Тематический классный час:«Золотой фонд литературы, или освоение новых стихотворных жанров»
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Кучумова Римма Геннадьевна

Данный тематический классный час был разработан к Дню матери. Дидактический материал позволяет не только осовить учащимся новые стихотворные жанры, но и подготовить поздравление для мам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кучумова Римма Геннадьевна

МБОУ СОШ № 200

Классный руководитель 6-а класса

Тематический классный час: «Литература – золотой фонд человечества»

1-й этап. Инсценировка к мероприятию. ( Можно прочитать по ролям)

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

Незнайка:  Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик: А у тебя способности есть?

 Незнайка:   Конечно, есть. Я очень способный.

Цветик: Это надо проверить.  Ты знаешь, что такое рифма?

  Незнайка:   Рифма? Нет, не знаю.

 Цветик:  Рифма  -  это  когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

  Незнайка:  Понял.

Цветик:    Ну, скажи рифму на слово "палка".

  Незнайка:    Селедка.

 Цветик: Какая же это рифма: палка - селедка?  Никакой  рифмы  нет  в  этих

словах.

Незнайка:  Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

  Цветик: Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка,  печка - свечка, книжка - шишка.

Незнайка:    Понял,  понял!  Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

Цветик:     Ну, придумай рифму на слово "пакля".

 Незнайка:   Шмакля.

  Цветик:    Какая шмакля?  Разве есть такое слово?

 Незнайка:   А разве нету?

  Цветик:   Конечно, нет.

 Незнайка:  Ну, тогда рвакля.

Цветик:   Что это за рвакля  такая?

  Незнайка:     Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

  Цветик: Врешь  ты  все,  такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

  Незнайка:    А если я не могу подобрать другого слова?

   Цветик: Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

  Незнайка:     Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма.

Цветик:  Сейчас. (Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки,  голову  наклонил набок  и  стал  думать.  Потом  поднял голову кверху и стал думать, глядя на  потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок  и  стал  думать, глядя  на  пол.  Проделав  все  это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя): - Пакля,  бакля,  вакля,  гакля,  дакля,  макля...   Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

 Незнайка:      Ну вот! Сам  задает  такие  слова,  на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.

Цветик:   Ну,  способный,  способный,  только отстань!   У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма,  вот  тебе  и стихи.

 Незнайка:    Неужели это так просто?

  Цветик: Конечно, просто. Главное - это способности иметь.

2-й этап. Беседа.

Вопрос:  Итак, ребята. Что же посоветовал Цветик Незнайке? Получается, что главное при создании стихов – правильно подобрать рифму. Посмотрите на доску: там записаны два четверостишия, рифмы подобраны. Можно ли сказать, что у меня записаны стихи? Чего не хватает?

Не бывает лягушки без тучи.

Не бывает поэта без кручи.

Скалолаза не встретишь без кочки.

И дождя не бывает без строчки.

И ремня не бывает без печки.

И избы не бывает без шляпы.

И не водится рыба без папы.

- Ребята, переставьте слова так, чтобы в четверостишиях появился смысл.

3-й этап. Знакомимся с жанрами стихотворений. Первое знакомство с синквейном.

Лекция учителя: “синквейн” (французское), обозначающее “пять строк”

1.Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Она

2.        Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

3.        Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

4.        Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

5.        В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга

Задание: Сочините по данной схеме стихотворение, посвященное маме.

Примеры синквейнов:

Ты

Красивая, милая.

Воспитала, растила, кормила.

Каждый любит тебя, дорожит тобою,

Мамуля!

(Удилова Кристина)

Она

Красивая, любимая

Воспитывает, учит, любит.

Её любят, её уважают-

Мама!

(Фатхуллина Алина)

Она

Любимая, добрая.

Заботится, любит, помогает.

Семья- свет, одиночество- тьма

Мама!

(Ломовцев Данил)

Мама

Добрая, хорошая.

Воспитывает, помогает, заботится,

Всегда понимает и ждет.

Мама!

(Гарбузова Евгения)

Ты

Красивая, нежная.

Воспитываешь, любишь, учишь.

Каждый тебя любит, ценит,

Мама!

(Зыкова Виктория)

Ты

Красивая, любимая, интересная

Учишь, воспитываешь, любишь.

Дороже всех на свете ты,

Мама!

(Садчикова Елизавета)

Второе знакомство. Диаманта.

Диаманта

– стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Строчка первая: тема (существительное)

Строчка вторая: определение (два прилагательных)

Строчка третья: действие (три причастия)

Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

Строчка пятая: действие (три причастия)

Строчка шестая: определение (два прилагательных)

Строчка седьмая: тема (существительное)

Задание: Сочините по данной схеме стихотворение, посвященное маме.

Примеры диамантов:

Мамуля

Светлая, знающая, любящая.

Любовь, добро, надежда, знанья.

Уставшая, стареющая, грустящая

Бабуля.

( Удилова Кристина)

Она

Ждущая, воспитывающая, любящая.

Добрая, светлая.

Ангел, тепло, любовь, вера.

Хорошеющая, преображающаяся, расцветающая-

Мама!

(Садчикова Елизавета)

Мама

Веселая, добрая

Прекраснейшая, молодеющая, радующаяся.

Жизнь, тепло, забота, любовь.

Зарабатывающий, любящий, скромный-

Папа.

(Штым Арина)

Знакомство третье- акростих.

Исследование литературного материала:

Прочитайте стихотворение и определите, в чем  особенность его построения.

Ангел лёг у края небосклона.

Наклонившись, удивлялся безднам.

Новый мир был синим и беззвездным.

Ад молчал, не слышалось ни стона.

 

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье.

Миру лав досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

 

Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Ответ: начальные буквы составляют имя поэта- анна Ахматова

  1. Акростихи – это стихотворения, в которых первые буквы строк составляют какое-то слово. Существует также несколько разновидностей акростихов, таких, как, например.

Задание: Сочините по данной схеме стихотворение, посвященное маме.

Примеры акростихов:

Мамуля,

Ангел ты мой!

Милая, любимая.

Ах, как я тебя люблю!

Можешь научить меня всему,

Ой, мама, как тебя люблю!

Я все отдать тебе одной готова,

Любимая, красивая, и ласковое имя у тебя-

Юлия!

Богаче всех имен твое одно.

И я хочу сказать тебе вот что:

«Мама!

Ах, как сильно

Я тебя люблю!»

(Гарбузова Евгения)

Моя любимая мама,

Ах, как люблю я тебя.

Мама, родная,

Аккуратная, веселая, общительная!

(Хабаров Роман)

Моя любимая мама!

Аккуратная, артистичная,

Милая, веселая, красивая.

Ах, чтоб вечно ты жила!

(Зыкова Виктория)

Моя любимая Мама!

Ах, как я люблю тебя!

Мир твой в душе очень спокойный,

А на земле он веселый.

Мне так хорошо с тобой.

О боже, весной я снова с тобой,

Я гуляю по берегу,

Лицо отражается в море,

Юмор слушаю твой.

Блестят твои волосы

И сережки  в ушах.

Мир полон сказок,

А я с тобой,

Я гуляю с тобой, и мне хорошо!

(Симонов Леонид)

Милая, добрая, лучшая мама!

Обожаем и любим тебя.

Я, Настена, папуля и Тася.

«Мастерица ты наша»,- говорим мы любя.

Аккуратно и нежно воспитаны

Мы тобою, мамуля, давно.

«Осторожна ты будь на дороге-

Часто беспокоишься ты!»

Красивая, самая лучшая,

Ангел наш, ты от Бога!

(Штым Арина)

Милая моя! Я тебя люблю!

Активная, любимая и нежная.

Мамочка красивая, добрая, любящая.

Ах, как же мне повезло с тобой.

Мама.

Одно слово на уме.

Я тебя всем сердцем обожаю.

Люблю и уважаю!

Юлой верчусь я, когда хочу помочь.

Бывает, мы поссоримся

И сразу же помиримся, ведь я тебя люблю.

Мама, с тобой очень весело.

А если есть проблемы- знай:

Я помогу!

(Лисицкая Милана)

Моя любимая мама!

Ах, как я люблю тебя!

Мир бы весь я отдала!

Ах, чтоб вечно ты жила!

Маму любим, уважаем.

О нас всегда лишь думаешь.

Я строчки посвящаю для тебя.

Люблю, люблю  тебя!

Южный ветер с моря дует,

Боль в душе,

И ты скучаешь,

Мамочка,

Ах, обожаю тебя

Я!

(Фатхуллина Алина)

Мама моя, любимая!

Ах, как я люблю тебя.

Мой ангел, мама!

Ах! Как я люблю тебя!

(Комлева Александра)

Одна единственная и неповторимая.

Ласковое имя у тебя.

Я люблю тебя так сильно!

Что не поверишь никогда.

У тебя красивые глаза.

С тобой мне весело всегда.

О тебе могу писать часами.

В твоей я ласке утопаю!

И у тебя хватает ласки и добра на всех.

Тебе любви не жалко.

И любят все тебя всегда.

Настолько, что тебя все

Ангелом считают.

(Чусовитина Алена)

Итог урока: сочиненные стихи мы подпишем на открытке маме и подарим на День матери.

Resource id #3566

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал по литературе "Стихотворные жанры и формы".

Анализируя стихотворение, учащиеся иногда затрудняются определить его жанр, форму.  Данный справочный материал сделан в помощь учащимся....

ТЕСТ-киномарафон "Золотой фонд кинематографии"

Автор-Спиридонова Тамара Ивановна -педагог высшей квалификационной категории "ДТТОТЕАТР-КИНО" в ГБОУ ЦДОД "Детский телевизионный учебный центр" г.Москва http://dttoteatrkiho.ucoz.ru ( предмет - «экр...

Методическая разработка для самостоятельного освоения новых знаний по теме "Музыка и литература".

Данный ресурс разработан по программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева в рамках раздела «Музыка и литература» 5 класса, который включает в себя несколько тем:v«Самый значительный жанр вокальной музыки»...

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"

Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов  «Новые стратегии успеха в современном образовании»  Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...

Информация о Театре танца «РЕЛАКС» внесена в Энциклопедию «ЗОЛОТОЙ ФОНД УСПЕХОВ И ДОСТИЖЕНИЙ», том II.

Ведущий творческий коллектив города Москвы Театр танца «РЕЛАКС» стал номинантом для публикации истории успеха в Энциклопедии «ЗОЛОТОЙ ФОНД УСПЕХОВ И ДОСТИЖЕНИЙ»! Издание выпуск...

Практическая работа по определению стихотворных жанров

Работа содержит несколько отрывков из литературных произведений и Приложение с определением самых распростаненных стихотворных жанров. Обучающийся должен найти соответствия примеров и определений....