Интеллектуальное путешествие по Литературляндии и Русляндии
методическая разработка (5 класс) по теме
"Интеллектуальное путешествие по Литературляндии и Русляндии" для учащихся 5 и 11 классов. Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, к литературе, друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность, проверить знания в области русского языка и литературы, провести работу по подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnoe_puteshestvie.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное путешествие по
Литературляндии и Русляндии
Игра для учащихся 5 и 11 классов.
Составитель: Морозова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Кашира – 8, Московская область.
ЦЕЛИ: способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, к литературе, друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность, проверить знания в области русского языка и литературы, провести работу по подготовке к ЕГЭ.
ОФОРМЛЕНИЕ: эпиграфы записаны на доске, на доске прикреплены паровозик, названия станций и указан маршрут движения команд 5 и 11 классов, на каждом столе стоит карточка с названием команды, лежат вагончики-иллюстрации для записи заданий, лежат ручки и карандаши.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: придумать своей команде название, девиз и нарисовать эмблему.
ЭПИГРАФЫ: «В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувства, в нем запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий».
( В.Сухомлинский, педагог).
«Язык - это вековой труд целого поколения».
(В.И.Даль, русский лексикограф).
ХОД ИГРЫ.
(Учителю русского языка и литературы помогают учащиеся старших классов, которые входят в состав жюри).
ВЕДУЩАЯ. Добрый вечер, дорогие друзья.
ВЕДУЩИЙ. Как говорил известный собиратель слов С.И.Ожегов: «Путешествие- это поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно ради ознакомления или отдыха)». Сегодня мы тоже отправимся в интересное путешествие по загадочным странам. Во время интеллектуального путешествия вы не только отдохнете, но и узнаете много нового и интересного.
ВЕДУЩАЯ. В мире много интересных, загадочных, удивительных стран. А сегодня мы отправимся в путешествие по странам Литературляндия и по стране Русляндия.
ВУДУЩИЙ. В первом вагончике, который называется………., поедут ученики 5 класса. Во втором вагончике, который называется………, поедут ученики 11 класса.
ВЕДУЩИЙ. Ну что, поехали!
ВЕДУЩАЯ. Поехали!
(Раздается гудок паровозика, и звучит песенка «Мы едем, едем, едем в далекие края…»).
Все конкурсы проводит учитель русского языка и литературы.
1 СТАНЦИЯ «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ…»
(домашнее задание)
Учащиеся 5 класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.
Учащиеся 11 класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.
(Жюри оценивает первый конкурс по ПЯТИБАЛЛЬНОЙ системе).
2 станция «Ударная…»
(Каждая команда получает карточку с заданием. В течение 1 минуты расставляет ударение в словах, подбирает прилагательные к именам существительным).
КАРТОЧКА ДЛЯ КОМАНДЫ 5 КЛАССА.
Расставьте ударения в словах: звонит, свекла, каталог, красивее, квартал.
Подберите к именам существительным имена прилагательные:
какаду, тюль, шампунь, рояль, кенгуру.
КАРТОЧКА ДЛЯ КОМАНДЫ 11 КЛАССА.
Расставьте ударение в словах: газопровод, гладильная, гофрированный, диспансер, закупорить.
Подберите к именам существительным имена прилагательные:
какаду, тюль, шампунь, рояль, кенгуру.
(жюри оценивает второй конкурс по ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ системе).
Правильные ответы: звонИт, свЁкла, каталОг, красИвее, квартАл, газопровОд, гладИльная, гофрирОванный, диспансЕр, закУпорить.
Красивый какаду, ароматный шампунь, цветной тюль, старинный рояль, молодой кенгуру.
3 СТАНЦИЯ « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ…»
(Указать, какие изобразительно-выразительные средства используют авторы в данных предложениях. Команда обдумывает в течение 1 минуты, а потом объясняет свою точку зрения).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА.
- Висят лохматые серые тучи. (С.Антонов).
- Лед неокрепший на речке студеной, СЛОВНО КАК ТАЮЩИЙ САХАР, ЛЕЖИТ. (Н.Некрасов).
- ОТГОВОРИЛА роща золотая. (С.Есенин).
- Куда ты скачешь, ГОРДЫЙ конь…
- Бежать, мчаться, лететь…(Как можно назвать эти слова?).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА.
- По речке плыла лодка. Большая. Я видел солнце. Над головой.
- Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами…(М.Ю.Лермонтов).
- Друзья Людмилы и Руслана…(А.С.Пушкин).
- Море по колено, слезы текут ручьем…
- Железная правда - живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь. (О.Мандельштам).
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
5 класс- эпитет, сравнение, олицетворение, эпитет, синонимы.
11 класс-парцелляция, параллелизм, перифраза, гипербола, анафора.
(Жюри оценивает третий конкурс по ПЯТИБАЛЛЬНОЙ системе).
4 СТАНЦИЯ «НЕДОСКАЗАННАЯ…»
(Каждая команда получает по 5 пословиц, к которым необходимо подобрать концовку. Ответить на вопрос «Как вы понимаете смысл одной из пословиц?». На выполнение этого конкурса отводится 2 минуты).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА
1.Правда глаза……. (колет).
2.Смелость города……. (берет).
3.От добра добра……. (не ищут).
4.Не место красит человека, а……. (человек место).
5.Труд человека кормит, а……. (лень портит).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА.
1.Не боги горшки……. (обжигают).
2.Куй железо……. (пока горячо).
3.Волка бояться……. (в лес не ходить).
4.Как аукнется,……. (так и откликнется).
5.Чистота-залог……. (здоровья).
(Жюри оценивает четвертый конкурс по ШЕСТИБАЛЛЬНОЙ системе).
5 СТАНЦИЯ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ…»
(Поочередно командам зачитывается отрывок (портрет литературного героя), необходимо назвать имя героя или автора произведения).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА.
- «Обе семьи достали себе по большому деревянному ящику и разводили в них коренья для супа и зелень. …В каждом ящике рос небольшой куст; и кусты эти чудесно разрастались. … Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу в гости и сидеть под розами. … Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра». (Кай и Герда, Андерсен «Снежная королева»).
- «Мачеха взваливала на девушку всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она и посуду чистила, и лестницу мыла, и полы натирала в комнатах капризной мачехи и ее избалованных дочек. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке.… Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу…»
(Золушка, Ш.Перро «Золушка»).
- «Сиротка круглый был этот парнишка. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и более…. Забьется, куда в уголок, уставится глазами на картину, какую, а то на украшение, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули…»
(Данилка, П.П.Бажов «Каменный цветок»).
- «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках.…С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.… Соорудил… истинно богатырскую кровать…»
(Герасим, И.С.Тургенев «Муму»).
- «Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу…»
(«Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА.
- «Это был человек лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Цвет лица не был румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный… на нем был халат из персидской материи…, … он мог дважды завернуться в него… Лежанье… это было его нормальным состоянием».
(Илья Ильич Обломов, И.А.Гончаров «Обломов»).
- «Каморка походила более на шкаф, чем на квартиру… Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться… Он был задавлен бедностью…, худо одет,… комната с желтыми обоями…»
(Родион Раскольников, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
- «…отвечал ленивым, но… мужественным голосом… Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
(Евгений Базаров, И.С.Тургенев «Отцы и дети»).
- «Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!
Твои речи - будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюсь смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости».
(Алена Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
- «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно…»
(Остап и Андрий, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).
(жюри оценивает пятый конкурс по ПЯТИБАЛЛЬНОЙ системе).
6 СТАНЦИЯ « ИСТОРИЧЕСКАЯ…»
(Приглашаются капитаны команд, им предлагается показать на себе те части, которые просит учитель).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА.
- Чело (лоб).
- Очи (глаза).
- Длань (рука, ладонь).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА.
- Шуйца (левая рука).
- Ланиты (щеки).
- Десница (правая рука).
(Жюри оценивает шестой конкурс по ШЕСТИБАЛЛЬНОЙ системе).
7 СТАНЦИЯ «ДОГОНЯЛКИ…»
(Каждой команде задается по 10 вопросов, на которые нельзя долго раздумывать, а необходимо сразу же дать ответ. Вопросы из области русского языка, литературы, МКХ).
ВОПРОСЫ ДЛЯ 5 КЛАССА.
- Назовите автора картины «Царевна- лебедь». (М.А.Врубель).
- Сколько букв «ЭС» пишется в слове колОсс. (Две).
- Назовите суффикс в слове мастерица. (-ИЦ).
- Подскажите, существует ли приставка З. -. (нет).
- Царь Дадон, петушок, Шамаханская царица - это герои какого произведения. (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
- Туч, задач, луж.… К какому склонению относятся эти существительные? (к 1-ому склонению).
- Жюри, брошюра, парашют.… Какую букву будем писать в корне? (букву Ю).
- К какой части речи относятся слова: бежим, говорит, пишет? (Это глаголы).
- Назовите автора следующих произведений: «Майская ночь, или Утопленница», «Вий», «Ночь перед Рождеством». (Н.В.Гоголь).
- Назовите хотя бы одного автора толкового словаря. (Ожегов, Даль).
ВОПРОСЫ ДЛЯ 11 КЛАССА.
- Назовите автора картины «Алёнушка» (В.М.Васнецов).
- Сколько букв «ЭС» пишется в словаре инкассатор. (две).
- Назовите суффикс в слове крылышко. (-ышк).
- В словах здесь, здоровье, здание приставка З -? (нет).
- Молчалин, Скалозуб, Фамусов - это герои какого произведения. (Грибоедов «Горе от ума»).
- Брить, стелить…. К какому спряжению относятся эти глаголы? (к 1-му спряжению).
- Шов, шорох, шомпол…. Какую букву будем писать в корне? (Букву О).
- К какой части речи относятся слова: который, их, твоему? (Это местоимения).
- Назовите автора следующих произведений: «Олеся», «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор». (А.Куприн).
- Назовите хотя бы одного автора толкового словаря. (Ожегов, Даль).
(Жюри оценивает седьмой конкурс по ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ системе).
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ КОНКУРСА И ИГРЫ, ВРУЧАЕТ ПРИЗЫ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Старинные русские пословицы и поговорки/Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина- М.:Дет. Лит., 1984.
- Литература. 5 класс: учебник- хрестоматия в 2 частях/ автор-составитель: М.А.Снежневская, О.М.Хренова…, под ред. Г.И.Беленького-М.: Мнемозина, 2008.
- Пушкин А.С. Сказки. Поэма. - М.: Стрекоза-пресс,2006.
- Гончаров И.А. Обломов. - М.: Правда, 1989.
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: Правда, 1988.
- Тургенев И.С. Отцы и дети. – Эльбрус, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.
Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...
Интеллектуальная игра "Путешествие по стране АКИТАММАРГ"
Театрализованная постановка с элементами интеллектуальной игры для 5-6 классов...
Интеллектуальная игра "Путешествие по материкам"
Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса....
Интеллектуальная игра "Путешествие по столицам Зарубежной Европы" (презентация)
Разработку внеклассного мероприятия можно использовать во время проведения предметной недели географии. Материал рассчитан для учащихся 6-11 классов, мероприятие проводится в форме иг...
Интеллектуальная игра "Путешествие по столицам Зарубежной Европы" (сценарий)
Проведение игры включает использование сценария и слайдовой презентации. Игра рассчитана на учащихся 6-11 классов. Проводится во время предметной недели географии....
Интеллектуальное путешествие в страну знаний.
Классный час для 6 класса в форме путешествия по станциям. Его материал способствует развитию у детей любознательности, формирует положительное отношение к знаниям, развивает у детей умение работать в...
Сценарий интеллектуального путешествия
Материал для проведения внеклассного мероприятия...