Подготовка к итоговой аттестации в новой форме
рабочая программа (9 класс) по теме

Зубова Анна Николаевна

рабочая программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_po_matematike_9_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

на Педагогическом

совете  (протокол заседания

от _30__ августа 2013 г. №1___)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Подготовка к итоговой аттестации в новой форме»

                                                                              Составитель:

                                                                                           учитель математики

                                                                             Зубова  А. Н.

с. Троицкое

2013г

  1. Пояснительная записка
  1. Настоящая рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса составлена на основе:
  2. 1. Федерального уровня:
  3.  - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.12, ст.13 п.1, ст.28 п.3
  4.  - Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897.
  5. - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
  6.  - Программ общеобразовательных учреждений. Алгебра. Геометрия.  / Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011г.
  7. 2. Школьного уровня:
  8.  - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Троицкая сош»

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации  в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи: Обобщить и систематизировать  знания по математики  за курс основной общеобразовательной школы;

 Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;

Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

  1. Общая характеристика
  1. С учетом изменений в ГИА-2013 года  задания предусмотренные в ходе реализации  рабочей программы  подразделены на  три модуля : «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».  Модули «Алгебра» и  «Геометрия» предполагают две части, соответствующие овладению математической компетентности на базовом и повышенном  уровнях,   модуль  «Реальная математика»- одну часть, соответствующая овладению знаниями на базовом уровне.  Проверка усвоения материала   предполагает работу  с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;  При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач), умение пользоваться математической  записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к простому применению алгоритма, а также применять  математические знания в простейших практических ситуациях.
  2. Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия»  направлены на проверку  владения материалом на повышенном уровне. Их назначение- дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня  сложности из различных разделов курса математики. Задания второй части модуля  направлены на проверку таких качеств математической подготовки, как:
  3. -уверенное владение формально- оперативным алгебраическим аппаратом;
  4. -умение решать комплексную задачу, включающую в себя  знания из различных тем курса алгебра;
  5. -умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
  6. -владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
  1.                                      Место занятий в базисном учебном плане.

Занятия по подготовке к ГИА в 9 классе проводятся из расчета 0,5ч в неделю, всего 17 часов.

  1.                                           Ожидаемые результаты:
  2. - Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий  ГИА-2013.
  3. - Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  4. - Выработают умения: Контролировать  время  выполнения заданий; Оценивать трудность заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  5. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен

  • знать/понимать
  • Свойства степени с натуральным и целым показателями.
  • Свойства арифметического квадратного корня.
  • Стандартный вид числа.
  • Формулы сокращённого умножения.
  • Приёмы разложения на множители.
  • Выражение переменной из формулы.
  • Способы решения различных уравнений
  • Различные методы решения систем уравнений
  • Способы решения различных неравенств
  • Область определения выражения.
  • Системы неравенств.
  • Определение арифметической и геометрической прогрессий.
  • Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

  • уметь
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики функций;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
  • решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром;
  • решать задачи из контрольных измерительных материалов экзамена.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

  1.                                   Формы организации учебных занятий
  2. Формы проведения занятий включают в себя лекции, практикумы и зачеты.
  3.   Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал дается  в форме мини лекции. После изучения теоретического материала проводится практикум по решению задач для  закрепления изученного материала.
  4.  Занятия строятся с учётом цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе.  Выполнение  заданий на практикумах осуществляется в три этапа- по модулям. Каждое задание базового уровня характеризуется пятью параметрами: элемент содержания; проверяемое умение; категория познавательной области; уровень трудности и форма ответа. Предусмотрены следующие формы ответа: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом на соответствие. Задания второй части  требуют записи решения и ответа.
  5.  В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут,  тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Такая форма работы  обеспечивает эффективную обратную связь, позволяет учителю  и ученикам  корректировать свою деятельность.
  6.  Контроль и система оценивания
  7. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися зачетных работ.  Для оценивания результатов выполнения  зачетных  работ выпускниками  применяется такой количественный показатель, как общий балл.
  8.  Итоговый контроль реализуется в форме внутришкольного пробного ГИА.
  1. Содержание программы

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.


Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). . Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Тема 9. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Тема 10. Решение геометрических задач.

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА

  1. Учебно-тематический план

Ур.

Тема

Количество часов

Формы проведения

Результат

Всего

Лекции

Практикум

1-2

Числа и выражения.
Преобразование выражений

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

 Актуализация вычислительных навыков.
Развитие  навыков тождественных преобразований.

3-4

 Уравнения.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

5-6

Системы уравнений.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах

 Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

7

Неравенства.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

 Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

8-9

Координаты и графики.

2ч.

1.

1 ч.

Мини-лекция, лабораторная работа

 Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

 

10

Функции

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Групповая работа, тестирование

11

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1 ч.

0,5

0,5 ч.

Комбинированный урок,
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

12-13

Текстовые задачи

2 ч.

0,5 ч

1,5 ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

 14

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать простейшие задачи.

15-16

Решение геометрических задач

2 ч.

1

3 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Умение работать с геометрическим материалом теста ГИА

Список используемой литературы

  •  Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Тематические тесты для подготовки к ГИА. Издательство « Легион -М»,2013г.
  • Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. МАТЕМАТИКА. Тренажер по новому плану ГИА. «Легион Ростов- на-Дону»,2013г.
  • Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. ГЕОМЕТРИЯ. Тренажер по новому плану ГИА. «Легион Ростов- на-Дону»,2013г.
  • Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2013г.
  • А.В. Семёнов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. МАТЕМАТИКА 2013.

 Интернет-ресурсы

ГИА 2013. Математика. Открытый банк заданий ГИА 2013 по математике: прототипы заданий.

http://www.mathgia.ru

http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)

http://mathem.by.ru/index.html -  Математика online

http://matematika.agava.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА)» (методические рекомендации)

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы учебно - информационного обеспечения организации обучения физике при подготовке обучающихся 9 - х  классов к государственной (итоговой) аттест...

Карта банка заданий В 21 для подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации (по новой форме

Карта банка заданий В 21 для подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учрежденийк государственной итоговой аттестации (по новой форме...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике в 2015-2016 уч. году

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике в 2015-2016 уч. году...