История Хохломы
статья (7 класс) по теме

Филина Ирина Сергеевна

Сведения из истории хохломской росписи для учащихся кружка Русские узоры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_khokhlomy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

История Хохломы

Искусство Хохломы развивалось в среде массовых народных ремесел, которыми население Заволжья занималось с незапамятных времен. Земли здесь не были плодородными. Урожая до весны не хватало. Выручали лишь лесные богатства да умелые руки. Из дерева долбили ковши, точили блюда и чашки, вырезали ложки. развитию посудно-ложкарного дела способствовали близость к великому волжскому торговому пути, соседство Макарьевской, а позднее Нижегородской ярмарок. Как свидетельствуют археологические раскопки, первые посудные промыслы Заволжья ничем не выделялись среди других, подобных им ремесленных центров. Резные и токарные изделия покрывались льняным маслом или олифой. Такой способ изготовления деревянной посуды долго сохранялся и в среде мастеров Хохломы.

Возникновение техники «золотой» росписи, выделившей Хохлому как промысел особый, уникальный, неразрывно связано с историей края. Леса Заволжья были издавна местом глухим и малонаселенным, где находила приют самая свободолюбивая и энергичная часть сельского населения. Прикрепление крестьян к земле и усиление крепостнического гнета приводили к массовому бегству людей на эти вольные земли. Во второй половине XVII и начале XVIII столетия Заволжье приняло новый поток переселенцев, связанных с движением церковного раскола. Сюда бежали преследуемые царским правительством опальные люди Москвы, участники соловецкого бунта и крестьянских восстаний. В основанные на Керженце старообрядческие скиты были привезены драгоценные иконы, рукописные книги, предметы прикладного искусства. Среди раскольников были неопытные иконописцы, знавшие известные еще в Древней Руси приемы «золочения» дерева с помощью серебра. Эти приемы, очевидно, и послужили основой для формирования знаменитой технологии «золотой» окраски деревянной посуды, которая в дальнейшем отрабатывалась уже в условиях массового народного промысла.

Применение серебра при окраске дерева, а позднее еще более дешевого металла - олова - выгодно отличало Хохлому среди других производств токарной посуды. Оно позволяло создавать из дерева для простого народа чашки, блюда и братины, сверкающие блеском золота.

Иконописцы владели и высоким мастерством растительного орнамента, украшавшие страницы рукописных книг, которое оказало воздействие на формирование росписи хохломы.

Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основной для формирования хохломских травных узоров. Нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработанными деталями.  Некоторые мотивы были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки древних рукописей.

Таким образом, особенности орнаментальных узоров Хохломы возникли в результате слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи  и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам Древней Руси. На основе этого наследия произошло  формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с оформлением предметов быта.

Самые ранние произведения Хохломы до нас не дошли, потому что деревянную посуду не берегли. Ее выбрасывали или сжигали, как только она приходила в негодность. Сохранились лишь изделия начала XIX века. Эти изделия расписаны были с разнообразным применением  штампиков, чередуя  отпечатки  которых  можно  было декорировать   блюдо   или  традиционным  для  Хохломы   мотивом крупного лучистого солнца, создавать затейливые узорные розетки и помещать их в центре блюда или по краям. Узорами, наносимыми штампиками опоясывали наружные края чашек, располагая один за другим горизонтальные пояса из бесконечно повторяемых «репечков» волнисых линий, ромбиков и спиралей. На многих изделиях узоры, нанесенные штампиками и нанесенные кистью, чередовались.

    Искусство Хохломы глубоко проникло в быт трудовых слоев населения Заволжья, жившие своим особым миром благодаря общему занятию их населения росписью деревянной посуды.

Во второй половине XVIII века хохломский промысел завоевал уже всеобщее признание и распространился по широкой территории Заволжья. Как свидетельствую документальные материалы этого времени, в деревнях Хохломской волости делали отменно хорошую столовую деревянную посуду (чашки, братины, ложки, поставки, кандейки, солонки).

  Мастера Хохломы, как и большая часть населения Заволжья, принадлежали к числу государственных крестьян, на которых не распространялось крепостное право. Это, безусловно, способствовало развитию их личной инициативы и проявлению творческих способностей. Может быть, поэтому искусство и расцветало здесь наиболее ярко. Однако положение государственных крестьян также не было легким. Они находились под гнетом местной администрации, земской полиции и громоздкого аппарата Министерства государственных имуществ и были объектом постоянных насилий и вымогательств со стороны органов власти.

В Заволжье сравнительно рано сложились формы работы на скупщиков, превратившие промысловые районы в грандиозную мануфактуру с разделением труда между жителями различных деревень.

Токарством   занимались   по   берегам  рек,  где  стояли водяные токарни. Полуфабрикат перевозили в красильные села, а далее изделия уже в окрашенном виде отправляли на базар в село Хохлома, а затем везли на пристань в Городец, где их грузили на баржи. Четко налаженная организация производства повышала значение скупщика. Он был не только покупателем и продавцом изделий, но и своеобразным хозяином всей этой сложной системы.

Мастера хохломской росписи находились в полной зависимости от него. Почти все они были бедняками, имели маленькие смрадные лачужки-красильни, пропитанные едким запахом олифы, или работали в избах, где жили. Скупщик стремился всеми способами обобрать работника, заставлял покупать у себя белый неокрашенный полуфабрикат, краски и другие материалы по более дорогой цене, чем на базаре.

Во второй половине XIX века село Хохлома постепенно теряет свое значение как главного скупочного пункта. Возрастает роль города Семенова, оказавшегося вблизи железной дороги. Разбогатев на торговле изделиями Хохломы, многие скупщики переселялись в город, где строили каменные дома и помещения для складов. Старые кварталы Семенова позволяют представить, как он выглядел в середине прошлого века. Над улицами и площадями возвышался собор, вокруг него располагались каменные дома, а на окраинах в таинственной и мрачной тишине ютились лачуги. Оживление наступало в этом городе лишь в воскресные дни, когда из множества деревень народ приезжал на базар. Бесконечными рядами выстраивались здесь лошади и повозки с товаром. Торговля начиналась после обедни. Важно и степенно, подобно именитым боярам, выходили на площадь купцы из собора, и  толпа расступалась перед ними, освобождая дорогу. Они проходили по рядам   не   спеша,   выбирая   товар.   Каждый  из мастеров поджидал своего   хозяина,  с которым   был  связан  договором   или   долгами.                  

В   конце  XIX и  начале  XX  века в  искусстве Хохломы, как и в творческой деятельности других народных художественных промыслов наступает период упадка. Развитие капиталистических отношений усугубляло социальные противоречия, еще более усиливало эксплуатацию и подрывало экономику мелкого кустарного производства.

Деревянная хохломская посуда вытеснялась фабричной металлической и фарфоровой, дешевой и более прочной, долговечной. Цены на деревянную посуду резко упали. Кроме того, после проведения крестьянской реформы 1861 г. сильно подорожал и стал менее доступен лес.  Так понижение цены на деревянную посуду в конце концов привело к тому, что часть мастеров, разорившись, пошла просить милостыни, а оставшиеся работать на промысле вскоре оказались в полной зависимости от скупщиков. Закрывались красильни. Нижегородское губернское земство, обеспокоенное тем, что хохломские мастера не в состоянии были платить налоги, начинало вмешиваться в деятельность промысла. Оно пыталось изменить характер создаваемых изделий, приспособить их к продаже в городских магазинах. По заказам земства начинают работать специально приглашенные художники,  которые ориентировались на модное в то время в городах увлечение псевдорусским стилем и стилем «модерн». С 1902 года в Хохломе появляется московский художник А.Н. Дурново, который привез чертежи мебели «под старину» и рисунки, называемые «славянской вязью» («переплетным орнаментом»).  Эти рисунки отличались вычурными стилизованными формами и пестрой раскраской. Писать такие  рисунки по-хохломски, свободно от руки, было сложно. Поэтому в промысле началась работа по трафарету с механической обводкой непонятных для    мастеров   линий    и   форм,   чуждых    строгому    народному декоративному стилю. Так в 70-е гг. XIX в. Помимо посуды начали расписывать мебель, которую охотно покупали в России, Англии, Голландии, Франции и других странах. Расписывали столы, стулья, диваны, буфеты и т.д.

Хотя мастера и не подписывали свои изделия, до нас дошло несколько фамилий красильщиков, успешно работавших в конце XIX в. Это Л.П. Бальсунов, С.И. Семенова, братья Подогровы, семья Красильниковых.

Но искусство Хохломы не погибло в эти трудные годы. Влияние образцов «под старину» распространялось в основном на мастерские, работавшие по заказам земства. Оно почти не затронуло основную массу бедняков-красильщиков, продолжавших писать в своих жалких лачужках мотивы народной «травки».

С победой Великой Октябрьской социалистической революции начинается возрождение Хохломы, которая становится одним из самых значительных центров современного народного искусства. Еще не отгремели бои на фронтах гражданской войны, когда вместе с декретами о монументальной пропаганде, сохранении художественных ценностей и памятников старины был опубликован декрет о мерах содействия кустарной промышленности, скрепленный подписями В. И. Ленина и М. И. Калинина. Все предприятия мелкой кустарной и ремесленной промышленности были объявлены неподлежащими национализации. Мастера художественных промыслов были объединены в артели промысловой кооперации, ставшие новой формой организации труда. В марте 1919 года в списке артелей, зарегистрированных Нижегородским губернским Советом народного хозяйства, уже числятся Новопокровская, Хрящевская, Мокушинская и Семинская, на основе которых была организована фабрика «Хохломский художник». В годы гражданской войны создание  производственных   кооперативов  было  делом   исключительно трудным, поэтому первые объединения, освободившие мастеров от кабалы скупщиков и частных предпринимателей, были лишь «товариществами   по   снабжению  и  сбыту»,   вступая   в    которые мастера продолжали работу дома в старых красильнях. И все же для промысла это было время больших перемен. Вспоминая о нем, старейший мастер С. П. Веселов рассказывал: «С артелями у нас совсем новая жизнь началась. На работу как на общее дело стали смотреть. Друг к другу по мастерским стали чаще ходить. А спорили больше об одном — какие вещи в Хохломе будем делать, какие рисунки лучше пойдут. Из всего нового, что мы видели в меняющейся жизни кругом, мы поняли, что поддержка нашему творчеству будет, что найдутся люди, которые  наше умение поймут...».      

В начале двадцатых годов XX века жизнь промысла определялась деятельностью небольших семейных мастерских. На родине Хохломы, в Ковернинском районе Горьковской области, это были мастерские  братьев Ф.Ф. и С.Ф. Красильниковых в Новопокровском и братьев Подоговых - в Хрящах, Н. Г. Забродина - в Семине, Н.Ф. и Ф. Т. Смирновых - в Художихе, В. Г. Новожилова — в  Шабашах.

Большое значение в это время имела мастерская Красильниковых. Работа Ф.Ф. Красильникова была полна творческих исканий. Он создавал разнообразные композиции орнамента в росписи мебели и токарных изделий, расписывал клеенки, керамику, игрушки из попье-маше. Однако этому мастеру было трудно избавиться от воздействия ложного псевдорусского стиля, усвоенного им еще в годы знакомства с художником Дурнова. Он и сам сознавал это. Восхищаясь удачами своего младшего брата С.Ф. Красильникова, успешно сочинявшего веселые поэтичные орнаменты  в  характере  простонародной  росписи  «под листок»,  он любил повторять: «Ему легче чем мне работать, глаз у него посвежее». Преодалевая последствия чуждых влияний, этот талантливый мастер создавал рисунки своего собственного «красильниковского» письма, проявляя индивидуальность большого художника. Его произведения высоко ценил А.М. Горький.

Под руководством Ф.Ф. Красильникова начали свою творческую деятельность И.Е. Тюкалов, Я.Д. Красильников и И.Д. Смирнов. В мастерскую к нему приходил учиться и Ф.А. Бедин, возглавлявший в дальнейшей художественное руководство покровской артелью, а позднее и Художественно-промысловым союзом  Ковернинского района Горьковской области.

 По примеру Красильниковых поисками новых узоров росписи занялись и в семье Подоговых, искусству которых была свойственна особая красочность и жизнерадостность здорового крестьянского мироощущения. Им хорошо удавались рисунки с птицами на ветвях, с сочными спелыми ягодами «по черной земле». Мастерскую возглавлял Николай Григорьевич    Подогов,   обучавший   своих  братьев   Никандра   и  Анатолия. Не меньшее значение в это время имело и творчество А.М. Серова - знаменитого мастера травных рисунков,  хранителя глубоких семейных традиций орнамента с «вольными травами».                

В тридцатые годы XX века большую помощь промыслу оказал специальный Научно-исследовательский институт, организованный в Москве на основе существовавшего ранее Кустарного музея. В Хохлому часто приезжал известный и искусствовед и знаток народного искусства Анатолий Васильевич Бакушинский, ставший для художников строгим критиком и чутким другом. Беседуя с мастерами он помогал хохломичанам продлевать остатки чуждых для их искусства влияний и высоко оценивал первые поиски новых рисунков.  Особое   внимание  он   обратил   «на травную»   роспись, увидев в ее приемах большие возможности передачи красоты реальных растительных форм.

Одним из знаменательных событий для промысла была организация в 1918 году в городе Семенове «Школы художественной обработки дерева». Ее первым директором был художник Георгий Петрович Матвеев - нижегородец, воспитанник петербургского училища Штиглица. Он же был организатором семеновского Кустарно-художественного музея и первым председателем кооперативных артелей, объединивших подготовленных в школе молодых мастеров. В 1931 году эти мастера вошли в состав артели «Экспорт», на основе которой было создано объединение «Хохломская роспись». Развитию в городе Семенове росписи, резьбы и инкрустации по дереву он посветил более 50 лет своей жизни. По инициативе Матвеева в школу были приглашены потомственные  калки в печи, что позволило употреблять белила, розовую, голубую, синюю и лиловую краски. Дает свои положительные результаты и переход на травную роспись, учившую активнее наблюдать природу. Наряду с предельно строгими обобщенными мотивами «трав» в орнаменте появляются более конкретизированные изображения ягод земляники, смородины, малины, цветов колокольчика, ромашки, черемухи. Это обогащало творческие возможности мастеров. Особенно смелыми и плодотворными оказались опыты создания новых мотивов и применение «холодной» окраски у Анатолия Григорьевича Подогова. Мастеру давно хотелось написать белые цветы черемухи, которыми он каждую весну любовался из окон мастерской. Сначала он исполнил рисунок на чаше, поместив белые цветы на серебристом фоне. Вскоре этот же рисунок, но покрупнее он выполнил на мебельном гарнитуре, назвав свою роспись «Скворцы».

Большие   достижения   в    искусстве Хохломы были отмечены в 1937 году на выставке «Народное творчество», состоявшейся в залах Государственной Третьяковской галереи в Москве. Здесь были показаны работы многих художественных народных промыслов, в том   числе   Палеха,   Мстеры,   Федоскина. Народные  мастера были привлечены и к оформлению выставки. Перед ними была поставлена весьма ответственная задача расписать строгие и простые порталы зала, где экспонировались их произведения. В дни подготовки выставки галерея была превращена в Экспериментальные мастерские народного творчества. А.В. Бакушинский об этой работе писал: «От производства малых вещей мастера перешли к решению архитектурно-декоративных задач. Задачи в целом решены удачно, а некоторые блестяще. Порталы превратились в превосходные экспонаты выставки».                        

К числу бесспорных удач относятся два портала, расписанные хохломскими мастерами. Один на тему «Весна» со скворцами на ветвях цветущей черемухи, другой - «Осень» со спелыми плодами и ягодами. Автором композиции «Весна» был А.С. Подогов. Его роспись прозвучала как прекрасная весенняя  сказка. К выставке были подготовлены росписи на мебели Ф.А. Бедина и Н.Г. Подогова, ваза с ягодами земляники Ф.А. Бедина, серия чашек с традиционной хохломской травкой А.М. Серова. Успешно выступил на выставке и молодой коллектив мастеров из города Семенова. Особенно отличились Я. Д. Красильников и И. Д. Смирнов, не меньшим успехом пользовались и росписи    А.П. Кузнецовой.

Второй упадок приходит в  годы Великой Отечественной войны, когда многие мастера Хохломы встали в ряды защитников Родины, сражались в Советской Армии или работали на оборону страны. Старшее поколение художников, оставаясь на родине промысла, проявляло заботу о сохранении драгоценного традиционного мастерства.   Рисунки,   унаследованные   от   отцов   и  дедов,   были собраны в альбомы, выполнение которых взял на себя Н.Г. Подогов со своей дочерью А.Н. Подоговой. Альбомы были закончены ко Дню Победы. Тяжелые утраты понесла Хохлома в годы войны. В боях  на

Днепре    погиб    А.Г.   Подогов   -     талантливый    автор    росписи знаменитого портала «Весна». Не стало А. М. Серова, С.С. Юзикова, И. Е. Тюкалова, Я.Д. Красильникова. Многие другие мастера не вернулись с фронта.

Сразу   после   Победы в Великой Отечественной войне ведущие художники промысла взялись за воссоздание его коллектива. Ф.А. Бедин, Н.Г. Подогов, Г.П. Матвеев начали занятия с молодежью и подготовку к выставкам народного декоративного творчества, посвященным великой Победе, на которых Хохлома смогла снова выступить как сильный творческий коллектив. В этот период увлечение «травным» орнаментом уступает место поискам новых рисунков в технике «под фон», позволявшей сделать роспись более богатой и праздничной. Многие произведения в это время выполняются на красном киноварном фоне, с золотым узором и торжественным сочетанием киновари и золота. В орнаменте повышается значение графической прорисовки мотивов. Ф.А. Бедин, Е.Ф. Сенникова, У.С. Булганина, 3.Ф. Киева, Н.А. Чикалова, А.П. Савинова и другие создают декоративные вазы и панно с эмблематикой Советского государства и символичными изображениями Красной площади  и Кремля. Новое звучание росписям Хохломы придавал и выбор мотивов орнамента, в котором появляются изображения спелых колосьев, веток, отягощенных плодами, гроздей винограда и пышных цветочных гирлянд, символизирующих праздничность и изобилие. В сороковые и пятидесятые годы в искусстве промысла уже отчетливо выступают два самостоятельных направления, в каждом из которых по-своему живут общие художественные традиции. Одно из них было связано с творчеством мастеров Ковернинского района Горьковской области, другое - с произведениями семеновской Хохломы.

У художников Семенова постепенно проявляется свое, особое понимание   орнамента,   связанное   с   формированием  их  вкусов  и  интересов в условиях города и обучением в художественной профтехшколе. Им свойственно стремление придать росписи графическую утонченность, а изделиям — более сложные замысловатые формы и богатство декоративного оформления.

Мастера, работавшие на родине промысла, противопоставляли этим тенденциям увлеченность поэтической красотой полевых трав и цветов, умение видеть красоту в душевности и простоте рисунка. Их росписи сохраняют традиционную для Хохломы живописность и цветовую сочность узора.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;   - развивать художественный вкус;   - воспитывать интерес к народным промыслам:  ...

Золотая хохлома

На данном уроке происходит    знакомство  учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Практическая работа Графика. Хохлома.

Данная практическая работа по компьютерной графике позволит не только разнообразить деятельность учащихся, но и познакомит их народным творчеством: Хохломской росписью. Такую работу можно провести как...

Золотая хохлома

Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....

Сопровождающие материалы к некоторым темам по изобразительному искусству. "Хохлома", "Как расположить узор на посуде Хохлома", "Роспись пасхальных яиц", "Кружево"

Используя данный материал, учитель может объяснить материал, дать подробные указания по созданию рисунка....