Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
методическая разработка (11 класс) по теме

Харина Лидия Владимировна

Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в  11 классе социально-гуманитарного профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Управление образования МО ГО «Воркута»

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                           «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты

                                     

                                      Программа элективного курса

                                     «Практическая стилистика»

             (Учебный курс профильной подготовки учащихся  11 класса    

                         с ориентацией на социально-гуманитарный

                                               профиль обучения)

                                                                   

                                                                   

                                                                   Автор Харина Лидия Владимировна,

                                                                   учитель русского языка и  литературы

                                                 Воркута

                                                    2009



Предварительный просмотр:

                                                           



Предварительный просмотр:

                                          Содержание программы

            Введение.

    Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

          Функциональные стили речи.

    Понятие о функциональном стиле речи.

          Научный стиль речи.

    Научное информирование как основная функция стиля речи.

    Современные жанры научных текстов: монография, статьи, лекция, рефераты, рецензии, отчёты о научно-исследовательской работе и др. Научно-учебные и научно-популярные произведения как разновидности научного стиля.

     Особенности научного стиля. Передача максимально обобщённых, объективных знаний.

      Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи.

      Языковые средства научного стиля. Использование терминов, заимствованных слов, слов с иноязычными морфемами. Широкое использование слов с отвлечённым значением и др.

        Практическая работа №1. Стилистический разбор научного текста.

          Официально-деловой стиль.

       Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.

       Жанры официально-делового стиля: меморандум, договор, закон, указ; инструкция, справка, приказ, протокол, акт; характеристика, биография, расписка и др.

       Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах.

       Языковые средства официально-делового стиля.

          Практическая работа №2. Составление характеристики товарища.

           Публицистический стиль речи.

       Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем речи. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля речи.

       Жанры публицистического стиля речи: выступления на митингах, публичные лекции, газетные жанры (репортаж, очерк, статья, хроника), интервью, критическая статья.

        Особенности публицистики. Откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности, эмоциональность, экспрессивность публичного выступления. Проникновение в произведения публицистического стиля  элементов других стилей.

         Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии. Изобилие сочетаний, свойственных языку газет, перифраз.

        Разнообразие синтаксических конструкций, употребление обращений, риторических вопросов, восклицаний, побудительных предложений.

        Использование стилистических фигур (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация).

          Практическая работа №3. Анализ языка передовой статьи из газеты «Аргументы и факты» или «Заполярье».

           Разговорный стиль.

         Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи.

         Жанры разговорного стиля: беседа,  разговоры по телефону, личные письма, телеграммы.

         Особенности разговорного стиля речи. Речевые формы приветствия, прощания, просьбы, отказа и т.п. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимика, жесты).

          Использование разговорных и просторечных слов, повышенная эмоциональность и экспрессивность, образность.

          Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля (диалог, неполные предложения, слова-предложения).

          Влияние разговорного стиля на устные жанры научного стиля, публицистики. Использование разговорного стиля в художественной литературе.

             Практическая работа №4. Игра «Переводчик» («переводим» с разговорного языка на нейтральную речь).

              Стиль художественной литературы.

          Основная функция – воздействие через художественный образ.

          Эстетическая функция языка в художественном произведении.

          Виды и жанры художественных произведений: стихотворения, поэмы, басни, эпиграммы, оды; романы, повести, рассказы; трагедии, драмы, комедии.

          Особенности стиля художественной литературы. Индивидуальность стиля писателя.

          Звуковая организация речи в прозаическом и поэтическом художественном тексте. Стихотворная речь и её особенности.

           Изобразительная роль лексических средств. Слово в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность, экспрессивность). Употребление многозначных слов, слов в переносном значении, фразеологизмов.

          Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворения, перифраза, параллелизм, антитеза, градация, риторические обращения, восклицания, вопросы).

             Практическая работа №5. Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте художественного стиля.

            Итоговое занятие.  Комплексный анализ текста.

           



Предварительный просмотр:

                        Учебно - тематический    план   курса

№№

п/п

Разделы, темы

Кол-во

теория

часов

практ.

    Форма        

  контроля

 

1. Понятие о стилистике.

     

  1.

Понятие о стилистике и функциональных стилях речи.

      1

     

 

      2.  Функциональные стили речи. Практическая стилистика.

     

     

  2.

Научный стиль речи: функция, особенности, языковые средства. Практическая работа №1.

     

     1

Стилистический разбор научного текста

   3.

Официально-деловой стиль: жанры, особенности, языковые средства. Практическая работа №2.

     

     1

Составление характеристики товарища

   4.

Публицистический стиль речи: функция, жанры, особенности, языковые средства.

      1

     

  5.

Публицистический стиль речи. Практическая работа №3. 

     

     1

Анализ языка передовой статьи газеты «АиФ» или «Заполярье»

   6.

Разговорный стиль и его особенности. Практическая работа №4.

     

    1  

Игра «Переводчик» («переводим» с разговорного языка на нейтральную речь)

   7.

Стиль художественной литературы: функция, жанры, особенности, языковые средства.

      1

     

   8.

Стиль художественной литературы: изобразительно-выразительные средства. Практическая работа №5.

    1

Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте художественного стиля

   9.

Итоговое занятие.  Комплексный  анализ текста.

     1



Предварительный просмотр:

                                       Требования к знаниям и умениям

                                                 учащихся

               

                   Учащиеся должны знать:

  • понятие о стилистике русского языка
  • связь стилистики с другими разделами науки о языке
  • определение функционального стиля речи
  • функцию, жанры, особенности, языковые средства научного стиля речи
  • функцию, жанры, особенности, языковые средства официально-делового стиля речи
  • функцию, жанры, особенности, языковые средства публицистического стиля речи
  • функцию, жанры, особенности, языковые средства разговорного стиля речи
  • функцию, жанры, особенности, языковые и изобразительно-выразительные средства стиля художественной литературы

                   

                      Учащиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность текста
  • производить отбор и организацию языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения
  • производить стилистический разбор текстов различных стилей
  • составлять характеристику товарища
  • написать автобиографию
  • анализировать язык статей из газет
  • написать хроникальную заметку в школьную газету
  • производить замену конструкций разговорного стиля нейтральными
  • составлять диалоги («На почте», «В аптеке» и т.п.)
  • отличать публицистический стиль от стиля художественной литературы
  • сопоставлять тексты публицистический и художественный с целью выявления их особенностей
  • производить анализ использования изобразительно-выразительных средств в художественном тексте


Предварительный просмотр:

                                  Критерии оценки

                   учебных достижений школьников

          Для оценки качества деятельности учащихся используется рейтинговая

система достижений. Достижения школьников оцениваются баллами, которые выставляются в рейтинговую таблицу в конце каждого занятия и суммируются по окончанию изучения курса. При выставлении баллов за выполнение индивидуальных заданий учитываются

  • объём
  • сложность
  • творческий подход.

         Баллы за работу на занятиях, которые проводятся в форме дискуссии, выставляются как среднее арифметическое, складывающееся из самооценки, оценки учащихся группы и оценки учителя.

         Оцениваются баллами активность на занятии, организация групповой исследовательской работы, выполнение тестовых заданий и  творческих работ.

         При выполнении тестовых заданий критерии оценки следующие:

  • задание выполнено на 100 - 95% - 5 баллов
  • задание выполнено на  94 – 90% -  4 балла
  • задание выполнено на  89 -  80% -  3 балла


Предварительный просмотр:

                                                     Литература

  1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А.          

     Стилистика русского языка. Л., 1989

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988
  2. Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. Л., 1981
  3. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1983
  4. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., Вентана-Граф, 2007
  5. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. 10-11 классы. Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2008
  6. Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. М., 1976
  7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974
  8. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987
  9.  Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1987

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10 социально-гуманитарного класса

Рабочая  программа  по  английскому  языку  составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерно...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 11 социально-гуманитарного класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по  английскому  языку  составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса

Программа курса по выбору «Практическое право»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концепцией профильного обучения, а так...

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов социально-гуманитарного профиля

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных п...

Рабочая программа по физической культуре для 10 класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 уч.год

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...