Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
статья по теме

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                     Базарова Л.П.

                                                                                                   г. Старый Оскол

                                          «МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22

                                          с углублённым изучением отдельных предметов»

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война – важнейшая составляющая Второй мировой войны – эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны, отстоявших честь, свободу и независимость своего Отечества. Она имеет всемирно- историческое значение: её итогом был полный разгром немецкой армии, повлекший за собой освобождение европейских стран от фашистского порабощения.

Отечественная война – целая историческая эпоха, вместившая экономические, политические, идеологические, военные, социальные, психологические теории и практики, взлёты и падения, ожидания и разочарования, идеалы, цели, интересы, невиданный патриотизм  и героизм. Историческая народная память о ней – огромная ценность, духовный капитал России.

Доминанты народного «военного» сознания – всеобщность гордости за выигранную войну, за Победу; всенародный патриотизм, массовый героизм, ярко проявившийся не только в годы войны, но и в послевоенный период воодушевления,  с которым советские люди восстанавливали разрушенное народное хозяйство; единство фронта и тыла. За 67 лет, прошедшие после Победы, в стране произошли не менее важные события – развал СССР и крушение советского строя, трансформация социалистической системы в капиталистическую. Изменилась страна, выросли новые поколения людей, модифицировалось общественное сознание.

Что и как помнят об этой войне россияне, по каким меркам оценивают её сегодня, каковы уроки войны и Победы для новой России  показало социологическое исследование «Великая Отечественная война 1941 -1945гг. в историческом сознании народа», проведённое Социологическим центром Российской академии при Президенте РФ.

Цель исследования заключалась в изучении состояния и функционирования исторической памяти россиян о Великой Отечественной войне, того, как она сохраняется, воспроизводится и проявляет себя в оценках различных сторон войны и победы, каковы тенденции её изменения по истечении времени. В русле поставленной цели изучались: знания и представления о ВОВ, источники знаний; оценка движущих сил войны; факторы победы, отношение к победителям, к памятникам войны, а также проблемы искажения исторической памяти о войне.

В своей работе я приведу некоторые результаты этого исследования.

Распределение ответов на вопрос «Интересуют ли Вас события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г г..?» (% от числа респондентов)

Таблица 1

Варианты

ответов

                                 Возрастные группы

18-24 года

25-29 лет

30-39

лет

40-49 лет

50-59 лет

60 лет и старше

Всего

Очень интересуюсь

  22, 7


18, 5

17, 4

37, 0

47, 7

68, 1

37, 8

Скорее интересуюсь, чем нет

 46, 5

46, 2

52, 8

38, 0

32, 8

23, 3

38, 9

Мало интересуюсь

 23, 8

27, 2

22, 4

17, 2

13, 3

6, 8

17, 3

Совсем не интересуюсь

 4, 8

5, 9

5, 4

3, 9

4, 6

0, 3

3, 8

Затрудняюсь ответить

 2, 2

1, 7

2, 0

3, 9

1, 6

1, 5

2, 2

Одним из главных показателей отношения к этому эпохальному событию XX в. является интерес к нему народа, данные о котором представлены в таблице 1. Отметим сразу, что доля совсем не интересующихся невелика – 3, 8 % Но данные таблицы говорят об ослаблении исторической памяти 18-24 летних. А ведь это выпускники наших школ. И здесь следует бить тревогу.

Поэтому сегодня именно перед школой стоит задача по формированию исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне. Фундамент исторического сознания закладывается, конечно же, на уроках истории, где обучающиеся получают в большей или меньшей степени систематизированные знания по истории Великой Отечественной войны.

Но велика роль и внеклассной работы. И начинаю я её, как только набираю 5 класс.

Одной из форм работы по военно- патриотическому воспитанию   является посещение школьного музея «Осколье». Здесь в зале Боевой славы можно увидеть подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, похоронки,  грамоты и награды; личные вещи солдат. В экспозиции представлены гильзы от снарядов, противопехотные и противотанковые гранаты, магазины от пулемёта и автомата, солдатские каски, прострелянные пулями, котелки и другие солдатские вещи. Ученики–экскурсоводы рассказывают о каждом предмете,  и перед посетителями не просто музейные экспонаты – за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти предметы в руках, их судьбы, за ними наша история.

В ходе тематической экскурсии «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны»  много нового узнают обучающиеся о родном Старом Осколе. О тяжёлых днях оккупации и освобождении города. 

А потом уже и сами ученики привлекаются к работе в музее. Они участвуют в пополнении фонда, поисковой и исследовательской работе, принимают участие в подготовке тематических и обзорных экскурсий.

В ряду прославленных полководцев Великой Отечественной войны достойное место занимает имя нашего земляка - Героя Советского Союза  Н.Ф.Ватутина.  Его имя связано с развитием и укреплением советских  Вооруженных сил, со  многими яркими победами на фронте. Н.Ф.Ватутин родился в селе Чепухино Валуйского уезда (ныне село Ватутино Белгородской области). Учениками собран богатый материал, рассказывающий  о жизни и боевом пути Н.Ф. Ватутина. Данный материал был систематизирован и используется для проведения заочной экскурсии на Родину генерала.  С трепетом в голосе рассказывают ученики–экскурсоводы о нашем земляке, чьё имя  занимает достойное место в учебниках истории.

Заслуживает особого внимания роль непосредственных участников Великой Отечественной войны в формировании исторического сознания.

Так, в школе стало традицией проведение литературно- музыкальных композиций для ветеранов

Со слезами на глазах слушали ветераны военные песни в исполнении ребят, стихи о войне, а потом сами горячо и эмоционально, подробно до мелочей и деталей рассказывали, что было и как было. Как отступали в 41—м и наступали в 44 – м по дорогам Смоленщины, как форсировали Днепр и отстояли Москву, как бились до последнего солдата за безымянную высоту и сражались на Курской дуге, как боролось партизанское подполье  и ковалось оружие в тылу. Наконец, как штурмовали Берлин, освобождали Польшу, Румынию, Венгрию и другие страны Европы. Такая работа – встреча с участниками  грозных событий - очень важна. Это непосредственное  общение не может заменить ни одна книга, ни самый современный компьютер. Сегодня всё очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществить воспитание и развитие ребёнка.

Для формирования исторического сознания, поддержания, укрепления и обогащения исторической памяти трудно переоценить роль «домашних университетов», семейных архивов, реликвий и атрибутики Великой Отечественной войны.

Так, в этом учебном году был проведён конкурс сочинений «Война в моей семье». В своих творческих работах ребята поведали об интереснейших судьбах своих родственников, участников Великой Отечественной войны. К сочинениям прилагались копии  фотоматериала из семейных архивов.

Традиционной в нашем классе стала акция «Подарок ветерану».

Важную роль в формировании исторического сознания играет экскурсионная деятельность. У каждого народа на родной земле есть особые священные места, которые имеют историческое значение. На Белгородчине таким местом является Прохоровское поле, где состоялось одно из грандиознейших за всю историю Великой Отечественной войны сражение. Так, в этом году ученики

8 «А» класса побывали в Государственном военно-историческом музее-заповеднике «Прохоровское поле». Началась экскурсия с посещения музея танкового сражения. Экспозиция музея разместилась в трёх залах, она рассказывает непосредственно о Прохоровском танковом сражении и истории земли, на которой проходила великая битва. Торжественность в оформлении музея подчёркивает величие подвига, совершённого советским народом во время войны.  Далее обучающиеся побывали в храме святых апостолов Петра и Павла, который построен в память о великом сражении. Композиция храма напоминает зажжённую свечу. А особую торжественность ему придаёт белый цвет Преображения, цвет чистоты и благородства души, удостоившейся вечной жизни. Внутри храма на белокаменных плитах высечено около семи тысяч имён воинов, павших под Прохоровкой. Молча постояли ученики  перед ликами святых, поставили свечи живым и усопшим.

Закончилась экскурсия посещением главного памятника музея- заповедника – Звонницы, состоящей  из четырёх белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол.  Три раза в час, через каждые двадцать минут, он оповещает ударами о трёх ратных полях России. Первый звон напоминает о героях Куликовского поля,  спасших Русь от монголо-татар; второй – о героях Бородина, защитивших Отечество от нашествия наполеоновских войск; третий звон – память о сражении на Прохоровском поле. Под звуки колокола простились ребята с Прохоровской землёй.

Воспитательное значение в этой экскурсии имеет не только рассказ о роли Курской битвы в истории Великой Отечественной войны, но и величие,  торжественность оформления мемориального комплекса.  Памятник является символом возрождения нашей культуры во всей её православной и исторической полноте, знаком спасения нации. И важно, что это поняли дети.

Все перечисленные выше формы работы помогают обучающимся  понять, что Великая Отечественная война явилась для народа нашей страны величайшей трагедией, неизмеримого людского страдания, нечеловеческой жертвенности, но она была вершиной невиданного взлёта человеческого духа, поразившего весь мир Победа советского народа в этой войне – воплощение мужества, стойкости русского характера, российского менталитета, величия России. Идеология русской победы – непререкаемая нравственная ценность. Память о Великой Отечественной войне, о Победе, о Народе – Победителе священна! И хочется верить, что среди выпускников наших школ будет  больше тех, кого интересуют события Великой Отечественной войны.

         Литература:

1.Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти Россиян.   СОЦИС -2005,  №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне

Данное внекласное мероприятие позврляет познакомить детей с трагическими страницами блокады города Ленинграда в поэтической форме....

Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны

Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности це...

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....

Диплом участника Всероссийского исторического диктанта на тему событий Великой Отечественной войны

Диплом участника Всероссийского исторического диктанта на тему событий Великой Отечественной войны...