Классный час "Жить как люди"
классный час (8 класс) по теме

Парфёнова Любовь Николаевна

Классный час для учащихся 7-8 классов по толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.odt93.08 КБ

Предварительный просмотр:

                        Классный час  «Жить как люди».

(для учащихся 7-8 классов )

Цель:

  • Формирование представление о толерантной личности.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
  • Способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Задачи:

            -развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

            -содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих

         принять себя и уважительно относиться к себе;

            -формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности , толерантного и интолерантного класса;

Оборудование: проектор, компьютер,  листы бумаги

  •                               План классного часа:

1. Знакомство и командообразование.

2.Притча «Ладная семья».

3.Знакомство с понятием « толерантность».

4.Эксперимент «Хорошо ли мы знаем друг друга».

5.Определение уровня толерантности.

6.Упражнение на закрепление понятия толерантности.

7.Анкетирование.

8.Определение толерантности классного коллектива.

9.Резюме.

10. Рефлексия: творческая работа «Пожелание другу»      

                                           Эпиграф:

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Бернард Шоу

(слайд2)

  1. Знакомство и командообразование.

-Начинаем наше занятие с упражнения на знакомство.

Все участники становятся в круг. Учитель называет свое имя и имя любого участника и кидает ему мячик. Задача участника - поймать мяч, сказать «спасибо, Катя (имя ведущего)», затем назвать свое имя и имя того, кому кидает мяч. Следующий участник, поймав мяч, также говорит: «Спасибо, ...(имя того от кого поймал мяч)», дальше говорит свое имя и потом кидает мяч и называет имя следующего участника. Важно запомнить цепочку передвижения мячика – кто от кого ловил мяч и кому кидал. После того, как мяч побывал у всех участников, он возвращается к ведущему, объясняется дальнейший ход упражнения
Вопрос к классу: «Какое количество мячиков группа готова перекидывать одновременно? При этом проговаривая цепочку имён, начиная с первого и до следующего, и так каждый раз». Попробуйте начать с 2-х мячиков.

/ученики разделены на две группы/

  1. Введение в тему.

-Учитель читает притчу «Ладная семья»

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:              

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».     (слайд3)

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

  1. - Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

  1. Знакомство с новым понятием.


-
 Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

 - 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.  (слайд4)

4.Эксперимент. Хорошо ли мы знаем друг друга.

/работа в группах/

Я предлагаю сейчас рассмотреть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в   жизни (Работа в группах).

1. Ситуация. Вы принесли в класс новый планшет, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из одноклассников у вас  его выхватил и не отдает. Как бы вы разрешили конфликт?   (слайд №5)

2 ситуация. Оля на уроке технологии испекла очень красивую запеканку в форме поросенка и все им любовались. Только одна Катя сказала, что она может сделать лучше, а когда Оля не поверила, Катя испортила запеканку. (слайд №6)

3 ситуация. Учащиеся гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы вы поступили? (слайд №7)

- Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?

        Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

-А теперь выясним, насколько вы толерантные? Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом? Оцените свой уровень толерантности. (слайд №8)

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

"терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает".

"не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает"

"мне очень нравится этот человек", "с этим человеком легко общаться".

Упражнение на закрепление понятия «Толерантность»:   (слайд9)

а) соотнесение высказывания с заповедью:

> «Наши  сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сёстрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».

     /возлюби ближнего своего/

> «Гнев — страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».

    /не убий/

> «Не делай другому того, от чего больно тебе».

     /золотое правило/

> «Ничто притворное не может быть продолжительным».

    /не лги/

> «Любовь к родителям-основа всех добродетелей».

     /почитай отца своего и матерь свою/

> «Воровство порождает лень и жадность»

     /не кради/

  • Итак, быть толерантным, значит:    (слайд10)
  • УВАЖАТЬ ДРУГОГО.
  • ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.
  • НЕ ЗЛИТЬСЯ.
  • БЫТЬ ДОБРЫМ, ТЕРПИМЫМ
  • СОСТРАДАТЬ.

б)определение  качеств толерантной личности      (слайд11)

  • Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждой группы на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что , по вашему мнению, не относятся, зачеркните. Качества:

Толерантная личность. Я:          (слайд12)

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

в) Анкетирование «Насколько вы терпимы?»

- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под держали. Расстроитесь?

 а) да; б) нет.                                                  

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

    Что вы предпочтете?      

   а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;                      

   б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?                              

     а) вы терпеливо ждете, находя для себя  какие-то занятия, например, читаете  или отгадываете кроссворд;    

   б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.                                 

 5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно  отличаются от вас своими привычками?                      

а) мне трудно было бы это сделать;                  

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

     а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

     б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

     а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима ние отвлечено от меня;

     б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;                

б) вступаете в спор.

Обработка результатов        

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор лом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете    принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд  поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

-Каждый из нас не повторим и значим в нашем классе, в нашей школе, в нашей стране. Давайте определим какой наш класс?

Определение толерантного и интолерантного класс

Давайте сделаем выводы из анкетирования:  Какой наш класс?

Толерантный класс- это:        

Умение слушать и слышать

Стремление разобраться, расспрашивание
Совет, предложение

Похвала, согласие

Подбадривание. Благожелательность

Утешение , уважение, поддержка            (слайд13)

Интолерантный класс-это:

Перебивание, неумение слушать

Игнорирование, отстранение

Обзывание, обвинение,  упреки

Осуждение, критика

Угрозы, предостережение, предупреждение,  указание

Правила толерантного общения

Если ты вступил в спор помни:

Истина не принадлежит тебе, как не принадлежит ни кому

Не говори»Ты не прав», а только- « Я с тобой не согласен»

У тебя есть право на собственное мнение, но нет права на факты

Опирайся на факты, Не забывай о чем, собственно, ты споришь.

Не перескакивай с темы на тему. Формулируй свою точку зрения вначале, а затем подтверди ее фактами и примерами.

Будь краток, не злоупотребляй временем другого.

Говори сейчас, здесь, а не потом, за спиной того, с кем споришь.

Каждый имеет право на молчание

Резюме.

 Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками…Скоро вы заметите, что люди гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо ( К. Паустовский )      

 Рефлексия в конце занятия:

- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

Что больше всего понравилось?

  • На листах бумаги обведите свою ладонь, вырежьте и напишите пожелание своему однокласснику. Приклейте ваши ладошки на ватман.
  • Пусть ваши пожелания исполнятся       (слайд14)

На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантности.

  • Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
    Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Библиография

1. «Толерантность в общеобразовательной школе»   Л.Г. Федоренко

2.    Используемые ресурсы:

http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
 http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
 http://tolerance.fio.ru/forum.php
http://www.tolz.ru/library/?id=649


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великие люди Красноярья"

Классный час знакомит обучающихся с именами людей, ставших очень дорогими городу Красноярску....

Презентация к классному часу "Знаменитые люди нашего города."

Цель: обогатить знания учащихся о знаменитых людяхТамбоваЗадачи:- создавать условия для стремления глубже изучать историю родного города;- развивать чувство гордости за свою малую родину;- ...

Классный час "Подари людям веру,надежду,любовь.

Классный час о волонтерской работе школы.Мастер-класс по изготовлению поделки!...

Классный час «Есть люди вечные гореньем…» (к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова)

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Маршала Советского Союза Г.К.Жукова;            2) воспитывать интерес учащихся к великим ...

Классный час "Необычные люди"

Классный час проведён в рамках Международного дня инвалидов...

Классный час (сценарий) "Люди мира, берегите мир!"

Данный материал можно использовать как сценарий к торжественным датам, так и в любое время в качестве патриотического воспитания....

Классный час "Пожилые люди"

Семья – это самое дорогое, что есть у человека, потому что это его самые близкие люди. Именно за свою семью, за свой родной дом сражались наши прадеды в Великую Отечественную, именно о своей сем...