Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях
статья по теме

Лисенкова Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на  внеклассных  мероприятиях»

                 (из опыта работы)

                                                                            

 

  Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко, я стараюсь использовать при работе с родителями.

В нравственно-патриотическом воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) я пытаюсь объяснить детям  такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Стараюсь подвести их к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. На внеклассных мероприятиях я рассказываю ребятам о подвигах героев Великой Отечественной войны. Вместе читаем рассказы, учим стихи, песни. Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты дети видят у героев - защитников Отечества.

Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей боевой славы, в Парк Победы. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей. Иногда, даже сразу рассуждения и выводы: правильные, неточные или ошибочные. Поэтому я должна быть всегда готова, верно, ответить на эти вопросы, что-то уточнить, привести яркие примеры, убедить или разубедить.

        Проводя классный час на тему «Славим Родину трудом», большое внимание я уделила значимости труда в жизни каждого человека, уважению к людям труда. Ребята, узнав о труде своих родителей, бабушек и дедушек, принесли фотографии, грамоты, вырезки из газет о выдающихся, заслуженных людях, ветеранах труда нашего города. Всем классом мы посетили Музей трудовой славы, побывали у стендов «Труженики города». Я объяснила  детям, что труд- это самое главное и важное в жизни человека. А  основной труд школьника – учёба. Учение должно приносить детям радость и удовлетворение. Такие слова, как  «труд», «хлеб», «Родина», стоят всегда рядом. Мы любим Родину и должны своим трудом преумножать её богатства.

             Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

     Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города - это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. На внеклассных мероприятиях «Заветный уголок земли», «Любимый город мой», «Ими гордится наш город», я знакомлю детей с историей родного города, его традициями и достопримечательностями, памятниками культуры, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа. Я стараюсь привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Беседуя об этом с детьми на классных часах, я побуждаю их  наблюдать за теми изменениями в общественной жизни, которые происходят постоянно. С этой целью периодически даю задания:

-Дети, кто из вас заметил, что изменилось за последнее время в нашем городе?

-Кто из вас заметил, что в городском парке стало красивее, что произошло? Таким образом, я приучаю детей видеть, что делается вокруг. Я не только хвалю их за наблюдательность, но и помогаю им сделать правильные выводы.  Воспитывая у детей любовь к своему городу, я стараюсь подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: все в нашей стране трудятся, всё делается для блага человека, (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие строят дома, делают машины и т.д.)

         Читая стихи и рассказы о Родине, дети поняли, что этим словом можно назвать родной край, место, где они родились, и такое место у каждого человека своё. Но у каждого человека, у всего русского народа есть также одна большая прекрасная Родина – это наша страна, Россия. Это её поля и леса, горы и реки, её города, деревни, посёлки. Это люди, населяющие все уголки родной земли.

   Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому я стараюсь поддержать и направить интерес учащихся к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.  

К концу школьного периода дети  должны знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Привитие детям любви к родной природе, также способствует развитию патриотических чувств. Рассказы, стихи, загадки, открывают перед учащимися неповторимую красоту русской природы, вызывают желание любоваться этой красотой, учат понимать, любить и беречь её, способствуют наблюдательности, чувственного восприятия природы. Готовясь к внеклассному мероприятию «Люблю природу русскую», дети не только читали рассказы, стихи, пословицы, но и наблюдали за изменениями в природе, совершали экскурсии в природу. Живое общение с природой воспитывает чувство прекрасного. Умелое направляющее воздействие взрослого развивает это чувство и помогает детям глубже познать окружающий мир.

Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....

Нравственное воспитание учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает стан...

Путешествие в страну Цифериаду на уроке математики(для школьников коррекционных школ VIII вида). Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд

Цели: 1.Упражнять обучающихся в выполнении операций сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Добиваться от обучающихся умения соотносить число и количество на счетном матери...

Учебно-методические материалы по этике для старших школьников коррекционной школы VIII вида

Теоретико-практические задания по этике для учащихся 10-х классов коррекционной школы VIII вида к разделу "Средства этикетного общения"; для учащихся 11-х классов по теме "Понятие об этике как науке"...

Доклад " Экологическое воспитание в специальной(коррекционной) школе VIII вида"

Данный доклад содержит информацию об экологическом воспитании в специальной(коррекционной) школе-интернат....

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...