масленица
классный час по теме

Жулькова Нина Михайловна

Предлагаю материал для внеклассной работы. Масленица-языческий праздник. Он всегда был шумным и самым любимым. В наши дни он стал народным праздником и отмечается повсеместно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_podrobno_po_dnyam.doc124 КБ
Microsoft Office document icon bliny.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькая Масленица.

Блин - символ бесконечности, связующее звено между живыми и умершими, символ протекания из одного состояния в другое. С одной стороны, блин символизирует солнышко, с другой, - луну -солнышко мёртвых, таким образом, соединяя мир живых людей и мир умерших, в круговороте жизни. В некоторых местах празднование Масленицы начинали с субботы, то есть за день до начала Масленицы. Связано это было с традицией поминовения умерших родителей. Специально для них накрывали стол, пекли блины и приглашали полакомиться паром от них.

Масленица грядёт! И тем парням да девицам с колодой ходить, кто замуж не вышел да не женился в ушедшем году!

ОБРЯД «КОЛЯДА».

Объектом обряда обычно становились молодые люди, упустившие время для вступления в брак. Чаще всего парню или девушке, вовремя не вступившей в брак, привязывали к ноге небольшое бревно, колодку, палку и др. Девушкам колодку привязывали лишь в тех случаях, когда они в течение года отказывали сватам или проявляли излишнюю разборчивость. Парни иногда привязывали колодки девушкам. Реже девушки цепляли колодку парням, это могла быть небольшая палочка, перевязанная лентой.

Колодка - это образ недостающей пары: или жены, или мужа.

Мужа или жену называют второй половиной, т. е. полноценная семья может состоять только из двух людей: мужа и жены. Вдвоём легче наверх подниматься. А колодка - это то, чего недостаёт и то, что тащит человека вниз, а задача любого человека - не вниз идти, а вверх подниматься. Недаром все культовые сооружения находились на возвышенных местах.

Колодка - это образ того, что в этом году осталось недоделанным и не даёт человеку возможности идти дальше, дальше осуществлять задуманное. Накануне Масленицы строили большие снежные горы. Там, где горы были природные - пользовались ими. Иногда выстраивали настоящие снежные городки и крепости.

Масленица.

Масленица - народный праздник, оканчивающий зиму.    Масленица носила ещё название ЗЯТНИЦЫ.

«Масленица - объедуха, деньгам - приберуха»

«Хоть с себя всё заложить, а Масленицу

проводить».

«Масленица без блинов, что свадьба без

невесты».

Масленица справляется за 7 дней до Пасхи.

Как праздник народный, она начинается с понедельника, как   праздник гражданский - с четверга. Раньше Масленицу праздновали не семь дней, а две недели. Отсюда прослеживается связь со Святками. Масленицу можно сравнивать со Святочным временем:

  • поминовение родителей (умерших);
  • обильные трапезы, но без мясной пищи;
  • ряжение, маски-личины;
  • пение колядок, гулянья;
  • купание в снегу;
  • масленичные костры на реках, озёрах (символ
    огненно-водных очищений).

Масленица продолжается неделю и может условно разделена на три части: 1.Встреча масленицы (понедельник). 2.Широкая масленица или разгула и перелома (четверг). 3.Прощание.

Масленицу праздновали целую неделю, каждый день имел своё название:

Понедельник-встреча.

Вторник - заигрыш.

Среда-лакомка, разгул.

Четверг - разгульная Масленица.

 Пятница - тёщины вечера, посиделки.

Суббота - золовкины посиделки, проводы. Воскресенье - Прощённый день.

По окончании так называемых Свадебных недель наступает годовой, разгульный праздник у народа, Масленица, или Сырная неделя. После Масленицы бывает пост, как выражает простонародная русская пословица: «Не всегда коту масленица».

Масленица в России есть как бы осмидневное празднество после вселенской субботы, в которую поминают усопших. Тогда как в Сырную неделю церковь воспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя христиан к Великому Посту, тогда народ предаётся масленичным потехам: катанью с песнями на горах и санях, попойками и пиршеством, на коих главную роль играют блины, оладьи.

В народном языке Масленица слывёт, подобно Семику честною, а по разгульности широкою. Весёлая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житьё, а Масленица.

Масленица праздновалась повсюду. Это был самый весёлый праздник на Руси. Масленицу

праздновали тогда, когда не было христианства. У древних славян был праздник, во время которого Провожали зиму и встречали весну. Славяне отмечали его в честь

Бога плодородия и скотоводства Велеса. Когда Русь стала христианской, это праздник сохранили. Однако его по-прежнему считают народным, но не праздником христианской церкви. С 16 Века его стали называть Масленицей.

Издавна сложилось убеждение, что не потешиться на широкую Масленицу - значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Поэтому Масленицу праздновали широко.

Один из иностранных писателей, бывший лет за 150 в России, как очевидец так изображает этот народный праздник: «Масляница потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать коровье масло; ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масляница    начинается за восемь дней до Великого Поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен    был   приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масляницу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное, в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до

упаду и бесчувственности. Во все время ничего более    не    слышно,    как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил   время   его    на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался 14 дней. Масляница напоминает мне италианский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется. Славный Папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на 8 дней». Иностранный писатель,   изобразив    русский народный праздник с одной только стороны, не упомянул о существовавшей издавна у русских любимой забавы во время Масляницы: о катанье с ледяных гор на салазках и лубках, о катанье на санях и лыжах по снегу.

1 день - ВСТРЕЧА

В начале недели называли Масленицу красивыми словами: боярыня Масленица, честная Масленица, широкая Масленица, душа наша Масленица, Масленица - красная краса, пригожая Масленица:   А дорогая -то наша Масленка,

Да что хорошая наша пригожая! «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трёх матерей дочка, ясочка, ты же моя перепел очка».

Успех Масленицы в весёлых играх, потехах, в её традициях:

- запекать блины, являющиеся характерным масленичным кушаньем, без блинов не масленица. Душа ты моя, Масленица!

 Касаточка ты моя, перепёлочка.

 Выезжала честная Масленица

На широк двор, во велик град

 На семидесяти семи санях козырных

 Душой потешиться,

Умом повеселиться,

 Речью насладиться.

Душа ты моя, Масленица! Перепелиные косточки, Бумажное твоё тельце, Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь. Приезжай к нам в гости

На дубовой лодочке

 На горах кататься,

В блинах поваляться.

Дорогая наша гостья, Масленица!

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная триаршинная,

Лента алая двуполтинная,

Платок беленький новомодненький,

Брови чёрные наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частные головастые.

Масленица, масленица,

 Блинам попеканщина!

Встретим тебя хорошенько

 Сыром, маслом и блином,

И румяном пирогом!

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Оладьи, оладушки,
                                            Для деда и бабушки.
                                             Для малых ребяток
                                            На рубль десяток…

Кушайте, питайтесь!

В тоску не ударяйтесь,

На нас не обижайтесь!

Вот сбитень! Вот горячий!

Кто сбитню моего!

 Честные господа!

 Пожалуйте сюда.

Благослови мати.

Карагад почати,

Карагад почати,

Зиму провожати.

В старину первый блин отдавали нищей братии на помин усопшим.

В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко - для душ родительских. Старухи, кладя блин на окно, приговаривают:»Честные наши родители, вот для вашей души блинок». Ранней морозной зорькой болыпухи-обрядужи с молитвой затворяют в квашненке тесто на блины.Льют молоко, смешивают его с ключевой водой, обязательно из трёх прорубей зачерпнутой -во имя Отца, и Сына,и Святого Духа. Сдабривают тесто яйцами, вымешивают его сосновой мутовкой, медку добовляют, да ласковым, добрым словом приправляют. И глядят болыпухи, чтобы не было лишнего глаза.

В этот день девицы и парни творили Масленицу, обряжали соломенную куклу или сноп в рубаху или сарафан, вплетали кукле в косу триаршинную красную ленту. В руки этой «девушке» давали помазок и блин - главные символы Масленицы, и отправлялись по всем дворам. Ведь если поводишь такую Масленицу по дому, так из дома вся нечистая сила вон выйдет! И в доме вновь воцариться лад, ряд да Божья благодать. В разных местностях делали разнообразные   куклы-чучела.   Это   и  Масленица  -Молодайка, и Масленик в мужском костюме, и Масленица - девица с косой, и Масленица-младенец, и Масленица- старуха.

Известно, что традиционные обрядовые куклы в основном делали безликими, потому что они выполняли, как и детские, роль оберега. Уже позже в середине 20 века, обрядовым куклам стали рисовать лицо, но делали это не повсеместно. В некоторых местностях куклы так и оставались безликими.

Делали кукол из разнообразных материалов: из соломы, из пакли, из тряпок, на деревянной крестовине, из полена, из лыка.

Вот как пишет об изготовлении масленичной куклы "колодки-колодай" и совершении с ней обряда в Малороссии Н. Т. Степанов. "В понедельник масленицы собираются в корчму, бабы берут полено или палку, кладут на стол и пеленают кусками холста,- значит, "колодка родилась", затем покупают водку и пьют, что повторяют каждый день в неделю: во вторник колодка крестится, в среду - покрестьбины, в четверг - умирает, в пятницу - хоронят, в субботу плачут, в воскресенье молодежь "волочет ее - и бросают".

В других местностях Масленицу и Масленика делали из соломы. Масленицу наряжали в женское платье, Масленика - в мужское. Усаживали их на сани и возили по всей деревне, а затем устанавливали на самом высоком месте. Это происходило в понедельник, в первый день масленичной недели, а в последний день Масленицу и Масленика "провожали", т. е. сжигали на костре.

Интересны традиционные куклы Тульского края, материалы о которых собраны О. Н. Прокопец. Более всего распространена на Тульской земле масленичная кукла в женском наряде: в лентах, сарафане или поневе (тульский традиционный народный костюм), в лаптях. Ее ставили на самое высокое место в селе и в песнях величали.

Наряжали и соломенную куклу, надевали на нее кафтан, подпоясывали кушаком, обували в лапти, а на голову натягивали шапку.

В с. Спасское Новомосковского района Тульской области рядили куклу-мужика: сшивали рубаху с портами, набивали соломой, крепили голову, а к ногам ступни, и всю неделю эту куклу возили на санях, водили под ручки. Масленичная кукла "участвовала" во всех обрядах, начиная со встречи и до прощания, когда куклу сжигают - это конец веселью, разгулу.

Масленицу наряжали в праздничные одежды, или же ее рядили в лохмотья. Кукла в лохмотьях более соответствовала символу стужи, холода, тьмы.

В с. Крапивна Тульской области делали небольшую до 40 см высотой куклу, покрывали ее платком, крепили к палке и ходили "под окно и просили у хозяина блинка, а щедрый хозяин выносил угощения". Так обходили с куклой все дворы, а потом собирались в каком-нибудь доме на складчину, т. е. попировать. Там разбирали куклу и сжигали.

В основном кукол Маслениц ожидала одна участь - их сжигали на огне. Таким образом прощались с Зимой, встречали Весну.

Накануне во всей деревне собирали для масленичного костра старые вещи . При этом руководствовались не только чисто утилитарными соображениями. Сжигание старых вещей, в том числе и самого чучела Масленицы, символизировало похороны Зимы, отжившего, состарившегося, пришедшего в негодность времени и вместе с тем обновление природы, зарождение Весны, новых сил плодородия. И Масленицу-то старались нарядить во все старое, а если наряжали куклу в новые одежды, то перед сожжением раздевали ее.

Делали к масленой неделе и куклу, которая называлась "домашняя Масленица". Такие куклы делали большие и маленькие. Мастерили их из разнообразных материалов. Обычно домашние Масленицы делали в тех домах, где были молодожены. Ставили домашнюю Масленицу в избе, в сенях или на дворах. Такая кукла символизировала достаток и здоровое потомство молодой семье. Домашние Масленицы хранили дома или сжигали в домашних печах.

Сжигание Масленицы - типичный пример жертвы, в обмен на которую человек ожидал хорошего урожая.

Солома символизировала мёртвую часть, оставшуюся от обмолоченного колоса, а зерно -вечно живую, дающую жизнь!

Делание куклы - женский обряд. Старшие обучали младших. На Масленицу кукла делалась в складчину. Это символизировало общее

начало, то есть всю крестьянскую общину. Материал всегда собирали из всех домов, и, как правило, это делали дети. Обряд приготовления куклы соотносился с обрядом родин. Чаще всего её делали девушки под предводительством рожавших женщин.

В обряде творения куклы происходит рождение Масленицы в самом расцвете сил и с подчёркнуто выраженными женскими формами. То есть можно соотнести её образ девушки, готовой к вступлению в брак. Наряжали же Масленицу в тех домах, где девушка замуж вышла. Одевали во всё старое, негодное, что являлось символом уходящего и старого времени.

Также костёр сооружали из старых вещей, но огонь вытирали новый. Сжигая Масленицу, крестьяне уничтожали и прогоняли зиму и смерть.

2 день - ЗАИГРЫШ

А на дворе снеги идут,

Аи, люли-люли, снеги идут.

А нас с горки домой зовут.

А мы домой идти не спешим.

Аи, люли-люли, домой зовут.

А мы не спешим,

А мы с горки покататься хотим,

Аи, люли-люли, покататься хотим!

Празднование переноситься на ледяную горку. Первой должна съехать с горки на донце от прялки самая красивая и умная рукодельница, открывая масленичные катания - и тогда, по народным приметам, добрый уродиться лён, хороша будет льняная пряжа. За красной девицей лихо скатились с горки добры молодцы, а затем гурьбой повалил и весь народ.

Ой, масленицу встречали, Мы сыр с маслицем починали, Мы блинами гору устилали, Сверху маслицем поливали, Как от сыра гора крута, А от масла гора ясна! А на горушки снеги сыплют, А нас матушки домой кличут. А нам домой не хотится, Нам с горы прокатиться, С горушки -

Да с ёлушки!

КАРЕЛЬСКИЕ ГОРКИ.

Сидя на санках, участники должны проехать по прямой 50 метров, отталкиваясь лыжными палками. Кто первый к финишу придёт, тот и победитель.

ПЕРЕТЯГУШКИ.

Санки ставятся носами в противоположные стороны друг от друга. Участники игры садятся спинами друг к другу. В руках у них канат. Каждый стремиться уехать вперёд, перетянув соперника. Тот, кому Это удаётся, побеждает.

КАТАНИЕ НА САНКАХ.

Один садиться на санки, другой везёт, и наоборот. Чья пара быстрее катиться, тот победитель.

КАТАНИЕ НА ЛЫЖАХ.

Для эстафеты берутся лыжи с простым креплением. Два участника берутся крепко за руки, у каждого на ноге по одной лыже. Чья пара доберётся до финиша и обратно.

БЫСТРОХОД.

В шахматном порядке расставляются кегли или палочки с воздушными шарами или лентами на конце. Каждый участник на одной лыже должен, как можно скорее добраться до финиша, не сбив не одной кегли. (Расстояние между кеглями должно быть чуть больше длины лыж).

ПАРОВОЗ.

Играют две команды. Садятся на санки по одному, другой везёт до финиша, доехав, другой цепляется за санки санками, при этом первый должен повернуться лицом и взять верёвку санок. И так до тех пор, пока все не окажутся в паровозе.

3 день - ЛАКОМКА

В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Хвастались Масленицей мужики в этот день, непременно горшок или глиняное блюдо с блинами на улицу выносили, да каждого встречного потчевали блинами. На Масленицу закармливали зиму, прощались с ней, закармливали предков.

До 1492 г.новый год праздновали 1 марта. Празднование Нового года 1 марта - это отголоски празднования по лунному календарю. А отмечание Нового года 1 января - это переход на солнечный цикл.

В этот день проходили соревнования:

Кто больше блинов съест?

У которой хозяйки самый большой блин?

 Кто больше кружек чаю выпьет?

4 день – Широкий Четверг или Разгул.

В этот день устраивали качели, лоскутные балаганы для скоморохов, ставили столы с яствами. В этот день славилось возрождение солнечных дней, будто и блин поспел от Солнца. Начало калядованию: ряженные ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях. Рядились под волков, медведей, цыган, чертей и т. д.

С четверга масленичный разгул разворачивался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка. Катались на тройках наперегонки под гармонь и песни, с шутками песнями, поцелуями и объятиями - это было типично русское масленичное увеселение.

5 день - Тёщины Вечёрки

Тёща - мать жены. Тёща от слова «тешить» «утешать». Тёща - утешительница. Тёща тешит зятя, да утешает дочь. Она за родную дочь переживает, поэтому старается всячески ублажать зятя. Она всегда зовёт зятя в гости на праздники: на Петров день - сыр есть, на Ильин день- на бараний рог, на Успенье Пресвятой Богородицы - на морковкино заговенье. Тёща добрыми наставлениями да советами «маслила» голову зятю. «Тёща зятю голову маслит».»Тёщины блины сладки». «У тёщи зятёк - любимый сынок». «У тёщи-света всё для зятя приспето».

В этот день зятья угощали своих тёщ блинами иногда со всею роднёю. По деревне ехал весёлый санный поезд и вёз тёщ к зятьям Масленицу встречать. В этот день зятья особенно одаривали тёщ: платки на плечи накидывали, наливочкой подчевали. Если же зятю задавали вопрос; «Что на свете милее: али жена молодая, али матушка родная, али тёща дорогая?» - зять обязательно отвечал: «Жена молодая для привета, тёща дорогая для совета».

В некоторых местах за гостившей у своей матери молодухой приезжали девушки с санками, усаживали молодуху, обряженную в женский головной убор и везли кататься. За её возвращение домой муж платил выкуп.

6 день - Золовкины

                                Посиделки

Молодая невестка приглашала своих родных со стороны мужа к себе в гости, а особенно золовок -сестёр мужа. И чтобы отношения сладились, нужно было молодухе подать на тарелочке вкусный блинок, сдобренный сметанкой, коровьим маслицем, медком, да чтобы варенья земляничного вдосталь было, ну а для полной сладости и радости поднести наливочки вишнёвой.

Недаром на Масленицу родню в гости звали. Можно было       за сладкими блинами все разговоры позабыть, семейный лад поддержать, а кому-то и восстановить.

Также в этот день строили снежный городок, после чего разделялись на две половины: одна из них должна была охранять городок, а другая взять его. Таким образом, эта игра символизировала победу весны над зимой.

Также в этот день проходил обряд под названием ЦЕЛОВАЛЬНИК,

Когда подгулявшая молодёжь ездила целовать молодушек. Каждая из молодушек подносили гостю ковш пива, а тот, выпив его, троекратно целовался с ней. Такие ярко выраженные эротические игры и обряды в Масленицу позволяли пережить строгий Великий пост более спокойно. Как в Святки был дозволен всеобщий разгул после

поста, так и перед Великим постом в Масленицу было позволено гулять и бесчинствовать.

Пренебрежение этими обычаями считалось ужасным оскорблением, и обида могла остаться надолго и даже стать причиной вечной вражды.

7 день – Прощённое

                                  Воскресенье

Важную роль на Масленицу играло Прощённое воскресенье. В этот день поссорившие люди мирились, просили друг друга прощения, посещали могилы родственников и прощались с ними. Заключительным блюдом была яичница, соотносящаяся одновременно и с образом солнышка, и с символом вечной животворящей силы. В этот день не только просили прощения друг у друга, прощались с покойниками, но и прощались с зимой, с Масленицей. Старики -связующее звено между миром живых и умерших. Отсюда у старших в это день просят прощения. У маленьких прощения не просили. Прощание между родными и знакомыми происходило вечером. Прощаясь, говорили друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват пред тобою».Даже если знакомых встречали, приговаривали:

Благодарствуйте, люди,

На хлеб-соли,

На блинах честных,

На медовом заговеньице,

На святом прощеньице! Прощание заключалось поцелуем. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Встретить весну необходимо было в чистоте духовной и телесной. Все обиды и

невзгоды в этот день прощались, от злобы и

ненависти люди освобождались.

По окончании Масленицы все шли в баню. В этот день, предвидя Великий пост, Масленице доставалось от селян. Здесь даже не скупились на слова, только противоположные, называя её обирухой, толстобрюхой, обжорой, кривошейкой, плутовкой, гологузкои, подъедухой: Сожжение Масленицы, как правило, происходило за околицей деревни, в поле. Остатки чучела, пепел разбрасывали по полям, для того, чтобы урожай был богаче, чтобы придать силы посевам. Солому, из которой делали куклу Масленицу, иногда давали скотине, так как этой соломе приписывались целебные свойства.

Масленица - ерзовка, обманула нас, плутовка!

Оставила нас на кислый квас,

На постные щи, на голодные харчи.

Пора Масленице со двора съезжать!

Масленица - блиноеда!

Масленица - жироеда!

Масленица    обируха!

Масленица - обмануха! Масляная неделя! Она полетела на пенёчек села, оладушек съела, другим закусила и домой потрусила!

Весело гуляла,

песни играла.

Протянула до Поста,

так прощай,

а на тот год опять приезжай!

Уходи, Зима, домой,

Силы нет, а хвост трубой!

Масленица - обманщица, Обманула, провела За заулочек завела!

Масленица, масленица До чего довела До Великого поста Нет хлеба ни куска. Дала редьки хвост На Великий пост.

В этот день при всём народе сжигали чучело Масленицы. Огонь и вода обрамляют Великий Пост. Костры на Масленицу, обрядовое обливание на Пасху. Костры устраивали за деревней, таким образом окуривали деревню. Проводя очистительный обряд, изгоняя всякую нечесть.

Мы думали маслёнке

Семь недель,

Осталось маслёнке один день!

Прощай. Масленица-пересмешница!

Тырь-тырь-монастырь.

Ты лежи, лежи, старуха,

На осиновых дровах,

Три плена в голове!

Шла сторонкою ты к нам

По заулочкам-закоулочкам.

 Несла блинов чугуны,

 Надорвала животы.

Блинов напекла, сама всё пожрала,

 А нам редьки хвост дала на Пост.

 Весело гуляла, песни играла,

 Протянула до Поста.

 Гори Сатана!

Поджигают Масленицу.

Масленица загорела

Всему миру надоела

Масленица, прощай!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Первый день после                                                                       Масленицы

Чистый понедельник. Начало первой Великопостной недели.

В этот день справляли тужилки по Масленице. Ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом. Выгоняли Масленицу.Отсюда и название дню - чистый понедельник. Происходит размеживание праздничного времени и будничного времени. Вкушали сухую пищу и обязательно полагалась баня. Доставали постную пищу, а скоромную убирали, прятали. Полоскали зубы, а то скором в зубах застрял. Как правило, это делали мужики, прополаскивая рот водкой.

Проводили кулачные бои. Проводили их для того, чтобы последние масленичные блины повытрясти.

Начинался Великий Пост. Пост - очищение тела, души. Время молитвы и покаяния. Тело -покров, дом души. Жилище - покров человека. И тело и жилище старались содержать в чистоте, готовили их к принятию нового, выгоняли старое, болезненное, смертоносное. Наши мудрые предки давно подметили, что мартовский воздух в сухие солнечные дни очень целебны. Оказывается, что он не содержит микробов и усиливает сгорание холестерина, отложение которого в стенках сосудов приводит к атеросклерозу. А целебный воздух от сосновой веточки очищает в домах

застоявшийся воздух, даёт дыханию свежесть, возбуждает его.

Отсюда, наверное, и такое количество очистительных обрядов по изгнанию Богини Мары-смерти, духов, всевозможных болезней, сонного состояния.

Ограничения распространились не только на запрет приёма скоромной пищи, но и на супружеские отношения, развлечения, увеселения. Только путешествующим и тяжело больным позволялось нарушать запрет, а так как даже малые дети соблюдали пост.

В связи с этим сложных обрядовых праздников на март, апрель не выпадало.



Предварительный просмотр:

Масленичные блины.

Масленица блинами хвалиться, а всякий блин тем и славится, что посланцем солнца является.

Блин в народной культуре олицетворял соединение четырёх стихий:

Мука - земля.

Вода, на которой замешано тесто и которая связывает муку, - водная стихия.

Огонь, на котором было зажарено тесто, и который сохранялся в виде тепла в блине, подаваемом горячим, - огненная стихия.

Воздух, находящийся в дырочках блина, - стихия воздуха.

Таким образом, блин являлся прототипом просфоры _ Тела Господня, которым причащаются христиане. Для того, чтобы блин или просфора стали Телом Бога, необходимо было произвести обряд - прочесть молитву. В современной культуре это не делают, и пища теряет свой сакральный смысл. Более того используя ритуальные предметы в утильных целях, люди разрушают ценности, в результате исчезновения которых теряется смысл существования и происходят подмены ценностей.

Блины являлись одним из основных блюд обрядовых трапез. Их пекли на родины ребёнка, на свадьбы, похороны, различные праздники. Блины на Масленицу ели в огромных количествах. «Блин брюху не порча» - приговаривали, весело

ухмылялись, наши предки, помня, что не за горами Великий Пост, отличающийся своей строгостью.

Масленичная неделя называлась «сырной», так как в преддверии поста уже запрещалось есть мясо, но разрешалось сыр, творог, молоко, сметану, яйца, масло. Традиционным угощением на Масленицу были блины. Как все народы пекли пресные лепёшки на угольях прежде, чем дошли до заквасного хлеба, посему блины наши должны быть древнее хлеба. По обычаю народному, блинами       поминают усопших. Блины у народа, как обычная принадлежность поминовения усопших, как праздничное яствие, встречается и в книгах С.Писания под именем млинов, какие раздавал царь Давид народу по случаю празднества при перенесении Кивота Господня: даяше по млину сковрадному. У русских слово млин из гречневой муки, молотой муки, пекущийся  на сковороде, подмазанной маслом, переменилось в блин, который доныне сохранил своё употребление при поминаниях и особенно на Масленице, так равно и круглую фигуру. Блины были всевозможные. Их съедали в таком обилии, что некоторых едоков переедание не доводило до добра. «У нас дядюшка Тарас захворал с блинов горазд»

Почему именно блины, традиционное угощение на Масленицу, стали её символом?

Да потому, что блин - круглый, поджаренный, снятый с пылу, с жару, румяный - напоминал солнце. А наши предки, древние славяне, особо

почитали бога солнца Ярилу. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась в природе жизнь. Вот и стал блин символом пробудившегося весеннего солнца. У Александра Ивановича Куприна читаем: «Блин красен и горяч, как горячее всё согревающее солнце, блин полит растопленным маслом... Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

                               

                                              РЕЦЕПТЫ БЛИНОВ.

     

        Главной особенностью масленицы всегда являлся обильный стол. В народе её называют «объедухой».

       «Без блина нет масленицы» - гласит русская пословица.

     Блинами масленица начиналась и ими заканчивалась.

     Вначале замешивают опару. Замешивают опару из снега      га во дворе своего дома, когда на небе появляется месяц.

     При этом они произносили слова: «Месяц ты, месяц,                                            золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару».

     Иногда опару готовили вечером на реке при звёздном

    небе.

            Современный способ приготовления опары таков:

  1. В тёплой воде разводишь дрожжи.
  2. Постепенно добавить воду или муку.(вода+молоко1:1)
  3. Замешивают в деревянной или эмалированной посуде.
  4. Ставят в тёплое место, накрыв полотенцем.
  5. Опара увеличиться в объёме в 2 – 3 раза,
  6.  после этого добавляют оставшуюся муку, соль и  прочие компоненты и ставят в тёплое место.
  7. После этого, как поднимется тесто приступают к выпечке.

                      Выпечка блинов.

  1. Сковороды берут чугунные.
  2. Их ставят на огонь, дно посыпают солью, прокаливают и протирают сухой чистой тряпкой.

(Сковороды не моют, а чистят).

  1. Раскалённую сковороду смазывают растительным или свиным несоленым маслом.

    Для помазки используют кусок сырой картофелины наколотый на вилку.

  1. Блины едят «с пылу с
  2. жару».
  3. К блинам подают растопленное сливочное масло, икру, сметану, красную рыбу, варенье, мёд.

         

                         

                            РУССКИЕ БЛИНЫ.

         350г. – муки

         1,2шт. – яйца

         0,5 л. – молока или воды

         20г. – сахара(1чайная ложка)

         25г. – сливочного маргарина

         10г. – соли

         25г. – дрожжей

      В тёплой воде(30 – 40градусов)  сахар, соль, дрожжи,

    муку, яйца размешать и добавить растопленный жир и поставить на 3,4часа.

                      Или

       Всё тоже, только изменив 400г. – молока, 10г.- сливок,

     50г. – сливочного масла.

       Взять половину муки, молока, 1/3сахара, дрожжи.

   Приготовить опару и дать ей подойти. Затем добавить подогретое молоко, яичные желтки, соль, сахар, муку.  

      Через 1-1,5часа добавить растопленное сливочное масло и дать подняться тесту.

       За 15-20минут до выпечки в тесто добавить сверху вниз взбитые белки и сливки.

                         

                          БЛИНЫ ЦАРСКИЕ.

       5стаканов – пшеничной муки

       4стакана – молока

       1,5стакана - густых сливок

       200г. – сливочного масла

       6шт. – яиц

       50г. – дрожжей

       2ст. ложки – сахара

       Соль по вкусу(но не более 1 столовой ложки)

      Приготовить опару из 3стаканов муки, 3стаканов

молока и дрожжей. Далее готовить, как русские.

         

БЛИНЫ СМЕТАННЫЕ

       3неполных стакана – сметаны

       3стакана – пшеничной муки

       5  -     яичных белков

       50г. – сливочного масла

       1стакан - воды

       30г. – дрожжей

       1стакан - гречневой муки

       1ст.ложка – сахара

       1стакан – молока

        Соль по вкусу

    Вылить 1стакан тёплой воды, размешать в ней дрожжи,

  добавить всю гречневую муку и поставить опару.  

     В это время  сметану смешать с пшеничной мукой.                                   Охлаждённые яичные белки хорошо взбить, добавить                      размягчённое сливочное масло и смешать с пшеничной           мукой. Когда опара подойдёт, выложить её в кастрюлю с те      тестом из пшеничной муки, добавить 1стакан тёплого молока с растворённым в нём солью, сахаром и всё тесто.

хорошо взбить лопаткой. После этого можно приступить   к выпечке.

     

              Блины обыкновенные.

   75 гр.- пшеничной муки (или 40 гр.- пшеничной и 35 - гречневой)

   120-130 гр. – кислого молока

    3 гр.- соды пищевой

    1.5 гр. – соли

    5 гр. – сахара

   

 7 – 10 жира для обжарки

        1.Муку пшеничную просеять

2.Добавить соль, сахар, кислое молоко, свежие яйца

3.Всю массу взбить и выдержать 30 минут

4.Влить разведенную в теплой воде соду, снова взбить и приступить к выпечке.

                  Блины сборные.

2 стакана – пшеничной муки

3 стакана – гречневой муки

0.5 стакана – манной крупы

4 – яйца

30 гр. – дрожжей

7 стаканов – молока

2 столовые ложки – сахара

 На кончике ножа корица, соль по вкусу.

  1.  1.5 стакана пшеничной и 2 стакана гречневой

 муки  всыпать в кастрюлю

  1.   Залить 2 стаканами горячего молока, размешать,

 остудить, до комнатной температуры

 Влить разведенные в молоке дрожжи, хорошо размешать  и оставить в теплом месте, подходить

    Сварить на молоке жидкую манную кашу, без комков

  1.  В подошедшую опару добавить растертые

 с солью и сахаром желтки, манную кашу, оставшуюся муку, корицу, все перемешать

  1.  Белки взбить в пену и влить в тесто
  2.  Дать тесту подойти и выпекать блины.

Блины картофельные.

      7 – 8 картофелин

   

      2 стакана – пшеничной муки

 30-40 гр. – дрожжей

 4 стакана – молока

 0.5 стакана – сливок

 5 яиц, соль по вкусу

  1.  Два стакана чуть теплого молока влить в кастрюлю, размешать в нем дрожжи, всыпать

 муку и замесить тесто

  1.  Накрыть кастрюлю полотенцем, поставить в теплое место
  2.  Картофель очистить, отварить, протереть через сито и, добавить сливочное масло и сливки, тщательно перемешать
  3.  В подошедшую опару добавить картофельное пюре, соль по вкусу, растертые яичные желтки и взбить белки.
  4.  Размешать тесто, добавить оставшееся молоко и дать подойти.
  5.  Выпекать блины.

                         Блины морковные.

      2 стакана пшеничной муки

1 стакан гречневой муки

3 стакана молока

50г дрожжей

4-5 морковок( средних размеров)

3 яйца

1 столовая ложка сахара

Соль по вкусу.

1.Влить  в кастрюлю  2 стакана чуть тёплого молока,

развести в нём дрожжи,всыпать пшеничную муку,

 

замесить опару и дать ей подойти.

2.В подсолённой воде сварить очищенную морковь,

Остудить её и протереть через сито.

3.Морковное пюре выложить в подошедшую опару,

добавить растёртые с сахаром и солью желтки,

гречневую муку, молоко и хорошо перемешать.

4.Яичные белки хорошо взбить, осторожно ввести

в тесто и дать ему снова подняться.Выпекать блины

обычным способом.

        Блины овсяные.

По  1.5 стакана пшеничной и овсяной муки

3 стакана молока(или воды)

0.5 стакана сливок

3 яйца

2 столовые ложки сливочного масла

30 грамм дрожжей

Соль по вкусу

Влить в кастрюлю чуть тёплое молоко, растворить

в нём дрожжи.Смешать в миске пшеничную и

овсяную муку и ,всыпав её в кастрюлю с молоком,

хорошо размешать.Дать опаре подняться.

В подошедшее тесто добавить растёртые солью и

сахаром яичные желтки,распущенное сливочное

масло,и всё размешать.Отдельно взбить яичные

 белки,сливки,соединить их и осторожно ввести в

тесто.Дать тесту снова подойти и выпекать блины

обычным способом.

        

                         Блины тыквенные.

        500 грамм  тыквы

        1.5 стакана пшеничной муки

        2 яйца

        3 столовые ложки сахара

        20 грамм дрожжей

        2 стакана молока

        Соль по вкусу.

        Приготовить так же ,как блины морковные.

                            Блины на соде.

        По 1 стакану пшеничной и  гречневой муки

        4 стакана молока

        3 яйца

        4 ст.л. сливочного масла

        1 ст.л. сахара

        0.5ч.л.соды

        на кончике ножа лимонной кислоты

        соль по вкусу

Высыпать всю муку в кастрюлю, развести её

тёплым молоком и, добавив яичные желтки ,

сахар, соль, растоплённое сливочное масло,

замесить тесто.

Соду развести шестой частью стакана воды,

в таком же количестве воды развести лимонную

кислоту.Соединить соду и кислоту и сразу же

(пока сода шипит)смешать их с тестом.

Яичные белки хорошо взбить и осторожно ввести в

тесто. Выпекать блины обычным способом.

        Оладьи кислые.

3ст.пшеничной муки,

2 ст. молока,

15-20 г дрожжей,

2 ст.л. сливочного масла,

4 яйца

2 столовые ложки сахара.

Приготовить опарное тесто обычным способом.

Выпекать оладьи, как и блины, но размером в

2-2.5 раза меньше.

Подать к оладьям сметану либо варенье.

        ОЛАДЬИ ИЗ МАННОЙ КРУПЫ

0.5 ст. манной крупы

1 ст.пшеничной муки

2ст.молока

50гр.сливочного масла

2яйца

1ст.ложка сахара

Соль по вкусу

Молоко вскипятить и сварить на нём манною кашу

        (без комков).В горячую кашу добавить сливочное

       Масло и хорошо размешать.Растереть 2 яичных  

желтка с солью и сахаром,выложить их в остывшую

кашу,хорошо взбить лопаткой.Затем добавить в эту

массу взбитые яичные белки и снова перемешать.

        На чистый стол высыпать муку и разровнять её

тонким слоем.Ложкой выложить подготовленную

        массу(отдельными кусками)на муку и

        сформировать из неё  лепёшки –оладья.Обжарить

        оладьи на смазанной маслом сковародке.К этим

оладьям хорошо подать мёд,сметану и варенье.

                      Блинчики «Неженка»

     2 стакана пшеничной муки

2 стакана молока

3 яйца

100 грамм сливочного масла

1 стакан сливок

2 столовые ложки

Соль по вкусу

Высыпать в миску муку, добавить растёртые с сахаром и            солью желтки, влить сливки и все хорошо размешать, чтобы  не было комков. Затем влить молоко, добавить растопленное масло, взбить белки и снова все тщательно размешать. Выпекать блинчики очень тонкими .

                Пошехонские блинчатые          

                                                        трубочки                                                          

  Для теста использовать те же продукты, что и для блинчиков «Неженка».

   Приготовить тесто, как для блинчиков тонких, но выпекать их только с одной стороны. Когда блинчики немного остынут, уложить их на жареную сторону

 слоями.Сверху на блины уложить начинку из рубленых

яиц, сваренных в крутую, и масла и завернуть каждый блинчик трубочкой. Затем сложить блинчики на сковоро-ду и снова обжарить.

        Блинница.

На широкой сковороде испечь пшеничные блины      

по любому из привидённых рецептов.В неглубокую,

смазанную изнутри маслом и обсыпанную

панировочными сухарями кастрюлю или глубокую

сковороду уложить слоями блины и фарш из ливера.

Нижний и верхний слои должны состоять из блинов.

Облить верхний слой блинов маслом,обсыпать

сухарями и запечь в духовке до румяной корочки.

Кастрюлю с готовой блинницей перевернуть на

блюдо так,чтото нижний слой блинницы оказался

сверху.

                          Блинчатый пирог.

   Использовать те же продукты, что и для пошехонских блинчатых трубочек.

  На большой сковороде выпечь тонкие блинчики.

Уложить их на дно и края смазанного маслом и

обсыпанного сухарями противня (сковороды) с

бортами высотой 3-4см.При этом блинчики нужно

укладывать внахлёст один на один к другому, а        места соединения смазывать яичным льенозом.

На уложенные блинчики положить начинку, на

неё- слой блинчиков и т.д.Лучше,чтобы каждый слой был с с разной начинкой. Верхний слой  начинки плотно прикрыть блинчиками.

Начинки плотно прикрыть блинчиками. Концы

блинчиков, лежащие на бортах противня, загнуть

вовнутрь и смазать яичным льезоном.

      Сверху пирог сбрызнуть маслом или смазать

сметаной и обсыпать панировочными сухарями.

Выпекать в духовке до образования румяной корочки. Готовый пирог опрокинуть на доску так, чтобы нижняя плоскость пирога оказалась сверху. Украсить пирог зеленью, яйцом, остатками фаршей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

Сценарий праздника в ДОУ...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....