Всероссийская олимпиада школьников по математике 2013-2014 уч.гг. муниципальный этап
олимпиадные задания по теме

Баркина Юлия Николаевна

Задания, решения, ответы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап ВсОШ по математике 2013-2014 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по математике 2013-14 г.

Хабаровский край

Муниципальный этап

10 класс

10.1. Если в произведении двух чисел первый множитель увеличить на 1, а второй уменьшить на 1, то произведение увеличится на 2011. Как изменится произведение исходных чисел, если, наоборот, первый множитель уменьшить на 1, а второй увеличить на 1?

Решение. Пусть изначально были числа x и y (с произведением xy). После того как первый множитель увеличили на 1, а второй уменьшили на 1, получилось (x+1)(y−1) = xy+y−x−1. Произведение увеличилось на 2011, то есть y − x − 1 = 2011 или y−x = 2012. Если же первый множитель уменьшить на 1, а второй увеличить на 1, получится (x−1)(y+1) = xy−y+x−1. Заметим, что xy−y+x−1 = xy−(y− x)−1 = xy−2012−1 = xy−2013.То есть произведение уменьшилось на 2013. 

Ответ. Уменьшится на 2013.

Рекомендации по оцениванию:

1.  Верное обоснованное решение – 7 баллов,

2. Верный ответ без обоснования (или разобранный пример какой-то пары чисел) — 3 балла,

3. Несущественная арифметическая ошибка при правильном решении — снимать не более 2 баллов.

10.2. Парабола y = ax2 высекает на прямых y = 1, y = 2, y = 3 три отрезка. Докажите, что из этих отрезков можно сложить прямоугольный треугольник.

Решение. Поскольку график пересекает прямые, a > 0. Заметим, что прямая   y = c (c > 0) пересекает данную параболу в точках, симметричных относительно оси ординат, поэтому данные в условии отрезки имеют длины 2x1, 2x2, 2x3, где x1, x2, x3 — положительные корни уравнений ax2=1, ax2=2, ax2 = 3. Значит, сумма квадратов длин первых двух отрезков равна (2x1)2+(2x2)2=4·(1/a)+4·(2/a)=4·(3/a). Значит, эта сумма равна квадрату длины третьего отрезка. Утверждение доказано.

Рекомендации по оцениванию:

1.  Верное обоснованное решение – 7 баллов,

2. Обоснование обратной теоремы Пифагора не требуется!

10.3. Существуют ли пять последовательных натуральных чисел, таких, что если к сумме этих чисел прибавить их произведение, то результат будет оканчиваться на 2013?

Решение. Пусть такие пять чисел существуют, и эти числа N −2, N −1, N, N +1, N +2. Заметим, среди пяти последовательных натуральных чисел есть число, делящееся на 5. Значит, их произведение делится на 5. Сумма этих пяти чисел равна 5N, то есть тоже делится на 5. Значит, если к сумме этих пяти чисел прибавить их произведение, то результат будет делиться на 5. Но число, заканчивающееся на 2011, на 5 не делится. Противоречие.

        Ответ. Не существуют.

Рекомендации по оцениванию:

1. Верное обоснованное решение – 7 баллов,

2. Верный ответ без обоснования — 0 баллов.

10.4. Даны две окружности, касающиеся друг друга внутренним образом в точке A; из точки B большей окружности, диаметрально противоположной точке A, проведена касательная BC к меньшей окружности (С - точка касания). Прямые BC и AC пересекает большую окружность в точках D и E соответственно. Докажите, что дуги DE и BE равны.

Решение. Пусть O – центр малой окружности, ∠OAC = ∠OCA = α. Поскольку BC – касательная к малой окружности, то ∠BCO = 90°. Следовательно,

∠ACD = ∠BCE = 90 – α.

Поскольку BA – диаметр большой окружности, то ∠BEA = 90°, откуда ∠EBD = 90 – (90° – α) = α. Поскольку вписанные углы EBD и EAB равны, то равны и дуги EB и ED.

Рекомендации по оцениванию:

1. Верное обоснованное решение – 7 баллов,

2. В решении могут также использоваться свойства угла между хордой и касательной.

10.5. а) Рассматриваются квадраты со сторонами, параллельными координатным осям, вершины которых имеют целочисленные координаты, принимающие значения от 0 до 5. Сколько существует различных квадратов, удовлетворяющих этим условиям?

б) Решите эту же задачу при условии, что координаты принимают значения от 0 до N, где N – некоторое натуральное число, большее 5.

Решение. А) Каждый квадрат однозначно идентифицируется своей левой нижней вершиной и длиной стороны. Из условия следует, что допустимы следующие длины сторон: 1, 2, 3, 4 и 5. Кроме этого, значения координат x и y рассматриваемых вершин должны быть как минимум на 1, 2, 3, 4 или 5 меньше максимального значения координаты – числа 5 (иначе самая дальняя вершина квадрата будет иметь координаты, большие 5). Таким образом, значения координат левых нижних углов квадратов со стороной 1 принимают значения от 0 до 4 – всего 25 различных комбинаций, квадратов со стороной 2: от 0 до 3 – всего 4х4=16 различных комбинаций, со стороной 3: от 0 до 2 – всего 3х3=9 различных комбинаций, со стороной 4: от 0 до 1 – всего 2х2=4 комбинаций, со стороной 5: единственная комбинация (0, 0). Таким образом, всего 25+16+9+4+1=55 комбинаций.

Б) Из приведенных выше рассуждений следует, что:

     Квадратов со стороной 1: (N-1)x(N-1);

     Квадратов со стороной 2: (N-2)x(N-2);

…………………………………………………….

     Квадратов со стороной d: (N-d)x(N-d);

……………………………………………………..

     Квадратов со стороной N-1: 2x2;

     Квадратов со стороной N: 1x1.

Всего 1+4+…+(N-d)2+…+(N-2)2 +(N-1)2.

        

        Ответ: а) 55, б) 1+4+…+(N-d)2+…+(N-2)2 +(N-1)2.

Рекомендации по оцениванию:

1.  Верное обоснованное решение – 7 баллов,

2. Решен только случай а) – 3 балла,

3. Если в случае а) приведен только ответ без каких-либо обоснований и нет общего решения – 0 баллов.

4. Ответ в части б) может быть дан в словесной форме, например «сумма квадратов натуральных чисел от единицы до (N-1)», либо с использованием знака суммирования .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Задания для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике (7 класс)

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда считалось одним из показателей хорошей математической подготовленности ученика...

Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике

Разбор заданий и степень овладения учащимися навыков решения олимпиадных задач...

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.10 класс. 2013/2014 уч.г.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 уч.г. 10 класс. Могут быть использованы для проведения школьного этапа олимпиады....

приказ О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в 2016-2017 уч. году

Утвердить членов  комиссии по проверке олимпиадных работ в следующем составе:Грицунова О.В. – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № ...