Программа интеллектуально-познавательной игры «На орбите»
рабочая программа (9 класс) по теме

Овчинникова Антонина Павловна

Перед молодежью должна ясно вырисовываться цель необходимости продвижения Российской науки в сфере космических исследований. И проведение интеллектуально – познавательной игры, даст возможность в доступной и интересной форме заинтересовать ребят этой темой для дальнейшего более глубокого изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_orbitalnym_stantsiyam.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБОАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76

ПРОГРАММА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

«НА ОРБИТЕ»

для учащихся 9-х классов

Автор: педагог-организатор

Овчинникова Антонина Павловна

Санкт-Петербург

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение космоса человеком началось еще в первой половине прошлого века, что создало предпосылки наступления новой космической эры, которая быстрыми темпами меняет жизнь современного человека. Уже мало кто представляет себе жизнь без мобильно телефона, спутникового телевидения, точных прогнозов погоды. Однако мало кто догадывается, что многие блага цивилизации связаны в первую очередь с космосом: именно космические аппараты сделали возможным передачу данных на огромные расстояния, а космические технологии 21 века проникли в повседневную жизнь, сделав ее еще комфортнее.

В связи с этим возникает необходимость развития интереса к сфере космических исследований у молодежи. Не имея достаточного широкого представления о том, что нам дает изучение процессов происходящих в космосе, невозможна любая дальнейшая профессиональная деятельность, так она будет неразрывно связанна с тем, что нам может дать космос.

Перед молодежью должна ясно вырисовываться цель необходимости продвижения Российской науки в сфере космических исследований. И проведение интеллектуально – познавательной игры, даст возможность в доступной и интересной форме заинтересовать ребят этой темой для дальнейшего более глубокого изучения.

Цель

  • Формирование интереса к процессу саморазвития и самореализации  в области изучения космоса

Задачи

  • Повышение уровня знаний путем получения новой информации
  • Создание условий для воспитания культуры общения и заинтересованности значимости общего дела
  • Развитие навыков логического мышления

Особенности реализации программы

  • мультимедийное оборудование для воспроизведения аудио, видео
  • актовый зал (для стартовой и финальной встречи и  станции «Космический синематограф»)
  • физкультурный зал (для станции «Космический спорт»)
  • библиотека (для станции «Космическая литература»)
  • кабинет химии (для станции «Космическая химия»)
  • кабинет физики (для станции «Космическая физика»)
  • участники игры в количестве 40-50 чел
  • реквизит: стеклянная колба, воздушный шар, свисток, очки
  • костюмы: 2 белых халата, парик, деловой костюм, спортивный костюм, кепка с надписью «Режиссер», шейный платок

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ «НА ОРБИТЕ»

Действующие лица:

  • Ведущий  – педагог-организатор
  • Химик – ученик 10-ого класса
  • Физик – ученик 10-ого класса
  • Физрук – ученик 10-ого класса
  • Литератор – ученик 10-ого класса
  • Режиссер – ученик 10-ого класса

Игра начинается в актовом зале.

Ведущий: (параллельно со словами ведущего идет показ презентации на тему «2011 год – год Космонавтики»)

2011 год в России объявлен годом космонавтики. Такой выбор был сделан не случайно – в 2011 году исполнится ровно 50 лет со дня первого полета человека в космос. В 1961 году летчик-испытатель Юрий Гагарин стал первым человеком, вылетевшим на околоземную орбиту. 108 минут полет, во время которых был совершен один оборот вокруг Земли, стали знаменательным событием не только для России, но и для всего человечества.

В нашей стране широко отмечается это событие. И мы со всей страной вместе хотим, что бы это событие не прошло стороной мимо вас дорогие наши ребята. Мы предлагаем вам  совершить увлекательное путешествие, по орбитальным станциям приняв участие в интеллектуально-познавательной игре «На орбите».

Ознакомитесь с правилами игры:

  1. Необходимо разделится на 4 команды, и придумать название своей команде (для вручения карт путеводителей и деления на команды дается 2 минуты)
  2. Каждая команда получает карту – путеводитель с порядком прохождения «Орбитальных станции»:

«Космическая физика» - каб. физики  

«Космический спорт» - физкультурный зал

«Космическая химия» - каб. химии

«Космическая литература» - библиотека

«Космический синематограф» - актовый зал

          На станции может находиться только одна команда.

  1. С целью экономии дорогого космического топлива время пребывания на каждой станции ограничивается до 7 минут. За это время вы должны просушить научную информацию по теме и ответить на вопросы или выполнить задание ведущего станции.
  2. За правильно выполненное задание вы получаете баллы, ведущие станции вносят их в карточки учета (приложение 3).
  3. После прохождения всех станции мы встречаемся в актовом зале для подведения итогов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает сладкий приз.

Станция «Космическая химия» (время пребывание на станции не более 7 минут, максимальное количество баллов на станции - 3)

Ведущий – Химик (ученик 10-го класса одетый в белый халат с колбой в руке)

Без усилий многочисленных ученых-химиков, технологов, инженеров-химиков не были бы созданы удивительные конструкционные материалы, которые позволяют космическим кораблям преодолеть земное притяжение, сверхмощное горючее, помогающее двигателям развить необходимую мощность.

Задание:

  1. Скажите, пожалуйста, как называется  важнейший конструкционный материал, который связан с редким сочетанием легкости, прочности и тугоплавкости данного металла? На основе его создано множество высокопрочных сплавов для авиации, судостроения и ракетной техники (на обдумывание ответа команде дается 1 минута, после чего представитель команды дает ответ ведущему в устной форме). (Ответ: титан)
  2. Чтобы преодолеть силы земного тяготения и вырваться в космические просторы, необходимо затратить много энергии. Естественно, что выбор ракетного топлива представляет собой проблему исключительной важности. Основной компонент ракетного топлива керосин. Каким путем и из чего получают этот компонент? (на обдумывание ответа команде дается 1 минута, после чего представитель команды дает ответ ведущему в устной форме), (ответ: путем вторичной переработки нефти)
  3. А так же бес создания высокоточных приборов невозможны полеты в космос. Для создания таких приборов необходимы высокочистые химические элементы. Индий оказался одним из немногих химических элементов, "командированных" в космос, чтобы вписать новые страницы в технологию неорганических материалов. К какой группе элементов относится Индий, и какова его атомная масса? Не забудьте, что вы находитесь в кабинете химии. Вы можете пользоваться пособием, представленным на стенах этого кабинета (на обдумывание ответа команде дается 1 минута, после чего представитель команды дает ответ ведущему в устной форме), (ответ: метал и 114,82 г/моль)

(за каждый правильный ответ команда получает один бал, ведущий вписывает количество полученных баллов в карточку учета и сдает ее счетной комиссии после того как все команды пройду его станцию)

Станция «Космическая физика» (время пребывание на станции не более 7 минут, максимальное количество баллов на станции – более 2-х)

Ведущий - Физик (ученик 10-го класса в белом халате и парике Эйнштейна)

Почему летит птица? Потому, что она крыльями машет. Крылья, словно весла, загребают воздух и толкают птицу вперед. Почему летит самолет с воздушным винтом? Потому, что у него двигатель работает и заставляет винт вращаться. Винт врезается в воздух и тянет самолет вперед.

А вот на Луну самолет не полетит. Поднимется повыше, а там уже воздуха совсем мало. Дальше и вовсе безвоздушное пространство начинается.

На Луну может долететь по инерции снаряд. А еще лучше — ракета. Ей воздух не нужен, она сама себя толкает. У ракеты двигатель особый. В нем сгорает топливо и получается много горячих газов. А в дне у ракеты сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струей. Это от них за ракетой, словно огненный хвост остается. Струя бьет назад — ракета летит вперед.

Давайте проведем опыт:

Нет, на Луну мы пока не полетим. Наша ракета будет летать только здесь. Мы сделаем ее... Впрочем, мастерить, здесь не придется. Возьми резиновую оболочку для детского воздушного шарика. Приложи ее горловину к губам и надуй. Затем отведи шарик, оставив отверстие открытым. Воздух устремится наружу и из шарика начнет бить струя воздуха, значит, он может летать, как ракета?

Да, может! Надуй его снова. Как только выпустим горловину из рук — шарик взлетит. При этом, конечно, весь воздух из него выйдет и «ракета» тут же упадет обратно. Ее действия хватает на какую-нибудь секунду. В отличие от настоящей ракеты.

Какой физический закон мы использовали в этом опыте? (на обдумывание ответа команде дается 1 минута, после чего представитель команды дает ответ ведущему в устной форме). (Ответ: закон сохранения импульса, реактивное движение)  

Задание: Перед вами изображена Луна, попробуйте запустить ракету (шарик) так, что бы она долетела до Луны.

(За каждое попадание ракеты на Луну команда получает один бал, ведущий вписывает количество полученных баллов в карточку учета и сдает ее счетной комиссии после того как все команды пройду его станцию)

Станция «Космический спорт» (время пребывание на станции не более 7 минут, максимальное количество баллов на станции - 5)

Ведущий – Физрук (ученик 10-го класса в спортивном костюме со свистком)

В занятия по специальной физической подготовке космонавтов включаются упражнения, которые по характеру своего влияния близки к раздражителям, действующим на организм летчика в полете. Упражнения для специальной тренировки некоторых качеств и свойств организма, важных для космических полетов.

Задание: Вам предлагается придумать комплекс упражнений для подготовки космонавтов и продемонстрировать его.

Он должен включать в себя упражнения:

- для повышения устойчивости к перегрузкам

- для повышения устойчивости к укачиванию (тренировка вестибулярного аппарата)

- упражнения, способствующие повышению устойчивости организма к недостатку кислорода

- для развития скорости движений и быстроты реакции

- упражнения на расслабление (на обдумывание команде дается 3 минуты, после чего представитель команды или вся команда демонстрируют комплекс упражнении)

(за каждое правильно выполненное упражнение команда получает один бал, ведущий вписывает количество полученных баллов в карточку учета и сдает ее счетной комиссии после того как все команды пройду его станцию)

Станция «Космическая литература» (время пребывание на станции не более 7 минут, максимальное количество баллов на станции - 5)

Ведущий – Литератор (ученица 10-го класса в деловом костюме и в очках)

Были времена, когда книг ещё не было и все истории и знания передавались из уст в уста. В наше время мы имеем читать книги и это - здорово! Сколько разных историй предстает перед нашими глазами, сколько знаний мы получаем. А сколько интересного можно узнать о космосе читая книги, и научные, и фантастические.                                                                                                                  Задание: перед вами краткое содержание некоторых книг о космосе и космических приключениях. Ознакомьтесь с ними и отгадайте, какое содержание принадлежит этим книгам (участникам выдаются бланки для ответов и краткое содержание книг (приложение 1), на обдумывание ответа команде дается 5 минут, после чего представитель команды сдает бланк с ответом ведущему)

 (за каждое правильный ответ команда получает один бал, ведущий вписывает количество полученных баллов в карточку учета и сдает ее счетной комиссии после того как все команды пройду его станцию). (Ответ: №1 – «Воин Марса» Клайн Отис, №2 – «Галактики, как песчинки» Авроменко Олег, №3 – «Звездный удар» Гир Майкл, №4 – «Звездные Самураи» Като Кен, №5 – «Солнечный ветер» Кларк Артур)

Станция «Космический синематограф» (время пребывание на станции не более 8 минут,  максимальное количество баллов на станции - 3)

Ведущий – Режиссёр (ученик 10-го класса в кепке с надписью «Режиссёр» и шейном платке)

Год космонавтики в первую очередь – праздник детских грез. И вы, и ваши одноклассники, мечтали или мечтают стать астронавтом, чтобы надеть скафандр и отправиться покорять просторы Вселенной. А в фильмах о космосе вы, несомненно, найдете своих героев и сможете представить себя астронавтом и покорителем космоса.

Задание: сейчас вы просмотрите отрывки из фантастических фильмов о космосе, ваше задача сказать, как они называются (участникам выдаются бланки для ответов  (приложение 2), а затем демонстрируются три видео ролика по 1,5 минуты, на обдумывание ответа команде дается 2 минуты, после чего представитель команды сдает бланк с ответом ведущему)

 (за каждый правильный ответ команда получает один бал, ведущий вписывает количество полученных баллов в карточку учета и сдает ее счетной комиссии после того как все команды пройду его станцию). (Ответ: 1 ролик - «Звёздные войны»  режиссер Джордж Лукас, 2 ролик – «Звёздные собаки: Белка и Стрелка» режиссер Святослав Ушаков, 3 ролик - «Миссия на Марс» фильм Брайана Де Пальма)

Финальная встреча всех команд в актовом зале

Ведущий:

Вот и закончилось наше путешествие по «Орбитальным станциям». Было интересно и весело. Все очень старались и теперь время подвести итоги, и узнать какая из команд уже сейчас готова отправляться в космос и совершать новые и интересные открытия. Пока работает наша счетная комиссия, послушайте и посмотрите клип «Радиотранс – Космонавт, Если очень захотеть можно в космос полететь» (счетная комиссия, состоящая из трех учителей, подсчитывает баллы)

И, так! (звучит барабанная дробь) наибольшее количество баллов …, набрала команда «……………………………». И именно она становится победителем нашей сегодняшней интеллектуально – познавательной игры «На орбите»! Под громкие аплодисменты своих одноклассников и товарищей просим подняться команду на сцену для вручения диплома «Победителя» и космического торта! (под торжественный марш команда поднимается на сцену, ведущий вручает команде диплом и сладкий приз)

Всем огромное спасибо! До свидание, до новых встреч!  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Краткое содержание  №1

Американский фантаст О.Клайн напоминает, что победа человеческого гения может обернуться неожиданными неприятностями. С помощью своей исключительной способности к телепатии доктору Моргану удалось отправить на Марс землянина Фрэнка Бойда («Воин Марса»). Однако ученый не подозревает, что доверил столь ответственную миссию отпетому уголовнику и жестокому диктатору.

Краткое содержание  №2

3593 год... В разгаре галактическая война. Прошло семь лет с тех пор, как люди снова ступили на Землю – свою древнюю прародину. Всё это время человечество неумолимо теснило Иных, возрождая былое могущество своей расы. А чужаки, расколотые на две враждующие группировки, воевали не только с людьми, но и между собой. Это противостояние было только на руку людям – их враги сами обескровливали друг друга, облегчая тем самым задачу освобождения человеческих планет, которые ещё находились под властью Иных. Но тут случилось неожиданное: одна из рас, альвы, овладела оружием такой разрушительной мощи, что под угрозой оказалось существование всей Галактики......

Краткое содержание  №3

Жестокое противостояние сверхдержав поставило под угрозу само существование земной цивилизации. В этот момент в дела людей вмешиваются всемогущие Ахимса — пришельцы из космоса. Они таинственным образом выводят из строя все ядерные вооружения и избавляют Землю от угрозы глобальной катастрофы. Но Ахимса ставят ультиматум: либо лучшие из солдат Земли отправятся с ними — либо планета погибнет! И земляне вынуждены принять это условие и послать своих воинов в неизведанные глубины космоса......

Краткое содержание  №4

Далекое будущее. Галактика разделена на крупные национальные сектора. Могущественный сектор Ямато, возродивший древние самурайские традиции, развязывает захватническую войну. Ему противостоит разоренный бесконечными междоусобицами сектор Американо...

Краткое содержание  №5

Снасти дрожали от натуги: межпланетный ветер уже наполнил огромный круглый парус. До старта оставалось три минуты, а у Джона Мертона на душе был мир и покой, какого он целый год не испытывал. Что бы ни случилось, когда коммодор даст сигнал стартовать, главное будет достигнуто — независимо от того, приведет его «Диана» к победе или к поражению. Всю жизнь он конструировал для других; теперь наконец-то сам поведет свой корабль.

«Галактики, как песчинки» Авраменко Олег.        

Бланк ответов для станции «Космическая литература»

Название книги

Краткое содержание

 «Солнечный ветер» Кларк Артур

№ …

«Звездные Самураи» Като Кен

№ …

«Звездный удар» Гир Майкл

№ …

«Воин Марса» Клайн Отис

№ …

«Галактики, как песчинки» Авроменко Олег

№ …

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк ответов для станции «Космический Синематограф»

Ролик

Название фильма

№1

№2

№3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточка учета баллов

Станция «……………………………………….»

Название команды

Количество баллов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Пашин В.М. «Умные игры и развлечения для старшеклассников»
  2.  Перельман Я.И. «Занимательная физика»
  3.  Эголинский Я.А. «Полеты в космос и физическая культура молодежи» Я.А.

Интернет ресурсы

  1. «Библиотека космической фантастики» http://spacelib.net 
  2. «Занимательная химия» www.ALL-MET.narod.ru 
  3. «Киноэксперт» - энциклопедия кино www.kinoexpert.ru 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...

Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"

Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности по обществознанию для 8 - 9 классов "Азбука гражданина"

Программа включает в себя все разделы по обществознанию, которые встречаются в ОГЭ и ЕГЭ. Материал будет полезен для учителей, работающих в старших классах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА интеллектуально-познавательной направленности «Экспериментальная физика»

Пояснительная записка Программа «Экспериментальная физика» составлена на основе авторской программы Каниной Л.Н. «Юный исследователь».Основная цель правительственной страт...

Краткосрочная досуговая программа Интеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста «ТУРНЕ ПО ДОРОГАМ ПДД»

Данная программа (интерактивные задания викторины «ТУРНЕ ПО ДОРОГАМ ПДД») может быть использована педагогами дополнительного образования объединений «Автошкола», «ЮИД&raq...

Интеллектуально-познавательная новогодняя игра

Игра предназначена для создания новогоднего настрония....