Программа по туризму
рабочая программа (6 класс) по теме

Мичкин Олег Владимирович

Рабочая программа внеурочной деятельности  юных туристов-экологов   на базе ГБОУ ООШ с. Малый Толкай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_turizm.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

бСтаропохвистневский филиал «Эврика»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной  школы с.Подбельск муниципального района Похвистневский

 Самарской области

Рабочая программа внеурочной деятельности

юных туристов-экологов

на базе ГБОУ ООШ с. Малый Толкай

2013

Пояснительная записка к программе

Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и умеющей активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.. Эту цель нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Работая по данной программе, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике. Экологическое

образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек –часть живой природы; его назначение –познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических  проблем. Чем всестороннее и полнее будет развито экологическое образование, тем оно будет интереснее и поучительнее.

Одним из таких проблем села Малый Толкай, которую можно решить без привлечения больших финансовых средств с участием детей села являются проблемы экологического характера:

  1. загрязнение бытовыми отходами окраины леса и берегов реки села М.Толкай, которые  находятся в 3 км от села и
  2. свалка, которая находится недалеко, в 500 метрах от домов.

Цель программы:

формирование экологической культуры школьников и культуры здорового образа жизни;

Задачи программы:

  • расширить экологические знания школьников, на основе природных объектов родного края;
  • обучать туристическим навыкам;
  • сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе;  
  • содействовать укреплению психического и физического здоровья школьников.

Особенности программы:

  • Объем программы  рассчитан на 216 часов в год , 6 часов в неделю.
  • Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровнем подготовки учеников 6- классов общеобразовательной школы
  • Программа включает изучение природы и экологических особенностей Похвистневского района. Программа предусматривает использование межпредметных связей со школьными учебными предметами:  биологией, географией,    физической культурой.
  • Программа предусматривает теоретические и практические занятия, экскурсии и походы.

Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на местности, в природных условиях.

Методы обучения:

общедидактических (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой), методов обучения предметам естетственнонаучного цикла (наблюдение, эксперимент), методов обучения основам туризма (практические работы, экскурсии, походы).

Реализация программы осуществляется через различные

формы организации учебно-познавательной деятельности: акции, викторины, беседы, игры,   проектные и исследовательские работы, ктд, трудовой десант, экскурсии, походы, конкурсы и соревнования.

Принципы реализации программы:

доступность и наглядность принципы индивидуализации и гражданственности, системности  и последовательности, сознательности и творческой активности.

Формы оценки знаний учащихся.

Текущий контроль:

викторины;

тесты;

самостоятельные работы;

доклады;

участие в походах, в районных и школьных турслетах.

Итоговый контроль:

поход;

школьный турслет.

районная экологическая конференция

районный школьный турслет.

Планируемые  результаты.

Обучающие смогут:

описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную информацию о нём, используя инструменты ИКТ; 

описывать и объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений;

находить в разных источниках информацию;

 приводить примеры использования и охраны природы, адаптации

человека к условиям окружающей среды; 

соблюдать технику безопасности на тренировках , походах и экскурсиях;

разводить разные типы костров, соблюдать технику пожарной безопасности;

устанавливать палатку;

описать принцип работы компаса;

ориентироваться на местности (с топографической картой , без карты, по компасу);

применить  виды туристических узлов на практике;

оказывать доврачебную помощь, знать состав туристической аптечки.

Тематическое планирование.

     

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие занятия

      Практические

занятия

В поме-

щении

На местности

1

Введение

Техника безопасности при проведении занятий, походов.

1

1

-

2

Понятие о биосфере

2

2

-

-

3

Понятие экосистемы

14

2

14

4

Туризм и охрана природы

2

2

5

 Экологические проблемы села

12

3

9

6

Оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

10

2

8

7

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка. Выполнение нормативов ОФП, СФП.

38

17

21

8

Туристско-бытовые навыки. Основы безопасности в природной среде

14

6

8

9

Туристическая подготовка

41

6

2

33

10

Установка и снятие палатки

Туристические узлы

4

22

2

10

2

12

11

Индивидуально-групповая проектная деятельность

20

2

10

8

12

Туристические слеты и соревнования

12

12

13

Подготовка к летнему походу

6

3

3

-

14

Экскурсия (лес,река)

7

-

7

15

Должностные обязанности в походе

3

3

16

Однодневный летний поход

10

10

                                ИТОГО:

216

52

87

77

Учебно-тематический план.

     

п/п

Тема занятия

Количество часов

УУД

Всего

Теорети-

ческие занятия

    Практические

занятия

В поме-

щении

На местности

1

Введение, техника безопасности

1

1

-

-

Познавательные

2

Понятие о биосфере совокупность всех живых организмов планеты

2

2

-

-

Познавательные

3

Понятие экосистемы

14

Живые и неживые компоненты среды обитания

1

1

Познавательные

Микроэкосистема  лес, озеро и.т.д.

1

1

Познавательные

Экскурсии (в лес, на реку)

12

12

Все 4 компанента

4

Туризм и охрана природы

2

2

Познавательные

5

Экологические проблемы села

12

Провести исследование сбор информации

1

1

Познавательные регулятивные

Составить план работы

1

1

Коммуникативные регулятивные

Составить карту экологической ситуации села

1

1

Коммуникативные

Трудовой десант

9

9

Коммуникативные  личност

6

Оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

10

Потертости. ожоги, переломы, вывихи, тепловой удар- профилактика

1

1

Познавательн

Транспортировка пострадавших

Оказание помощи при вывихе.

Переломах  ожогах

9

1

8

Познавательны коммуникат

7

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

38

Преодоление полосы препятствий

4

4

Коммуникативные  личност

Бег по пересеченной местности

2

2

  личностные

Подвижные и спортивные игры

30

15

15

Коммуникативные  личност

познаввате

ОРУ без предметов, с предметами

2

2

Коммуникативные  личност

8

Туристско-бытовые навыки.

14

Личная гигиена туриста

2

2

Познавательн

личностные

Личное снаряжение и уход за ним

2

2

Познавательн

Ремонтный набор

2

2

Познавательн

Организация биваков

2

2

Познавательн

Туристические костры

2

2

Познавательн

Питание

2

2

Познавательн

Правила поведения туристов

2

2

Познавательн

личностные

9

Туристическая подготовка

41

План, карта, топознаки

6

2

4

Познавательн

Компас ориентирование по азимуту, измерение расстояния

29

2

2

25

Познавательн

Ориентирование на местности

6

2

4

Познавательн

10

Туристическая палатка

4

2

2

Познавательная коммуникативные

Туристические узлы

22

10

12

Познавательная личностные

11

Индивидуально-групповая проектная деятельность

20

2

10

8

Регулятивные

Познавательные коммуник

12

Туристические слеты соревнования

12

12

личностные

13

Подготовка к летнему походу

6

3

3

-

познавательные

14

Экскурсия  (лес, река)

7

7

коммуникативные

15

Должностные обязанности

3

3

познавательные

16

Однодневный летний поход

10

10

Коммуникативные личносн

                                ИТОГО:

216

30

52

134


Список литературы

Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. Алексеев А. А. —М., 2006.

Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010. .

Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред.

А.Т.Смирнова.  М., 2007.

Туризм и спортивное ориентирование. Составитель В. И. Ганопольский. Москва «Физкультура и спорт»1987.

Бардин К.В. «Азбука Туризма». Пособие для учителей, руководителей туристических походов в школе. М., Просвещение 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»

Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена  на главный ориентир современной школы -  воспитание полноценной личности: акт...

Программа по туризму 1-4 классы "Юные туристы"

Программа рассчитана на 33 часа в первый год обучения и 34 часа во второй, третий и четвертый год обучения. Делится на разделы и темы.Программа охватывает основные вопросы теории и методики туристичес...

Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения

"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...

Программа кружка "Туризм"

Программа предназначена для работы с детьми 13 - 14 лет, знакомство с родными краями...

программа "Пешеходный туризм"

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.Программа для учащихся 5-9  классов.  Введение. Общее ухудшение   экологического состояния окружающей среды, интенсификация учебного процесса в школе, н...

образовательная программа по туризму

образовательная программа педагога дополнительного образования направление "Туризм"...