Математические кружки в средней школе
рабочая программа по теме

Григорьева Ольга Васильевна

Кружковая работа по математике в 9 – 11 классах

Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике, обладающих прочными знаниями по предмету, способных к творческому и осмысленному восприятию материала, собирающихся продолжить образование в учебных заведениях физико-математического профиля, а также для тех, кто хочет успешно сдать экзамен по математике за курс основной и средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская СОШ                Автор Григорьева О.В.

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

 

УТВЕРЖДАЮ
_________________

_________________

_________________

«КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ»

 Программа  математического кружка в 9 классе

Программу составила:
учитель высшей
квалификационной
категории Григорьева О.В.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

Принципы, основные идеи на которых строится программа

Данный курс предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих повышенный интерес к математике и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях физико-математического профиля, а также для тех, кто хочет успешно сдать экзамен по математике за курс основной средней школы.

Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих прочными знаниями по математике и способных к творческому и осмысленному восприятию материала.

В настоящее время целый ряд разделов  школьной общеобразовательной программы по математике рассматривается поверхностно, например, абсолютная величина числа, решения заданий с параметром, теория вероятностей и др. Именно поэтому программа курса предусматривает более подробное изучение ряда тем по алгебре и геометрии, не опережая того материала, который изучается на уроках. Она расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать задачи повышенной сложности, знакомит с различными способами их решения, т. е. углубляет знания учащихся.

Данный курс представляется особенно актуальным, так как, отведённого для изучения математики времени, не хватает для детального разбора и самостоятельного решения заданий, входящих в материалы  экзамена, даже для консультаций по материалам ГИА.

Целевое назначение программы

- вызвать интерес учащихся к предмету;

- укрепление математических знаний учащихся, полученных ими на уроке;

- расширение математического кругозора детей;

- развитие творческих способностей учащихся;

- привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.

Задачи:

- обеспечить каждого ученика практическими заданиями соответственно его силам и способностям;

- рассматривать на занятиях кружка теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;

- привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;

- на занятиях кружка подробнее рассказывать  о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизма;

- вовлекать участников кружка в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;

- проводить в течение года математические олимпиады, турниры, конкурсы для того, чтоб выявить учащихся, умеющих виртуозно и рационально использовать теоретический материал при решении задач повышенной сложности.

 Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана 1 год.

Возраст детей –  9 класс.

Режим работы: 1 раз в неделю по 40 минут.

Всего в течение каждого года 34 часа.

Контроль

Несомненно, что разные люди по-разному воспринимают математические рассуждения, решают математические задачи, или – на более поздней ступени – приходят к новым математическим открытиям, с различной лёгкостью, успехом. Нельзя отпугивать тех, кто добровольно пришёл заниматься математикой жёсткой зачётной системой. Но всё-таки хорошо поставленная внеклассная работа должна выявить и отобрать самых талантливых и способных. Олимпиада – это первый выход юных математиков на математическую арену, и вокруг них надо создать благожелательную атмосферу, оказать им внимание и квалифицированную помощь для участия в школьных, районных и областных олимпиадах.

 Особенности реализации данной программы

Внеклассные занятия с учащимися повышают и квалификацию самого учителя. Ни к одному уроку учитель так много не готовится, как к внеклассным занятиям. Уча других, он учится сам. Занятия в математических кружках, организация различных форм внеклассной работы побуждают учителя прибегать к разнообразной литературе. Руководство внеклассной работой по математике – большая работа учителя. Она требует от него любви к этому делу, большого желания работать. В настоящее время проблема в том, что не всегда есть запрос повышения уровня самообразования со стороны детей. Здесь необходима кропотливая работа и с детьми и с их родителями, разъясняющая необходимость развивать способности детей, в том числе и математические, показывать им выгоду и целесообразность этого развития.

Содержание по темам программы

  1. Рациональные выражения – 5 часов.
  2. Модуль – 6 часов
  3. Параметр  – 4 часа
  4. Координаты  – 5 часа
  5. Текстовые задачи – 7 часов
  6. Площади  – 3 часов
  7. Задачи занимательного характера, задачи на смекалку – 2 часа
  8. Конкурсы, олимпиады – 2 часа.

Формы аттестации учащихся:

Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсах, играх, олимпиадах и др;

Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

Учебно-тематический план

9 класс

Название тем

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

Рациональ-ные выражения

Исторические сведения.

1 ч

Беседа

2

Преобразование рациональных выражений

Семинар

3

Доказательство тождеств

1 ч

Практическая работа

4

Рациональные уравнения

Практическая работа

5

«Рациональные выражения требуют рациональности»

Урок-игра

6

Модули

Исторические сведения. Определение и основные свойства модуля

Лекция

7

Решение простейших уравнений с модулем

Практическая работа

8

Решение дробно-рациональных уравнений с модулем

Семинар

9

Графики линейных и квадратичных функций с модулем

Урок-исследование

10

Системы уравнений с модулем

Урок-исследование на ПК

11

«Хитрый модуль»

Турнир

12

Параметр

Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами

Лекция

13

Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметром

Практическая работа

14

Квадратичное уравнение и параметр

Практическая работа

15

Задачи, связанные с исследованием квадратного трёхчлена

Урок-исследование

16

Координаты

Исторические сведения. Декартова система координат.

Лекция

17

Координаты точки на прямой. Решение простых уравнений и неравенств с модулем.

Практическая работа

18

Координаты на плоскости. Множество точек на плоскости.

Семинар

19

Решение простых уравнений и неравенств с двумя переменными

Исследовательская работа

20

Метод координат в решении задач

Практикум

21

Текстовые задачи

Исторический материал.

 Математическая модель.

Лекция

22

Задачи на движение

Практическая работа

23

Задачи на работу и производительность

Практическая работа

24

Задачи на проценты, сплавы, смеси и т.п.

Семинар

25

Задачи с двумя возможностями рассмотрения условия

Исследовательская работа

26

Решение задач алгебраическим и геометрическим способом

Исследовательская работа

27

Решение олимпиадных задач

1 ч

Практическая работа

28

Площади

Исторический материал. Основная задача планиметрии.

1 ч

Семинар

29

Площади нестандартных фигур

1 ч

Практическая работа

30

Практическое применение умения находить площади фигур

1 ч

Урок-игра

31-32

В течение года

Задачи занимательного характера, задачи на смекалку

Практическая работа

33-34

Конкурсы, олимпиады и турниры

Районные и областные

Литература для учащихся и педагога

  1. Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», М.: Учпедгиз, 1962.
  2. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков. Пособие для учителей», М.: Просвещение, 1971.
  3. Петраков И.С. «Математические кружки в 8 -10 классах. Книга для учителя», М.: Просвещение, 1987.
  4. Журнал «Математика в школе».
  5. Газета «Математика», приложение к газете «1 сентября».
  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Просвещение, 1984.
  7. Мартин Гарднер «Математические головоломки и развлечения», М.: Мир, 1999.
  8. Иоханнес Леман «Увлекательная математика», М.: Знание, 1985.
  9. Кордемский Б.А. «Великие жизни в математике». Книга для учащихся 8-11 кл. М.: Просвещение,1995.
  10. Серия «Умникам и умницам»: «365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
  11. Материалы Всесоюзной заочной математической школы при МГУ  (методические разработки для учащихся), ВЗМШ АПН СССР, 1989, 1990.        

2011-2012 уч.год



Предварительный просмотр:

МОУ Судиславкая СОШ                Автор Григорьева О.В.

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

 

УТВЕРЖДАЮ
_________________

_________________

_________________

«ЗА СТРАНИЦАМИ  ШКОЛЬНОГО  УЧЕБНИКА»

 Программа  математического кружка 10 – 11  классы

Программу составила:
учитель высшей
квалификационной
категории Григорьева О.В.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

Целевое назначение программы — расширение и углубление знаний учащихся по математике, целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.

Задачи:

  1.  предоставить учащимся возможность реализации способностей;;
  2. рассматривать на занятиях кружка теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;
  3. привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;
  4. вовлекать участников факультатива в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;

Актуальность программы

 Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим учителем и воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им определённую сумму математических знаний, но и учить их общественно-трудовым навыкам и будить творческую активную мысль. Сейчас, когда поставлена задача укрепления связи школы с жизнью, внеклассная работа должна быть неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Надо постоянно воспитывать у детей стремление к труду, к учёбе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к посильной исследовательской работе. Для всего этого внеклассная работа даёт большое поле творческой деятельности.

В каждом классе имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на уроке. Одних учеников интересуют исторические факты, связанные с происхождением  и развитием отдельных математических понятий, других прикладные вопросы математики, использование математических приёмов в технике и на производстве.

Внеклассная работа имеет свои особенности. В то время как классные занятия строятся по единым программам, внеклассные - учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в разнообразных формах и позволяют учащемуся проявлять свой интерес к определённым видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 2 года.

Возраст детей: 10 — 11 класс.

Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу (40 минут).

Всего в течение 1 года 34 часа. Всего за 2 года — 68 часов.

Ожидаемые результаты:

  • вызвать интерес учащихся к предмету;
  • укрепление математических знаний учащихся, полученных ими на уроке;
  • расширение математического кругозора детей;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.

Основные виды познавательной деятельности учащихся:

Лекция, семинар, практикум, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Контроль

Посещение кружка – дело добровольное. Здесь не должно быть жёсткой зачётной системы и влияния результатов успешности обучения на текущие оценки учащегося. Но эффекта обучения не будет, если не давать учащимся самостоятельных работ. Успешность выполнения этих работ – показатель обученности.

Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.

Особенности реализации данной программы

Учитель, взявший на себя ответственность готовить учащихся к экзамену, должен прекрасно владеть знаниями по математике в объёме общеобразовательной школы, решать задания любого уровня по материалам ЕГЭ, уметь находить решения к тем заданиям, которые заинтересовали детей, с которыми они обращаются к учителю для консультации.

Содержание по темам программы

  1. Абсолютная величина числа – 8 часов.
  2. Задания с параметром – 7 часов
  3. Принцип Дирихле – 3 часа
  4. Метод Гаусса – 4 часа
  5. Уравнения высших степеней – 6 часов
  6. Комплексные числа – 5 часов
  7. Показательная и логарифмическая функции – 8 часов
  8. Тригонометрия – 6 часов
  9. Планиметрические задачи – 9 часов
  10. Стереометрические задачи – 6 часов
  11. Задачи занимательного характера, задачи на смекалку – 2 часа
  12. Конкурсы, олимпиады – 4 часа.

Формы аттестации учащихся:

Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсах, играх, олимпиадах и др;

Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

Литература для педагога и учащихся:

  1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр: Пособие для школьников и абитуриентов. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
    Шестаков С.А., Юрченко Е.В. Уравнение с параметром. М.: Слог, 1993.
  2. Солуковцева Л. Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Математика». Вып. 1(13)).
  3. Дорофеев Г.В. ЕГЭ 2007-2008. Математика. Суперрепетитор. М.: Эксмо,2007.
  4. Математика: ЕГЭ 2007-2008: реальные варианты. М.: АСТ: Астрель, 2007. (Федеральный институт педагогических измерений).
  5. Рязановский А.Р., Мирошин В.В. Математика. Решение задач повышенной сложности. М.: Интеллект-Центр, 2007.
  6. Учебно-методическая газета «Математика», приложение к газете «Первое сентября».
  7.  Серия «Умникам и умницам»: «365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004

Учебно-тематический план по годам обучения

10 класс

Название тем

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

Абсолютная величина числа

Исторические сведения. Любопытные факты о математике.

1 ч

Беседа

2

Определение и основные свойства модуля, решение простейших уравнений с модулем

1 ч

Беседа.

Практическая работа

3

Решение дробно-рациональных уравнений с модулем

Практическая работа

4

Графики линейных и квадратичных функций с модулем

Семинар

5

Решение квадратных уравнений с модулем

Практическая работа

6

Простейшие неравенства с модулем

Практикум

7

Графики уравнений с модулем

Семинар

8

Решение неравенств с двумя неизвестными, содержащих знак модуля.

Урок исследование

9

Задания с параметрами

Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами

Лекция

10

Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметром

Практическая работа

11

Квадратичное уравнение и параметр

Семинар

12

Задачи, связанные с исследованием квадратного трёхчлена

Урок-исследование

13

Тригонометрия и параметры.

Соревнование – игра

14

Задачи, связанные с исследованием тригонометрических уравнений

Исследовательская работа на ПК

15

«Победа над параметром»

Урок – турнир

16

Принцип Дирихле

Исторические сведения. Принцип Дирихле.

Лекция

17

Задачи на применения принципа Дирихле

Практическая работа

18

Практикум решения логических задач

Командная игра

19

Метод Гаусса

Исторические сведения. Метод Гаусса.

Лекция

20

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

Практическая работа

21

Совместные и несовместные системы уравнений

Семинар

22

Системы 3-х и более переменных

Исследовательская работа

23

Планиметрические задачи

Исторический материал

Лекция

24

Задачи на дополнительные построения

Практическая работа

25

Задачи на разбиение фигуры на части

Практическая работа

26

Задачи, имеющие несколько способов решения

Семинар

27

Задачи с 2-мя возможностями рассмотрения условия

Практическая работа

28

Задачи С4 из экзаменационного материала ЕГЭ

Практическая работа

29

Решение задач с помощью координатной плоскости

Исследовательская работа

30

Решение олимпиадных задач

1 ч

Семинар

31

Итоговое занятие по геометрическим задачам

Командная игра

32

В течение года

Задачи занимательного характера, задачи на смекалку

Практическая работа

33-34

Конкурсы, олимпиады

Районные и областные

11 класс

Название тем

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

Уравнения высших степеней

Исторические сведения. Многочлены от нескольких переменных

1 ч

Беседа.

Практическая работа

2

Треугольник Паскаля для формул сокращённого умножения

Урок-исследование

3

Уравнения от нескольких переменных

Семинар

4

Уравнения высших степеней, способ группировки

Практикум. Тест.

5

Уравнения высших степеней, графический способ.

Исследовательская работа на ПК

6

Системы уравнений высших степеней

Практическая работа

7

Комплексные числа

Исторические сведения. Понятие комплексного числа

Семинар

8

Алгебраическая и тригонометрическая формы комплексного числа

Лекция. Практикум.

9

Арифметические действия с комплексными числами

Практическая работа

10

Извлечение корней из комплексных чисел

Урок-исследование

11

«Перед комплексными числами мы не комплексуем»

Соревнование – игра

12

Показательная и логарифмическая функции

Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики

Лекция

13

Преобразование логарифмических выражений

Практическая работа

14

Показательные и логарифмические уравнения с 1 и 2-мя переменными

Исследовательская работа на ПК

15

Показательные и логарифмические неравенства с 1 и 2-мя переменными

Исследовательская работа на ПК

16

Системы показательных и логарифмических уравнений

Практическая работа

17

Системы показательных и логарифмических неравенств

Практическая работа

18

Показательные и логарифмические уравнения с параметром

Исследовательская работа

19

Показательные и логарифмические неравенства с параметром

Исследовательская работа на ПК

20

Тригонометрия

Исторические сведения. Обратные тригонометрические функции

Лекция

21

Графики и свойства обратных функций

Практическая работа

22

Способы решения нестандартных тригонометрических уравнений

Лекция

23

Метод оценки в тригонометрии

Практическая работа

24

Тригонометрические неравенства

Урок-исследование

25

Задания повышенной сложности из материалов ЕГЭ

Семинар

26

Стереометрические задачи

Исторический материал

Практическая работа

27

Задачи на дополнительные построения

1 ч

Семинар

28

Задачи, имеющие несколько способов решения

Семинар

29

Задачи с 2-мя  и более возможностями рассмотрения условия

Практическая работа

30

Задачи С2 из экзаменационного материала ЕГЭ

Практикум. Тест.

31

Решение задач с помощью декартовой системы координат

Урок-исследование

32

В течение года

Задачи занимательного характера, задачи на смекалку

Практическая работа

33-34

Конкурсы, олимпиады

Районные и областные

п.Судиславль 2011-2012 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Кружковая работа по математике в 9 – 11 классах

Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике, обладающих прочными знаниями по предмету, способных к творческому и осмысленному восприятию материала, собирающихся продолжить образование в учебных заведениях физико-математического профиля, а также для тех, кто хочет успешно сдать экзамен по математике за курс основной и средней школы.

Программа кружка предусматривает более глубокое изучение ряда тем по алгебре и геометрии, не входящих в базовый материал по предмету. Она расширяет умения учащихся решать задачи повышенной сложности, олимпиадные задачи, учит ставить перед собой проблемы и находить пути их решения.

В 9 – 11 классах, учитель Григорьева О.В., проводятся 2 кружка по математике:

  1. «Ключ к решению сложных задач» — рассчитан на детей девятого класса, проводится по пятницам в 13-00 (1 час);
  2. «За страницами школьного учебника» — рассчитан на подростков 10 – 11 классов, проводится по средам в 13-00 (1 час).

Список учеников 10 – 11  класс

Список учеников 9 класс

  1. Адеева Лиля 10б
  • Беликова Даша 9а
  1. Безродная Марина 10а
  • Груздева Люба 9а
  1. Зайцева Настя 10а
  • Дианова Поля 9а
  1. Исаков Женя 10а
  • Забавина Наташа 9а
  1. Королёв Саша 10а
  • Заведеева Надя 9а
  1. Москвин Дима 10а
  • Копылов Саша 9а
  1. Павлова Катя 10а
  • Пугачев Федя 9а
  1. Папулин Юра 10а
  • Сухов Саша 9а
  1. Петров Витя 10а
  • Третьякова Наташ 9а
  1. Юргайтис Настя 10а
  • Чеканова Аня 9а
  1. Чистяков Коля 10а
  • Чекодаева Яна 9а
  1. Кузнецова Катя 11
  • Щербаков Коля 9а
  1. Смирнова Настя 11
  • Юргайтис Ира 9а
  1. Володина Ира 10б
  • Смирнова Настя 9б
  1. Дмитриев Влад 10б

На занятиях математических кружков учитель применяет такие виды познавательной деятельности учащихся как лекция, семинар, практикум, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Результатом кружковой работы для старшеклассников можно назвать степень участия в школьной и районной олимпиадах:

Школьные олимпиады 10 – 11  класс

Школьные олимпиады 9 класс

100% участие всех членов кружка

100% участие всех членов кружка

Победители:

Победители:

1 место – Москвин Дима 10а

2 место – Володина Ира 10б

3 место – Петров Витя 10а

1 место – Заведеева Надя 9а

2 место – Чеканова Аня 9а

3 место – Сухов Саша 9а

1 место – Смирнова Настя 11

2 место – Смирнова Таня 11

3 место – Кузнецова Катя 11

Районные олимпиады 10 – 11  класс

Районные олимпиады 10 – 11  класс

1 место – Москвин Дима 10а

3 место – Заведеева Надя 9а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Программа кружка по изобразительному искусству (средняя школа)

Программа дополнительного художественного образования предназначена для работы с детьми разных возрастных групп (7-9 лет, 9-13 лет)....

Игровые формы проведения кружка по математике в 7-8 классах средней школы.

Статья посвящена вопросам организации кружковой работы по математике средствами работы над игровыми формами , о проблемах и перспективах развития. Предлагается одно занятие кружка в занимательной фо...

Математическое моделирование в средней школе

Математическое моделирование в средней школе...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются...

Опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе

В статье раскрывается опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе...

Изучение математической биологии в средней школе

     В условиях ФГОС и модернизацией школьного образования особое значение приобретает интегрированный урок. Эта технология должна активно внедряться в учебный процесс и связыват...