантов» на как можно большее количество «долларов». Плата за участие в мероприятиях принимается в «талантах». При удачном выступлении банк расплачивается «долларами». «Доллар» являлся свободно конвертируемой валютой; во время игры он обменивался на «таланты», а по окончании - на оценки по   математике. Курс обмена ежедневно объявляется банком. Корректируя курс, учитель стимулирует обмен валюты, что повышает деловую активность участников.

В рамках игры проводятся:   - открытие биржи (понедельник);

                                                           - лотерея (в течение всей недели);

                                                           - спринт-олимпиада (вторник);

                                                           - игра « Ипподром « (среда);

                                                           - аукцион (четверг);

                                                           - закрытие биржи (пятница).

Открытие биржи.

В этот день учитель разъясняет учащимся правила игры и ход игры, предлагает оптимальную стратегию и раздаёт «таланты», а ассистенты продают лотерейные билеты.

Лотерея.

Для игры заготовлено 60 лотерейных билетов. Каждый билет имеет номер и содержит  математическое задание. Цена билета 1 «талант». Для удобства проверки используется специальная таблица, в которой указаны правильные ответы на все вопросы лотерейных билетов. Если участник справился с заданием билета, то он зарабатывал 1 «доллар». Если участник дал неправильный ответ, то лотерейный билет у него изымался. Его можно вновь выкупить, заплатив ещё 1 «талант», и попытаться снова выполнить задание билета.

Билеты для лотереи.

1.        В записи 1 * 2 * 3 * 4 * 5 звёздочки замените знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100.

2.        Брюки стоят 700 руб. Пальто в 6 раз дороже, чем брюки, а ботинки в 6 раз дешевле, чем пальто. Сколько стоят ботинки? Ответ объясните.

3.        Расставьте в записи 7 . 9 + 12 : 3 - 2 скобки так, чтобы значение этого выражения было равно 75.

4.        Заполните клетки так, чтобы сумма чисел, стоящих в любых трёх соседних клетках, равнялась 15:

6

4

5.        Из одной отливки получается шесть деталей. Отходы от шести отливок дают возможность получить из них одну отливку. Сколько деталей можно сделать из 36 отливок?

6.        Улитка каждый день вползает по стене на 7 м вверх и ночью спускается на 4 м вниз. На какой день она, начав от земли, достигнет крыши дома, высота которого 19 м?

7.        Червяк ползёт по стволу липы. Ночью он поднимается на 4 м вверх, а днём спускается на 2 м вниз. На восьмую ночь червяк достиг вершины дерева.  Какова высота липы?

8.        Найти сумму первых ста натуральных чисел.

9.        Сумма двух чисел равна 495. Одно из чисел оканчивается нулём. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа.

10.        Сумма двух чисел равна 499. Одно из чисел оканчивается цифрой 4. Если эту цифру зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа.

11.        Цифра десятков в обозначении данного двузначного числа втрое больше цифры единиц. Если эти цифры переставить, то получится число меньше данного на 36. Найдите данное число.

12.        Число оканчивается цифрой 9. Если эту цифру отбросить и к полученному числу прибавить первое число, то получится 306216. Найдите это число.

13.        Какие цифры надо поставить вместо a, b, c, d  в примере на сложение:

        

   a b c d

 a b c

    a b

      a

      ────

      4 3 2 1

14.        В следующей записи некоторые цифры заменены звёздочками.

    Восстановите запись:      

                                                 * 2 * 3

                                               х

                                                       * *

                                          ───────

                                        * * * 8 7

                                         +

                                             * * * * *

                                        ────────

                                     2 * 0 0 4 *

15.       В следующей записи некоторые цифры заменены звёздочками.

        Восстановите запись:                  

                                                                * *

                                                              +

                                                                * *

                                                          ────

                                                            1 9 7

16.       В следующей записи некоторые цифры заменены звёздочками.

    Восстановите запись:

     

                               * * * *

                             -

                               * * * *

                              ────

                              1

17.      В следующей записи некоторые цифры заменены звёздочками.

         Восстановите запись:

   

                               6 *

                             х

                               * *

                           ────

                               * *

                         +

                            * *

                          ─────

                     * * 6

18.     В следующей записи некоторые цифры заменены звёздочками. 

Восстановите запись:  

                                1 4 * * │ * 7

                               -          └──────

                                 * * 5     * *

                                ────

                                      * *

                                    -

                                  *1

                                     ──

                                0

19.        В клетках квадрата переставьте числа так, чтобы по любой вертикали, горизонтали и диагонали их суммы были равны между собой:

3

5

7

9

11

13

15

17

19

20.        Разместите в свободных клетках квадрата ещё числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по любой вертикали, горизонтали, диагонали получилось в сумме одно и то же число:

10

7

11

21.        При делении некоторого числа на 13 и 15 получились одинаковые частные, но первое деление было с остатком 8, а второе деление без остатка.  Найти это число.

22.        Выполните действия: а) (257368 + 2573) + (42632 - 1573);

                                               б) 354 . 73 + 23 . 25 + 354 . 27 + 17 . 25.

23.        Выполните действия:

26 . 25 - 25 . 24 + 24 . 23 - 23 . 22 + 22 . 21 - 21 . 20 +

+ 20 . 19 - 19 . 18 + 18 . 17 - 17 . 16 + 16 . 15 - 15 . 14 .

24.        Вычислите: 1 - 3 + 5 - 7 + ... + 93 - 95 + 97 - 99 .

25.        Между городами А и В через возвышенность ходит автобус. При подъёме на возвышенность он идёт со скоростью 25 км/ч, а при спуске со скоростью 50 км/ч. От А до В автобус идёт 3,5 ч, а от В до А - 4 ч.  Найти расстояние между городами А и В.

26.        Инженер ежедневно приезжает поездом на вокзал в 8 ч утра. Точно в 8 ч к вокзалу подъезжает автомобиль и отвозит инженера на завод. Однажды инженер приехал на вокзал в 7 ч утра и пошёл навстречу машине. Встретив машину, он сел в неё и приехал на завод на 20 мин раньше, чем обычно. Определите показание часов в момент встречи инженера с машиной.

27.        Путешественник должен пересечь пустыню. Его путь равен 80 км. За день он проходит 20 км и может нести запас пищи и воды на 3 дня. Поэтому он должен делать промежуточные станции и создавать на них запасы пищи и воды.  За сколько дней он может пересечь пустыню?

28.        Когда велосипедист проехал 2/3 пути, лопнула шина. На остальной путь пешком он затратил в двое больше времени, чем на велосипедную езду. Во сколько раз велосипедист ехал быстрее, чем шёл?

29.        Два крестьянина шли из деревни в город. Когда прошли 1/3 пути, сели отдохнуть. «Сколько нам осталось идти?»- спросил один путник другого. «Нам осталось на 12 км больше, чем мы прошли»,- был ответ. Каково расстояние между городом и деревней?

30.        Когда пассажир проехал половину всего пути, то лёг спать и спал до тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим.  Какую часть пути он проехал спящим?

31.        В двух мешках находится 140 кг муки. Если из первого мешка переложить во второй 1/8 часть муки, то в обоих мешках будет поровну.  Сколько килограммов муки в каждом мешке?

32.        В двух комнатах было 76 человек. Когда из одной комнаты вышли 30, из второй 40, то людей в комнатах осталось поровну. Сколько человек было в каждой комнате первоначально?

33.        На двух кустах сидело 25 воробьёв. После того как с первого куста перелетело на второй 5, а со второго улетело 7 воробьёв, то на первом кусте осталось вдвое больше воробьёв, чем на втором. Сколько воробьёв было на каждом кусте первоначально?

34.        В правом и левом карманах у меня всего 35 к. Если из правого кармана переложить в левый столько копеек, сколько было в левом, то в правом кармане у меня будет на 3 к. больше, чем в левом. Сколько было у меня в каждом кармане денег первоначально?

35.        В выполнении заказа по изготовлению измерительных приборов приняла участие бригада в составе бригадира и девяти молодых рабочих. В течение дня каждый из рабочих смонтировал по 15 приборов, а бригадир - на 9 приборов больше, чем в среднем каждый из десяти членов бригады. Сколько всего измерительных приборов было смонтировано бригадой за один рабочий день?

36.        Средний возраст 11-ти футболистов команды 22 года. Во время игры один из игроков получил травму и ушёл с поля. Средний возраст оставшихся на поле игроков стал 21 год. Сколько лет футболисту, ушедшему с поля?

37.        Из теста можно сделать 20 одинаковых калачей или 25 одинаковых булочек. Какова масса всего теста, если на один калач идет на 10 г теста больше, чем на одну булочку?

38.        Сеня купил 3 пакета орехов, а Саша - 2 таких пакета. К ним присоединился Костя, и они разделили все орехи поровну. При расчете оказалось, что

Костя должен уплатить товарищам 25 к. Сколько денег из этой суммы должен получить Сеня и сколько Саша ? Сколько стоит пакет орехов?

39.        Сколько дедушке лет, столько месяцев внучке. Дедушке с внучкой вместе

91 год. Сколько лет дедушке и сколько внучке?

40.        Самолёт летел из А в В. Сначала он летел со скоростью 180 км/ч, но когда ему осталось лететь на 320 км меньше, чем он пролетел, он увеличил скорость до 250 км/ч. Оказалось, что средняя скорость самолёта на всём пути 200 км/ч.  Определить расстояние от А до В.

41.        У двух рыбаков спросили: «Сколько рыбы в ваших корзинах?»

     -«В моей корзине половина числа рыб, находящихся в корзине у него, да ещё 10»,- ответил первый.

     -«А у меня в корзине столько рыб, сколько у него, да ещё 20»,- сказал второй.

     Сколько же рыб у обоих?

42.        Моему брату через 2 года будет вдвое больше лет, чем ему было 2 года назад, а моя двоюродная сестра через 3 года будет втрое старше, чем 3 года назад. Кто из них старше?

43.        Я иду от дома до школы 30 мин, а мой брат - 40 мин. Через сколько минут я догоню брата, если он вышел из дома на 5 мин раньше меня?

44.        Мне сейчас в четыре раза больше лет, чем моей сестре, когда она была моложе меня в два раза. Сколько лет сейчас каждому из нас, если через 15 лет нам вместе будет 100 лет?

45.        В двух сосудах находится по 540 л воды. Из одного сосуда вытекает в ми-

нуту 25 л, а из другого - 15 л. Через сколько минут в одном из сосудов останется воды в шесть раз больше, чем в другом?

46.        Таня пошла покупать ручки и карандаши. На деньги, которые у неё были, она могла купить 6 ручек или 12 карандашей. Тогда она решила купить того и другого одинаковое количество. Сколько?

47.        Весы пришли в равновесие, когда на одну чашу весов поставили гири по 2 кг, а на другую - по 5 кг, всего 14 гирь. Сколько тех и других гирь поставлено на весы?

48.        Рыболов на вопрос, какова масса пойманной им рыбы, ответил: «Масса хвоста 1 кг, масса головы составляет столько, сколько хвост и половина туловища, а масса туловища - столько, сколько голова и хвост вместе». Найти массу рыбы.

49.        Имеющийся в магазине картофель был  расфасован в 24 пакета по 5 и по 3 кг. Вес всех пакетов по 5 кг оказался равным весу пакетов по 3 кг.  Сколько было тех и других пакетов?

50.        Пароход от Киева до Херсона идёт трое суток, а от Херсона до Киева - четверо суток (без остановок). Сколько времени будут плыть плоты от Киева до Херсона?

51.        В трёх ящиках лежат орехи. В первом на 6 орехов меньше, чем в двух других вместе, а во втором - на 10 меньше, чем в первом и третьем вместе.  Сколько орехов в третьем ящике?

52.        Вместо звёздочек запишите такие числа, чтобы все уравнения имели один

и тот же корень 2:  

                                 а)  3 x + 5 = * ;

                                 б)  7 x - 4 = * ;

                                 в)  * - 11 x = 12 .

53.        Найдите сумму: 1+2+3+4+...+17+18+19+20 устно, наиболее удобным способом. Ответ объясните.

54. Вместо звёздочек запишите пропущенные цифры:      2 4 3

                                                                                              х

                                                                                                  * * *

                                                                                           ───────

                                                                                                 2 4 3

                                                                                     +

                                                                                           2 4 3

                                                                                      ─────────

                                                                                           *  *  * *  * .

55. Вместо звёздочек запишите пропущенные цифры:     3 1 2

                                                                                          х

                                                                                                 * * *

                                                                                            ──────

                                                                                                3 1 2

                                                                                     +

                                                                                      6 2 4

                                                                                        ────────

                                                                                          *  *  *  *  * .

56. Вместо звёздочек запишите пропущенные цифры:     4 1 3 2

                                                                                            х

                                                                                                 * * * *

                                                                                             ──────

                                                                                                8 2 6 4

                                                                                  +    

                                                                                  4 1 3 2

                                                                                     ─────────

                                                                                      *  *  *  *  *  *  * .

57.        Числа 2, 2, 2, 5, 5, 5, 13, 13, 13 расставьте в клетки квадрата так, чтобы произведение чисел по любой горизонтали и вертикали были равны 130.

58.        В клетки квадрата запишите недостающие числа так, чтобы произведение чисел по любой вертикали и горизонтали было равно 480.

6

24

12

2

59.        На сколько больше ног у 17 котят, чем у 17 цыплят? Ответ обоснуйте.

60.        Подставьте вместо звёздочек такие числа, кроме 1, чтобы равенства оказались верными:  а)  *  x  7 = 42 x; б)  *  4  * b = 60 b; в)  * 3 * a  * = 210 a.

Ответы на билеты лотереи.

1.        1 . (2+3) . 4 . 5=100.

2.        700 . 6:6=700 (руб).

3.        75=(7 . 9+12):(3-2).

4.        6 5 4 6 5 4 6 5 4 6 5 4 .

5.        36 . 6+6 . 6+6 . 1=258.

6.        К концу пятого дня.

7.        18 м.

8.        5050.

9.        45 и 450.

10.        45 и 454.

11.        62.

12.        278379.

13.        a=3, b=8, c=9, d=1.

14.        7243 . 29=210047.

15.        99+98=197.

16.        1000-999=1.

17.        66 . 11=726.

18.        1431:27=53.

19.

17

7

9

3

11

19

13

15

5

20.

10

3

8

5

7

9

6

11

4

21.        60.

22.        а) 301000; б) 36400.

23.        240.

24.        -50.

25.        125 км.

26.        7 ч 50 мин.

27.        6 дней.

28.        Ехал в 4 раза быстрее, чем шёл.

29.        36 км.

30.        1/3 пути.

31.        В первом мешке 80 кг, во втором мешке 60 кг.

32.        33 и 43.

33.        17 и 8.

34.        В левом кармане 8 коп, в правом кармане 27 коп.

35.        15 . 9+25=160 (приборов).

36.        32 года.

37.        1 кг теста.

38.        1 пакет орехов стоит 15 коп, Сеня должен получить 20 коп, а Саша 5коп.

39.        Дедушке 84 года, внучке 7 лет.

40.        1120 км.

41.        100 рыбок.

42.        Двоюродные брат и сестра ровесники, им по 6 лет.

43.        Через 15 мин.

44.        Брату 40 лет, сестре 30 лет.

45.        Через 20 мин.

46.        4 карандаша и 4 ручки.

47.        10 гирь по 2 кг, 4 гири по 5 кг.

48.        8 кг.

49.        8 пакетов по 5 кг, 15 пакетов по 3 кг.

50.        24 дня.

51.        8 орехов.

52.        а) 3x+5=11; б) 7x-4=10; в) 34-11x=12.

53.        210.

54.        243 .101=24543.

55.        312 .201=62712.

56.        4132 .1002=4140264.

57.        

2

5

13

5

2

13

13

2

5

13

5

2

5

13

2

2

13

5

58.

8

6

10

5

4

24

12

20

2

59.        На 34 ноги.

60.        а) 6х7=42x; б) 5 .4 .3 .b=60b; в) 2 .3 .5 .a.7=210a.

Спринт-олимпиада.

Ученики, желающие принять участие в спринте, приобретают у ассистентов игровой номер (цена 1 «талант»). Заблаговременно готовится таблица с номерами, куда ассистенты вносят промежуточные результаты участников.

№ участника

результат

1.

2.

3.

4.

5.

...


             Ведущий задаёт вопросы, интересные по форме и содержанию, а участник, желающий дать ответ, поднимает игровой номер. Если ответ правильный, то ассистент вносит в соответствующую игровому номеру строку таблицы «+», если неправильный «-». Дав неправильный ответ, игрок может попытаться повторно ответить на этот вопрос, но лишь после того, как заплатит 1 «талант». Каждый пятый вопрос спринта - призовой, сложность его выше; за ответ на него участник получает не один, а три плюса. После того, как вопросы исчерпаны, подводятся итоги. Плюс и минус гасят друг друга; оставшиеся после погашения плюсы - это чистый выигрыш участника в «долларах». Кроме того, пять лучших участников спринт - олимпиады получают право участвовать в первом заезде ипподрома бесплатно.

Вопросы для спринт – олимпиады.

  1.           На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ: 50 пальцев.

  1.          Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них?

Ответ: 4 часа.

3.                 Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за один час 15 км.

С какой скоростью бежала каждая лошадь?

Ответ: 15 км/ч.

4.                 В полдень из Москвы отправляется поезд в Санкт-Петербург со скоростью 80 км/ч. В тоже время из Санкт-Петербурга в Москву выходит поезд со скоростью 40 км/ч. Оба поезда идут без остановок. Какой поезд при встрече находится на большем расстоянии от Москвы?  

    Ответ: На одинаковом расстоянии.

5.                «ПРИЗОВОЙ»

Два пакета молока и пачка творога стоят 94 рубля. А две пачки творога и пакет молока стоят 80 рублей. Что дороже - пачка творога или пакет молока и на сколько?

Ответ: Пакет молока дороже пачки творога на 14 рублей.

6.                У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего

детей в семье?

Ответ: 6 детей.

7.                Три курицы за три дня дают три яйца. Сколько яиц дают 12 кур за12 дней.

Ответ: 48 яиц.

8.                Имеется 60 трёхметровых брёвен, которые надо распилить на полуметровыё

части. Сколько распилов придётся сделать?

Ответ: 300 распилов.

9.                Во сколько раз лестница на 6-й этаж дома длиннее лестницы на 2-й

этаж этого же дома?

Ответ: В 5 раз.

10.        «ПРИЗОВОЙ»

Два человека одновременно вышли из А в В. Первый половину времени, затраченного им на переход, проходил по 5 км/час, а затем по 4 км/час. Второй же первую половину пути шёл со скоростью 4 км/ч, а затем - со скоростью 5 км/ч. Кто из них пришёл в В раньше?

Ответ: Первый пришёл в В раньше.

11.        Книга стоит 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

Ответ: 2 рубля.

12.        Может ли быть в одном месяце пять воскресений?

Ответ: Да, например - 1, 8, 15, 22, 29-е.

13.        Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее - груша

или персик?

Ответ: Груша.

14.        Ручка дороже тетради, а карандаш дешевле ручки. Что дороже – карандаш или тетрадь ?

Ответ: Нельзя ответить на этот вопрос.

15.        «ПРИЗОВОЙ»

В некотором месяце три воскресенья пришлись на чётные числа. Какойдень недели был 20-го числа этого месяца?

Ответ: Воскресенья в одном месяце, чередуясь, выпадают на чётные и нечётные числа, а так как три из них выпали на чётные числа, то всего в этом месяце было 5 воскресений, поэтому первое из них могло быть только 2-го числа, откуда 20-е число - четверг.

16.        В четырёхэтажном доме Ваня живёт выше Пети, но ниже Сени, а Вася живёт ниже Пети. Кто на каком этаже живёт?

Ответ: Вася на 1-ом, Петя на 2-ом, Ваня на 3-ем, Сеня на 4-ом.

17.        Ира, Таня, Коля, Митя собирали ягоды. Таня собрала ягод больше каждого из детей, Ира - не меньше одного из мальчиков. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?  

    Ответ: Да, верно.

18.        Петя, Вася, Коля и Толя подсчитали после рыбной ловли свои трофеи.

Толя поймал Больше, чем Коля. Петя с Васей вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Толя. Петя и Толя вместе поймали меньше рыбы, чем Вася и Коля. Какое место занял каждый по количеству выловленной рыбы? Ответ: 1-е место - Вася, затем Толя, Коля, Петя.

19.        7 карандашей дороже 8-ми тетрадей. Что дороже - 8 карандашей или 9 тетрадей?

Ответ: Если 7 карандашей дороже 8-ми тетрадей, то 1 карандаш дороже 1-ой тетради, поэтому 7+1=8 карандашей дороже 8+1=9 тетрадей.

20.        «ПРИЗОВОЙ»

6 карасей тяжелее 10-ти лещей, но легче 5-ти окуней; 10 карасей тяжелее 8-ми окуней. Что тяжелее - 2 карася или 3 леща?

Ответ: Так как 6 карасей тяжелее 10-ти лещей, то тем более 6 карасей тяжелее 9-ти лещей, поэтому 2 карася тяжелее 3-х лещей (здесь условие 2 лишнее!).

21.        От потолка комнаты вертикально вниз по стене поползли две мухи. Спустившись до пола, они поползли обратно. Первая муха ползла в оба конца с

одной и той же скоростью, а вторая хотя и поднималась вдвое медленнее первой, но зато спускалась вдвое быстрее. Какая из мух раньше приползёт обратно?

Ответ: Первая.

22.        Путь от дома до школы Буратино проделал пешком, обратно он двигался этой же дорогой, но первую половину пути он проехал на собаке, а вторую половину пути на черепахе. Известно, что скорость собаки в 4 раза больше, а скорость черепахи в 2 раза меньше, чем скорость, с которой Буратино шёл пешком в школу. На какой путь - из дома до школы или из школы до дома - затратил Буратино больше времени?

Ответ: Больше времени на путь из школы до дома.

23.        Из трёх одинаковых по виду колец одно несколько легче других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах?

Ответ: Кладём 2 кольца на весы. Если весы в равновесии, то оставшееся кольцо более лёгкое; если же одно кольцо перевисело, то ответ ясен.

24.        Имеются девять пластин и двухчашечные весы. Одна из пластин легче других, но по виду они одинаковы. Как с помощью двух взвешиваний найти более лёгкую пластину?

Ответ: Разделить пластины на 3 группы по 3 пластины в каждой.

25.        «ПРИЗОВОЙ»

Мышке до норки по прямой 20 шагов. Кошке до мышки по той же прямой 5 прыжков. Пока кошка совершит 1 прыжок, мышка сделает 3 шага. 1 кошачий прыжок равен по длине 10-ти мышиным шагам. Мышка находится на прямой между кошкой и норкой. Догонит ли кошка мышку?

Ответ: Не догонит.

26.        Сколькими способами можно представить число 50 в виде суммы двух чётных положительных целых чисел? (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими).

Ответ: 50=2+48=4+46=...=46+4=48+2, всего 24 представления; считая а+b и b+а совпадающими, получим 12 способов.

27.        Сколькими способами можно представить число 10 в виде суммы четырёх нечётных цифр? (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими.)

Ответ: 3 способа, 10=1+1+1+7=1+1+3+5=1+3+3+3.

28.        Сколькими способами можно представить число 6 в виде суммы нечётных слагаемых?  (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими.)

Ответ: 4 способа, 6=1+1+1+1+1+1=1+1+1+3=1+5=3+3.

29.        В шахматном турнире 3-мя участниками всего было сыграно 6 партий. Каждый сыграл одно и то же число партий. Сколько?

Ответ: 4 партии.

30.        «ПРИЗОВОЙ»

Кусок провода длиной 102 см надо разрезать на части длиной 15 см и 12 см, но так, чтобы не было остатков. Как это сделать ? Сколько решений имеет задача?

Ответ: 120=12+6*15=6*12+2*15, 2 решения.

31.        В шахматном турнире участвовало 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?

Ответ: 21 партию.

32.        Найдите сумму первых ста натуральных чисел.

Ответ: 5050.

33.        В очереди за билетами в кино стоят друзья: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега;

Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит?

Ответ: Олег, Юра, Володя, Миша, Саша.

34.        Три друга: Алеша, Боря и Витя - учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один - на трамвае, один - на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадь!». Кто на чём ездит домой?

Ответ: Алёша на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе.

35.         «ПРИЗОВОЙ»

На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семёнов. У слесаря нет ни братьев, ни сестёр, он самый младший из друзей. Семёнов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря, сварщика.

Ответ: Иванов-слесарь, Борисов-токарь, Семёнов-сварщик.

36.        Я задумала число, отняла от него 9 и прибавила 4, получилось 5. Какое

число я задумала?

Ответ: x-9+4=5, х=10.

37.        Назовите фамилию автора школьного учебника математики.

Ответ: Виленкин.

38.        Выписаны все числа подряд от 1 до 99. Сколько раз написана цифра 5?

Ответ: 20 раз.

39.        Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть

её вилкой с 4-мя зубчиками?

Ответ: 48 дырок.

40.         «ПРИЗОВОЙ»

С книги выпала какая-то её часть. Первая страница выпавшего куска имеет номер 387, а номер последней страницы состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке. Сколько листов выпало из книги?

Ответ: Номер последней страницы в выпавшим блоке листов - чётное число, т.е. 738. Значит, выпавший блок содержит (738 - 386) : 2 = 176 листов.

41.        Напишите наименьшее десятизначное число, у которого все цифры различны.

Ответ: 1023456789.

42.        Напишите наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны.

Ответ: 9876543210.

43.        Сумма и произведение четырёх целых (не обязательно различных) чисел

равна 8. Что это за числа?

Ответ: 8=4+2+1+1=4 . 2 . 1 . 1.

44.        Запишите число 100 девятью последовательными различными цифрами, соединёнными знаками действий.

Ответ: 100=1+2+3+4+5+6+7+8*9.

45.         «ПРИЗОВОЙ»

При помощи любых арифметических действий составьте число 100 из пяти пятёрок. Постарайтесь составить двумя способами.

Ответ: 100=5*5*5-5*5=(5+5+5+5)*5.

Ипподром.

Это оригинальная игра состоит из 5 заездов, в каждом из которых участвуют  5-6 человек. Участники заезда определяются произвольно. Кроме того, как и на любом ипподроме, работает тотализатор. Перед каждым заездом, после того как определен         его состав, зрители делают ставки. Для этого по рядам проходят ассистенты, которые принимают ставки в «талантах» и помечают на кого, кем и какая сумма поставлена. После того как сделаны ставки, начинается заезд. Все его участники выполняют одинаковые задания (на выполнение 2-4 минуты), после чего ведущий определяет трёх призёров. Призовой фонд каждого заезда 6 «долларов», из них 3 «доллара» получает победитель, 2 «доллара» - тот, кто занял второе место, 1 «доллар» - тот, кто занял третье место.

  1. Первый заезд : «Скачка с препятствиями».

Участникам предлагается дать ответ на 5 вопросов:

1)        вычислите 2+2 . 2-4:2+1

2)        восстановите стёртые цифры (одной точкой обозначена одна цифра)

5..683<506..1

3)        какое наименьшее целое положительное число вы можете записать двумя

цифрами?

4)        в семье 6 дочерей, каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?

5)        бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?

Свои ответы участники записывают на заранее заготовленных шаблонах, что позволяет ведущему быстро проверить ответы и определить призёра.

  1. Второй заезд: «Математический алфавит».

Выбирается одна из букв русского алфавита. Всем участникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике и начинающихся на эту букву. Проверка результатов осуществляется ведущим; он подсчитывает количество правильных слов у каждого участника.

  1. Третий заезд : «Скачка с выбыванием».

Участникам заезда раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий зачитывает слова. После каждого слова участник должен с помощью карточки показать, является это слово математическим термином или нет. Сделавший две ошибки выбывает из борьбы. Заезд заканчивается после того, как остаётся один участник; это и будет победитель.

Примерный набор слов: треугольник, ишак, уравнение, дециметр, дифирамб, периметр, пергамент, градус, формуляр, угол, интрига, резус, площадь, парк, задача, правило, прямоугольник, параллелепипед, кирпич, ребро, грань, вершина, верхушка, цифра, число, часы, частное, чемпион, произведение, сумма, слагаемое, слог, решение, размер.

  1. Четвёртый заезд: «Составь слово».

Участникам этого заезда предлагается достаточно длинное математическое слово, из букв которого они должны составить как можно больше любых слов, причём математический термин считается за три. Победитель определяется по наибольшему количеству слов.

Слова для четвёртого заезда: треугольник, уравнение, биссектриса, определение, прямоугольник, параллелепипед, координата.

  1. Пятый заезд: «Угадай число».

Ведущий или ассистент записывает на бумаге трёхзначное число и демонстрирует его классу, но так, чтобы играющие не видели надписей. Участники заезда должны отгадать, что записано. Они по очереди называют свои варианты, а ведущий направляет их подсказками: больше, меньше. Выигрывает заезд тот, кто первым угадает записанное число. Аналогично разыгрывается второе место.

Расчёты со зрителями проводятся по окончании всех заездов, таким образом: если игрок, на которого была сделана ставка, занял первое место в заезде, то поставивший получает сумму ставки в «долларах», если второе место – в «талантах».

Аукцион.

Как и на любом аукционе, вход платный (цена 2 «таланта»). Капиталом учащегося на этом аукционе являются его знания, его математическая эрудиция.

На торги выставляются 8 лотов. Каждый лот, представляющий собой приз в 3 «доллара», разыгрывался следующим образом. Ведущий задаёт вопрос, предполагающий несколько ответов. Участники аукциона дают свои ответы. Выигрывает тот, чей ответ оказался последним.

Вопросы для аукциона.

  1. Назовите пословицы и поговорки, в которых используются числительные.
  2. Назовите меры веса.
  3. Назовите меры длины.
  4. Назовите меры площади.
  5. Назовите меры веса объёма.
  6. Какие бывают дроби?
  7. Приведите названия книг, в которых упоминаются числа.
  8. Какие вы знаете геометрические фигуры?

Закрытие биржи.

В этот день учитель подводит итоги игры, награждает победителей призами.

Литература.

1.        Н. Виленкин, А. Чесноков, В. Жохов, С. Шварцбург.  « Математика 5».

2.        Журнал «Математика в школе» N1 - 1994 год.

3.        В. Ю. Сафонова. «Задачи по математике для внеклассной работы 5-6 классах».

4.        П. И. Сорокин. «Занимательные задачи по математике».

5. Л. В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика».

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………...2
  2. Открытие биржи………………………………………………..2
  3. Лотерея……………………………………………………….....2
  4. Билеты для лотереи…………………………………………...2
  5. Ответы на билеты лотереи ………………………………….9
  6. Спринт – олимпиада………………………………………….11
  7. Вопросы для спринт – олимпиады…………………………12
  8. Ипподром……………………………………………………….16
  9. Аукцион………………………………………………………....18
  10. Закрытие биржи……………………………………………….18
  11. Литература …………………………………………………….19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

ДЕЛОВАЯ ИГРА "АУКЦИОН ЗНАНИЙ"

Деловая игра "Аукцион знаний" предназначена для обобщающего урока по теме "Химический состав клетки" в старших классах для групп профильного обучения....

Деловая игра "Государство и право" для предметной недели правовых знаний.

Деловая игра "Государство и право" для учащихся 9-11 классов, проводится в один из дней предметной недели правовых знаний....

Применение математических знаний : тема «Проценты и круговые диаграммы». Деловая игра в рамках ФГОС «Кредит мечты» (6 КЛАСС)

Серия  уроков модульного обучения,  позволяющая  создать условия для формирования исследовательских умений подростков, включающих работу с различной информацией, умение работать в групп...

Деловая игра "Аукцион экономических знаний"

Деловая игра "Аукцион экономических знаний" позволяет в непринуждённой игрофой форме осваивать основы экономики и финансов. В игре на деле проверяется, что такое "финансовый риск", умение пользоваться...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Классный час «Путешествие в страну правовых знаний» (деловая игра)

Разработка классного часа поможет классному руководителю воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки....