Внеклассное мероприятие "Сон Васечкина или путешествие в эпоху Петра Великого"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Печкина Ольга Анатольевна

В данном мероприятие   учащиеся знакомятся с культурой Петровской эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon son_vasechkina_ili_puteshestvie_v_petrovskuyu_epohu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории

"Сон Васечкина, или Путешествие в Петровскую эпоху"

Цель:

  1. Продолжить знакомство учащихся с культурой Петровской эпохи.
  2. Развивать интерес к истории, русской культуре и быту.
  3. Формировать умение «погружаться»в эпоху, публично выступать, представать в образе исторических героев, передавать их характер.

Оборудование: реконструкция «Москва XVII–XVIII вв.», иллюстративный материал о Санкт-Петербурге, ассамблеях, образцы одежды русской и европейской, экспозиция «Кунсткамера»(гербарий, заспиртованные животные, удивительные минералы и др.), экспозиция «Ассамблея»(чайный сервиз, шахматы, конфеты, печенье и др.), предметы для «Черного ящика»(минеральная вода, картофель, конфеты, твердый сыр)

Действующие лица:

Петя Васечкин
Никитка
Алена Николаевна– учитель истории
Боярин
Петр I
Ученики 7 класса
Участники «ассамблеи»

Действие первое

Урок истории.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами заканчиваем рассматривать эпоху Петра Великого. Я хотела бы проверить все ваши знания по этой теме. Кто готов к сегодняшнему уроку? Кто может пойти и рассказать о реформах Петра I в области культуры и быта?

(Все учащиеся поднимают руки, Васечкин лезет под парту.)

Учитель: Васечкин, может ты нам что-нибудь расскажешь?

Васечкин: Ну вот, сразу Васечкин, Васечкин. Что кроме меня ответить никто не может? (Переходит на хрип.) Ой, что-то у меня горло сильно заболело. Алена Николаевна, можно я отвечу на следующем уроке?

Учитель: Хорошо, если у некоторых заболело горло, мы просто проведем письменный опрос.

(Учитель раздает листочки, ребята пишут, Васечкин зевает, в полголоса ворчит.)

Васечкин: Надоела эта история, учи её и учи, понаделают событий, понапишут, а ты отдувайся. То ли дело физкультура – бегай, прыгай, читать ничё не надо,учить ничё не надо. Вот была бы машина времени, заказал век или нужный год, отправился быстро в прошлое на маленечко, посмотрел, что там происходит и учить ниче не надо. (Говорит все тише и тише, засыпает.)

Действие второе

Васечкин попадает в прошлое. Просыпается, оглядывается, удивляется.

Васечкин: Ничё себе, это ж куда меня занесло. Мама-а-а…

(Видит мальчика, спрашивает.)

– Ты кто?

– Никитка.

Васечкин: Слушай, а какой год-то сейчас?

Никитка: 7207.

Васечкин: Чаво? Это что, я в будущем что ли? (Осматривает Никитку с головы до ног.) А прикид то у тебя древненький какой-то?

Никитка: Да я думаю, что для 7207 года от ветхозаветного сотворения мира я выгляжу нормально.

Васечкин: От какого сотворения?

Никитка: От ветхозаветного.

Васечкин: Во попал, а по нашему-то это сколько?

Ведущий 1: С 1 января 1700 года Петр ввел новое летосчисление – от Рождества Христова, а не от Ветхозаветного сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 годом наступил 1700 г. К тому же Новый год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.

Чтец: «В знак же доброго начинания и нового столетнего века – писал Петр 20 декабря 1699 г., – в царствующем граде Москве после должного благодарения богу и молебного в церквах пения друг друга поздравлять с Новым годом; между тем по большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых; а как на Красной площади зажгут огненные потехи и начнется пальба, по всем дворам палатных, воинских и купеческих людей стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты; кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки.»

Васечкин: Никитка, а куда идешь то ты?

Никитка: Да к тетке в Москву.

Васечкин: А можно с тобой?

Никитка: Ну, пошли.

А вот и город. Лепота.

Васечкин: Чаво?

Никитка: Красота говорю.

(Выходит боярин с бородой и бородовым знаком)

Васечкин: Смотри Никитка, мужик идет. Это что у него на шее медаль что ли. Наверное в сражении в каком-то отличился.

Никитка: Дурак. Ты поштоли не знаешь, знак это «бородовой»

Васечкин: Какой такой «бородовой»Ему этот знак за самую длинную бороду что ли дали?

Никитка: Да нет. Штраф это за бороду.

Васечкин: А это как?

Ведущий 2: Возвратившись из-за границы Петр в августе 1698 года прибыл в Москву, а оттуда не задерживаясь, поехал в село Преображенское. На приеме он был весел и общителен. И вот пребывая в самом лучшем расположении духа, он, будто шутя, брал в руки ножницы и то одному, то другому, из присутствующих обрезал бороды. Тогда же Петр начал борьбу и с длинной одеждой. На пиру в 1699 году лично обрезав рукава у одного боярина, он сказал, что с такими рукавами нельзя работать, так как ими легко задеть и опрокинуть вещь. Постоянно попадая в пищу, они служат помехой и при еде. Указ об обязательном ношении платья последовал 4 января 1700 года. В нем говорилось:

Чтец 1: «Бояром и окольничьим, и думным, и ближним людям, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и жильцов и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людем, и людем боярским, на Москве и в городех, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием…»

Ведущий 2: Был установлен короткий срок изготовления новой одежды, но дело продвигалось туго. Петру докладывали, что среди людей не наблюдается рвения в исполнении указа. Напротив, надеются, что все останется по-старому. Нужно было подтвердить силу первого указа новым, и Петр издает его 20 августа 1700 г. Указ этот был размножен и прибит на всех заставах. Там же были выставлены и макеты с образцами нового платья. Феодальная знать быстро переоделась и рассталась с бородами. Совсем иначе обстояло дело в среде провинциальных дворян и горожан. Они цепко держались за старое. Понадобились принудительные меры, и царь пошел на них с тем большей охотой, что они сулили казне значительные доходы. Так последовал новый указ 1701 г. В нем приказывалось:

Чтец 1: «Всяких чинов людем московским и городовым жителям, кроме духовного чина и пашенных крестьян, носить платье немецкое, верхнее саксонское и французское, а исподнее – камзол и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкие, и ездить на немецких седлах.

Ведущий 2: Русское платье ни носить, ни изготовлять, ни продавать не разрешалось. За ослушание брали пошлины и жестоко наказывали. Указ 16 января 1705 г. гласил:

Чтец 1: «На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым городовым и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям и гостиной сотни, и черных 13 алтын по две деньги, с конных по два рубля с человека; а также мастеровые люди платье и сапоги, и башмаки, и шапки, и седла русские станут делать и в рядах торговать: и тем слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с его величества государя указа бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков, и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из Приказа земских дел знаки»

Ведущий 2: Петр повелел в Приказе земских дел завести «записные и приходные книги», а всем оштрафованным носить на себе «бородовые знаки». Нередко во исполнение указа совершались и прямые насилия. В городах солдаты ловили бородатых и одетых по старой моде и безжалостно (иногда с мясом) стригли бороды и отрезали длинные полы. Да и сам царь был скор на расправу с ослушниками. Как-то он производи л смотр служилых людей в Москве, и здесь обнаружилось, что»Иван Данилов сын Наумов»не подчинился указу. Наумов был «бит батоги нещадно за то, что у него борода и ус невыбриты»

Дворянские жены и дочери также сменили русские душегрейки на европейское платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством.

Чтец 2:

Неся культуру русскому народу.
Царь Петр Первый ввел в своей стране
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы – в пышной ширине,
На «панье»– на каркасе небывалом-
Вы можете отметить как типаж,
И декольте, что плечи открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках ходила,
В заморских тканях понимала толк-
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна, и белила.
Вообще костюм менялся год от году –
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после «паньи»очень скоро в моду,
Тюрнюры, как на Западе вошли
И силуэт костюма изменили,
Как видите – такой стал моден впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно рассмотреть.

Действие 3

Васечкин: Слушай Никитка, чёт я проголодался. Есть у вас здесь, где чебуречная или пельменная, а лучше «Макдональдс»?

Никитка: А это что?

Васечкин: Вот древность. Да там много всяких разных вкусностей.

Никитка: Ну, разные вкусности, говорят на ассамблеях подают.

Васечкин: А что такое ассамблея?

Никитка: Ну это тебе лучше в Санкт-Петербурге побывать.

Год 1718. Петербург (смена декораций)

Васечкин (оглядывается): Лепота. Тьфу, ты. Красиво в общем.

Ведущий 3(на фоне разыгрывания «немой» сцены):

Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на нашей ассамблее. Это новая форма проведения досуга дворян, введенная Петром I. Ассамблея и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толкуют о делах, о новостях, играют, пьют. пляшут. Ни церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний; всякий приходит, пьет, ест, что поставил на стол хозяин, и уходит, когда захочет. На ассамблеи можно было прийти без приглашения, но собиралось там исключительно избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. Начинались ассамблеи с 16–17 часов и продолжались до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами и дочерьми.

Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, искусству общения. ПетрI сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. Император стремился к тому, чтобы русские молодые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, говорить на иностранных языках, красиво говорить, красноречиво писать, доброжелательно общаться друг с другом. Таким кодексом поведения молодого поколения дворян была опубликованная переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Мини-сцена ассамблеи с ошибками под музыку эпохи XVIII. Уч-ся 7 класса должны исправить ошибки примерами из документа.

Кулинарная викторина «Что в черном ящике?»

  1. Этот напиток ввел в обиход в нашей стране именно Петр I. По настоянию врачей он неоднократно пил его, подчас утром до 21 стакана, даже если напиток был излишне насыщен солями и минералами. В XVIII в. в Карелии появился первый курорт с лечебной водой – Марциальные воды. (Минеральная вода.)
  2. В Петровскую эпоху этот продукт проник в Россию из Италии. Часто этот продукт и сахар считали синонимами. От этого же термина итальянского происхождения произошло новогоднее убранство, часто используемое во время карнавалов. (Конфеты.)
  3. Перед отъездом Великого посольства из Амстердама в дорогу был куплен именно этот продукт. До Петра в России им называли так творог со сметаной. Так гласят русские летописи. Однажды личный повар Петра I предложил попробовать ему острый сорт этого продукта. Петру понравилось, после чего он измерил размер оставшегося куска циркулем И велел отложить до завтра. На завтрашний день Петру показалось, что кусок стал меньше и весь свой гнев по этому поводу Петр вылил на повара. После чего съел остатки куска и запил вином. (Твердый сыр.)
  4. Этот продукт Петр I ввез в Россию из Голландии. И своим указом велел повсеместно ввести посадку этого овоща, но в нашей стране его не сразу полюбили, так как изначально его употребляли в сыром виде. (Картофель.)

Васечкин: Да интересно, только хочется чего-нибудь необычного, редкостного.

Вывеска: КУНСТКАМЕРА

Ведущий 4: Петр I был не только царем – преобразователем, но и коллекционером, да ещё и каким. Всевозможные диковинки и редкости повелел царь собирать в специальном «кабинете редкостей»– так появилась Кунсткамера– первый российский музей, который существует и поныне.

У входа в Кунсткамеру стояли чучела и скелеты. С потолка свисали высушенные рыбы и змеи … В шкафах, за мелким переплетом стеклянных дверок, на тонких неравных по длине полках, в цилиндрических сосудах помещались различные препараты . Сосуды были расставлены по росту и то образовывали горку, то неглубокий выем, как трубы церковного органа. В сосудах покоились «неизреченные, чудественные, странные звери, в винном духе положенные», диковинные рыбы, жабы, ящерицы, змеи, но больше всего человеческие зародыши. Говяжьи пузыри, которыми завязывались склянки, были причудливо украшены разноцветным мохом, раковинами, высушенными растениями с посаженными нм них редкими жуками и бабочками. Наряду с зоологическими коллекциями Кунсткамера располагала хорошими гербарием, собранием минералов, а также большим число восточных, китайских и сибирских редкостей. Среди экспонатов Кунсткамеры хранится полотняный мешочек, а в нем множество зубов. Это тоже коллекция, собранная Петром I – зубы, которые он собственноручно удалил у своих поданных, чтобы избавить их от боли (правда многие зубы почему-то оказались здоровыми).

Кунсткамера была открыта для свободного посещения с 1719 года. Интересно, что в первое время мало кто желал идти в музей, и тогда потенциальных посетителей стали заманивать бесплатным угощением.

Зрителям и участникам предлагаются для просмотра слайд-шоу экспонатов музея Кунсткамеры г. Санкт-Петербурга.

Васечкин рассматривает экспонаты. Сзади подходит Петр I , хватает его за ухо. Васечкин кричит.

Петр: Ты кто такой малец?

Васечкин: Я Петя Васечкин из 7 «в»

Петр: А, тезка значит. А из какого такого «в»?

Васечкин: Да ученик я Верхне-Иретской школы.

Петр: А где ж такая находится?

Васечкин: В Сибири.

Петр: Школа в Сибири, это ж хорошо. А учишься ты как? Правду говори!

Васечкин: Да не очень то. Но клянусь, когда вернусь домой исправлюсь. А историю так на «5»буду знать.

Петр: Слышь, а что в истории то вашей про меня пишут.

Васечкин: Да вроде, мужик ты ничё хороший.

Петр (стесняясь): Ну, да ладно. (Похлопывает Васечкина по плечу.)

Действие 4

Урок истории

Учитель: Васечкин проснись. Урок закончился. Сдавай контрольную. Опять ничего не написал.

Васечкин: Алена Николаевна, зато сколько я сегодня узнал. Можно я вам завтра все расскажу, честное слово. Я теперь всегда буду учить историю, она оказывается такая интересная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....

КРОССВОРД "Эпоха Петра Великого"

Проверка знаний учащихся в игровой форме...

Эпоха Петра Великого. 7 класс.

Повторительно-обобщающий урок "Эпоха Петра Великого" проводится  в игровой форме, может быть проведен в рамках предметной недели как внеклассное мероприятие. К конспекту урока прилагается презент...

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Эпоха Петра Великого ( Внутренняя и внешняя политика)

Данная публикация содержит элементы рабочей тетради, которая представляет собой комплекс заданий к учебнику «История Отечества с древнейших времен до наших дней» авторов Артемова В.В.. Лубченкова Ю.Н....

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...