Классный час "Курская дуга"
классный час по теме

Кошевых Ольга Николаевна

Классный час "Огненная дуга"посвящен 70-летию Курской битвы (на примере краеведческого материала)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                               Сквозь дым пожарищ,

Через трупный смрад,

  Отстаивая право на свободу,

 К победе шёл, Россия, твой солдат.

                            Классный час  посвященный  70-летию Курской битвы.

                                                       ОГНЕНАЯ ДУГА.

                                                                                  КАК ЭТО БЫЛО…  

Цель: познакомить учащихся с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны – Курской битвой; способствовать патриотическому воспитанию, верности гражданскому долгу, гордости за свою Родину, свой край, своих земляков.

 Категория участников : учащиеся 4-9  классов.

Место в воспитательном процессе: гражданско-патриотическое воспитание.

Оборудование: На сцене плакаты по военной тематике, рисунки детей, компьютер, мультимедиа проектор, костюмы для участников музыкальной композиции.

Подготовка: Составить викторину,  оформить  выставку рисунков «Курской битве 70», отобрать рисунки детей на военную тематику, подобрать литературный  материал. Просмотр документального фильма «Курская битва», изучение исторических событий Курской Битвы, Подготовка фото- коллажа «Тропы огненной дуги». Приглашение участника Курской битвы Кошевых А.К.

         Место проведения: актовый зал.

       

         Сценарий мероприятия:

                     Мероприятие начинается с музыкальной композиции  «Журавли» .

          На проекторе выведена фото –коллаж приготовленный учащимися  «Тропы огненной дуги».

 

             Чтец 1:     Война! Простое короткое слово,

                               А сколько за ним уготовлено бед!

                              Вернитесь, люди, мысленно снова

                              Назад, всего на 70 лет.

                              Выпейте, люди, снова

                             Горечи чашу до дна

                             Вспомните это слово,

                            Страшное слово –

                             Война!

                                                                                         Чтец 2:            Вспомним сегодня хотя бы немного, -

                                                                                                                  Давние, грозные дни страны,

                                                                                                                  Вспомним, с вами мы, дети и внуки,

                                                                                                                  Не перенесшие той войны!

Ведущий 1.

К лету 1943 года наши войска оттеснили немцев  к Курску.

Здесь на линии образовался выступ Курская дуга.

Гитлер решил нанести мощный удар по советским войскам и уничтожить их.

Под Курском появились фашистские танки «тигр» и «пантера». Военная операция на Курской дуге готовилась  с немцами в глубокой тайне. Эту операцию немцы назвали «Цитадель».

Ведущий 2.

Советская разведка  узнав о  планах фашистов, опередила  их контрнаступлением советских войск.

Чтец 3.

Он мощь свою в борьбе обрёл,
Жестокой и кровавой, 
Солдат-народ. И вот Орёл — 
Начало новой славы

Ведущий 2.(информация выведена на экран)

«Курская битва (5 июля – 23 августа 1943г.) - одна из крупнейших битв 2-й мировой войны — явилась важным этапом на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. 
В сражения с обеих сторон было вовлечено св. 4 млн. человек, св. 69 тыс. орудий и миномётов, более 13 тыс. танков и САУ и до 12 тыс. боевых самолётов. Было разгромлено   30 отборных дивизий противника, вт. ч. 7  танковых орудий.  Вермахт потерял св. 500 тысяч  солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков,  свыше 3,7 тыс. самолётов, 3 тысяч  орудий. Советские войска продвинулись в южном и юго-западном направлениях на 140 км, ликвидировали Орловский и Белгородско-Харьковский плацдармы противника и создали условия для освобождения Левобережной Украины и выхода на Днепр». 

Ведущий 1.

События Курской битвы тревожат не одно поколение, которые желают знать,  видеть как это было?

(далее, участникам мероприятия предлагается просмотр ярких страниц  фильма  «Курская дуга. Уроки русского» - 7мин.)

Ведущий 2.

Одним из самых грандиозных  танковых сражений в ходе Курской битвы стало  сражение под селом Прохоровка.

Чтец 4.

На Прохоровском направлении
Мертвые танки стоят.
На Прохоровском направлении
Не видно нигде солдат.
Как будто в литавры – в железо
Бьет ветер горячий с полей
С той Курской дуги, что разрезана
Стальною Россией моей.
Земля здесь дымилась рекою
И стала по праву равна
Победной земле Куликова
И мужеству Бородина.

Чтец  5.

В сорок третьем под Понырями,
Враг пытался в смертельном бою
Бронированными кулаками
Выбить русскую душу мою.

Ведущий 1.

А, как это было наяву?

Ведущий 2.

Наяву это было в сотни тысяч раз страшнее.

Об этом нам расскажут наш гость Алексей Кириллович Кошевых.

Обращаются к ветерану.

«Алексей Кириллович, в каком возрасте и звании вы встретили Великую Отечественную Войну  ?»

(Рядовой, в возрасте 20лет).

 Алексей Кириллович как вы попали на фронт  и участником каких событий вы стали?

(    В 1942году в марте месяце,  я был отправлен во 2-й  Белорусский фронт.    В Томске нас разделили на несколько групп.  Я  попал  в дополнительный Запасной Сибирский полк,  который  , в основном был сформирован из жителей Красноярского края и Томской области.  Я был призван из села.Тегульдет, входившего в Томскую область.

 Был участником боевых действий под Воронежем, Смоленском, затем нас перебросили в Ленинград ,стал участником прорыва блокады Ленинграда.)                                                                                          

Ведущий 1.

 Вы стали одним из участников Битвы под Прохоровкой , в качестве кого ?

(В качестве советского  солдата, я был танкистом.)

Ведущий 2.

Каким танком вы управляли?

(Т-34).

Алексей Кириллович , а что запомнилось в Курской битве? С какой задачей вы должны были справиться?

( Запомнилось огромное  скопление техники, казалось все земля дрожала,гудела. После  битвы Прохоровское поле было все изрыто, ничего не напоминало равнинную местность. Выходя из танка гул стоял ужасный, все было  в дыме и пыли.

Здесь я получил первое ранение и контузию, очнувшись увидел, что наши танки почти полностью закопаны в землю, торчали только пушки. А ,что касается задания, то оно заключалось в прорыве Курского выступа и как можно дальше отбросить фашистские войска от указанной территории и измотать силы противника..

Ведущий 1.

Долгое время ваша часть прибывала в Курске?

(Нет,  наша часть покинула Курск сразу после окончания сражения.

Ведущий 2.

А где Вы воевали после Курской битвы?

(А дальше пошли в Европу, освобождали Гомель, Штандарт, Кеннигсберг , Данцик, Оливию,Вваршаву и вышли  на берег Балтийского моря к г.Бард.

Ведущий 1.

Какие медалями Вы были награждены в ходе войны  ?

(«за освобождение Германии», «за освобождение Варшавы, «за отвагу» , «за боевые заслуги», «за взятие Киннегсберга»)

Ведущий 2.

Как не хотелось солдатам умирать! Как хотелось жить, любить, быть рядом со своей семьей! Но превыше всего был для них воинский долг. И только в краткие минуты затишья могли они утолить тоску по дому в долгожданных строчках писем от родных и близких.  

Алексей Кириллович, а как складывалась личная жизнь до ухода в армию?

(до армии я жил с родителями ,не был влюблен.А вот после лечения в госпитале в 1943 году  г.Карасуке нас отправили на уборку в село Кавкуй, где встретил девушку Аню, понравилась. Уезжая на фронт пообещал вернуться, если выживу. И в 1947 году вернулся, женился. И так здесь и остался.

 (далее учащиеся 7 класса показывают  музыкальную  композицию  «Землянка».

Ведущий 1.

Сменяются десятилетия, и многое из того, что провозглашалось и превозносилось как славные деяния, меркнет. Но этому подвигу, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, суждено навсегда остаться в истории.

Алексей  Кириллович, мы знаем ,что вы совсем недавно побывали в Курске, что вам запомнилось?

( Сильно изменился  внешний вид, земля стала ровная. Рядом с Прохоровкой появился храмовый комплекс, очень красивый.

С настоятелем данного храма я беседовал , вспоминал какое село было в 1943оду.

Интересным было увидеть свое имя и  фамилию в музее славы  и в музее села Прохоровка. Где я давал интервью местным корреспондентам, после чего была опубликована статья в местной газете посвященная мне.

(фото из газеты)

 Хотя,  в Новосибирской области  я не числюсь  участником Курской битвы, т.к наша часть была проходящей.)

Ведущий 1.

А, где вы закончили военный путь?

(В городе Барта, после чего был демобилизован.)

Ведущий 2.

В заключении мы хотим наградить всех участников заочной викторины.

(Награждение происходит из рук  

героя нашего мероприятия Кошевых А.К.)

Ведущий 1. Это для истории громкие названия - поле Куликово, Бородино, Прохоровка. Для русского солдата - просто земля. И нужно вставать во весь рост и бежать в атаку. И умирать в чистом поле. Под небом России. Наш советский солдат, победивший самого опасного врага на планете – германский фашизм, обессмертил и прославил на века родное Отечество.

Чтец  6.


За Сеймом, на холмистом берегу,
Незваный гость по нашим сёлам блудит.
Мы не забудем Курскую дугу,
Но трижды враг её не позабудет!

Ведущий 2.

Алексей Кириллович ,большое спасибо вам за нашу встречу, низкий Вам поклон.

(под аплодисменты учащихся  Алексея Кирилловича  провожают из зала.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская «Здравствуй, радуга- дуга»

  Урок –мастерская «Здравствуй, радуга- дуга» 1.Организационный момент: самостоятельно сформулировать тему урока.  1/ Ребята, у вас дома есть копилки?  2/ Что вы в них копите?  3/ Каково лекси...

Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"

Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...

"Огненная Курская Дуга" внеклассное мероприятие

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 7-8 классов с использованием презентации.Цель: знакомство учащихся с героическими страницами истории родного края, с коренным переломом в ходе Великой ...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ 70 - ЛЕТИЮ БИТВЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

Материал содержит разработку классного часа и мультимедийную презентацию....

Классный час на тему: "Битва на Курской дуге"

Классный час посвящён героическим страницам нашей истории....

СВАРОЧНАЯ ДУГА.СПОСОБЫ ЗАЖИГАНИЯ ДУГИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА

Данная  методическая разработка содержит  12  страниц  и  представляет  собой  методическую разработку бинарного уро...

Классный час "Огненная Дуга"

Классный час   "огненная Дуга" посвящен 70-летию победы советских войск в битве на курской Дуге....