Эрьзя
классный час (11 класс) по теме

Зинова Любовь Николаевна

Жителям Мордовии.Прочитайте это.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erzya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадошкинская средняя общеобразовательная школа»

Читательская конференция:

                               Провела:Зинова Любовь Николаевна,

                                         учитель русского языка и литературы.

Цели: углубленное изучение жизни и творчества С.Д.Эрьзи, воспитание чувства прекрасного и обучение нормам этики, расширение понятия деятельной любви к родному краю.

Оборудование: выставки книг о жизни и творчестве С.Д.Эрьзи; книга – альбом «Степан Эрьзя», стенгазета «Великий сын земли мордовской»; грамзапись «Лунной сонаты» Бетховена, запись на доске: Аргентина, Буйнос-Айрес, 1926 – 1950 годы. Квебрачо, альгороббо. «Мои скульптуры – это мои дети. Они русские – мои дети. Вдали от Родины они зачахнут от ностальгии».

                                                                              С.Эрьзя, Аргентина, 1940-е годы.

Начинаем читательскую конференцию «Великий сын мордовской», посвящённую жизни и творчеству Степана Дмитриевича Эрьзи.

П.Черняев «Степан Эрьзя» (читает ученица ).

 Простая эрзянка была его мамой!

Он рос на земле, чтобы больше творить,

Берёзу, квебрачо, и бронзу, и камень

Заставил навек говорить.

              Он знал все страдания ХХ века,

              Разгадывать тайны и думы умел.

              Всю жизнь изучал, узнавал человека,

              Величье и гордость воспел.

… Бывал то задумчив, то весел, то мрачен…

Творенья берёг больше жизни своей.

Назвал Аргентину страною квебрачо,

Россию – Отчизной своей.

Выступление ученика.

Кузьма Абрамов в своём романе «Степан Эрьзя» ярко и интересно рассказывает о детстве будущего скульптора.

Родился Степан Дмитриевич в 1876 году в эрзянской деревне Баево Ардатовского уезда Симбирской губернии в семье потомственного бурлака. Ещё ребёнком он отличался от своего старшего брата и сестры. До трёх лет не умел ходить, передвигался только на четвереньках, научился говорить ещё позже, к четырём годам, хотя рос он крепким и здоровым. Когда подрос, по натуре своей любил уединение. Собирал на берегу реки кусочки красной и серой глины, рисовал на заборах, ковырял под берегом чёрный ил и лепил из него фигуры. Причудливые фигуры сказочных героев, зверей, птиц, портреты родных и односельчан изображал углём и кусочками сухой глины на стенах избы, на случайных клочках бумаги.

Отец Степана, бурлак, приносил из своих странствий то затейливо переплетенный корень, напоминающий человеческую голову, то какую-нибудь удивительных форм гнилушку, подобранную на берегу реки, на которой вырисовывались очертания какой-то крепости. Отец кое-как подправлял ножом свою находку, и вещь как бы оживала. Как и все мальчики, Степан рос смышлённым и хитрым. Мне запомнился один эпизод из книги.

В то время в любой крестьянской семье было голодно. Иногда мальчик брал без разрешения хлеб. Пропажа сразу обнаруживалась мамой. Степана ругали. Мать говорила, что иконы на стене всё видят, даже то, кто ест один, втайне от семьи. И вот Степан со своим другом, чтобы наесться досыта хлеба с молоком, исковыряли святым на иконах глаза. Когда мама обнаружила страшную проделку, мальчик искренне и простодушно во всём признался, не догадываясь о последствиях для любого мальчика – проказника. Влетело ему ремнём по первое число.    

Выступление ученицы.

Видя интерес мальчика к творческому труду, отец отдаёт Степана в церковно – приходскую школу соседнего села. Мальчик хотел творить. Столярная мастерская, иконописная мастерская. Алатырь, Казань … Эти скитания стали для Нефёдова большой жизненной школой. Трудно было пробиться простым людям к образованию в царской России, а уж к вершинам искусства – тем более. Но большой талант, огромное трудолюбие, целеустремлённость и воля помогли молодому человеку. В 1902 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Борис Полевой написал книгу «Степан Эрьзя». На её страницах я вычитала происхождение псевдонима скульптора. Эрзя – название одного из мордовских племён. В те годы это слово служило в Поволжье пренебрежительной кличкой для мордвы. Уже студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества Степан, стремясь лучше знать строение человеческого тела, записался вольнослушателем на медицинский факультет  Московского университета. Там он встретил сыновей крупного алатырского помещика. Они не прочь были использовать для мелких услуг земляка, застенчиво бродившего между студентами. Они так окликали его:

- Эй, Эрзя, не в службу, а в дружбу, принеси-ка, братец, с ледника ногу.

Или:

- Ну что этот мужик понимает в медицине. Эрзя и есть Эрзя.

Это больно ранило душу молодого человека. И вот тогда-то будущий скульптор и решил про себя, что если судьба пошлёт ему когда-нибудь кусочек славы, он отдаст её своему маленькому, забитому, угнетённому в царской России народу.

Поэтому он и стал подписывать свои скульптуры – Степан Эрьзя.

Выступление ученицы.

Но случилось так, что впервые это имя стало известно не на Родине, а за границей. Закончив в 1906 году училище, он без копейки денег, воспользовался случайными обстоятельствами, выехал за границу. Италия, Франция… Он тоскует по Родине, в 1914 году возвращается в Россию. Москва, Екатеринбург, Баку … Эрьзя создаёт свои знаменитые скульптуры из мрамора, но и на Родине ему живётся нелегко.

В 1926 году Эрьзя с выставкой своих лучших работ был направлен в Париж, оттуда – в Аргентину. Он остался в Буйнос-Айросе. Именно здесь он нашел две древесные породы, которые ему показались идеальным материалом для ваяния. Это квебрачо и альгороббо. Квебрачо в переводе на русский означает «ломай топор». Оно было так названо за свою крепость. Альгороббо привлекло внимание своими причудливыми наростами, достигающими огромных размеров. Вот из этих двух пород Эрьзя и создавал в течение более чем 30 лет – до последнего дня своей жизни– необыкновенные скульптуры. Вернулся он в Россию в 1950 году уже знаменитым скульптором, известным во всём мире. Ему было 70 лет. Перед отплытием на Родину его корреспонденты спрашивали:

- Почему вы не продаёте ничего, ведь предлагают за ваши работы огромные деньги?

Скульптор загадочно улыбался и отвечал:

- Я бездетный человек, это мои дети. Мне хочется, чтобы они поехали со мной на Родину, в Россию.

В свою студию в Москве он привозит скульптуры – лучшие, что он создал за полвека работы и что подарил своему  народу. В этой студии он работал до конца своих дней.

Б.Полевой описывает в своей книге об одной из последних встреч со Степаном Дмитриевичем, где великий скульптор мечтал:

- Мечтаю вот: когда-нибудь всё это отвезут на родину, в мордву…

Быть может, самой заветной мечтой великого сына мордовского народа и было прославление своим искусством своего народа, свой в недавние времена ещё глухой край…

Рассказ учителя.

Заветная мечта великого скульптора сбылась. Мордовский республиканский музей изобразительных  искусств имени Эрьзи является гордостью Саранска

Первоначальное открытие музея (до 1978 года Мордовской республикой картинной галереи имени Сычкова) планировалось в 1941 году, но состоялось лишь в начале 1960 года по улице Советской (теперь там Выставочный зал музея). Именно туда поступили работы великого художника из Государственного Русского музея, куда автор передал их в последние годы своей жизни в Москве.

В 1976 году к 100-летию скульптора было закончено строительство нового трёхэтажного здания на улице Коммунистической, а в 1985 году введена в эксплуатацию вторая очередь здания. Здесь представлена основная часть работ Эрьзи. Музей этот – центр культуры Мордовии. Здесь представлено мордовское изобразительное искусство, декоративно – прикладной отдел, где представлены образцы народной одежды мордвы, утвари, украшений. Богато представлено также отечественное стекло и фарфор.

В музее проводится научно – исследовательская, экспозиционно – выставочная и пропагандистская деятельность.

Выступление ученицы.

В прошлом учебном году, на весенних каникулах, мы с классом ездили в Саранск, в музей Эрьзи. Мне очень хотелось увидеть большую скульптуру Эрьзи, Моисея, высота которой 197см. Создана эта скульптура в 1932 году в Аргентине из одного нароста дерева альгороббо, размеры этой гигантской работы 197см х 100см х 115см. За эту работу один североамериканский мультимиллионер предлагал Степану Эрьзе десятки тысяч долларов. Скульптор отказал. Даже этот соблазн не поколебал Эрьзю, который всегда относился к материальным ценностям и богатству равнодушно.

Вглядитесь в библейского Моисея, предводителя израильских племён, который вывел свой народ из фараонского рабства сквозь расступившиеся воды Красного моря. Сколько стоишь около скульптуры и вглядываешься в черты лица пророка, кажется, что он вот – вот оживёт и заговорит с тобой своим могучим голосом.

И мне ещё понравился уголок выставки, куда нас пригласила экскурсовод таинственным шёпотом. Сказочные герои то лукаво, то мудро, то с озорством со всех сторон смотрели на нас  Баба-Яга, Кащей бессмертный, Колобок, Ведьма… И как страж порядка среди них - Леший, только, чуть–чуть мастерски подправленный резцом великого мастера кусок дерева квебрачо. Подойдите потом, вглядитесь в прекрасную работу.

В.Егоров «Эрьзя» (читает ученик).

Был корень дерева, как глыба,

         Он под землёй лежал годами.

Мы и подумать не могли бы

Что этот камень нам подарит.

               Но вот его находит мастер,

               И в руки властные берёт,

               И страстью вдохновенья мается,

               И в муках озаренья ждёт.

И вы стоите в изумлении:

Вот из бесформенного корня

На вас взглянул толстовский гений,

Нахмуря брови непокорно.

                Квебрачо, светло оживая,

               Являет мужества черты,

               О, страсть к творенью ножевая,

               Всё в силах ты, всё можешь ты!

Выступление ученицы.

С.Д.Эрьзя создал серию скульптур, посвящённых историческим лицам. Это скульптура философа Сократа, полководца Александра Невского, композитора Бетховена, писателя Льва Толстого, художника Микеланджело.

Я хочу вам рассказать о скульптуре Людвига Ван Бетховена, великого немецкого композитора. Бетховен начинает играть на фортепьяно и сочиняет очень рано, а в 18 лет, после смерти матери, - он единственный кормилец для всех своих младших братьев и сестёр. Одарённый композитор, сильный характером человек, он к 22 годам написал около 50 произведений.

Судьба его оказалась трагична. На композитора обрушивается страшное несчастье – его поражает глухота. К тому же он переболел оспой, которая обезобразила его лицо. Любимая девушка выходит за именитого графа. У него возникают мысли о самоубийстве. Но страдания человека сделались источником силы музыканта. Всепобеждающая любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.

У Эрьзи не было семьи, но у него были родные, друзья и ценители его таланта. Он был знаменитым человеком своей страны, которую он так любил. У Бетховена не было семьи. В последние годы своей жизни он проживал в одиночестве и нищете. Родные, которых он поставил на ноги, отвернулись от него. Полная глухота отделяла его от мира долгие годы. Но сколько прекрасных произведений создано великим композитором за эти годы.  

Посмотрите на скульптуру С.Д.Эрьзи. Великий композитор изображён в момент, когда он могучим взлётом воли преодолевает трагедию своей глухоты.

Он как бы обдумывает мелодию, звучащую в нём, весь погружённый в это.

Вступительное слово учителя о «Лунной сонате» Бетховена. Прослушивание этого гимна всепобеждающей силы жизни.

Выступление ученицы.

Когда мы были с классом в музее Эрьзи, экскурсовод нам подробно рассказывал об очень плодотворном и трудном для самого скульптора периоде творчества в Аргентине. Вдохновение от того, что он нашел самый лучший материал для своего творчества, деревья альгороббо и квебрачо, радость творчества окрыляли его на создание прекрасных работ. Посмотрите, пожалуйста, на его работы 1927 года «Фантазия» и «Парижанка в шляпе». Сколько надо таланта и творчества, чтобы из куска дерева убрать совсем немного и получить такие легкие, изящные работы, полные мечты, жизни и радости.

Но и под знойным аргентинским солнцем, среди тропической породы российский скульптор в причудливых извилинах чужого дерева ищет, прежде всего, образы родной страны, своего маленького талантливого народа, своих  близких, по которым он так скучает и тоскует.

Вглядитесь в портрет матери. На первый взгляд он несколько странный. Но сколько силы, энергии в этой гордо закинутой голове, во взгляде, устремлённом вдаль. Именно такой запомнил свою маму маленький мальчик в момент спасения деревни во время большого половодья, когда мужчины бурлачили на Волге. Именно такой, с развевающимися  на холодном ветру волосами, запомнил он свою маму, когда она в деревянном корыте спасала своих маленьких детей от ледяной воды. И такой он изобразил её много лет спустя, по памяти, тоскуя на чужбине по матери.

     А портрет отца? Из массы дерева на его причудливой поверхности как бы полузабытое вырисовывается в памяти это заросшее бородой волевое лицо с крупным носом и плотно сомкнутыми губами.

Вдали от Родины, на причудливой поверхности дерев с чужим, странно звучащим по-русски названием, квебрачо, Эрьзя валяет любимые черты родителей с любовью к ним, к Родине, куда он стремился все долгие годы жизни на чужбине. С любовью к России, куда он вернулся в 1950 году, где он работал последние годы жизни, и в наследство которой оставил своё бессмертное великое наследство. Великий сын земли мордовской, Степан Дмитриевич Нефёдов (Эрьзя).

Заключительное слово учителя о деятельной любви каждого человека к своей Родине.

Обобщение по мероприятию, благодарность учащимся, поработавшим над подготовкой к мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительное искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир".

Интегрированный урок  "Музыка, поэзия, изобразительно искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир"...

Урок - презентация "С.Эрьзя"

Лемтьф сембе мирса содаф скульпторти ! "Эрзянь цёра" романцта пакш( Сядонгольдень школаса)...

Классный час, посвященный юбилею С. Д. Эрьзи на тему: "Степан Эрьзя - скульптор мира!"

Классный час знакомить учащихся со страницами жизни и творчества скульптора С. Д. Эрьзи. Сопровождается презентацией "Фотоальбом С.Д. Эрьзи". Презентация имеет большой объем....

Степан Эрьзя

Литературно - музыкальная композиция о великом мордовском скульпторе...

На Родине С.Д.Эрьзи

На экскурсии...

Урок мокшанского языка "Творчество Эрьзи ."

Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой и что особенно радует, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали изве...