Программа экологического воспитания
рабочая программа на тему

Программа экологического воспитания во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskogo_vospitaniya.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34» г. Владимира

                                              Утверждаю

                                            Директор МБОУ СОШ №34

                                                      Семенова Е.Б.

                                                       «10» сентября 2012года

Программа экологического воспитания

учащихся во внеклассной работе

                                                        Составитель программы:

Ощепкова Надежда Васильевна,

                                                                                   учитель биологии

г. Владимир 2012 год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….стр. 3
  2. Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4
  3. Основные требования к  учащимся……………………….……стр. 4
  4. Содержание программы…………………………………..…….стр. 5

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и среднего (полного) общего образования, выпускник основной и старшей школы должен осознанно выполнять (и пропагандировать) правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, активно и целенаправленно познавать мир, уметь учиться, применять полученные знания на практике, владеть основами научных методов познания окружающего мира, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

    На реализацию этих требований направлена программа экологического воспитания во внеурочной деятельности. Одной из основных задач в воспитательной системе школы занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения  к природе,  к себе как составной части природы, к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас. Программа по экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе разработана как научное и практическое добавление к учебным предметам естественно-научного цикла. Показателем и условием эффективности формирования экологической культуры служат осознанность получения знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание  взаимосвязи общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.

   Данная программа предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 1-11 классов.

    При этом учитываются особенности внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся. Работа, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самостоятельной деятельности. Содержание внеклассной работы является развитием  материала, который изучается на уроках естественно-научного цикла.

      Цель программы: 

развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде,       которое имеет  три аспекта:

      1)      Забота о сохранении естественного природного окружения

      2)      Ответственность за своё здоровье как за личную ценность

      3)      Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды.

      Задачи программы:

  1. вовлечение  учащихся в экологическую работу с учётом их интересов и способностей;
  2. общественно-полезная направленность мероприятий;
  3. повышение роли самих детей, органов самоуправления, привлечение родителей для совместной деятельности;
  4. взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
  5. развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;

 

    Основные требования к учащимся

 

В ходе реализации программы учащиеся должны:

  1. знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  3. быть способны выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4.  уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

    Содержание программы

Программа экологического воспитания школьников МБОУ СОШ № 34 г.Владимира включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья»». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

 

Начальная школа

(1–4 классы)

Основная школа
(5–8 классы)

Старшая школа
(9–11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Школьный конкурс экологического рисунка; месячник по охране и привлечению птиц в сады и парки города; участие во всероссийском форуме «Зеленая планета»; практическая и исследовательская работа на пришкольном учебно-опытном участке; трудовые десанты по благоустройству и озеленению территории школы и города в рамках декады, посвященной Дню Земли; школьная научно-практическая конференция; участие в городском конкурсе, посвященном Международному дню леса; школьный праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды; экологические экскурсии по территории школы, парка «Добросельский», «Патриаршему саду»; проведение праздника урожая; участие в городской выставке детского творчества «Зеркало природы»; благотворительные акции по сбору корма для животных в приютах в рамках весенней и осенней «Недель добра»; участие в городском празднике, посвященном 65-летию юннатского движения в городе.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы); развешивание кормушек для птиц, подкормка птиц; экологические экскурсии.

Практическая работа на пришкольном учебно-опытном участке, развешивание кормушек и искусственных гнездовий, подкормка птиц, озеленение территории школы и кабинетов; экологические экскурсии;

Экологический мониторинг территории школы; проектно-исследовательская деятельность; экологические экскурсии;

Экологические игры, проекты

Загадки природы; Осторожно, их мало! Лесная аптека;

Зеленый класс;

«Жалобная книга» природы.

Экологические группы птиц;

Экологическая почта;

 Не проходите мимо!;

Красная книга нашего края;

 Чистый двор; Чистый микрорайон;

Школьная научно-практическая конференция старшеклассников; организация и проведение игр для младших школьников.

Разоработка экологического паспорта  пришкольной территории;

Экология нашего края;

Классные часы, беседы 

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Владимирской области», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологические проблемы нашего времени».

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Начальная школа
(1–4 классы)

Основная школа

 (5–8 классы)

Старшая школа
(9–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать основы  здорового образа жизни. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Общешкольная игра «Зарница».

Формы работы с классом

Ведение листка здоровья в классных журналах; Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Зарница».

Организация работы летних трудовых бригад.

Тренинги «Сам себе психолог». Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?»

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости здоровья. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...