Внеклассное мероприятие "Холокост"
классный час по теме

Поколениям, пришедшим в мир после  Второй мировой войны, уроки огромной беды, не то, чтобы забылись, но как-то уходят на второй план. Холокост – это одна из самых трагических страниц того периода. Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь между тем, эту категорию мирных граждан можно несколько расширить. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших у нас не принято говорить, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших. Лично мне еще не встречалось обстоятельных исследований на тему об уничтожении детей на территории Латвии. Однако зачастую эти маленькие узники, едва в своей жизни научившись произносить отдельные слова и еще неуверенно стоя на ногах, содержались без должного ухода и надзора, их так же убивали, над ними так же издевались, их условия содержания в лагерях ничем не отличались от условий содержания взрослых…

Благодаря исторической памяти, у педагогов имеется возможность формировать морально-нравственные качества обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пятыгина Римма Викторовна

День памяти жертв Холокоста

Классный час «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

        Цель: создать условия для формирования ценностных ориентаций  в ходе ознакомления с важными историческими событиями, на примере темы холокоста.

        Задачи:

  • Познакомиться с историей детей в рамках геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны;
  • формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формировать межнациональную терпимость;
  • развивать умение анализировать, использовать знания, полученные на уроках, делать выводы и обобщения.

        Оборудование:

  • ПК
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Компьютерная презентация
  • Флешка

Эпиграф:

Они с детьми погнали матерей

 И яму рыть заставили, а сами

 Они стояли, кучка дикарей,

 И хриплыми смеялись голосами.

 У края бездны выстроили в ряд

 Бессильных женщин, худеньких ребят...

 Нет, этого я не забуду дня,

 И не забуду никогда, вовеки!

                                                    М. Джалиль [ 5 ]

I. Организационно-мотивационный этап.

II. Этап изучения нового материала и актуализации имеющихся знаний.

Учитель: Поколениям, пришедшим в мир после  Второй мировой войны, уроки огромной беды, не то, чтобы забылись, но как-то уходят на второй план. Холокост – это одна из самых трагических страниц того периода. Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь между тем, эту категорию мирных граждан можно несколько расширить. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших у нас не принято говорить, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших. Лично мне еще не встречалось обстоятельных исследований на тему об уничтожении детей на территории Латвии. Однако зачастую эти маленькие узники, едва в своей жизни научившись произносить отдельные слова и еще неуверенно стоя на ногах, содержались без должного ухода и надзора, их так же убивали, над ними так же издевались, их условия содержания в лагерях ничем не отличались от условий содержания взрослых…

Ученик 1: 

Замученных, отравленных 'Циклоном',

Расстрелянных, повешенных, сожжённых?

Никто не видел слёз, не слышал стонов,

Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов. Нам представить страшно,

В какую бездну их толкнули ниц.

Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,

Шесть миллиoнов - целый миp за каждым.

Шесть миллионов с будущим рассталось,

Потухло взглядов, закатилось лун,

Сердец шесть миллионов разорвалось,

Шесть миллионов отзвучало струн.

А сколько не свершившихся открытий,

Талантов? Кто узнает их число?

Шесть миллионов оборвалось нитей,

Шесть миллионов всходов полегло.

Как объяснить 'шесть миллионов' дeтям?

По населенью - целая страна,

Шесть миллионов дней - тысячелетья

Шесть миллионов жизней - чья вина?

Как вышло так: прошли десятилетья,

И через реки крови, море слёз

То тут, то на другом конце планеты

Подонки отрицают Холокост? [ 8 ]

 Учитель: Человеческая память коротка - уроки прошлого забываются слишком быстро. Но о  трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не

напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего. И сегодня наш урок Памяти посвящён страшным событиям Второй мировой войны, которые принесли горе и страдания многим народам мира. И название этому событию - Холокост.

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. λοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев  во время Второй мировой войны. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа.

Ученик 2: В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид еврейского народа – Адольф Гитлер.

 Ученик 3: В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Евреям  запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей: мужчины, женщины и дети.

Учитель: (итал. ghetto) - часть города, в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в "лагеря уничтожения".                                    

               

Ученик 1: Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев. На территории СССР крупнейшими гетто были Львовское гетто (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минское гетто (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

Ученик 2: Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.  Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям.  Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

  Ученик 3:  Война создала гетто,

  война забрала гетто.

  Я спрашиваю: «Где ты?» –

  нет мне ответа.

  Нет мне давно удачи

  в это дождливое лето,

  ведь глаза, словно тучи, плачут

  над расстрелянным гетто.

  Словно ступаю по пеплу

  родственников невинных,

  раскручивая киноленту,

                    снятую до половины.                    

                                                              Потоцкий Игорь Иосифович [ 9 ]

Ученик 1: Переселение в гетто   (Ефим Туник)

Июльское солнце висит прямо над головой. По раскаленным от зноя улицам медленно двигаются люди с узлами и посудой. Старики, женщины везут на тележках свой скарб. Бахрома скатерти волочится в уличной пыли. Переселение.                                  

На стенах домов белеет приказ коменданта: «Все жиды должны до 1 августа переселиться в гетто. За невыполнение приказа – смертная казнь.»

Гетто. Мы, дети, пристаем с расспросами к взрослым, и никак не поймем, что это за слово – «гетто». Зачем понадобилось немцам переселять людей с места на место? Оптимисты утверждают, что ничего страшного в этом нет. Немцы любят порядок и не любят евреев, что ж, переживем и в гетто.

…Дедушкин дом попал в район гетто – почти все наши переселились туда.

По ночам мы крепко закрываем ставни и двери. Дедушка кладет рядом с собой топор и лом. Мурза захлебывается от лая. Она пока уцелела. Почти всех собак перестреляли немцы, но у нас во дворе они еще не были.

Крики и выстрелы раздаются каждую ночь. Недалеко от нас вырезали всю семью. Утром мы с ужасом ходили по комнатам. Кровь, перья, выброшенное из комода белоснежное накрахмаленное белье и запах – запах смерти. В сенях – старик-отец с рассеченной головой, в спальне – его дочь и маленькая внучка в люльке.

- Боже мой.

- За что?

- Кто – грабители, бежавшие из тюрем, немцы?

Старики кивали головами – такого не было даже при поляках в двадцатом году. Плохо, совсем плохо. Плач стоит на тихой Заславской улице. Каждый день хоронят, каждую ночь режут снова. И так на всех улицах гетто, особенно в районе еврейского кладбища.

Кто мог подумать, что это только начало, начало невиданного планомерного убийства ни в чем не повинных людей. [ 10 ]

Ученик 2:Жизнь в гетто (Ефим Туник)

Вокруг гетто выросли проволочные заграждения. Вход и выход – только с конвоиром. Каждый день новые приказы. За неисполнение – одно наказание – расстрел. Всем евреям нашить на платья, кофточки и пальто круглые латы желтого цвета диаметром десять сантиметров. Пришить наглухо, а не приколоть. Ходить только по мостовой, строем и под конвоем. Юде, жид – ты не человек. Утром – на работу, вечером – измученные, голодные – в гетто.

Биржа труда, полиция, бункер – входили в нашу жизнь новые слова, полные ужасного смысла.

Рихтер – оберштурмфюрер – не дай бог, дети, попасть ему на глаза.

…Каждый день на Юбилейной площади он лично расстреливает людей, особенно любит убивать молодежь.

Мы идем на площадь – на земляном фундаменте старого дома свежая кровь, вокруг валяются лохмотья одежды, гильзы. Смерть стала обычной вещью.

Мы подходим к убитым, смотрим на вытекший мозг, белое – как полотно – лицо, скрюченные пальцы.

Днем пусто на улицах гетто. Полиция и гестаповцы устраивают облавы, укрывающихся от работы увозят в гестапо или сажают в бункер. Оттуда еще никто не вернулся.

Мы с Вэлвулом обегаем за день все гетто. Мама его умерла, сестру увели на работу.

…Вечерами до нас доносятся звуки музыки, работает кино. Неужели люди еще могут гулять, смотреть кино? Погода стоит чудесная, такого лета давно не было. Солнце уходит к горизонту. Как пахнет травой, цветами! Мы с тоской и любопытством смотрим за колючую проволоку – там люди ходят без лат, ходят куда хотят, смеются.

Каждое утро папу уводят в колонне на работу. Вечером я жду его у ворот гетто. Вот идет наша колонна. Низко опущены головы. В руках банки, котелки. Папа передает мне котелок. Там суп. Это папин обед. Конвоир должен довести колонну до Юбилейной площади и там отметить на бирже, что все пришли. Только после этого мы идем домой.

…Прошел почти год, как мы живем в гетто. Иногда мне кажется, что мы никогда иначе и не жили.

Дважды за это время попадали мы в погромы. Обычно, рано утром гестаповцы и полицейские оцепляли часть гетто и уничтожали там всех жителей. К вечеру убийцы убирались и милостиво разрешали всем спрятавшимся перебраться в уцелевший район гетто.

Гетто становилось все меньше и меньше. Неумолимо сжимались его границы, и так же неумолимо приближалась смерть.      

Нам пока везло. [ 10 ]

Ученик 1:   Вот уже догорело лето

  и последний рассвет над гетто.

  Вот колонна из обреченных,

  по бокам ее двадцать черных

  злых сподручников Асмодея...

  Как земля этих носит злодеев!  

 

Ученик 2:  Двести восемьдесят евреев -

  двести восемьдесят душ и тел -

  под охраной бредут злодеев

  не куда-нибудь - на расстрел!

  Двести восемьдесят пар ног

  за последний бредут порог.

  Двадцать пар сапог полицаев

  по земле равнодушно скользят,

  у их старшего - у Грицая -

  на лице проступает АД. [ 9 ]

Ученик3: В 1942 г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями.

Учитель:                    

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.

        Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей.

Ученик 1:Женщины и мужчины… Нет, не могу уснуть!

Новая годовщина. Тот же кровавый путь…

Женщины и мужчины… Кто вас? За что? Почему?

Как же так – без причины? Нет, не пойму! Не пойму.

Женщины и мужчины. Ночь. Обыватели спят.

Едут газвагены. Трубы. Трубы дымят и дымят.

Женщины и мужчины. Мир наш охвачен злом.

Мёртвые – шесть миллионов. Ну а живым повезло?

Женщины и мужчины. Тает свеча во тьме…

Сон мой, скажи, за что же ты не идёшь ко мне?

Женщины и мужчины. Прошлого не избыть.

Боже! Великий Боже! Боже, не дай забыть! [ 3 ]

Учитель: Газваген (нем. Gaswagen), газовый автомобиль, «душегубка» — термин, используемый после окончания Второй Мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей путём отравления угарным или выхлопным газом.

  Ученик: В гетто дети умирали чаще всего от голода и болезней. Нацисты относились к этому равнодушно. Маленькие дети, по их мнению, не представляли особой ценности — их нельзя было использовать в качестве рабочей силы. Детей, наряду со стариками, инвалидами и больными, уничтожали в первую очередь. В Освенциме и других лагерях смерти детей сразу по прибытии отправляли в газовые камеры. Тысячи несовершеннолетних были расстреляны эсэсовцами в оккупированной нацистами Польше и на советских территориях. Часто судьбу детей решал подконтрольный нацистам юденрат. Легендарный Януш Корчак, директор детского дома в Варшавском гетто, отказался оставить своих подопечных и отправился вместе с ними в газовую камеру Треблинки. Многие дети стали жертвами медицинских опытов, которые врачи-нацисты ставили в концентрационных лагерях.

Фоном ролик №1 [ 4 ]

Ученик: Эшелон уходит ровно в полночь,

Паровоз-балбес пыхтит: - Шалом!

Вдоль перрона строем стала сволочь,

Сволочь провожает эшелон.

Эшелон уходит ровно в полночь, Эшелон уходит прямо в рай,

Как мечтает поскорее сволочь Донести, что Польша "юденфрай".

"Юденфрай" Варшава, Познань, Краков, Весь протекторат из края в край

В черной чертовне паучьих знаков, Ныне и вовеки - "юденфрай"!

А на Умшлягплаце, у вокзала Гетто ждет устало - чей черед?

И гремит последняя осанна Лаем полицая:

- "Дом сирот!"

Шевелит губами переводчик, Глотка пересохла, грудь в тисках,

Но уже поднялся старый Корчак С девочкою Натей на руках.

Знаменосец - козырек заломом, Чубчик вьется, словно завитой,

И горит на знамени зеленом Клевер, клевер, клевер золотой.

Два горниста поднимают трубы, Знаменосец выпрямил древко.

Детские обветренные губы Запевают гордо и легко:

Наш славный поход начинается просто -От Старого Мяста до Гданьского моста,

И дальше, и с песней, построясь по росту -

К варшавским предместьям по Гданьскому мосту!

По Гданьскому мосту!

По улицам Гданьска, по улицам Гданьска

Шагают девчонки Марыся и Даська, А маленький Боля, а рыженький Боля

Застыл, потрясенный, у края прибоя, У края прибоя!..

...Пахнет морем, теплым и соленым, Вечным морем и людской тщетой,

И горит на знамени зеленом Клевер, клевер, клевер золотой!

Мы идем по четверо, рядами, Сквозь кордон эсэсовских ворон...

Дальше начинается преданье - Дальше мы выходим на перрон.

И бежит за мною переводчик, Робко прикасается к плечу:

"Вам разрешено остаться, Корчак!"

Если верить сказке, я молчу.

К поезду, к чугунному парому, Я веду детей, как на урок,

Надо вдоль вагонов по перрону, Вдоль, а мы шагаем поперек!

Рваными ботинками бряцая, Мы идем не вдоль, а поперек!..

И берут, смешавшись, полицаи Кожаной рукой под козырек.

И стихает плач в аду вагонном, И над всей прощальной маятой -

Пламенем на знамени зеленом Клевер, клевер, клевер золотой!..

А.Галич[ 2 ]

Учитель: 

Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

1. Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И. Бауэр)  

2. Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.  

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.  

Вот что означает ХОЛОКОСТ. (Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста») [ 1 ]

  Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки:

 «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Мы должны помнить об этой страшной странице в нашей истории, помнить, чтобы подобного не повторилось, и мы помним. [ 5 ]

Ролик №2[ 7 ]

Почтим память жертв холокоста минутой молчания.

III. Этап закрепления.

Вопросы для обсуждения учащимися:

  • Каковы страшные уроки холокоста?
  • Ваше отношение к этой страшной странице в мировой истории?



Предварительный просмотр:

Список литературы

  1. Гай Д. Я принадлежу к «благополучному» погубленному поколению http://gefter.ru/archive/3852
  2. Галич А. Кадиш http://www.bards.ru/archives/part.php?id=17860
  3. Гарбар Д. Холокост. Стихи http://gostinaya.net/?p=4376
  4. Дети, гетто, лагерь смерти http://www.youtube.com/watch?v=35km0fOazI4
  5. Джалиль М. Избранное., 1966 г., перевод С. Липкина, изд-во: Художественная Литература http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=9277
  6. Лихачев В. Реабилитация освенцима http://www.battlefield.ru/about-holocost/stranitsa-3.html
  7. Мы помним http://www.youtube.com/watch?v=lOz6TY_0OME
  8. Рудая О. Цепочка памяти Холокоста http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977
  9. Потоцкий И. Стихи о гетто http://lit.lib.ru/p/potockij_i_i/text_0080.shtml
  10. Туник Е. Рассказы о Минском гетто http://www.lelchukfamily.com/vojna-kholokost-getto/
  11. http://www.holocf.ru/
  12. http://hronotop2012.narod.ru/holokost

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...