РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»
рабочая программа (6 класс) по теме

Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов   и рассчитана на 34 часа.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут  членам кружка создавать  собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются  один  раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и  определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_proba_pera_-osnovy_zhurnalistiki_6_kl.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

ГОРОДА КАЛУГИ  

                                                                                   

                                                                                 «Утверждаю».

                                                                                                     Директор МБОУ «Средняя

                                                                                               общеобразовательная

                                                                                              школа №7» г. Калуги

                                                                                  ___________ Гапеева С. Г.

Рассмотрено на заседании МО.                                   «Согласовано».

Протокол № от «28» «августа» 2013г.                         Заместитель директора по ВР

Председатель МО                                                           _____________ /                         Л.В.

____________  /                                                              «____»__________ 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»

ДЛЯ  6 КЛАССА

НА 2013 /2014    УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

Павлова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы                                                      

 высшей квалификационной категории.

Калуга 2013

Пояснительная записка.

Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов   и рассчитана на 34 часа.

Журналистика по определению В.И. Даля, – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным,  часть жизни и увлечений ребёнка -  значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

Цели кружка:

  • развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя устной и письменной речи;
  • расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; воспитание стилистического чутья;
  • закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка; развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;
  • способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
  • совершенствование  практических, коммуникативных умений.

Задачи курса:

  • ввести  понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»;
  • познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;
  • обучать основным принципам и законам написания и редактирования публицистического текста;
  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение  собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
  • развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды ит.п.;
  •  развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств.

Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с  медиаресурсами (создание газет, публикация материалов на школьном сайте и т.п.).

Предполагаемые результаты.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов  - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.

Журналистика - один из  эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем... Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются  один  раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и  определяется общим планом

работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут  членам кружка создавать  собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.

Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.  

Результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • определять стиль и тип речи;
  • давать характеристику текста публицистического стиля;
  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным
  • высказываниям;
  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Содержание программы кружка.

Публицистический стиль речи. Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.
Жанры публицистического стиля речи: выступление на  собрании; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.

Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.
Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)

Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз. 

Примерные практические работы:

- выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;

-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;

-написать хроникальную заметку в школьную газету;

-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.

Учебно-тематическое планирование

№ занятия


Тема занятия


Тип занятия


1


Введение
. Понятие  стилистики русского языка. Понятие функционального стиля речи.


Лекция

2

Особенности  публицистического стиля речи, его жанры в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа с научной литературой по теме

3







4



5-6





7




8-9




10





11




12 -16














17


18



19-21



22




23




24



25-26












27




28




29






30









31




32





33





34


Сходство публицистического стиля речи с художественным  стилем и их различия. Языковые средства публицистического стиля. (лексические,  фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные )

Стилистический разбор публицистического текста.


Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными  средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная  выразительность.


Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом учителе.


Особенности событийного, путевого очерков. Проба пера: написать событийный или путевой очерк.


Жанры периодической печати

( информационные,  художественно-публицистические, литературные). Общий обзор.


«Моя любимая газета». Устное сочинение-рассуждение.



Виды газетных и журнальных

публикаций. Заметка.

-Заметка

информационного характера.

-Заметка типа делового описания.

- Заметка типа художественного описания

с элементами повествования.

-Информационная заметка с отрицательным содержанием.

-Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.

-Заметка на дискуссионную тему.

-Заметка-благодарность.

-Заметка-вопрос.



Проба пера: заметка на школьный сайт.



Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.



Виды интервью:  интервью-монолог,

интервью-сообщение, интервью -диалог,  интервью -мнение, анкета – вопрос


Анализ образцов

интервью, взятых из различных газет и

журналов


 Проба пера: интервью со школьником, сотрудником школы (на выбор) с использованием  технических средств.

Зарисовка, ее виды (пейзажная, портретная, бытовая, производственная)


Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора

события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность,

динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание

к детали и подробности.

Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный  репортаж.


Проба пера: репортаж со дня здоровья.




Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд

-рецензии и мини- рецензии.


Корреспонденция.

Информация и аналитика в корреспонденции.

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.


Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и

задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая,


Проба пера: проблемная статья о классной жизни.



Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. Обзор.

Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор.


Проба пера:  общий

обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;


Итоговое занятие «Мы настоящие

журналисты»

Исследование.

 


Работа круглого стола.  




Практикум.



Практикум.





Беседа. Самостоятельная письменная работа.



Коллективная работа.

 



Круглый стол.





Презентация выступления.




Лекция.

Практикумы.













Самостоятельная письменная работа.


Лекция  с просмотром видеофрагментов.




Практикум



Самостоятельная работа в парах



Самостоятельная работа




Лекция.



Практикум.












Группой практикум (команда из звукорежиссера, оператора, диктора)


Лекция




Практическая работа






Круглый стол









Самостоятельная письменная работа.



Лекция





Презентация





Деловая игра

            Список литературы для учителя

  1. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978
  2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988
  4. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980
  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 1983
  6. Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000
  7. Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002
  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., «Дрофа», 1996
  9. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980
  10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
  11. Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2002


Список литературы для учащихся

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988
  2. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997
  3. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979
  4. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

Рабочая программа кружка "Проба пера: основы стилистики"

Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов   и рассчитана на 34 часа.Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Авторская программа кружка журналистики "Проба пера"

Деятельность кружка юного корреспондента «Проба пера» направлена на то, чтобы воспитать активного деятеля информационного пространства, понимающего все богатство публичных речевых жанров и средств, ум...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Проба пера"

Программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников...